Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ишги_____






ки, все они укладываются в общую логику познания исторически эволюционирующих объектов, состоя­щей из трех основных стадий: 1) исторических рекон­струкций конкретных путей и стадий изменения эво­люционирующих объектов и построения на этой ос­нове своеобразных «родословных древ»; 2) построение собственно эволюционных теорий, описывающих природу и динамику эволюционных сил, и законы их взаимодействия, и 3) объяснения первого на основе второго. Весь этот комплекс методологических про­блем эволюционно-исторических исследований в на­уке находится сейчас в стадии активной разработки. (См. эволюция, развитие).

В.Г. Борзенков

ЭВОЛЮЦИЯ — направленное изменение любого процесса, системы, предмета, имеющего необратимый характер. Это изменение всегда происходит в реаль­ном (динамическом или историческом) времени. Эво­люция бывает различных видов: 1) от простого к сложному и обратно, 2) прогрессивная и регрессив­ная, 3) линейная и нелинейная, 4) стихийная и созна­тельная и т. д. Как правило, происходит постепенно, путем накопления большого количества микроизмене­ний явления. Большую роль направленные изменения играют не только в биологической, а тем более — со­циальной сфере, но и в физических и химических про­цессах, а также — в познавательной сфере. (См. изме­нение, прогресс, революция).

ЭКОЛОГИЯ — наука об отношении организмов и окружающей их среды (условий существования). Тер­мин «экология» ввел в научный обиход Э. Геккель в 1866 г. На первых этапах экология развивалась как раздел биологии: экология животных (А.Ф. Мидден-дорф, К. Мебиус), экология растений (А. Гризбах и др.). Характерными особенностями современного эта­па развития экологии является, во-первых, изучение процессов, охватывающих всю биосферу, а, во-вто­рых, взаимоотношение биосферы и человека (глобаль­ная экология, медицинская экология, социальная эко­логия). Последняя возникла в связи с резким увеличе-нием в XX в. масштабов и последствий антропогенной сОи

деятельности, ее влияния (возможно необратимого и отрицательного) на всю биосферу. Главная практичес­кая задача социальной экологии состоит в выработке рекомендаций по поддержанию оптимальных парамет­ров взаимоотношения человечества и окружающей его среды на настоящее и ближайшее и отдаленное будущее. Для современной философии науки соци­альная экология представляет особый интерес также в методологическом плане как пример комплексной (био-социальной) дисциплины, изучающей структуру и закономерности поведения сложных рефлексивных систем. (См. биология, коэволюция, социобиология).

ЭКОНОМИКА НАУКИ - область науки и практи­ки, занимающаяся разработкой методов и моделей эф­фективного экономического регулирования научной деятельности: экономического обоснования научных программ и разработок, оптимального сочетания раз­личных (государственных и частных) источников фи­нансирования науки, определение необходимой доли затрат на науку в рамках валового национального продукта и т. д. От решения этих проблем существен­но зависит не только динамика развития науки в той или иной стране, но и ее конкурентоспособность в современном мире, основанном на инновационной экономике. (См. инновационная деятельность, управ­ление наукой).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ - комплекс дисцип лин об экономической деятельности общества, охва­тывающий все ее основные сферы: производство то­варов, их обмен, распределение и потребление. Раз­личные экономические дисциплины изучают конкретные аспекты такой сверхсложной социальной системы, как экономика: национальная экономика, мировая экономика, региональная экономика, финан­сы, банковское дело, производственные технологии, маркетинг, менеджмент, торговля, экономическая эффективность и др. Как и в других науках, в теоре­тической экономике существует несколько основных парадигм, которые сосуществуют и конкурируют друг с другом в лучшем объяснении, предсказании и управ­лении экономической деятельности: классическая

модель свободной рыночной экономики, модель час­тично регулируемой государством рыночной эконо­мики, модель полностью управляемой государством (плановой) экономики, теория социально-ориентиро­ванной экономики, концепция инновационной эко­номики. Большинство из экономических парадигм по существу логически не противоречат друг другу, а находятся друг к другу в отношении дополнительно­сти. Основные категории экономических наук: эко­номическая деятельность, субъект и объект экономи­ческой деятельности, стоимость, производство, об­мен, распределение, товар, научно-технические инновации, экономическая эффективность, экономи­ческое проектирование и прогнозирование и др. (См. общество, социальная система, научно-технический потенциал, менеджмент).

ЭКСПЕРИМЕНТ — метод эмпирического позна­ния, посредством которого, воздействуя на предмет в специально подобранных условиях, исследователь целенаправленно актуализирует и фокусирует нуж­ное ему состояние, а затем изучает его на качествен­ном или количественном уровне. Если под класси­ческим языком описания в физике условиться по­нимать язык, все термины которого поддаются однозначной интерпретации данными опыта, то эк­сперимент можно было бы определить как воспро­изводимую, управляемую и классически описывае­мую ситуацию, создаваемую с целью активного воз­действия на ход изучаемого процесса и его исследования в «чистом виде». Понимание характе­ра физического эксперимента как существенно классического по своей сути (на чем настаивал Н. Бор), позволяет уяснить все своеобразие связи чувствен­ной и рациональной ступени познания, которое находит свое выражение в принципе «классичнос­ти» новой физики: как бы далеко ни выходили явле­ния за рамки классического физического объясне­ния, все опытные данные, на которых строится те­ория, должны описываться при помощи обычных «макроскопических» понятий. Слово «эксперимент» относится к такой ситуации, когда мы можем ска-зать другим, что мы делали и что узнали» (Н. Бор).

______________________________________________________________________________________ ЭКСПЕРИМЕНТ

(См. эмпирическое знание, опыт, теоретическое и эмпирическое).

Ф.В. Лазарев

ЭКСПЛИКАЦИЯ — явное определение или уточ­нение значения и смысла отдельных, широко исполь­зуемых в науке терминов, имеющих, как правило, не одно, а несколько значений (например, «вероятность», «детерминизм», «закон», «формализация», «вывод» и т. д., и т. п.). (См. определение, значение, смысл).

ЭКСТЕРНАЛИЗМ — направление в философии и ис­ториографии науки, представители которого (О. Шпен-глер, Б. Гессен, Дж. Бернал, Ст. Тулмин, Д. Гачев, Л.Н. Косарева и др.) считают, что наука и как система знания, и как социальный институт является имманен­тной, органической частью социокультуры и поэтому испытывает с ее стороны существенное влияние, как от. целого, так и от различных входящих в социокуль-туру подсистем (экономика, техника, политика, духов­ная культура). Это влияние социокультура оказывает не только на темпы и выбор направления развития научного знания, но и на содержание последнего. Например, с этой точки зрения невозможно чисто внутренними научными причинами объяснить созда­ние геометрии как теоретической системы знания в Древней Греции, ибо она явилась закономерным про­дуктом социокультуры эпохи и ее фундаментальных ценностей (Разума, Свободы, Доказательной Истины и др.). Вне обращения к социокультурному контексту невозможно объяснить научные революции, появле­ние новых фундаментальных теорий, несовместимых со старыми по целому ряду содержательных парамет­ров. Необходимо при этом отличать «грубый», социо-логизаторский экстерпализм, когда за каждой круп­ной когнитивной инновацией в науке ищут некий социокультурный вызов, и «мягкий» экстернализм, признающий за научным знанием и его развитием относительную самостоятельность по отношению к социокультурс и опосредованный характер влияния последней на научное знание (прежде всего, через общий знаниевый фон культуры). (См. интернализм, too история науки, развитие науки, фон науки).

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ — экстенсивное приращение знания путем распространения следствий какого-либо тезиса или теории с одной сферы описываемых явлений на другие сферы (предметные области).

Ф.В. Лазарев

ЭЛЕМЕНТАРИЗМ — философская концепция, утверждающая приоритет единичного, частного перед целым. С точки зрения элсментаристов, це­лое — вторично, и есть-лишь некоторая интеграль­ная характеристика суммы составляющей его час­тей. При этом возможны различные интегральные обобщения, преставление одной и той же суммы элементов в зависимости от точки зрения, угла рас­смотрения решаемой проблемы и т. п. Наиболее ярко элементаристская концепция представлена в таких науках, как математика, механика, физика и др. Эле­ментаристская концепция явилась важной состав­ной частью механицизма как философской парадиг­мы классического естествознания. В современной философии науки элементаризм рассматривается как одна из возможных и наиболее эффективных стратегий для решения огромного числа научных и практических задач. Противостоящей ей и столь же значимой исследовательской стратегией современ­ной науки для решения также значительного класса важных научных проблем является холизм. (См. ре­дукционизм, холизм, системность).

ЭМПИРИЗМ— одна из основных философских интерпретаций природы научного знания, согласно которой главным (основным) источником, основани­ем и критерием истинности любых утверждений науки является их соответствие конкретному мно­жеству эмпирических (чувственных) данных. Наи­более последовательной формой утверждения этой гносеологической позиции явилось такое течение философии и методологии науки как позитивизм. Основные представители — Дж. Ст. Милль, Р. Кар-нап, К. Поппер и др. (См. позитивизм, эмпириокри­тицизм, логический позитивизм, постпозитивизм). 287

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ - второй этап в разви­тии позитивистской философии науки (Э. Мах, А. Пуанкаре, П. Дюгем и др.), конец XIX — начало XX в. С точки зрения эмпириокритиков, их предше­ственники по позитивизму (О. Копт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль) исходили из двух неверных философ­ских предпосылок в интерпретации научного позна­ния: 1) исходным пунктом науки являются объектив­ные («чистые») чувственные данные (содержание ощу­щений и восприятий); 2) научные законы и теории получаются путем логического анализа и индуктивно­го обобщения этих данных. На материале истории на­уки эмпириокритики показали, что чувственные дан­ные в науке (данные наблюдения и эксперимента) всегда получаются и интерпретируются с позиций некоторой гипотезы и, таким образом, зависят от мышления. Следовательно, ни о каких «чистых» эм­пирических данных в науке говорить не приходится (отсюда название «эмпириокритицизм»). Во-вторых, не существует и не может существовать логики откры­тия научных законов и теорий как обобщений эмпи­рических данных. Путь от опыта к мышлению не яв­ляется однозначным. Более того, эмпирические дан­ные не всегда являются необходимым исходным пунктом выдвижения научных гипотез и теорий (ма­тематические и логические теории, теоретическое естествознание). Согласно эмпириокритикам, процесс выдвижения научных гипотез имеет творческий ха­рактер, а теории имеют чисто инструментальный ха­рактер. Их цель не в том, чтобы быть обобщением эмпирических данных. Назначение теорий в другом — быть средством наиболее простой, наиболее эко­номной систематизации и кодификации (на своем, теоретическом языке) эмпирических данных. Лучший путь для этого — логическая организация теоретичес­кого знания. Наука — наиболее экономный способ упорядочения опыта и в этом ее главное практичес­кое преимущество и предназначение. Согласно эмпи­риокритикам, предметом философии науки должно быть изучение психологических механизмов научно­го творчества, а также наиболее эффективных форм и способов организации научного знания. А. Пуанка­ре подчеркивал в конечном счете конвенциональный

характер теоретического знания. Об объективно-ис­тинном характере научного знания можно более или менее определенно говорить только па эмпирическом уровне. (См. позитивизм, эмпиризм).

ЭМПИРИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР - одна из основ­ных категорий когнитивной социологии науки, вве­денная М. Малксем и Дж. Гибертом для обозначения дискуссий (переговоров) между членами профессио­нального научного сообщества по оценке веса и каче­ства внутринаучной составляющей (эмпирических и теоретических факторов): данных наблюдения и экс­перимента, их количества и качества, объяснительной и предсказательной силы гипотезы, ее математичес­кой репрезентации и т. д. при решении вопроса о при­емлемости научной гипотезы или теории. Другой важ­ной составляющей при решении данного вопроса яв­ляется социальный репертуар переговоров. Априорно все сценарии каждого из репертуаров не могут быть заданы заранее, они — индивидуальны для каждого случая научной гипотезы и теории. Более того, как показали когнитивные социологи, они меняются со временем даже у одних и тех же участников перегово­ров по отношению к оценке степени научности, обо­снованности и приемлемости одной и той же гипоте­зы или теории. Временным итогом переговоров явля­ется выработка определенного научного консенсуса, который всегда есть результат взаимодействия как эмпирического репертуара переговоров (чем ограни­чиваются позитивисты и интерналисты вообще), так и социального репертуара. (См. социальный реперту­ар, научный консенсус, когнитивная социология на­уки).

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ- низшая ступень (уровень) рационального знания; совокупность выска­зываний об эмпирических (абстрактных) объектах, получаемая с помощью мыслительной обработки дан­ных наблюдения и эксперимента и фиксируемая с помощью определенных языковых средств (единич­ные предложения наблюдения, общие эмпирические высказывания, графики, естественные классифика- _ ции и др.). Необходимо отличать эмпирическое зна- too

ние, с одной стороны, от чувственного знания, а с другой, от теоретического знания. (См. чувственное знание, теоретическое знание).

ЭНЕРГИЯ — универсальная количественная мера движения и взаимодействия всех видов энергии (по-гречески energcia — действие). Основным свойством энергии является ее сохранение при любых превраще­ниях. В механике закон сохранения энергии (в пер­воначальной терминологии — живых сил) был открыт не сразу. Его частные случаи использовали Галилей и Лейбниц, а в общей форме он был обосно­ван Лейбницем. В придании этому закону универсаль­ного характера решающее значение сыграли исследо­вания процессов превращения теплоты в работу и обратно и установление механического эквивалента теплоты. Эти исследования в середине XIX в. выпол­нили Р. Майер, Дж. Джоуль и Г. Гельмгольц. В термо­динамике закон сохранения энергии получил назва­ние ее первого начала.

В соответствии с разными разновидностями дви­жения рассматривают различные формы энергии: механическую, внутреннюю, электромагнитную, хи­мическую, ядерную и др. Энергия системы определя­ется параметрами, характеризующими ее состояние. В технике, в частности, различают кинетическую энер­гию-^у^- и потенциальную mgh, где m — масса тела, v — его скорость, h — высота подъема, g — ускоре­ние силы тяжести.

Одним из следствий теории относительности яв­ляется закон эквивалентности массы и энергии Е = тс2, где Е — энергия, а с — скорость света. Очевидно, этот закон следует рассматривать как обобщение за­кона сохранения энергии.

Если классическая физика рассматривает любые превращения энергии как непрерывный процесс, то в квантовой механике это не так: энергия может пере­даваться только порциями, или квантами. А из реля­тивистской квантовой механики следует, что энерги­ей, причем отрицательной, обладает и физический ва­куум. (См. вещество, поле, материя). 290 Л.В. Лесков

ЭНТЕЛЕХИЯ — осуществление, явленность чего-либо изначально данного, как бы предзаложенного; пе­реход возможности в действительность, потенции в акт. Важнейший термин философии Аристотеля, им впервые и введенный. В Новое время использовался Г.В. Лейбницем в его монадологии, а в конце XIX в. — Г. Дришем при создании им системы витализма в био­логии. В XX в. термином «энтелехия» все чаще стали пользоваться при характеристике объектов специфи­чески человеческой духовной культуры и механизмов ее развития и восприятия человеком (П.А. Флоренс­кий, Э. Гуссерль и др.). Иногда понятию «энтелехия» придается предметно-онтологический смысл. Напри­мер, в системе витализма Г. Дриша она понималась как специфическая жизненная реальность («жизненная сила»), организующая поток химических реакций и физических взаимодействий в систему именно жиз­ненных, «живых» процессов и отправлений. Но сей­час этот термин все чаще используется в более общем смысле, а именно для обозначения акта реализации, осуществления чего-то потенциально предзаложенно­го. При этом имеются в виду все-таки не любые пре­вращения возможности в действительность, а такие, которые наполнены глубоким внутренним содержани­ем и ценностным смыслом. Так, у Флоренского, на­пример, Троице-Сергиева Лавра есть осуществление (или Энтелехия) самой Русской Идеи, а по Гуссерлю вся европейская культура есть Энтелехия (т. е. осуще­ствление) впервые сформулированной древними гре­ками идеи философии как науки. (См. цель, возмож­ность, действительность).

В.Г. Борзенков

\ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — теория научного познания как важнейшего и специфического вида познаватель­ной деятельности. Греческое понятие «эпистема» обо­значало «знание» (т. е. «доказанное утверждение») и имело в качестве своей бинарной оппозиции понятие «докса» (мнение — утверждение, которое могло быть истинным, но могло быть и ложным). Целью научного познания является производство именно эпистемной информации, знания (или всеобщих и необходимых истин) в отличие от обыденного, практически ути- till

литарного или других видов познания. Соответ­ственно основной проблемой эпистемологии явля­ется вопрос, а возможно ли и как возможно полу­чение необходимо-истинного и всеобщего знания. К числу основных вопросов теории научного позна­ния относятся вопросы о том, что такое научное знание, каковы критерии, отличающие его от дру­гих видов познания, виды научного знания (эмпи­рическое, теоретическое, аналитическое, синтети­ческое и др.), методы получения и обоснования различных видов и структурных единиц научного знания, критерии истинности научного знания, за­кономерности его развития и дрДСуществует ряд моделей научного познания: эНтГиристская, теоре-тистская и др. Представители первой считают ис­точником, основой и критерием истинности науч­ного знания эмпирические данные (данные наблю­дения и эксперимента). Наиболее последовательно эту модель развивали и отстаивали позитивисты (Конт, Милль, Мах, Рассел, Карнап, Рейхенбах и др.). Сторонники теоретистской модели считают ис­точником, основой и критерием истинности науч­ного знания мышление (рассудок, разум, интеллек­туальная интуиция, дедукция, мысленное констру­ирование). Ее сторонники — Р. Декарт, В. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель, Л. Брауэр и др. Попытка преодо­леть крайности эмпиризма и теоретизма в понима­нии сущности и основных проблем научного по­знания и, вместе с тем, сохранить положительное содержание каждой из них была предпринята в рамках модели, которую можно условно назвать «диалектической». Она исходит из признания рав­ноправия и взаимосвязи эмпирического и теорети­ческого знания в общей структуре научного знания. Эту концепцию, у истоков которой стоял Г. Гали­лей, разделяло подавляющее число крупных ученых (А. Пуанкаре, А. Эйнштейн, П. Бор, В. Гейзенберг, П. Капица, А. Колмогоров и мм. др.). По своей про­блематике современная философия науки являет­ся продолжением тех исследований, которые до XX в. назывались эпистемологией. (См. философия на-ппп уки, наука, научное познание).

ЭПОХЕ— познавательная установка на воздержа­ние категорических истинных суждений о предметах объективной действительности, поскольку любые суж­дения такого рода всегда делаются конкретными субъектами, которые не только не гарантированы от ошибок, но, наверняка, делают односторонние, а ско­рее всего просто ошибочные высказывания с точки зрения их абсолютной адекватности объекту сужде­ния. Каждому суждению такого рода следовало бы предпосылать вводные слова «Как мне кажется», «Воз­можно», «Вероятно», «На мой взгляд» и т. п. В совре­менном сознании на роль таких слов все больше пре­тендует выражение «как бы», необходимость обраще­ния к которому в процессе «ответственного говорения» специально обосновывается в философии постмодернизма. (См. истина, ложь, критицизм).

ЭССЕНЦИАЛИЗМ - философская концепция о соотношении знания и реальности, согласно которой знание описывает существующую реальность (ее свойства, отношения, законы). Все научные выска­зывания, могущие иметь истинностные значения, должны иметь форму ассерторических суждений («А есть В»). Соответственно, процедура установле­ния их истинности состоит в непосредственном со­поставлении их содержания (утверждающему нали­чие или отсутствие некоторого тождества между понятиями А и В) с реальным отношением их объек­тивных денотатов (Аристотелевская концепция исти­ны). Слабость эссенциализма состоит в том, что мно­гие наиболее важные высказывания науки (например, ее законы и принципы): а) не имеют характер ас­серторических утверждений; б) не сводимы к последи им; в) имеют существенно конструктивный и идеали­зированный характер и поэтому могут быть сопос­тавлены с объективной действительностью лини, косвенным и весьма опосредованным образом (с под­ключением интерпретационных предложений, фик­сации контекста, консенсуса членов научного со­общества и т. д.). Бинарной оппозицией эссенци-ализму в современной философии науки является радикальный конструктивизм. (См. конструкти­визм, истина).

ЭТИКА НАУКИ — совокупность моральных норм, регулирующих поведение ученых по отношению к: 1) научному знанию (когнитивная свобода и ответ­ственность); 2) друг другу (коммуникационная свобо­да и ответственность; 3) обществу и государству (со­циальная свобода и ответственность); 4) самому себе (экзистенциальная свобода и ответственность). Пер­вый тип морального отношения обусловлен творчес­кой, конструктивной природой научного познания и связан с когнитивной ответственностью ученого за принимаемые научные решения (ответственностью перед Истиной). Второй тип моральных отношений известен как «этос науки». Третий тип этического поведения ученых определяется мерой их ответствен­ности за развитие и применение науки перед обще­ством и государством. Четвертый тип — осознанием своего личного предназначения как ученого. Этика науки — предмет философии науки и общего науко­ведения, изучающий закономерности этического ре­гулирования научной деятельности. (См. этос науки, философия науки, биоэтика, профессиональная и со­циальная ответственность ученого).

ЭТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА - предваряющая ис­следование проверка того, связано ли исследование с риском для здоровья, благополучия и достоинства ис­пытуемых, сопоставим ли этот риск с теми выгодами, которое им может принести участие в исследовании, обеспечено ли надлежащее информирование испыту­емых и гарантирована ли добровольность их участия в исследовании. Этическая экспертиза предваряет каждое биомедицинское исследование, а в США и некоторых других странах — каждое исследование, в котором человек участвует в качестве испытуемого. (См. этика науки, этос науки).

Б.Г. Юдин

ЭТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ — структура, проводящая этическую экспертизу. В состав этического комитета входят ученые-специалисты в данной области знаний, но не те, кто так или иначе связан с исследователями; представители медицинского персонала; юристы, свя- щенники и т. п. — лица, не являющиеся профессиона-

лами. Этический комитет должен быть независим от исследователей, проект которых подвергается экспер­тизе, и от администрации научного или медицинского учреждения, в котором намечается проводить иссле­дование. Одобрение этического комитета является необходимым условием проведения исследования. (См. этика науки, этическая экспертиза).

Б.Г. Юдин

ЭТОС НАУКИ — множество этических ценностей, регулирующих отношения между членами научного сообщества в ходе осуществления ими научной дея­тельности. Одна из первых экспликаций этоса науки была предложена американским социологом науки Р. Мертоном. Он считал, что научный этос включает в себя четыре ценностных императива — универса­лизм, коллективизм, бескорыстность и организован­ный скептицизм. Позднее к ним было добавлено еще два императива: рационализм и эмоциональная нейт­ральность. Императив универсализма утверждает вне-личностный, объективный характер научного знания. Императив коллективизма говорит о том, что резуль­таты научного исследования являются собственностью всего научного сообщества и общества в целом, а не отдельных ученых или научных коллективов. Импера­тив бескорыстности означает, что главной целью де­ятельности ученых должно быть служение объектив­ной истине, а не достижение личных выгод. Импера­тив организованного скептицизма предполагает не только запрет на догматическое понимание Истины в науке, но, напротив, вменяет в профессиональную обязанность ученому критиковать взгляды своих кол­лег и свои собственные взгляды, если на то имеются малейшие основания. Ценность рационализма утвер­ждает, что ученый должен стремиться не просто к истине, а к доказанному знанию. Наконец, императив эмоциональной нейтральности запрещает ученым использовать при решении научных проблем эмоции, личные симпатии и антипатии. Научный этос — это понимание науки с точки зрения должного характера взаимоотношений между учеными. Реальное же (эм­пирическое) поведение ученых, как показывают ис­следования, существенно амбивалентно по отноше-

нию к нормам научного зтоса. Однако вне указания ценностей научного этоса, отличить науку от других социальных подсистем оказывается весьма пробле­матично. (См. этика науки, биоэтика, социология на­уки, социальная психология науки).

ЭТНОС — ландшафтная человеческая общность на базе родства языка, культуры, обычаев, традиций, устоев жизневоспроизводства, поддержания суще­ствования. Синонимичен понятию «народ», «нацио­нальность», но не «нация». Опорной точкой «нации» является «государство», «державная организация». Опорой же «этноса» выступает «язык», «традиция», утрата которых означает разложение «этнического». (См. нация, культура, общество).

В.В. Ильин

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ - совокупность дисцип­лин о позитивном праве, системе действующих юри­дических законов и норм, регулирующих все основ­ные сферы деятельности общества и государства, все главные аспекты взаимоотношений между различны­ми субъектами как носителями права. Среди множе­ства юридических дисциплин одной из важнейших яв­ляется конституционное право, дающее толкование сущности и применения основного закона государства — его Конституции. Основные категории юридических наук: субъект права, юридическое лицо, предмет юрисдикции, права и обязанности государства, права личности, безопасность личности, система судопроиз­водства и др. (См. государство, право, политика, об­щество).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.