Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕРАОГНЗМ__






ложников научного телеологизма явился Аристотель, построивший на его основе свою «физику». В XX в. сторонником телеологизма был выдающийся ученый Тейяр де Шарден. Язык целевых причин нередко используют в кибернетике для объяснения согласован­ного функционирования элементов систем различной природы. В наше время проявлением телеологизма в науке является введение антропного принципа в кос­мологических и физических моделях эволюции Все­ленной. Если исходить из метафорического характе­ра языка в целом и любого его элемента (постструкту­рализм), то понятие цели и целевой детерминации имеет такое же право на универсальное применение, как и понятие причинно-следственной взаимосвязи всех явлений или их самоорганизации, или их слу­чайного характера, также имеющих метафорическую компоненту в своем происхождении и использовании. (См. цель, детерминация, антропный принцип).

ТЕЛЕОЛОГИЯ —в общем случае такой способ понимания и объяснения явлений объективного мира и человеческой деятельности, при котором важное (иногда даже решающее) место отводится понятиям цели, функции, смысла, значения и т. д. (См. цель, целесообразность).

В.Г. Борзенков

ТЕОЛОГИЗМ — концепции в науке и научные кар­тины мира, включающие аппеляцию к понятию бога как необходимому объяснительному ресурсу для пол­ного описания происхождения и функционирования природы, космоса как целостности, а также возмож­ности их адекватного познания Человеком. Наиболь­шее и при этом гипертрофированное распростране­ние теологизм получил в средневековом познании. Однако в умеренных вариантах(деизм, пантеизм, кон­цепции предустановленной гармонии, как в мире объектов природы, так и между бытием и сознанием) широко использовался как создателями классической, так и неклассической науки (Галилей, Декарт, Кеп­лер, Ньютон, Кантор, Павлов, Тейяр дс Шарден, Уай-тхед и др.). Вопрос о возможности, необходимости и степени включения Бога в научную картину мира, со-

вместимости науки и религии принадлежит к числу самых тонких и сложных проблем современной фи­лософии науки. (См. целостность, научная картина мира).

ТЕОРЕМЫ — множество производных, в частно­сти, логически выводимых в конечном счете из акси­ом высказываний теории. Истинность теорем гаран­тируется самим фактом их логического выведения (или генетического конструирования) из аксиом либо установлением тождества их содержания некоторому подмножеству протокольных предложений данной теории. (См. теория, аксиомы, вывод).

ТЕОРЕТИЗМ — одна из основных философских интерпретаций природы научного знания, согласно ко­торой главным (основным) источником, основанием и критерием истинности (или ложности) любых утвер­ждений науки и особенно фундаментальных научных теорий (парадигм) является не их соответствие конк­ретным эмпирическим данным, а их внутренняя не­противоречивость, конструктивная полезность, при­емлемость для научного сообщества и органическая «вписываемость» (гармония) в структуру наличного (ненроблематизированного) научного знания. Основ­ные представители — Г. Лейбниц, Т. Кун и др. (См. теоретическое и эмпирическое, рационализм, истина).

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СХЕМА - некоторое множе­ство утверждений теории об основных свойствах и от­ношениях ее исходных объектов. Например, теорети­ческой схемой классической кинематики Ньютона являются три ее основных закона (закон инерции, закон взаимосвязи силы, массы и ускорения, закон равенства действия и противодействия) как полнос­тью характеризующие движение такого ее исходного объекта, как материальная точка. Понятно теорети­ческой схемы было введено в методологию науки И.С. Степиным для оппозиции позитивистскому пони­манию структуры научной теории, понимаемой толь­ко как логически упорядоченное множество ее выс­казываний без указаний на конкретный тип тсороти- ческого объекта, к которому они относятся. Благодаря

существованию в научных теориях таких конструктов, как теоретические схемы, частные научные теории не могут быть получены чисто логически из более общих теорий (например, теория движения идеального ма­ятника из общих законов механики Ньютона), так как последние описывают существенно иной тип объек­тов, нежели частные теории. Между объектами част­но-научных и фундаментальных теорий имеет место отношение конструирования объектов менее общей теории из объектов более общей теории. Благодаря различию теоретических схем частных и общих тео­рий (например, теории математического маятника, или небесной механики Кеплера, или оптики по сравне­нию с теоретической механикой Ньютона) становит­ся понятным, почему частно-научные теории могут возникать и развиваться до возникновения более об­щих теорий, и в то же время после возникновения последних, относительно независимо от них. (См. тео­рия, структура научной теории).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ- мысленный идеаль­ный конструкт (предмет), образующий непосредствен­ную предметную основу теории. Необходимо отличать теоретические объекты от эмпирических (тоже абст­рактных) объектов, а так же от чувственно-данных, а тем более —- от реальных, независимых от человека и процесса его познания онтологических сущностей («вещей в себе» или «вещей самих по себе» — Кант). Теоретические объекты создаются учеными в ходе рационального моделирования эмпирических объек­тов путем применения к последним операций абстра­гирования и идеализации. Необходимой и заключи­тельной операцией создания теоретических объектов является именно идеализация, с помощью которой (в отличие от абстрагирования) не только отвлекают­ся от определенных свойств объектов, но и добавляют к ним новые, принципиально не фиксируемые в чув­ственном опыте свойства и отношения (безразмер-ность точек; одномерность, однородность и абсолют­ную прямизну прямых линий; полное отсутствие тре­ния; полное поглощение телом подающей на него световой энергии и т. д. и т. п.). Введение в науку иде­альных объектов вызвано необходимостью построе- 245

ния логических моделей действительности. (См. иде­альный объект, идеализация, теория).

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ - уровень научного знания, лежащий между эмпирическим и метатсоре-тичсским его уровнями. Качественно отличается по со­держанию от эмпирического знания прежде всего своим предметом. В качестве (собственного) предме­та теоретического знания выступает множество иде­альных объектов, конструируемых как на основе эм­пирических объектов с помощью идеализации (мате­риальная точка, идеальный газ и т. п.), так и вводимых по определению (математические структуры). Особен­ностью теоретического знания является чрезвычайно высокая степень его логической организации, доказа­тельности большинства утверждений с помощью де­дуктивно-аксиоматического метода. (См. теория, тео­ретическая схема).

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭМПИРИЧЕСКОЕ - два ос­новных вида рационального познания. Отличаются предметом, методологическими кластерами, источни­ками, критериями истинности. Предметом эмпиричес­кого познания являются эмпирические объекты, ко­торые представляют собой результаты мысленной обработки (моделирования) результатов чувственно­го познания. В состав методологического кластера эмпирического познания входят: научное наблюдение, эксперимент, абстрагирование, индукция, обобщение, материальное моделирование, классификации и др. Источником эмпирического познания является мыш­ление, ориентированное на внешний, чувственный опыт (рассудок). Критерием истинности эмпиричес­кого знания является удостоверение научным сообще­ством его хорошего соответствия конкретному множе­ству эмпирических объектов. Теоретическое познание (и знание) качественно отличается от эмпирического по всем параметрам. Предметом теоретического по­знания является множество идеальных объектов; ос­новными методами: идеализация, продуктивное вооб­ражение, конструирование, интуиция, логическая си­стематизация, формализация, интерпретация, математическое моделирование и др. Источником

теоретического познания является свободно констру­ирующий разум, ориентированный на совершенство­вание научного знания. Критерием истинности теоре­тического знания является удостоверение научным сообществом его соответствия определенному множе­ству теоретических объектов, его эффективность в решении теоретических проблем, соответствие мета-теорстическому знанию, внутренняя гармония и спо­собность к дальнейшему росту. Эмпирическое и тео­ретическое в реальном научном познании всегда внутренне взаимосвязаны между собой прямыми и обратными связями, взаимно детерминируя друг дру­га. (См. теория, опыт, уровни научного знания).

ТЕОРИЯ — 1) мысленная (понятийно-дискурс-ная) модель реальности (в отличие от чувственно-перцептивной модели реальности); 2) идеализирован­но-логическая модель эмпирического опыта; 3) любой продукт идеальной деятельности человека (в отли­чие от продуктов его предметно-практической, ма­териальной деятельности) (см. научная теория, ра­зум, идеальный объект).

ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ - физическая тео­рия, основной смысл которой состоит в утверждении: в физическом мире все происходит благодаря структу­ре пространства и изменению его кривизны. Различа­ют частную и общую теорию относительности.

В основе частной теории, сформулированной А. Эй­нштейном в 1905 г., лежат два постулата: 1. Все законы физики имеют один и тот же вид во всех инерциональ-ных системах отчета. 2. Во всех физических системах скорость света постоянна.

Развивая эту теорию, в 1918 г. Г. К4инковский пока­зал, что свойства нашей Вселенной следует описывать вектором в четырехмерном пространстве-времени. В 1916 г. Эйнштейн сделал следующий шаг и опублико­вал общую теорию относительности (ОТО) — факти­чески теорию гравитации. Причиной тяготения, соглас­но этой теории, является искривление пространства вблизи массивных тел. В качестве математического аппарата в ОТО использован тензорный анализ и об­щая риманова геометрия.

Из теории относительности следует ряд важных следствий. Во-первых, закон эквивалентности массы и энергии. Во-вторых, отказ от гипотез о мировом эфире и абсолютных пространстве и времени. В-тре­тьих, эквивалентность гравитационной и инерционной масс. Теория относительности нашла многочисленные экспериментальные подтверждения и используется в космологии, физике элементарных частиц, ядерной технике и др.

Л.В. Лесков

ТЕХНИКА — множество материальных объектов и систем, созданных на основе научных знаний о свой­ствах, отношениях и законах функционирования со­ставляющих их элементов и подсистем, выполняющих определенные, необходимые человеку функции и опе­рации (практические и теоретические). Технику иног­да образно называют воплощением науки в «желе­зе». (См. научная деятельность, научная практика).

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ — множество теоретичес­ких и прикладных дисциплин о машинах, механизмах, устройствах и их совокупностях, способных эффек­тивно и надежно осуществлять определенные дей­ствия и операции. Основными теоретическими дис­циплинами в области технических наук являются тео­рия машин и механизмов, сопротивление материалов, теоретическая механика, системотехника, теория на­дежности, материаловедение и др. В свою очередь все теоретические и прикладные технические дисципли­ны сами основаны на использовании определенных физических, химических и биологических законов в своих моделях и расчетах. Важнейшие категории тех­нических наук: машина, механизм, эффективность, на­дежность, полезность, целесообразность, осуществи­мость, перспективность. (См. инженерные пауки, тех­нологические науки, техника).

ТЕХНОКРАТИЗМ — социально-философская кон­цепция, преувеличивающая роль техники, технологий, ученых в развитии не только материальной деятель-„._ ности человека, но и всей социальной жизни обще- с" а ства в целом. Концепциям технократизма (К. Штайн-

бух, Г. Краух, Дж. Г. Гэлбрейт и др.) противостоят, с одной стороны, концепции приоритета духовных цен­ностей в жизни общества (религия, философия куль­туры, философия жизни, экзистенциализм), а с другой, концепции сбалансированного взаимодействия техни­ческого прогресса и духовной сферы, осуществляемо­го с позиций гуманизма под контролем всего общества с помощью его демократических политических инсти­тутов. (См. коэволюция, техника, технология).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ - совокупность тео­ретических и практических дисциплин о процессах, позволяющих получить определенный продукт для дальнейшего целесообразного использования в чело­веческой жизнедеятельности. Все технологические науки заимствуют знание об интересующих их про­цессах из более фундаментальных естественных, тех­нических и социальных наук: физики, химии, биоло­гии, материаловедения, сопротивления материалов и др., если это касается материального производства, а также социологии, психологии, теории поведения, если это касается человеческих технологий (менедж­мента, масс-медиа, пиар-компании, лоббирования, об­разования и др.). Важнейшими категориями техноло­гических наук являются: полезность, эффективность, стоимость и себестоимость продукта, его потребитель­ские свойства, безопасность и надежность в исполь­зовании и др. (См. технология, техника, технические науки, менеджмент).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ - суждение, в соответствии с которым все то, что становится тех­нически осуществимым, неизбежно будет реализова­но. Это суждение, однако, не подтверждено какими бы то ни было эмпирическими данными; напротив, люди отказываются, часто по моральным соображе­ниям, от осуществления многих практически дости­жимых проектов. (См. технократизм, технология, куль­тура).

Б.Г. Юдин

ТЕХНОЛОГИЯ — последовательность материаль­ных процессов и операций, реализация которых при-

водит к появлению продукта (потребительной стоимо­сти) с необходимыми и полезными для дальнейшего использования человеком свойствами. (См. техника, инновационная деятельность).

ТЕХНОПОЛИС — город, в экополитикс которого главную роль играют научные центры и наукоемкие от­расли производства и сферы услуг. (См. управление наукой, государственная научно-техническая политика).

А.Н. Авдулов

ТОЧНОСТЬ — количественная определенность, ус­тановление которой для эмпирических объектов по­знания достигается с помощью измерительной аппа­ратуры (научных приборов), а для теоретических объектов — введением в язык описания их свойств и отношений определенных математических функций. (См. определенность, однозначность).

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ - мысленная («теоре­тическая») оппозиция категориям «чувственный», «эмпирический». Активно использовался в гносеоло­гии И. Канта: «трансцендентальный субъект» (т. е. не единичный, а идеализированный, теоретический), «трансцендентальный объект», «трансцендентальное (т. е. теоретическое) знание», «трансцендентальная ап­перцепция» и т. д. (См. теоретический, идеализация).

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ — лежащий за пределами возможного человеческого опыта, человеческого по­знания, как чувственного, так и рационального (транс­цендентального), и поэтому могущий быть предметом только чистой веры, а не познания. Трансцендентная реальность и ее элементы (Бог, сатана, ангелы и т. д.) — предмет освоения религиозного опыта и его методов (вера, откровение, озарение, переживание, религиоз­ное общение и др.). Трансцендентная реальность ле­жит за пределами ее научного исследования. (См. бытие, сознание).

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ -

°Ана из основных категорий теории познания И. Кан- та, которой он обозначал формы и категории мышления

(рассудка и разума), являющихся предпосылками любо­го внешнего опыта, делающих его вообще возможным. По Канту, содержание трансцендентальной апперцеп­ции имеет априорный характер. (См. априорное знание, апперцепция, категориальная апперцепция).

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (со­отношения философии и науки) — исторически пер­вая, прошедшая длительную эволюцию от Античнос­ти до нашего времени, занимавшая до середины XIX в. монопольное положение в культуре, концепция соот­ношения философии и науки, обосновывавшая гно­сеологический и социокультурный приоритет фило­софии («метафизики», «натурфилософии») по отноше­нию к частным наукам. Сущность этой концепции выражена ее адептами в виде формул: «Философия — наука наук» или «Философия — царица наук». На практике это приводило к навязыванию умозритель­ных философских схем бытия и познания частным наукам, и стало существенным фактором, тормозящим развитие науки уже к середине XIX в. Наиболее яр­ким выразителями данной концепции явились Арис­тотель, Аквинский, Спиноза, Гегель, Шеллинг, орто­доксальные представители диалектического и истори­ческого материализма и др. Хотя по мере эволюции трансценденталистскои концепции претензии ее пред­ставителей на универсальную, объективную и абсо­лютную истину философии были осознаны как несо­стоятельные, однако и сегодня философское знание объявляется ими имеющим более высокий гносеоло­гический статус и общекультурное значение, нежели частно-научное знание, интерпретируемое лишь как множество полезных инструментальных гипотез (Тсй-яр де Шарден и др.). (См. натурфилософия).

УПРАВЛЕНИЕ — искусство соотнесения целей де­ятельности со средствами с позиции ее эффективно­сти. (См. менеджмент, управленческие науки).

УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ - совокупность мер, на­правленных на организацию научной деятельности, повышение ее продуктивности и эффективности. Раз­личают управление наукой на уровне отдельной науч­ной организации (научный менеджмент) и на государ­ственном или национальном уровне (государственная научно-техническая политика). Управление наукой — комплексная проблема, включающая в себя науковед-чсские, экономические и правовые аспекты. Как по­казывает анализ национальных систем управления наукой в развитых странах, существуют как общие за­кономерности эффективного управления наукой, так и специфические особенности, обусловленные куль­турно-историческим различием стран. К числу универ­сальных закономерностей управления наукой относят­ся: 1) отношение к науке как к одному из приоритетов национального развития; 2) необходимая доля финан­сирования науки в валовом национальном продукте (не менее 2% ВВП); 3) диверсификация источников фи­нансирования науки из государственных источников и частного бизнеса (в среднем — 50: 50); 4) системати­ческая и последовательная научно-техническая поли­гика, созданная на основе компромисса интересов на­учного сообщества, государства и частного бизнеса; „__ -5) налоговые преференции при вложении капитала в 12L развитие науки; 6) развитая система пропаганды до-

стижений науки и ее престижа в национальном само­сознании; 7) активная роль государства в качестве координатора всех секторов национальной науки, обеспечения интеграции науки и промышленности. Национальные особенности систем управления нау­кой связаны со спецификой распределения ролей и ответственности государства и частного бизнеса в финансировании национальной науки, отношений государства и научного сообщества, специфики взаи­модействия различных секторов науки. (См. нацио­нальный научно-технический потенциал).

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ НАУКИ - совокупность тео­ретических и практических дисциплин о достижении определенных целей (результатов), исходя из возмож­ных наличных условий, средств и методов деятельно­сти. Многообразие и величина этих параметров чело­веческой деятельности являются настолько разнооб­разными, что не может быть предложен какой-то один алгоритм успешного достижения целей. В теориях уп­равления различными сферами человеческой деятель­ности (экономики, политики, науки и др.) описывают­ся лишь отдельные образцы и схемы успешной дея­тельности в этих сферах. Несмотря на то, что и в общих теориях управления и в частных теориях ме­неджмента в различных сферах и формируются не­кие принципы и правила, однако все они являются в лучшем случае только необходимыми, но отнюдь не достаточными условиями для осуществления действи­тельно успешного управления. В целом эффективное управление — это скорее область искусства (техно), нежели предмет научного проектирования. Теорети­ческой основой любых управленческих наук является язык и категории кибернетики как общей науки об управлении: предмет управления, цель, средства, вход, выход, прямая связь, обратная связь, результатив­ность, эффективность, надежность и др. (См. цель, це­лесообразность, кибернетика, деятельность, управле­ние, менеджмент).

УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ - качественно раз­личные по предмету, методам и функциям виды науч­ного знания, объединенные в единую систему в рам-

ках отдельной научной дисциплины. В любой разви­той конкретно-научной дисциплине можно выделить три таких уровня: эмпирический, теоретический и ме-татсоретический. Их единство обеспечивает для лю­бой научной дисциплины ее относительную самосто­ятельность, устойчивость и способность к развитию на своей собственной основе. (См. эмпирическое, тео­ретическое, метатсоретическое).

УСТУПКА ПАТЕНТА — это полная уступка продав­цом покупателю всех (в том числе формальных) прав, связанных с обладанием патентом. (См. интеллекту­альная собственность).

Г.В. Бромберг

ФАКТ (научный) — опытное звено, лежащие в ос­нове построения эмпирических или теоретических систем знания: некая эмпирическая реальность, ото­браженная информационными средствами (текстами, формулами, фотографиями, видеопленками и т. п.). Факт имеет многомерную (в гносеологическом смыс­ле) структуру. В этой структуре можно выделить че­тыре слоя: 1) объективную составляющую (реальные процессы, события, соотношения, свойства и т. п.); 2) информационную составляющую (информацион­ные посредники, обеспечивающие передачу информа­ции от источника к приемнику — средству фиксации фактов); 3) практическую детерминацию факта (обус­ловленность факта существующими в данную эпоху качественными и количественными возможностями наблюдения, измерения, эксперимента); 4) когнитив­ную детерминацию факта (зависимость способа фик­сации и интерпретации фактов от системы исходных абстракций теории, теоретических схем, психологи­ческих и социокультурных установок и т. п.). (См. научное наблюдение, прибор, научный эксперимент).

Факт-1) само конкретное событие объективной действительности (в отличие от его возможной репре­зентации в сознании); 2) истинное высказывание о конкретных событиях объективной действительности (см. научный факт, эмпирическое знание). (См. тео­рия, объект, истина).

ФАЛЛИБИЛИЗМ — философско-методологическая концепция научного знания (К. Поппер и др.), согласно которой последнее (в отличие от других видов знания — философского, религиозного и др.) не только потенци­ально (по природе) фальсифицируемо (опровержимо) с помощью эмпирического опыта (иначе оно выпадает из-под контроля последнего), но и реально, поскольку лю­бые научные (особенно теоретические) модели всегда односторонни и неуниверсальны по отношению к сво­ему реальному предмету (прототипу). Это означает, что все теоретические научные построения в своих универ­салистских притязаниях на истину являются в принци­пе ошибочными (ложными). С последовательно фалли-билистекой точки зрения истина и ложь вообще не могут быть значимыми критериями в оценке научного знания и должны быть заменены на другие (содержательная информативность, простота, эвристичность, практичес­кая полезность и т. п.). (См. постпозитивизм, критицизм, фальсификация).

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ — совокупность приемов и процесс доказательства ложности эмпирической ги­потезы или теории на основе установления в опыте (наблюдении и эксперименте) ложности вытекающих из нее логических следствий (потенциальных или ак­туальных). В методологию науки категория «фальси­фикация» как обозначение существенно значимой процедуры для определения динамики науки была вве­дена К. Поппером. Фальсификация суть логическая эк­спликация более широкой по содержанию категории гносеологии — «опровержение». Согласно Попперу, назначение опыта по отношению к теории отнюдь не в том, чтобы доказывать, определять и внедрять в науку истинные теории (в этом отношении Поппер вы­ступает последовательным и убедительным критиком любой формы индуктивизма), а в том, чтобы опровер­гать ложные гипотезы. В этой связи Поппер характе­ризует индуктивизм в методологии науки как аналог ламаркизма в биологической теории эволюции, тогда как свою концепцию взаимоотношения теории и опы­та он рассматривает как аналог неодарвинизма, где сРеАа истолковывается лишь как выбраковочный фак- тор по отношению к неспособным приспособиться к

ней особям. Абсолютизация Поппером фальсифика­ции как, безусловно, важной методологической про­цедуры научного познания опирается на два спорных положения: 1) запретна возможность усовершенство­вания фальсифицированных теорий, что в целом про­тиворечит реальной истории науки, где усовершен­ствование и достижение согласия с опытом до этого фальсифицированных теорий постоянно имеет мес­то (яркие примеры — гелиоцентрическая система мира Галилея — Коперника, планетарная модель ато­ма Резерфорда и т. д.); 2) предположение о том, что истинность эмпирических следствий всегда является бесспорной, так как принимается конвенционально. Как и в случае с подтверждением, решение вопроса об истинности и достаточности качества и количества эмпирически удостоверенных следствий теории для суждения об ее ложности является не чисто логичес­ким или конвенциональным, а содержательным и кон-сенсуальным, предполагающим выработку и достиже­ние определенного единства по этому вопросу среди членов профессионального научного сообщества. Ясно, что с точки зрения исторической перспективы развития науки любое такое консенсуальное решение должно рассматриваться как относительное и времен­ное. (См. научный консенсус, фаллибилизм).

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ -

логически организованная система высказываний о некотором множестве эмпирических объектов (на­пример, небесная механика, феноменологическая термодинамика, эмпирическая психология восприя­тия и т. д. и т. п.). Необходимым цементирующим кон­структом феноменологических научных теорий явля­ется множество эмпирических законов, установлен­ных путем индуктивного обобщения некоторого множества протокольных предложений теории. (См. индукция, обобщение, эмпирическое знание).

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — философская концепция (И. Кант, Г. Гегель, Ф. Брентано, Э. Гуссерль и др.), согласно которой предметом философии является не мир объектов (природных или социальных), а мир со­знания, его элементарных структурных единиц и ак-

тов (феноменов), имманентных сознанию априорных (внсопытных, внссоциальных и внеисторичсских) форм и условий функционирования сознания в лю­бом из его основных измерений (структурном, когни­тивном, коммуникационном, рефлексивном). Феноме­ны (явления сознания как элементы, непосредствен­но представляющие само сознание, а не нечто вне его) имеют следующие характеристики: языковые оболоч­ки, психические переживания, мыслимый предмет, смысл. Феноменология занимается анализом только двух последних характеристик феноменов. Феноме­нология, с одной стороны, аргументативно отказыва­ется от натуралистической трактовки содержания со­знания, в том числе и научного познания, как отраже­ния реальности, а с другой — не приемлет субъективно-конструктивистскую интерпретацию сознания и познания, так как обе они ведут с точки зрения феноменологов к релятивизму и скептицизму в вопросах возможности достижения сознанием объективной, абсолютной истины. Последняя дости­жима только в том случае, если исходить из ее трак­товки как объективной, априорной идеи «чистого сознания», или априорной структуры человеческого существования. Феноменологическое направление анализа сознания показало свою большую плодотвор­ность в гуманитарных науках (искусствознании, куль­турологии, праве, психиатрии, социологии, педагоги­ке). Однако попытки его применения в естествозна­нии и технико-технологическом знании оказались явно неудачными. (См. априоризм, сознание).

ФИЗИКА — наука, изучающая фундаментальные и наиболее общие свойства и законы движения объек­тов материального мира. Понятия физики и физичес­кие законы — основа всего естествознания.

Термин «физика» (от греческого physis — приро­да) введен в науку Аристотелем. Развитие физики как современной науки началось после обоснования Н. Коперником гелиоцентрической системы мира: фи­зика Аристотеля противоречила этой системе. Прин­ципиальной важности шаг сделан Г. Галилеем, кото- рый превратил физику в экспериментальную науку. И. Ньютон ввел в физическую теорию математичес-

кий аппарат изобретенного им (и независимо от него Г. Лейбницем) дифференциального и интегрального исчисления. Используя синтез экспериментальных и теоретических методов, Ньютон создал классическую механику, которая к началу XIX в. приобрела совре­менную форму.

Целью физики является формулировка общих за­конов природы и объяснение конкретных явлений. Основные разделы физики: классическая механика, термодинамика и статистическая физика, теория элек­тромагнетизма, теория относительности, квантовая механика. Физика служит научной основой большого числа технических наук и приложений (гидромехани­ка, теория тепломассобмена, техническая механика, микроэлектроника и др.). (См. физическая реальность).

Л.В. Лесков

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - категория фило­софии и науки, имеющая три основных значения: 1) мир объектов, процессов, явлений, изучаемых фи­зикой (в отличие от химической реальности, биоло­гической реальности, социальной реальности, матема­тической реальности и др. партикулярных видов ре­альности); 2) физическая картина мира, образ мира с позиций абстракций и идеализации физической на­уки, множества ее теорий, особенно фундаментальных (физика элементарных частиц, теория относительнос­ти, квантовая механика, синергетика, космология и др.) в отличие от химической картины мира, биоло­гической картины мира и т. п.; 3) синоним объектив­ной реальности в отличие от трансцендентной реаль­ности, психического мира, идеального мира сознания и др. (См. бытие, материя, физика, природа).

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ- совокупность эм­пирических и теоретических дисциплин о языке, ли­тературе, их письменных и устных формах, структу­ре, развитии. Среди основных филологических наук выделяются история и теория литературы, общее и сравнительное языкознание, история языков народов мира, лингвистика, семиотика, устное народное твор­чество, теория и практика перевода, словарная тео­рия и практика, одной из фундаментальных соврсмен- tUa

17*

пых теоретических дисциплин в области филологии является структурная лингвистика, изучающая струк­туру языка, его функции, порождающие структуры, общие законы синтаксиса, семантики, прагматики и коммуникации. К числу важнейших философских проблем филологии относятся: понятие языка, общая структура и законы функционирования языка, язык и сознание, язык и человеческая деятельность, язык и социальная система, язык и научное знание. (См. язык, структурализм, постмодернизм, дискурс).

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ - множе­ство онтологических, гносеологических, методологи­ческих, логических и аксиологических понятий и ут­верждений философии, которые используются учены­ми при создании или обосновании какой-либо научной теории, исследовательской программы, науч­ного направления или даже науки в целом как специ­фической когнитивной реальности, вида человеческой деятельности и особого социального института. (См. метатеоретическое знание, принципы, уровни научно­го знания).

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА НАУКИ - пробле ма, относящаяся к философским основаниям науки в целом, отдельных наук и научных теорий, философс­кой интерпретации содержания фундаментальных теорий: логико-математических, естественно-науч­ных, инженерно-технических, социальных и гумани­тарных научных дисциплин. Примеры философских проблем науки:

1. Какова природа математического знания?

2. Каковы философские основания и сущность тео­рии относительности и квантовой механики?

3. Что такое вероятность, детерминизм, индетер­минизм?

4. Какова роль случайности в эволюции любых систем вообще, биологических систем, в частности?

5. В чем специфика гуманитарного познания? И т. д. и т. п.

Особенность философских проблем науки (ф. п. н.)

состоит в том, что они являются комплексными, выю-

2GD чающими в свой состав весьма разнородные когнитив-

ные элементы — философские и конкретно-научные категории в их органическом единстве. Эффективное решение ф. и. н. требует профессионального знания, как содержания определенной науки, ос истории, так и про­фессионального владения философским языком, умения философски мыслить. Разработка ф. п. н. способ­ствует развитию, как философии, так и конкретных наук. Большое место ф. п. н. занимают в деятельности крупных ученых-теоретиков, создателей новых научных концеп­ций и направлений (Г. Галилей, И. Ньютон, А. Пуанкаре, В.И. Вернадский, Д. Гильберт, А. Эйнштейн, В. Гейзен-берг, Н. Бор, Н. Винер, П. Капица и мн. др.). (См. фило­софские основания науки, проблема).

ФИЛОСОФИЯ— теоретическая форма мировоз­зрения, сосуществующая в человеческой культуре на­ряду с другими формами мировоззрения (обыденным опытом, религией, мифологией, искусством). Главная проблема мировоззрения — решение вопроса об от­ношении человека к окружающей его действительно­сти (природе, обществу, другим людям, самому себе). Это отношение регулируется принятой (и определен­ным образом понимаемой) субъектом (отдельным че­ловеком или некоторой социальной системой) систе­мой общих ценностей (добро — зло, истина — ложь, гармония — дисгармония, долг — вседозволенность, любовь — ненависть, надежда — отчаяние, польза — вред, активность — недеяние и др.). Все формы миро­воззрения (кроме обыденного) имеют специализиро­ванный характер, то есть обладают своим особым языком и методами решения мировоззренческих про­блем. Отличительной чертой философии является ее теоретический характер. В решении различных миро­воззренческих проблем (онтологических, гносеологи­ческих, этических, эстетических, экзистенциальных, праксеологических и др.) философия делает «ставку» на разум, понятийное мышление, доказательство, как на главные средства их решения. В этом сила филосо­фии, но в этом же ее слабость по сравнению с други­ми формами мировоззрения, так как ценностные суж­дения трудно поддаются логическому обоснованию и принятию на чисто рациональных основаниях. По­скольку философия не может быть в силу своей при- 281

роды (стремление к всеобщему знанию) эмпиричес­ким обобщением весьма противоречивого человечес­кого опыта, постольку единственным выходом для нес остается построение различных логически возможных теоретических, мировоззренческих схем, их анализ и сравнение в отношении лучшего решения тех или иных мировоззренческих проблем. В силу своей при­роды философия не может не быть плюралистичной. Однако с общеадаптационной точки зрения плюра­лизм философии является скорее положительной ее характеристикой, нежели отрицательной. Во-первых, потому что само человеческое сообщество слишком разнообразно и противоречиво внутри себя по своим ценностным характеристикам и установкам, которые поэтому в принципе не могут получить свое рацио­нальное обоснование в рамках некой универсальной, а тем более «единственно-научной» философской системы. А, во-вторых, плюрализм философии явля­ется по-своему опережающим (избыточным) по отно­шению к реальной истории человечества, конструи­руя («заготавливая») заранее все возможные рацио­нальные мировоззренческие схемы как ответы на любые возможные вызовы, ожидающие человечество. (См. мировоззрение, теоретическое, разум, сознание).

ФИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ - раздел филосо­фии науки, исследующий философские основания и проблемы математики: онтологические, гносеологи­ческие, методологические, логические и аксиологи­ческие предпосылки и принципы математики в це­лом, ее различных направлений, дисциплин и теорий. К числу важнейших философских проблем математи­ки в целом относятся: предмет математики, природа математического знания, способы его обоснования, анализ логических принципов и законов, используе­мых в математике, ценность математического знания, место математики в науке и культуре. Философские проблемы математики на протяжении всей ее исто­рии привлекали к себе пристальное внимание как самих математиков, особенно крупных ее творцов, так и многих философов (Пифагора, Платона, Аристоте­ля, Эвклида, Гаусса, Лобачевского, Кантора, Пуанка- lut ре, Гильберта, Рейтинга, Гсделя, Маркова, Колмого-

рова и мы. др.). Как и в философии в целом, в фило­софии математики существуют различные направле­ния и подходы. Например, при решении проблемы предмета математики это — объективизм (идеалисти­ческого и материалистического характера) и субъек­тивизм (интуиционистского и конструктивистского толка). При решении вопроса о природе математичес­кого знания (как возможно математическое знание?) это — эмпиризм и априоризм. В решении проблемы обоснования математики в XX в. четко оформились четыре основных направления: логицизм, формализм, интуиционизм и конструктивизм. Пет единства среди математиков и философов и в решении вопроса о цен­ности математического знания, и его роли в культуре (от понимания математики как обслуживающего сред­ства и языка других, более практически значимых и объективных по содержанию естественных, инженер­но-технических и социальных наук, до ее понимания как самодостаточной, высшей, универсальной и под­линно объективной науки). Для более строгого реше­ния проблем обоснования математики, в XX в. офор­милась даже определенная математическая дисципли­на: метаматематика. Ее основными проблемами являются вопросы непротиворечивости, полноты и ло­гической строгости отдельных математических теорий и доказательств. Имеющий место плюрализм в фило­софии математики и вытекающая из него конкурен­ция различных направлений и школ имеет для мате­матики в целом положительное значение, характери­зуя ее как сложную и открытую когнитивную систему, способную к дальнейшему развитию. (См. математи­ка, философия науки, философские основания науки).

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ- область философии, предметом которой является общая структура законо­мерности функционирования и развития науки как си­стемы научного знания, когнитивной деятельности, со­циального института, основы инновационной систе­мы современного общества. Одной из важных задач философии науки является изучение механизма вза­имоотношения философии и науки, исследование фи­лософских оснований и философских проблем различ­ных наук и научных теорий, взаимодействия науки, £ 00

культуры и общества. Основными разделами совре­менной философии науки являются: онтология науки, гносеология науки, методология и логика науки, акси­ология науки, общая социология науки, общие вопро­сы экономического и правового регулирования науч­ной деятельности, научно-технической политики и управления наукой. (См. философские основания на­уки, философия, наука, уровни научного знания).

ФОН НАУКИ — конкретная совокупность социо­культурных факторов (общих ценностей как ядра куль­туры, философии, политики, морали, искусства, уров­ня развития науки, техники и производительных сил общества, форм социальной коммуникации и т. д.), составляющих инфраструктуру бытия науки, необхо­димое условие ее функционирования как органичес­кой части культуры. Только обращение к исторически-конкретному содержанию культуры позволяет понять существование науки определенного исторического периода как специфической по содержанию и, вместе с тем, целостной системы (античная наука, средне­вековая наука, английская или французская наука XVII в., постмодернистская и модернистская наука и т. п., различные сечения реальной науки и др.). Со­циокультурный фон науки как релевантная для науки часть культуры, является посредствующим звеном не только между наукой и социумом, но и между наукой и изучаемыми ею объектами, которые всегда постига­ются в рамках определенных социальных и культур­ных форм (средства фиксации, язык науки, средства научной коммуникации, идеологии науки и т. д. и т. п.). Важнейшими элементами социокультурного фона конкретной пауки являются, во-первых, другие на­уки, а, во-вторых, философия как форма рациональ­ной репрезентации оснований социокультуры как целого. Вот почему связь науки с культурой и воздей­ствие последней на науку осуществляется через соци­окультурный фон науки. (См. исторические формы науки, история науки, наука).

ФОРМА — свойства и отношения определенных процессов, явлений, одинаковые (изоморфные) для них и не связанные однозначно с другими свойствами

и отношениями этих предметов, процессов, явлении. Отсюда следует, что 1) понятие формы всегда относи­тельно (то есть имеет смысл только к определенному, фиксированному содержанию); 2) не существует абсо­лютной формы или «формы в себе». Нечто является формой по отношению к одному содержанию, но все­гда может быть рассмотрено как содержание в другом отношении. Например, такие геометрические формы тел как квадрат, окружность, треугольник сами обладают некоторым содержанием (свойствами, отношениями), которое изучается в геометрии. Более того, все они яв­ляются только содержанием по отношению к понятию «геометрическая форма». Логические формы, которые могут иметь различные по содержанию суждения и выводы, имеют некоторые содержательные различия в рамках более общего понятия «логическая форма» и изучаются в логике. Форма всегда фиксирует в предме­тах нечто общее, инвариантное и потому ее нахождение и описание является одной из главных задач науки. В этом смысле наука может быть определена, как стрем­ление к пониманию любого содержания с позиций не­которой формы. Одной из важнейших формальных характеристик объектов и процессов являются их коли­чественные свойства и отношения. Количество — при­оритетный вид формы для научного познания действи­тельности. (См. количество, качество, структура).

ФОРМАЛИЗАЦИЯ — совокупность познавательных операций, обеспечивающих отвлечение от значения понятий теории с целью исследования ее логического строения или для эффективного получения логически выводимых результатов. Формализация позволяет пре­вратить содержательно построенную теорию (например, раздел механики) в систему материализованных объек­тов определенного рода (символов), а развертывание теории — свести к манипулированию этими объектами в соответствии с некоторой совокупностью правил, при­нимающих во внимание только и исключительно вид и порядок символов, и тем самым абстрагироваться оттого познавательного содержания, которое выражается на­учной теорией, подвергшейся формализации. (См. фор­ма, синтаксис, логика). „

Ф.В. Лазарев £ 03

ФОРМАЛИЗМ — направление в философии мате­матики, основателем которого явился Д. Гильберт. Главные усилия формалистов были направлены на ре­шение проблемы обоснования математики, доказа­тельство ее непротиворечивости. Их не устраивали философские взгляды на сущность математики ни логицистов, ни интуиционистов. Они исходили из того, что старая, классическая математика является доброт­ной, истинной и непротиворечивой наукой. Возражая интуиционистам, Гильберт восклицал: «Отнять у ма­тематиков закон исключенного третьего — это все равно, что запретить боксерам пользоваться кулака­ми». Однако для того, чтобы исключить вес сомнения в добротности классической математики, все ее основ­ные теории (эвклидову геометрию и арифметику на­туральных чисел в первую очередь) необходимо было полностью формализовать, то есть представить (ото­бразить) в виде формальных, синтаксических систем, а затем доказать чисто финитными средствами логи­ческую непротиворечивость, полноту (относительно их содержательных моделей) и независимость аксиом этих формальных систем. При формальном отображе­нии любой содержательной математической системы мы должны полностью отвлечься от содержательной интерпретации ее собственных и логических терми­нов, представить ее в виде чисто синтаксической кон­струкции и только тогда мы увидим ее принципиаль­ную математическую сущность, все ее необходимые и достаточные основания. Сам Д. Гильберт формали­зовал содержательную часть эвклидовой геометрии и в результате показал недостаточность аксиоматичес­кой базы классической эвклидовой геометрии. Одна­ко, первые же серьезные попытки полной формали­зации самой простой из математических теорий — арифметики натуральных чисел — принесли форма­листам разочарование. К. Гедсль, попытавшийся ре­шить проблему обоснования арифметики в рамках программы формализма, пришел в итоге к противо­положному результату — доказательству невозможно­сти ее реализации. Он доказал невозможность полной формализации содержательной арифметики натураль­ных чисел в рамках одной формальной системы, а также невозможность доказательства ее непротиворе-

чивости средствами самой формальной системы. До­казательство абсолютной непротиворечивости мате­матики оказалось в принципе невозможным. Резуль­таты, полученные Геделем, имеют огромное философ-скос значение. Однако невозможность реализации программы формализма в полном объеме не отменяет огромной ценности самой формализации математи­ческого знания. (См. форма, философия математики).

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА - исследование законов природы и общества, направленное на полу­чение новых и углубление имеющихся знаний об изу­чаемых объектах. Целью таких исследований являет­ся расширение горизонта науки. Решение конкретных практических задач при этом, как правило, не предус­матривается. Иногда в англоязычной литературе раз­личают «базовые» исследования и «фундаменталь­ные». Первые считаются «чистой наукой», далекой от практики, накоплением знаний ради знаний, вторые направлены на получение знаний, которые когда-ни­будь принесут практическую пользу. (См. наука, струк­тура наук).

А.Н. Авдулов

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕ­ДОВАНИЯ — типы исследований, различающиеся по своим социально-культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно, по характерным для каждого типа формам взаимодей­ствия исследователей и их объединений. Все разли­чия, однако, относятся к окружению, в котором рабо­тает исследователь, в то время как собственно иссле­довательский процесс — получение нового знания как основа научной профессии — в обоих типах исследо­ваний протекает абсолютно одинаково. Социальные функции фундаментальных и прикладных исследова­ний в современном науковедении определяются сле­дующим образом. Фундаментальные исследования на­правлены на усиление интеллектуального потенциала общества (страны, региона...) путем получения ново­го знания и его использования в общем образовании и подготовке специалистов практически всех совре-менных профессий. Пи одна форма организации чело- сЬ/

веческого опыта не может заменить в этой функции науку, выступающую как существенная составляющая культуры. Прикладные исследования направлены на интеллектуальное обеспечение инновационного про­цесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, получаемые в при­кладных исследованиях, ориентированы на непосред­ственное использование в других областях деятельнос­ти (технологии, экономике, социальном управлении и т. д.). (См. наука, научная деятельность).

Э.М. Мире кий

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КОН­СТАНТЫ (ФСК) — жизнеустроительные оптимумы, выражающие стиль, строй, порядок максимально от­лаженного (сопоставительно с идеалами) социального бытия. В сфере материального воспроизводства это — максимальная мотивированность, стимулированность продуктивной деятельности.

В сфере духовного воспроизводства это — макси­мальная самореализуемость. В сфере политико-граж­данского воспроизводства это — максимальное учас­тие, вовлечение, волеизъявление. В сфере экзистен­циального воспроизводства это — максимальная самоудовлетворенность, полнота, глубина существова­ния. ФСК — это показатели многокритериальной оп­тимизации, получаемые не формально, а эмпиричес­ки, — посредством статистического резюмирования исторических опытов социального устроения (соци­альных распределений). Возможность обустраивать общество лишь но видимости представляет собой за­дачу с произвольным решением. Изначально она (воз­можность) лимитируется условиями: 1) фазовые, временные, ресурсные ограничения — человеческий, социальный, геополитический, физический, власт­ный потенциал; 2) инициативные ограничения — не­допустимость саморазрушения, самоуничтожения. ФСК имеют эмпирическую и критическую сущность; орудием их выделения служит аналитическое обоб­щение социально-исторического опыта. (См. гума­нитарные науки). 268 В.В. Ильин

ФУНКЦИЯ— 1). В биологии и социальных науках (социология, этнография, социальная антропология, культурология и др.) — роль, которую выполняют раз­личные структуры и процессы в поддержании целос­тности и устойчивости тех систем, частями которых они являются. Например, функцией сердца является поддержание непрерывности движения крови по всем органам живого организма, снабжение их посредством этого кислородом и тем самым благоприятствование поддержанию целостности и жизнеспособности это­го организма; функцией университетов является под­готовка специалистов в фундаментальных областях науки, сохранение высокого интеллектуального потен­циала и тем самым обеспечение жизнеспособности общества, частью которых они являются. Так понима­емая функция накладывает определенные ограниче­ния как на класс систем, по отношению к которым уместен сам «функциональный подход», так и на класс следствий или изменений, претерпеваемых их частя­ми, которые могут быть квалифицированы в качестве именно «функций». Системы должны представлять собой не любые «комплексы взаимодействующих эле­ментов» (таковыми являются и атом, и Солнечная система, и бесконечное множество других материаль­ных тел и объектов), а быть способными в широком диапазоне вариаций внешних условий своего суще­ствования сохранять свою целостность, устойчивость и жизнеспособность, благодаря именно наличию спе­циальных структур (и процессов) поддержания своей упорядоченности. В свою очередь функцией будет считаться не любое изменение любой части такой системы, а именно изменение такой специфической структуры, которое вносит вклад в сохранение и под­держание се (системы) целостности. Иногда в лите­ратуре по методологии биологии такие системы на­зывают органическими, органически-целостными, организованными или даже направленно-организо­ванными. Главная философская трудность, порожда­емая функциональными объяснениями (особенно в об­ласти естествознания), заключается в том, что факти­чески они всегда служат ответом не на каузальный вопрос «почему?», а на телеологический вопрос «для чего?». И до тех пор пока этот вопрос и ответ на него сии

связывались с необходимостью признания Творца природы (который якобы и сотворил все таким обра­зом, чтобы одно служило целью для другого), функци­ональные объяснения с трудом приживались в науке. Ситуация изменилась, когда Ч. Дарвином было пока­зано, что все функциональные (целесообразные) структуры и процессы в живых организмах могут быть истолкованы как причинно (каузально) обусловленные адаптации (приспособления), выработанные есте­ственным отбором в процессе их исторической эво­люции. Еще большую респектабельность приобрели функциональные объяснения после легализации ки­бернетикой всего блока телеологических понятий в ка­честве полностью релевантных при научном объясне­нии строения и поведения весьма широко класса сложноорганизованных систем природы и общества. 2). В математическом смысле функция — зависимая переменная в так называемом «функциональном от­ношении» между переменными величинами, при ко­тором каждому значению какой-либо определенной величины (аргумента, или независимой переменной) ставится в соответствие определенное значение дру­гой величины (зависимой переменной, или функции). Такое соответствие может быть задано различными способами: формулой, графиком, таблицей и пр. (См. телеологизм, телеология).

В.Г. Борзенков

ХАОС — модель реальности, в соответствии с ко­торой реальность представляет собой множество со­бытий и процессов, ведущих себя случайным образом, то есть реализующих одну из бесконечного множества своих потенциальных возможностей, имеющих раз­личную вероятность своих реализаций при различных условиях, внешнем окружении, обстоятельствах. Со­гласно этой модели, в основе мира лежат возможность и случай. Необходимость же или закон есть лишь название для очень редких случаев возможностей, вероятность реализации которых при определенных условиях, которые могут быть повторены неограни­ченное число раз, близка по значению к единице. Невозможные же события суть те, вероятность появ­ления которых при любых условиях всегда равна нулю (логически противоречивые события). Хаос — одна из древнейших и возможно изначальных моделей объек­тивной реальности. Ее необходимым дополнением для объяснения факта осуществления именно наблюдае­мого положения дел явилось введение в конструкцию мира различного рода сверхъестественных сил (богов, демонов и т. д.), которые управляют миром возможно­стей, проявляя благосклонность то к одним, то к дру­гим возможностям. Бинарной оппозицией древнейшей модели мира как «хаоса + боги» явилась более по­здняя модель мира как «космоса» — упорядоченной и закономерно самоуправляемой реальности. Современ­ная наука, вернувшись к статистическим моделям и методам описания предметов и их эволюции, исходит из модели мира как иерархии статистических систем различного вида, которые находятся друг с другом в

кооперативных, резонансных (а не причинных) отно­шениях. Таким образом, современная научная карти­на мира может быть названа «самодетерминируемым хаосом» или хаосом без Бога. (См. случайность, науч­ная картина мира, картина мира, космос).

ХОЛИЗМ — философская концепция, утвержда­ющая приоритет целого перед составляющими его ча­стями, его онтологическую самостоятельное]1!, и не­сводимость к сумме частей и выполняемых ими фун­кций. «Целое не есть аддитивная сумма составляющих его элементов и подсистем. Напротив, функциони­рование и развитие последних полностью определя­ется целями целого как такового» — кредо холизма. Холизм опирается, прежде всего, на анализ функци­онирования биологических и социальных систем, од­нако иногда претендует и на универсальность своего применения, включая и неорганический мир (Бытие вообще, Космос, галактика, Солнечная система, Зем­ля и т. д.). В философии науки холизм представлен та­кими именами как Аристотель, Кеплер, Гегель, Шел­линг, Тейяр дс Шарден и др. (См. целое, система, прин­цип системности).

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ - характеристика дея­тельности, направленной на достижение определенно­го конечного результата, цели. Парадигматическим примером такого рода деятельности является деятель­ность человека. Но, с другой стороны, и поведение, скажем, зайца, убегающего от волка (как и поведение волка, преследующего зайца), демонстрирует не ме­нее очевидные признаки целенаправленности. О це­ленаправленности в биологии говорят также, харак­теризуя такой заведомо далекий от субъективности процесс, как онтогенез. До возникновения киберне­тики понятию цели фактически не было места в сис­теме научного объяснения природных явлений, да и по отношению к поведению человека оно долгое вре­мя не было бесспорным. Кибернетика легализовала ис­пользование этого понятия для описания и объясне­ния всех сложноорганизованных систем, снабженных соответствующими механизмами поиска и достиже­ния цели. Тем самым была как бы подведена черта под многовековой дискуссией между механистическим ма­териализмом и идеалистической телеологией по по­воду соотношения причинного и целевого подходов к объяснению природных (как, впрочем, и социальных) явлений.

Важнейшие философские вопросы, обсуждаемые в связи с понятием «целенаправленности» и «целевым подходом» в современной науке, можно свести к трем основным. Первый — вопрос о критериях «целе­направленности», т. с. о достаточном и необходимом наборе признаков, по которым целенаправленный процесс можно эффективно отличить от нецеленап-

равленного. Считается, что, по крайней мере на фено­менологическом (поведенческом) уровне целенаправ­ленное поведение отличается такими особенностями, как пластичность, гибкость, способность достигать одного и того же результата («цели») различными способами, исходя из разных начальных условий (зна­менитая эквифинальность Дриша). Второй: каковы специфические механизмы, обеспечивающие целе­направленное поведение систем различной природы? Бесспорным признаком принадлежности предмета к классу, имеющему целенаправленное поведение, счи­тается наличие в нем информации и обратных свя­зей. Третий: каковы специфические модели и логичес­кие схемы объяснения целенаправленного поведения, в частности, соответствуют ли они обычной схеме причинного объяснения или модели объяснения по типу «охватывающего закона»? Полезным различени­ем, достигнутым в процессе обсуждения этих проблем в современной философии науки, является различе­ние телеоматических, телеономических и, собствен­но, телеологических процессов (Э. Майр). Например, достижение камнем, брошенным в колодец, поверх­ности воды достигается автоматически под действием сил тяготения (телеоматический процесс); поведение хищника, преследующего жертву, регулируется опре­деленной программой (информацией) и обратными связями (телеономический процесс); целенаправлен­ное поведение человека регулируется идеальными це­лями и мотивами деятельности, формирование кото­рых тесно связано с ценностными установками лич­ности и законами функционирования различных сфер общественной жизни (телеологический процесс). (См. цель, телеология, целесообразность).

15.Г. Борзенков

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ - соответствие некоторо­го вида деятельности или черты строения какого-либо инструмента, органа, части и т. д. той цели (см.), для достижения которой они предназначены. Так, деятель­ность человека, «готовящего сани летом», или хомяка, запасающего зерно на зиму, весьма целесообразны. _7 Целесообразность нередко отождествляется с целе- (.14 направленностью, что не всегда верно. Деятельность

может быть весьма целенаправленной, но отнюдь не целесообразной, и наоборот. Например, ребенок, тя­нущийся к огню, или мотылек, летящий на огонек свечи, действуют целенаправленно, но не целесообраз­но. В то же время большинство инстинктивных реак­ций, как животных, так и человека, весьма целесооб­разны, но редко целенаправленны. По смыслу к поня­тию «целесообразности» в русском языке близки понятия «оптимальности», «рациональности» и им подобные. Наибольшие философские трудности и дискуссии всегда вызывало понятие «органической целесообразности», в котором нашел свое выражение факт очевидного соответствия биологических струк­тур выполняемым ими функциям, а общая морфофи-зиологическая организация живых организмов — ус­ловиям их существования. Достаточно напомнить о строении клюва дятла или крыла птицы, чтобы при­нять идею о целесообразности в мире живых организ­мов. Это обстоятельство в течение многих столетий было источником бесконечных спекуляций в биоло­гии. Тайна органической целесообразности была впер­вые научно объяснена в рамках теории естественного отбора Ч. Дарвина. В современной теоретической биологии целесообразность понимается, во-первых, только как относительная целесообразность, а, во-вто­рых, как адаптация, приспособление к конкретным условиям существования, выработанным в процессе исторического развития живой природы на основе и под определяющим влиянием естественного отбора. Только такая интерпретация «органической целесооб­разности» дает возможность вписать живую природу в контекст общей эволюционной картины мира совре­менной науки и с успехом противостоять крайностям как механистического материализма (и близкого к нему позитивистского редукционизма), так и витализ­ма. (См. цель, целенаправленность, телеология).

В.Г. Борзенков

ЦЕЛОСТНОСТЬ — внутреннее единство объекта, а также сам объект, обладающий самостоятельнос­тью по отношению к окружающей его среде. Это сле­дует понимать не в абсолютном, а только в относитель­ном смысле, поскольку сам объект обладает множс-

ством связей со средой, существует лишь в единстве с ней. Кроме того, представления о целостности ка­кого-либо объекта исторически преходящи, обуслов­лены развитием научного мышления. В истории фи­лософии в трактовке данного понятия можно выде­лить две тенденции: 1) понимание целостности как полноты, как всестороннего охвата всех свойств, сторон и связей объекта (в этом смысле она сближа­ется с понятием конкретности), и 2) понимание се как внутренней сущности объекта, определяющей его специфику, уникальность. Понятие целостности иг­рает существенную роль в тех случаях, когда задача исследования заключается в получении синтетичес­кого знания об объекте и когда сам объект является достаточно сложным (например, в системных и струк­турных исследованиях, в которых часто ставится задача выявления механизмов, обеспечивающих це­лостность объекта). (См. цель, система, холизм).

ЦЕЛЬ — конечный результат деятельности чело­века (или коллектива людей), предварительное иде­альное представление о котором (совместно с жела­нием его достигнуть) предопределяет выбор соответ­ствующих средств и системы специфических действий по его достижению. Наибольшие философ­ские проблемы и трудности, связанные с использо­ванием понятия цели, возникают при попытках рас­пространения этого понятия за пределы собственно человеческой деятельности, например, на мир живых организмов, а тем более на природные объекты и процессы в целом. Хотя известно, что уже Аристо­тель полагал, что для полного объяснения любого явления или события в мире необходимо знание 4-х видов причин: 1) материальной, 2) действующей, 3) фор­мальной и 4) целевой (или causa finalis). Последняя отвечает на вопрос «для чего?». В последующие века развития европейской культуры обращение к «це­лям» для объяснения природных явлений прочно срослось с различного рода спиритуалистическими и религиозными концепциями. В то же время научное объяснение стало жестко связываться с поисками исключительно материальных и действующих причин любого явления в мире. Перелом в европейской на-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.