Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание. Тема:Составление психолого-педагогической характеристики дошкольника с нарушением зрения и интеллекта на основании данных ПМПК.






Лабораторная работа № 1.

Тема: Составление психолого-педагогической характеристики дошкольника с нарушением зрения и интеллекта на основании данных ПМПК.

Цель работы

Изучение диагностических данных ПМПК для определения отклонений в психофизическом развитии ребенка; выявление особенностей личностного развития, направлений коррекционной работы.

План занятия

1. Причины сложных нарушений развития.

2. Этиологическая классификация слепоглухоты (Г. П. Бертынь).

3. Другие подходы к классификации детей со сложными недостатками развития.

4. Основные признаки и категории слепоглухоты.

 

Вопросы для обсуждения

1. Психологические особенности детей со сложными недостатками развития при на­рушениях зрения и интеллекта.

 

Задание

1. Составить психолого-педагогическую характеристику ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения и интеллекта по следующей схеме:

2. Общие сведения о ребенке группы № _

 

Дата рожде­ния ________________________________________________________

Дата поступления в группу, кем направлен __________________________________

Жалобы родителей ______________________________________________________

Заключения специалистов:

офтальмоло­га __________________________________________________________

психоневроло­га _________________________________________________________

педиатра

психолога ______________________________________________________________

тифлопедагог_____________________________________________________________

Заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Анамнестические данные (со слов родителей)

Данные о протекании беременности и родов _________________________________

Вес и рост при рождении__________________________________________________

Вид вскармливания ребенка до го­да Развитие ребенка в первые годы жизни Сон

Аппе­тит

Психомоторное развитие

Тяжелые соматические заболевания, травмы и пр.

С какого возраста замечено нарушение зрения ______________________________

Характеристика условий воспитания

Где воспитывался ребенок до поступления в специальную группу (дома с родителями, бабушкой, в детских яслях, в общеобразовательном детском саду.

Социокультурный статус семьи

Характер взаимоотношений в семье

Возможные конфликты и реакция на них ребенка _____________

Тип воспитания ребенка (авторитарный, демократический; гипо- или гиперопе­ка)

Есть ли единство требований при воспитании ребенка _______

Возможности членов семьи и домашние условия для общего психического развития ребен­ка

Отношение членов семьи к зрительному нарушению (безразличное, болезненное, постоянная
фиксация на дефекте, предъявление высоких требований к зрению ребенка)

Данные о состоянии психофизиологического развития ребенка

Состояние представлений об окружающем (характер сведений о самом себе, понимание
родственных связей, степень ориентировки в окружающем мире и точность доступных воз­
расту представлений о нем)

Уровень владения программным материалом, навыками и умениями по всем разделам обу­чения в детском саду

Трудности при овладении элементарными математическими представлениями, изобрази­тельной и конструктивной деятельностью, особенности игровой и элементов трудовой дея­тельности и др., особенности поведения при выполнении различных видов деятельности

Характеристика высших психических функций (оценивается студентом по соответствующим методикам)

Особенности восприятия (зрительного и слухового) __________________________

Уровень развития внимания (непроизвольного и произвольно­го) _______________

Характеристика основных свойств внимания (объема, устойчивости, переключаемости, рас­пределяемое) ______________________________________

Особенности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, элементов логиче­ского мышления ___________________________________________________

Уровень развития эмоционально-волевой сферы (оценивается студентом по соответствующим методикам)

Особенности проявления эмоций и чувств _______________________________

Преобладающий тип настроения (подавленное или радостное, устойчивое или неустойчи­вое, легко изменяющееся от незначительных причин) ________________

Волевые качества (целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность,
инициативность, слабость волевого напряжения и др.) ________________________

Особенности характера и поведения ребенка.

Контактность (легко вступает в контакт и смущается в незнакомой обстановке).

Спокойный или беспокойный

Конфликтный в поведении в процессе общения со сверстниками, взрослы­ми

Добрый, ласковый

Аккуратный или неряшливый

Развитие двигательных функций ребенка
Состояние общей и мелкой моторики _______________________________________

Характеристика ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и др.

Тип ведущей ру­ки

Развитие двигательных умений, связанных с самообслуживанием (завязывание и развязыва­ние шнурков, застегивание и расстегивание пуговиц и пр.)

Состояние речи ребенка

Импрессивная сторона речи (понимание диалога, связной речи, предложений, грамматических категорий и форм)

Экспрессивная сторона речи (общее звучание речи: внятность, темп, ритм, интонационная
выразительность, особенности речевого дыхания и характеристика голоса; уровень развития
связной речи, объем и типы употребляемых предложений, количественная и качественная
характеристика активного словарного запаса, грамматическое оформление речи, особенно­сти звукопроизношения)

Основные направления коррекционной работы

Рекомендуемая литература

  1. Апраушев, А. В. Тифлосурдопедагогика: Воспитание, обучение, труд и социальная реаби­литация слепоглухонемых детей / А. В. Апраушев, В. Альбин.- М.: Просвещение, 1983.
  2. Мещеряков, А. И. Слепоглухонемые дети / А. И. Мещеряков.- М., 1974.
  3. Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой.- М.: Академия, 2002.
  4. Сироткин, С. А. Слепоглухота / С. А. Сироткин, Э. К. Шакенова.-М.: ВОС, 1989.
  5. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой.- М.: Академия, 2001.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.