Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Клиент социальной работы: понятие, характеристики






Понятие «клиент» встречается в таких областях познания, как психология, юриспруденция, экономика и финансы, в естественных науках, однако в социальной работе этот термин имеет свою специфику[3].

Становление профессиональной социальной работы в нашей стране сопровождалось разработкой понятийного аппарата наук, изучающих социальную работу и описывающих её практику. Много разногласий вызвал вопрос о том, как назвать того, кому оказывается помощь[4].

В медицине такое лицо называется «пациент», то есть тот, кто ищет помощи. Однако этот термин описывает лишь одну, страдательную, сторону в позиции лица, нуждающегося в содействии. Он потерпел ущерб, страдание, находится в состоянии жизненного затруднения, однако в той мере, насколько его интеллектуальные, физические, психические и моральные ресурсы позволяют ему, он должен сам принимать участие в разрешении своей проблемы. Если индивид сохраняет, хотя бы частичное самосознание, тогда он имеет право содействовать с социальным работником, быть активным агентом трансформации собственных жизненных обстоятельств. В связи с этим утвердилось мнение о том, что лиц, которым предоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами[5].

В теории социальной работы субъектность (свойство индивида быть субъектом активности, т.е. мыслить, воспринимать, переживать) индивида определяется его ролью по отношению к профессионалу. Эта роль идентифицируется с понятием «клиент». Однако, как считают исследователи, статус «клиента» – более сложный ролевой процесс, связанный не только с восприятием субъекта в системе «профессионал – индивид». Немалую роль играют профессиональные установки на осуществление помощи, представление окружающих о сущности кризисных ситуаций, а также восприятие индивидом своих проблем. Кроме того, как показывают исследования, на статус клиента влияли исторические формы и институты помощи, идентифицирующие клиентов как субъектов, нуждающихся в поддержке и защите.

На процессы идентификации субъекта в качестве клиента влияют и теоретические парадигмы социальной работы, которые по-своему осмысляют данную социальную роль. Психодинамические, интеракциональные, поведенческие, феминистские и иные научные парадигмы в теории социальной работы специфично отвечают на вопрос о сущности клиента. Сейчас коротко о каждой парадигме[6]:

– психодинамическая парадигма, считает клиента индивидом, имеющим психосоциальные проблемы, связанные с неадекватным их разрешением в прошлом;

– когнитивно-поведенческая парадигма считает клиента индивидом, имеющим проблемы с поведением, а также проблемы с социальными страхами и тревогами и депрессиями;

– системно-экологическая парадигма рассматривает клиента, как индивида, который является самостоятельным субъектом и составной частью других систем и который имеет проблемы, связанные с дезадаптацией и трудностями психосоциального развития;

– экзистенциально-гуманистическая парадигма, рассматривает клиента, как индивида, который является целостной личностью, способной самостоятельно решать свои проблемы на основе опыта, социальных целей и смыслов при помощи социального работника;

– конструктивистская парадигма показывает клиента, как индивида, имеющего ролевые конфликты, возникающие на основе свойственных ему коммуникативных и социальных конструкций;

– радикально-критическая парадигма показывает клиента, как индивида, имеющего личностные проблемы, обусловленные социальным неравенством и дискриминацией, низким уровнем социального обеспечения;

– антидискриминационная парадигма рассматривает клиента, как индивида, имеющего проблемы, связанные с дискриминацией на основе этноса, пола, нетрудоспособности, возраста, сексуальной ориентацией;

– феминистская парадигма рассматривает клиента, как индивида, имеющего проблемы, связанные с дискриминацией, эксплуатацией и насилием.

С точки зрения М.В Фирсова и Студёновой Е.Г клиент, это тот, кто ищет помощи социального работника (индивид, группа семья), обращаясь к нему непосредственно либо опосредованно, воспользовавшись услугами агентства, где трудится социальный работник. Клиент называется объектом социальной работы.[7]

В настоящее время, клиентом социальной работы определяется любой человек, группа, община, нуждающаяся в помощи социального работника. Клиентом социальной работы может быть любой человек с любой проблемой. В теории социальной работы существуют различные типологии клиентов современной социальной работы. Например, по направленности и характеру взаимодействия: индивид, группа, сообщество. Или по специфике запроса: агрессоры, вежливые, немые и т.п. [8].

В соответствии с признанным международным сообществом определением практической социальной работы клиентом социальных служб может быть практически каждый член общества, попавший в трудную жизненную ситуацию. Однако, чаще всего под понятием «клиент» понимаются определенные категории населения, нуждающиеся в специфической помощи и поддержке, адаптации, реабилитации, а иногда и коррекции:

- дети, оказавшиеся в особо сложных условиях, в том числе подвергшиеся жесточайшему обращению, оставшиеся без надзора;

- беспризорные, подвергшиеся эксплуатации, страдающие социально обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита;

- дети-инвалиды;

– дети из числа беженцев;

– дети, склонные к правонарушениям, а также находящиеся в тюремном заключении;

– женщины, подвергшиеся физическому и сексуальному насилию;

– лица, страдающие алкоголизмом, вредными пристрастиями к наркотикам и иным веществам;

– лица пожилого и старческого возраста;

– инвалиды;

– беженцы, вынужденные эмигранты;

– лица, попавшие в особо сложные условия вследствие природных и техногенных катастроф;

– лица – участники боевых действий;

– лица, пострадавшие от терроризма и бандитизма;

– безработные;

– лица без определенного места жительства[9].

Каждому клиенту свойственны определенные личностные характерные черты, которые должны быть обнаружены и задействованы социальным работником в процессе работы. Вне зависимости от того, является ли клиентом социального работника отдельная личность, группа, семья или более крупная социальная структура, ей будут свойственны особые потребности, система ценностей, возможности, уровень знаний, система вероисповедания наряду с физическими характеристиками и накопленным опытом, которые каждую ситуацию делают по истине уникальной. К тому же клиенты не находятся в вакууме. Их непосредственное окружение также оказывает на них свое влияние. В непосредственное окружение могут входить друзья, семья, работники школы, работодатели, соседи и все те, кто просто хочет оказать помощь, как профессиональную, так и непрофессиональную, непосредственно, от всего сердца, руководствуясь своими знаниями и жизненным опытом. Вследствие того, что непосредственное окружение также вносит свой вклад в решение проблемы, необходимо в интегральное понятие клиента социальной работы включить и непосредственных участников этого социального окружения, и участникам которого можно будет прибегнуть в ходе работы с клиентом. В подходах к клиенту социальной работы необходимо иметь представление как об общих проблемах, объединяющих обращающихся за помощью к социальному работнику людей, входящих в обобщенное понятие «клиент», так и о специфических проблемах клиента, составляющего ту или иную целевую группу социальной работы[10].

Таким образом, понятие «клиент», с точки зрения практики социальной работы, многомерно, но сама его суть заключается в человеке, обратившемся за помощью к социальному работнику. Уникальность социальной работы и ее отличие от других профессий, предназначенных для оказания помощи людям, в том, чтобы способствовать достижению изменений во взаимодействиях между людьми и окружающего их мира[11].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.