Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мышление. Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение существенных и закономерных связей и отношений между предметами и явлениями объективной реальности.






Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение существенных и закономерных связей и отношений между предметами и явлениями объективной реальности.

Оно имеет следующие особенности:

1) отражаются не только внешние, но и внутренние, существенные связи и отношения.

2) это процесс опосредованного отражения

3) обобщенность.

Основными формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения.

Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя.

Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

В зависимости от того, как суждения отражают объективную действительность, они являются истинными или ложными. Истинное суждение выражает такую связь между предметами и их свойствами, которая существует в действительности. Ложное суждение, наоборот, выражает связь между объективными явлениями в действительности не существующую.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса (например, «Все деревья – растения»). В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам например: «Некоторые студенты - отличники»); в единичных суждениях - только к одному (например, «Этот студент плохо учится»).

Умозаключение - вывод о тех или иных предметах, явлениях, процессах.

Различают два основных вида умозаключения: 1) индуктивные (индукция) и 2) дедуктивные (дедукция).

Индукция есть умозаключение от частных случаев, примеров (т.е. от частных суждений) к общему положению (общему суждению).

Дедукция - это умозаключение, идущее от общего положения (суждения) к.частному случаю.

В психологии различают следующие виды мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстракцию, обобщение, конкретизацию, классификацию и систематизацию.

Сущность операции анализа состоит в разложении целого на составные части. Ведь каждый предмет, явление можно мысленно расчленить на элементы.

Синтез прямо противоположен анализу. Это восстановление расчлененного в целое на основе вскрытых анализом существенных связей. Так, например, многочисленные данные аэрофотосъемок постепенно объединяются и дают общую картину изучаемых объектов, больших территорий.

Операция сравнения заключается в сопоставлении вещей, явлений, их свойств и выявлении общности или различий между ними.

Операция абстракции состоит в том, что человек мысленно отвлекается от несущественных признаков изучаемого предмета, выделяя в нем основное, главное. Мышление, восходя от анализа конкретных предметов, явлений, событий к абстрактному, обобщенному их анализу, не отходит, если оно правильное, от истины, а подходит к ней: абстракции отражают природу явлений, событий глубже, вернее, полнее.

Обобщение сводится к объединению многих предметов явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация - это движение мысли от общего к частному, нередко это выделение каких-то определенных сторон предмета или явления.

Классификация предполагает отнесение отдельного предмета, явления к группе предметов или явлений. Это подведение частного под общее, осуществляемое обычно по наиболее существенным признакам.

Систематизация - это мысленное расположение множества объектов в определенном порядке. В отличие от классификации она может осуществляться по многим признакам, как существенным, так и несущественным.

В зависимости от характера решаемой задачи различают следующие виды мышления:

I) предметно-действенное (сенсомоторный интеллект, ручной интеллект)

II) наглядно-образное

III) словесно-логическое = понятийное.

Наглядно-действенное мышление проявляется непосредственно в процессе деятельности человека.

Образное мышление протекает на основе образов, представлений, которые человек воспринимал и усвоил раньше.

Пр.-действенное является ведущим у ребенка до 2-3-летнего возраста и проявляется в процессе непосредственных действий с предметами. Характеризуется следующими особенностями:

1) связано с конкретной ситуацией,

2) синкретизм (случайные признаки объединяются в общие, не отражаюшие сути предмета),

3) эгоцентризм,

4) насыщено эмоциями.

Наглядно-образное также характеризуется (2-4), характерна низкая критичность, невозможность соотнесения общего и частного, непонимание обратимых отношений.

Словесно-логическое = понятийное. Всегда осознанное вербализованное мышление. Важнейшей характеристикой является децентризм, т. е. выход за пределы собственной системы отсчета. С 11-12 лет формируется способность размышлять логически об абстрактных отвлеченных предметах.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.