Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятие времени






Различают восприятие временной а) длительности и б) последовательности. Непосредственное переживание времени связано с ритмическими процессами в организме. Оценка длительности временных отрезков зависит от 1) содержания деятельности, 2) ожиданий [В воспоминаниях наоборот (чем более заполненным является отрезок времени, тем более длительным он представляется в воспоминании)]. В целом для восприятия времени характерна переоценка малых интервалов и недооценка больших. 3) от эмоционального состояния человека (тягучее при депрессии и летящее при мании). 4) от возраста (время тянется медленно в детстве, а в старости – быстро). 4) Важнейшей характеристикой времени является его необратимость.

Представление

Представление – вторичный чувственный образ предмета, который в данный момент не действует на органы чувств, но действовал в прошлом. Их можно рассматривать как переходное звено между чувственным и абстрактным мышлением. В зависимости от уровня бодрствования и характеристик деятельности они включаются в память, воображение, мышление, создают образы сновидения. От галлюцинаций отличаются тем, что их течение представляется во внутреннем пространстве и никогда не выносится наружу. Приобретают важное значение в связи с развитием систем дистанционного управления.

Образ представления более опосредованный, обобщенный и менее яркий.

В формировании образов представлений большое значение имеют изменения, происходящие в периферических звеньях сенсорных систем (микродвижения).

Память

Память – это совокупность процессов, обеспечивающих запечатление, сохранение и последующее воспроизведение прошлого опыта.

Различают следующие виды памяти:

А. По длительности сохранения информации (сенсорная, кратковременная, долговременная, оперативная). Оперативная память – это мнемические процессы, обслуживающие деятельность человека. Она представляет собой синтез долговременной и кратковременной памяти.

Б. По характеру целей (непроизвольная и произвольная).

Непроизвольное запоминание осуществляется без специальных волевых усилий, когда не ставятся цели, задачи запоминания, оно осуществляется как бы само собой.

В. От преобладающего типа психической активности: двигательная (движение, моторика), образная (ощущения, восприятия, представления). Чистые виды памяти встречаются редко, чаще комбинированные: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая, двигательно-слуховая.

Память характеризуется следующими свойствами: объем, скорость, прочность, точность, готовность.

Объем – количество информации.

Скорость – время, в течение которого человек способен запомнить определенный объем информации.

Прочность – длительность сохранения информации.

Точность – правильность и полнота воспроизведения информации.

Готовность – умение своевременное вспомнить требуемое.

У детей ведущим типом памяти является образная (опт. в 8-11 лет), подвержена наименьшим возрастным изменениям. Вербальная память достигает оптимума в 16 лет, сохраняется до 35 лет, а затем идет постепенное снижение.

В зависимости от установки на длительность сохранения (помнить в течение нескольких минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют краткосрочную, оперативную и долговременную память.

Оперативная память непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Она предполагает восприятие объектов в момент свершения действий, краткосрочное удержание в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений.

Забывание – нарушение процессов воспроизведения информации о прошлом опыте. Кривая Эббингауза. Теории забывания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.