Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Принципы деятельности организации






 

 

10.1. Принципы статической и динамической организации

 

Как материальная система организация проходит все этапы жизненного цикла, рассмотренные ранее, или их часть. Этапы делятся на две группы: статические и динамические169. Статическая группа включает: порог нечувствительности и ликвидации (утилизации). Если организация находится в статической группе, ее называют статической. Внутренние и внешние отношения такой организации рассматриваются отдельно от их развития.

 

Динамическая группа включает: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад икрах. Организация, находящаяся в динамической группе жизненного цикла, называется динамической, ее действия носят координирующий характер.

Принципы статической и динамической организации можно разделить на две категории: принципы приоритета и принципы соответствия.

К принципам приоритета относятся:

 

принцип приоритета цели: если рассматривать систему из трех элементов(цели, задачи и функции), то наивысшим приоритетом пользуются цели, далее идут задачи и последними стоят функции;

 

принцип приоритета функций над структурой при создании организаций:

 

новые организации создаются для осуществления определенных целей. Каждая цель реализуется путем выполнения ряда задач. Задачи объединяются по общим признакам, и для них определяется набор функций;

 

принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения: корректное создание организации предполагает, что собственник (учредители) подбирают все элементы — персонал, продукцию, расположение организации. При создании следует стремиться к созданию хорошего микроклимата, а также профессиональным характеристикам набираемого персонала. Довольно часто руководитель приглашает на ключевые должности людей, уже знакомых ему по прошлой работе или по рекомендации своих хороших знакомых (друзей);

 

принцип приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций: руководителей и главных специалистов организации следуетподбирать под конкретные структурные подразделения с учетом их совместимости.

 

• Отметим основные принципы соответствия170:

принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами: каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансовых и кадровых ресурсов, призванных обеспечить выполнение набора задач;

 

принцип соответствия распорядительства и подчинения: у каждого работникадолжен быть только один линейный руководитель, число функциональных руководителей не ограничено. Не должно быть перекрестного подчинения одних и тех же людей (подчиненный по другим каналам является руководителем своего начальника). В качестве линейных руководителей у руководителей высокого уровня могут выступать коллегиальные органы (например, для президента акционерного общества — это общее собрание акционеров);

169 Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000, с. 245

170 Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000, с. 250


принцип соответствия эффективности производства и экономичности: в

 

каждой организации должно быть соответствие между эффективностью и затратами. Как правило, приоритет отдается эффективности;

принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления. Зачастую слишком маленькие или слишкомбольшие организации функционируют менее эффективно, чем средние;

 

принцип прямоточности: производственные и информационные процессыдолжны идти по кратчайшему пути с минимальным количеством вспомогательных операций;

 

принцип ритмичности: производственные и информационные процессыдолжны идти равномерно с заданными временными интервалами;

 

принцип пропорциональности: производственные и информационные процессыдолжны идти по календарному графику, чтобы избежать простоев и затоваривания;

 

принцип синхронизации (системный принцип): в рамках производственных иинформационных процессов надо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под который бы подстраивалась работа других подразделений.

 

 

10.2. Принципы формирования процесса организации

 

Процесс организации отражает количественные и качественные изменения объекта управления на всех его фазах, этапах и стадиях. При отсутствии изменений нет и процесса организации. Процесс организации состоит из четырех этапов: цель, ситуация, проблема, решение. Этапы, в свою очередь, состоят из процедур и операций. Процедуры для всех этапов одни и те же: разработка, согласование, утверждение, организация и принятие решений. В процедуры входят определение, формулировка, разработка вариантов, накопление, хранение, обработка, анализ и оценка, разработка средств реализации и другие операции.

 

При различных сочетаниях операций и процедур организация может приобрести такие свойства как устойчивость или изменчивость, цикличность или однократность и др.

Устойчивость связана с созданием некоторого запаса, компенсирующеговозможные отклонения при корректировке цели, изменении ситуации или изменении варианта решения.

Изменчивость означает подготовку запасных вариантов при заранеепредусмотренных параметрах возмущающих воздействий.

 

Непрерывность предполагает эволюционные изменения в выполнении операцийна каждом этапе.

Дискретность связана с постепенным наращиванием или ослаблением дозаданного состояния одного из этапов (начинают обычно с цели) с последующим переходом к последующему этапу.

Цикличность — это постоянная коррекция выполняемых операций на основепромежуточных результатов.

Однократность в отличие от цикличности подразумевает однократноепрохождение по всем этапам процесса и достижение поставленной цели, что предполагает высокий уровень профессионализма руководителя и благоприятные условия для выполнения цели:

На базе свойств процесса организации Э.А. Смирнов предлагает следующие принципы его построения:

 

• направленность процесса на достижение целей, а не на устранение возмущающих воздействий;

• при выявлении проблемы следует учитывать как можно больше управляемых и неуправляемых факторов, влияющих на процесс;


• максимальное сокращение влияния на процесс субъективных факторов;

 

• обеспечение процесса оптимальной информационной средой;

 

• обоснование (согласование, утверждение) процедур и операций каждого этапа;

 

• обеспечение соответствия свойств процесса техническим и организационным ресурсам и организации.

 

 

10.3. Принципы рационализации деятельности организации

 

Изменения в организации происходят постоянно и могут различаться по масштабу и глубине, а также инициатору. Движущей силой всех изменений выступают люди.

 

Принципы рационализации служат основой для создания механизма организационных преобразований.

Существуют три типа организации мыслительной деятельности человека: рационализм, иррационализм и сенсуализм171.

 

Рационализм (от лат. ratio —разум)означает совершенствование, формированиеболее эффективной организации чего-либо (производства, маркетинга и т.п.) и принятие решений по ранее разработанным алгоритмам, правилам, законам. В основе рационализма как философского направления лежит познание и поведение людей с позиции разума. Рационализм резко отличается от иррационализма и сенсуализма.

Иррационализм предполагает это познание реальности через аспекты духовнойжизни человека: волю (волюнтаризм), интуицию, инстинкт, озарение и характеризуется постоянными сомнениями в корректности принятых решений и их результатах.

Сенсуализм —познание реальности только через восприятие, чувства, ощущения(сенсорика).

Рационализм реализуется в стремлении организаций к переменам в своей деятельности. Эффективные изменения рано или поздно требуются всем организациям. Масштаб изменений может варьировать от частичной реструктуризации до полной (реинжиниринга). Реструктуризация будет кратко рассмотрена в последней теме данного учебника. Итогом любых изменений должно стать максимально возможное при данных экономических условиях повышение эффективности деятельности организации. Для оценки результативности изменений можно использовать такие критерии как удовлетворенность потребителя, настроение и степень повышения профессиональной подготовки работников, снижение затрат, рост производительности, количество инноваций, повышение подготовки и результативности руководства и другие.

 

 

171 Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000, с. 262







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.