Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое государство






В соответствии с Конституцией, РФ является правовым государством. Идея правового государства имеет многовековую историю. Философская основа была сформулирована Кантом.

Сущность идей правового государства – его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу.

Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих особенностей и институтов:

· Разделение властей,

· Независимость суда,

· Законность управления,

· Правовая защита граждан от нарушений их прав государственной властью

· Возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением.

Главное в идеи правового государства – связанность государства правом, в результате чего право возвышается над государством, а не иначе. Более того, данный признак следует сузить не до верховенства права, а верховенства закона, потому как именно закон в наибольшей степени представляет интересы народа.

Верховенство закона означает его всеобщность, что реализуется в том, что не должно оставаться существенных областей жизни общества, не урегулированных законом, иначе этим смогут воспользоваться иные лица, либо их регулирование будет осуществляться другими актами.

Верховенство закона означает утверждение его господства, т.е. такого положения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения подчинялись бы его нормам.

Важнейшей предпосылкой формирования правового государства и одновременно характерной его чертой является наличие целостной системы законодательства, охватывающей все сферы жизни общества. Отсюда требуется прежде всего динамичное правовое регулирование общественных отношений посредством научно обоснованных правовых норм, отвечающих объективным потребностям всестороннего прогресса общества.

В демократическом государстве право должно быть равным для всех граждан масштабом их поведения. Поэтому подлинно правовым может быть лишь такое государство, в котором обеспечено равенство всех его граждан перед законом.

Целью правового государства является служение потребностям личности и общества, следовательно, реализуется приоритет личности в отношениях между личностью и государством. Государство при этом служит не отдельным органам и учреждениям, либо части общества, а всему обществу в целом.

Для такого рода существования необходимо, прежде всего, знание и понимание гражданами своих прав и обязанностей, а также умение ими пользоваться. Важной гарантией этого является то, что все законы в государстве должны быть опубликованы, а неопубликованные законы не применяются.

Одной из характерных черт правового государства в его взаимоотношениях с гражданами является наличие развернутых юридических процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которыми может столкнуться гражданин. В каждом конкретном случае должен быть набор юридических средств и форм, при помощи которых гражданин мог бы с успехом и без особых сложностей защитить свои права, свои законные интересы.

Российская Федерация, провозглашенная Конституцией правовым государством, на деле таким государством пока не является. В стране все еще не обеспечено верховенство закона. Наоборот, делаются попытки объявить " полноценной правовой базой для возникновения, прекращения и изменения... общественных отношений" указы Президента РФ, " абсолютно подзаконный характер" которых " не очевиден"

Помимо объективных сложностей переходного периода, это во многом объясняется тем, что государственные и муниципальные органы не используют весь имеющийся в их распоряжении арсенал организационных и юридических методов для защиты прав граждан, для оказания им правовой помощи. До сих пор многие из этих органов еще не могут привыкнуть к тому, что не только граждане, но и власть ограничены правом.

Не адаптировались к новой обстановке, складывающейся в России, и многие граждане, которые не знают, как в новых условиях отстаивать свои права, к кому обращаться в тех или иных случаях, каковы обязанности различных государственных органов в отношении защиты их прав, а государственные и муниципальные органы не оказывают помощи гражданам в ориентации их в окружающей социальной среде. Вот почему построение в России правового государства потребует больших усилий и государства, и его граждан в преодолении всех этих трудностей и недостатков.

 


· Политические основы конституционного строя. Идеологический и политический плюрализм

Одними из принципов Конституционного строя РФ являются политическое и идеологическое многообразие.

Идеология представляет собой сложное теоретическое образование, включающее определенные политические, философские, религиозные, правовые взгляды, которые в результате их систематизации и придания им определенной целевой направленности формируют сложную систему, постигаемую на высшем уровне сознания.

Идеологическое многообразие заключается в следующем:

· Беспрепятственная разработка теорий, идей о дальнейшем экономическом, социальном или политическом развитии государства;

· Право пропагандировать свои идеи в СМИ, иные печатные или теле или радио издания;

· Право публично защищать свои идеологические взгляды;

· Требовать по суду или иные способом снятие препятствий с осуществления своего права на идеологическое многообразие;

· Отсутствие цензуры

Идеологическое многообразие проявляется также в том, что все идеологии в государстве равны и ни одна из них не может устанавливаться в качестве руководящей.

Важной гарантией идеологического многообразия является политическое многообразие, заключаемое в том, что государство гарантирует многопартийность.

Политический плюрализм заключается в следующих положениях:

· Все политические партии создаются по одинаковым правилам и к ним предъявляются одинаковые требования;

· Все политические партии равны между собой в своем правовое положении;

· Запрещается деятельность расистских и иных человеконенавистских течений, а также тех, деятельность которых направлена на насильственное свержение основ конституционного строя и которые угрожают безопасности государства.

 


· Правовой статус общественных объединений. Организационно-правовые формы общественных объединений

В это понятие включаются как политические партии, так и разного рода общественные организации - профсоюзы, молодежные, женские организации и др. Число таких организаций в развитом обществе всегда велико. Общественные объединения - это проявление самодеятельности народа, его участия в общественной жизни. Они, следовательно, выступают как составная часть демократии и форма жизни гражданского общества. Конституция РФ гарантирует право граждан создавать общественные объединения и свободу их деятельности (ст. 30), а также добровольность вступления.

Федеральный закон " Об общественных объединениях" был принят в 1995 г. Он определяет общие начала, касающиеся всех видов общественных объединений (кроме коммерческих и религиозных). Закон предусматривает принятие и других законов об отдельных видах общественных объединений (в частности, о политических партиях, профсоюзах, благотворительных).

Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Для создания общественного объединения не требуется предварительное разрешение органов государственной власти и органов местного самоуправления. Нужна инициатива не менее трех физических лиц (данное правило не распространяется на политические партии и профсоюзы). В качестве учредителей могут выступать как физические, так и юридические лица, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на которых принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Учредителями не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Учитывая разнообразный характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные объединения, Федеральный закон предусматривает пять различных организационно-правовых форм их функционирования.

К ним относятся:

· Общественная организация – основанное на членстве для защита интересов и достижения целей;

· Общественное движение – не основанное на членстве массовое движение в целях достижения определенных политических, социальных или иных полезных целей;

· Общественный фонд – основано на добровольном объединении имущества разных лиц, которое впоследствии используется на общественные цели;

· Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, оказывающее какие-либо услуги;

· Орган общественной самодеятельности – направлено на совместное решение социальных целей по месту жительства, учебы, работы.

Общественные объединения нуждаются в определенных, установленных законом правах, и прежде всего - свободно осуществлять свои уставные задачи. Для этого они учреждают свою прессу, создают предприятия и другие хозяйственные единицы, беспрепятственно собирают членские взносы. Они самостоятельно расходуют средства из собственного бюджета, обладают жилищным фондом и т.д. Государственные органы не финансируют деятельность общественных объединений и не вправе вмешиваться в их внутреннюю деятельность. В то же время эти объединения участвуют в работе, многих органов государственной власти и государственных совещаниях.

Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными законодательством. Общественные объединения могут выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти, представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Таким путем демократическое государство стремится противостоять бюрократизации государственного аппарата, обеспечивать гласность его работы и устойчивую связь с общественностью.

Однако государству небезразличны цели и задачи общественных объединений, поскольку некоторые объединения могут действовать в антигосударственных и антиобщественных целях. Такие объединения ставятся вне закона, прямо запрещаются или преследуются. К их числу относятся, например, террористические организации, фашистские объединения и т.п. Однако ограничение права на их создание или деятельность возможно только в силу конституционных или законодательных норм, а также по суду.

Согласно Конституции (ч. 5 ст. 13) запрещению подлежат общественные объединения, цели и действия которых направлены на:

· Насильственное изменение основ конституционного строя;

· Нарушение целостности РФ;

· Подрыв безопасности государства;

· Создание вооруженных формирований;

· Разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

· Особенности правового статуса политических партий в РФ

Гражданское общество предполагает широкий идеологический и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать в политической деятельности.

В большинстве конституций мира признается идеологический и политический плюрализм через закрепление соответствующих прав и свобод человека и гражданина. Но Конституция России возводит принцип идеологического многообразия в ранг основ конституционного строя. Помимо прочего, это сделано и из-за опасности возврата к тоталитарному прошлому, тем более что силы, заинтересованные в подобной реставрации, в стране легально существуют. Общество поэтому наделяет государство правом и обязанностью гарантировать незыблемость политической свободы и соответствующих прав человека.

Разумеется, государству намного проще осуществлять свои функции в условиях принудительного идейно-политического монизма. Оно не сталкивается тогда с организованной оппозицией, не нуждается в проведении сложных и дорогостоящих избирательных кампаний, не испытывает неудобств с неуправляемой прессой и т.д.

Порядок создания политических партий, финансирования государством их деятельности в избирательных кампаниях устанавливается законом «О политических партиях». Такое законодательство существует практически во всех развитых странах, чем признается важная роль партий для общества и государства. В то же время государственные органы не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь политических партий, на их деятельность распространяется принцип свободы общественных объединений, также закрепляемый в конституционном порядке (ст. 30 Конституции РФ). Отношения государства с партиями часто бывают весьма сложными, поскольку именно партии образуют оппозицию правительству - парламентскую и внепарламентскую. Но это не может стать основанием для какого бы то ни было ограничения деятельности отдельных партий, а тем более их запрещения.

В представительных органах государственной власти и местного самоуправления разрешается создание организационных структур (фракций) политических партий. В других государственных органах и органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах РФ создание организационных структур политических партий не допускается.

Требования, предъявляемые к политическим партиям:

· Должна иметь представительства более чем в половине субъектов РФ, при этом в каждом субъекте может быть не более 1 представительства;

· Численность партии должна составлять не менее 40 тысяч человек, при этом не менее чем в половине субъектов представительства должны состоять не менее чем из 400 человек, а в остальных не менее чем из 150 человек.

· Руководящие органы и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.

Региональными отделениями являются представительства партий в субъектах федерации. В субъектах федерации, на территории которых расположены автономные округа, могут создаваться единые региональные отделения.

Основные цели политических партий:

· Формирование общественного мнения граждан;

· Политическое воспитание и образование;

· Выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни и доведение этих сведений до широких общественных кругов и органов государства;

· Выдвижение кандидатов на выборах Президента РФ, Государственной думы РФ, выборах в представительные органы субъектов, а также органы местного самоуправления и участие в их деятельности.

В демократических странах встречаются различные партийные системы - двухпартийные, многопартийные. Однако ни в одной из таких стран не существует однопартийной системы - это признак тоталитарного государства или крайне низкого развития политической культуры. Конституция России отвергает однопартийность, и любые попытки ликвидировать плюрализм в пользу одной " руководящей и направляющей" силы следует квалифицировать как антиконституционный переворот.

По смыслу Конституции, правомерна только такая партийная система, которая включает как минимум две политические партии. Государство не может, конечно, регулировать количество партий, но оно обязано, полагаясь на естественную саморегуляцию общества, гарантировать возможность создания партий и их деятельность. Государство (прежде всего судебные органы) также обязано предотвращать действия высших должностных лиц, если они пытаются свести деятельность партий к формальному существованию, лишив их реальных возможностей влиять на формирование органов власти.

Все партии, как и другие общественные объединения, равны перед законом. Это означает, что к ним предъявляются одинаковые требования при регистрации, устанавливается единый порядок защиты имущества и прекращения деятельности. Но это не означает, что во всех случаях партии должны оказываться в равном положении. Например, если партия не набирает установленного законом качества подписей при выдвижении кандидатов, то она лишается права требовать занесения этих кандидатов в избирательные бюллетени. Практически во всех странах малочисленные партии жалуются на дискриминацию, но чаще всего речь идет о неизбежной государственной селекции в целях создания реальных и эффективных механизмов формирования органов власти.

Отдельные условия, которые в равной мере ставятся перед всеми партиями, не означают нарушения равенства прав всех общественных объединений для их участия в политической жизни. Также не нарушают принципа свободы деятельности законодательные ограничения хозяйственной деятельности партий и других общественных объединений, если эта деятельность не соответствует уставным целям, направлена на извлечение прибыли в личных интересах отдельных руководителей и т. д.

 


· Принцип светского государства. Основы взаимоотношений религиозных объединений и государства в РФ. Правовой статус религиозных объединений в РФ

Светским является государство, в котором государство отделено от церкви, а церковь от образования. Как результат, никто из них никак не может влиять на другое.

Российская Федерация объявляется светским государством, данную характеристику следует раскрывать через следующие признаки:

· Отделение церкви от государства

Данный признак означает:

· Государство не возлагает на церковь обязанности выполнения функций публичных органов, а церковь не обладает такими правами;

· Государство не вмешивается в деятельность церковных образований, если та не противоречит закону;

· Церковные образования не участвуют в выборах в органы государственной власти или местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий или движений;

· Деятельность органов государственной власти не сопровождается никакими обрядами или иными аналогичными действиями;

· Запрещается создание религиозных объединений в государственных или муниципальных образованиях, воинских частях.

· Отделение школы от церкви

Государство осуществляет светских характер образования в государственных и муниципальных школах, хотя церковь имеет право создавать собственные образовательные учреждения.

· Невозможность установление какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной

Данный признак является гарантией человека на свободу совести и вероисповедания. Недопустимо принуждение кого-либо к исповеданию какой-либо религии, а также превращение РФ в клерикальное или теократическое государство.

· Равенство религиозных объединений перед законом

Данный признак означает, что все религии равны перед законом. Однако, действенность признака вызывает сомнение в связи с содержанием ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», где содержится список религий, что уже ограничивает права, а также правом на создание религиозного объединение обладает группа людей, численностью не менее 10 человек, а право на свободное вероисповедание принадлежит каждому.

 


· Народовластие как основа конституционного строя РФ. Виды народовластия

Власть – возможность и способность некого субъекта или группы, или партии, осуществлять собственную волю вопреки сопротивлению другой стороны. Никакая другая власть не обладает такими свойствами и качествами как государственная.

Народовластие есть принадлежность народу верховной власти в обществе и государстве, а также признание народа единственным источником этой верховной власти. Разделение властей есть способ осуществления только государственной власти, которая не предоставляется целиком одному из государственных органов, а распределяется между ними. При этом народ как минимум остается источником этой власти, а чаще всего и оставляет за собой право непосредственно решать часть важнейших вопросов отправления государственной власти.

Нынешнее выдвижение на первое место институтов непосредственного народовластия подчеркивает их возросшее значение, но не меняет сложившейся практики, в силу которой все-таки народ осуществляет свою власть преимущественно через своих представителей.

Народ в конституционно-правовом понимании есть совокупность граждан России. Иные категории людей, проживающих в России, не относятся к народу РФ. Народ многонационален. В республиках РФ также употребляется понятие " народ", что порождает терминологические трудности, а российский народ предстает как объединение народов.

Согласно ч.1 ст.3 КРФ единственным источником государственной власти и носителем суверенитета РФ является ее многонациональный народ. Это значит, что народ свободно выражает свою волю по всем важным вопросам общественной и государственной жизни. В ст.3 таким образом, раскрывается принцип народовластия и определяются 2 основные формы осуществления народовластия в РФ:

· Непосредственное прямое осуществление власти народом – демократия

· Осуществление народом государственной власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления – представительная демократия.

Высшей формой непосредственной демократии (ч.3 ст.3) является референдум и свободные выборы. Референдум – всенародное голосование по тому или иному вопросу. Решение, принятое на референдуме само по себе обладает высшей юридической силой. Согласно Конституции РФ, референдум назначается Президентом в соответствии с ФКЗ «О референдуме».

Выборы – наиболее частая и широко применимая форма непосредственной демократии. Выборы – способ формирования представительных органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления. Свободными считаются выборы, которые проводятся без принудительной явки. Другими формами непосредственной демократии являются областные и местные форумы, собрания и сходы граждан, обсуждение важных вопросов.

Представительная демократия обеспечивает осуществление народными массами государственной власти через избираемых представителей в органы государственной власти. Конституция РФ не только прямо закрепляет народовластие и способы его осуществления, но и предусматривает юридическую ответственность за захват власти или присвоение властных полномочий. Ч.4 ст.3: никто не может присваивать власть в РФ.

Таким образом, власть осуществляется:

· Государственными органами

· Президент РФ

· Органы законодательной власти

· Органы исполнительной власти

· Органы судебной власти

· Путем непосредственной демократии

· Референдум

· Выборы

· Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации

· Путем представительной демократии - коллегиальными представительными органами:

· Парламенты

· Законодательные собрания

 


· Референдум: понятие, виды; правовое регулирование, вопросы референдума, порядок организации и проведения референдума в РФ

Референдум - это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Классификация референдумов осуществляется по разным основаниям:

· В зависимости от предмета выносимого на него вопроса:

· Конституционный – внесение изменений или принятие нового проекта Конституции;

· Законодательный – принятие законопроекта, либо внесение изменений или отмена одного из них;

· Международно-правовой – вступление в международные организации, ратификация или денонсация международного договора, решение вопроса о судьбе территории;

· Административный – изменение административно-территориального деления, досрочное прекращение полномочий должностных лиц, вопросы местного значения;

· По характеру юридической силы решения:

· Консультативный – проводится для выяснения мнения населения, а окончательное решение принимает орган, инициирующий проведение референдума;

· Обязательный – решение референдума обязательно для исполнения. В РФ предусматривается проведение только обязательных референдумов;

· В зависимости от условий, необходимых для их проведения:

· Обязательный – проводится в связи с необходимостью, установленной законом;

· Факультативный – проводится только при наличии инициативы определенных законом субъектов;

· По территориальной сфере:

· Общегосударственные – участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме;

· Региональные – проводится в пределах территории субъекта федерации;

· Местные – проводится в пределах административно-территориальных единиц.

В РФ законодательство о референдуме состоит из:

· Конституция РФ;

· ФКЗ «О референдуме РФ»;

· ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;

· ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

· Законодательство субъектов

Конституция РФ наиболее обще регулирует вопросы, связанные с референдумом. В ст. 3 закрепляется, что референдум наряду с выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Статья 32 Конституции РФ закрепляет право граждан на участие в референдуме как один из компонентов более общего права граждан непосредственно участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32).

Конституция РФ разграничивает предметы ведения Федерации и ее субъектов в части регулирования и защиты прав и свобод человека, к которым относится и право на участие в референдуме. Регулирование этого права находится в ведении РФ, а защита - в совместном ведении РФ и ее субъектов.

На референдум РФ запрещается выносить вопросы:

· Об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ

· О досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального собрания РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов ГД ФС РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов.

· Об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ

· О персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов

· Об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

· О принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения

 

Процесс подготовки и проведения референдума РФ (референдумный процесс) включает несколько стадий:

· Выдвижение инициативы проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку;

· Назначение референдума;

· Образование участков референдума, формирование комиссий референдума, составление списков участников референдума;

· Проведение агитации;

· Голосование и определение результатов референдума;

· Вступление в силу решения, принятого на референдуме.

Инициатива проведения референдума РФ принадлежит:

· Конституционному собранию в случае, предусмотренном ч.3 ст. 135 Конституции (принятие новой Конституции)

· Не менее чем 2 млн граждан РФ

· Федеральным органам исполнительной власти (новшество законодательства с 2004г.)

Процедура назначения референдума при реализации инициативы гражданами включает следующие этапы:

· Создание инициативных групп не менее чем 42 субъектах РФ (более половины) в количестве не менее 100 чел. каждая

· Сбор 2 млн. (и более) подписей (с каждого субъекта федерации может быть собрано не более 50 тыс. подписей).

· Проверка Центризбиркомом подписных листов

· Проверка Конституционным Судом РФ соблюдения требований Конституции РФ при выдвижении инициативы и сборе подписей, а также соответствия вопросов референдума Конституции РФ

· Издание Президентом указа о назначении референдума РФ при положительном решении Конституционного Суда.

Новшество законодательства 2004 г. – усложнение порядка инициирования референдума гражданами. Это сделано для того, чтобы свести к минимуму постановку на референдум случайных и малозначимых вопросов, а также предотвращение ситуации использования института референдума отдельными малопредставительными политическими силами для достижения исключительно собственных целей.

Подготовку и проведение референдума осуществляют:

· ЦИК РФ, действующая в качестве ЦК референдума РФ

· Избирательные комиссии субъектов РФ, действующие в качестве комиссий субъектов РФ по проведению референдума РФ

· Территориальные комиссии по проведению референдума

· Участковые комиссии по проведению референдума РФ

Члены территориальных и участковых избирательных комиссий назначаются выборным органом местного самоуправления. Соответствующие избирательные комиссии выбирают из своего состава председателя.

Госорганы, органы местного самоуправления, общественные организации, предприятия обязаны содействовать избирательным комиссиям в подготовке, проведении референдума.

Агитация за или против решений, выносимых на референдум, допускается всеми законными средствами.

Определение результатов референдума:

· Подсчитываются голоса последовательно на участках, территориях, в субъектах федерации, по России в целом

· Референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие более 50% граждан, имеющих право на участие в референдуме

· Решение референдума считается принятым, если за вопрос референдума проголосовало более 50% избирателей, принявших участие в голосовании, и при признании референдума состоявшимся.

Решение референдума РФ имеет обязательный характер и не нуждается в дополнительном утверждении.


· Конституционный статус личности: понятие, структура, принципы

Правовой статус личности – совокупность прав и обязанностей, устанавливаемых нормами различных отраслей права. Конституционный статус личности, соответственно, совокупность прав и обязанностей, устанавливаемых нормами конституционного права.

Исходные положения этого статуса – общепризнанные общечеловеческие ценности, находящие свое выражение в понятии естественных, неотчуждаемых прав человека. Другой составной частью правового статуса личности является правовой статус гражданина. Этот статус у человека может быть, а может и не быть.

В конституциях обычно говорится не только о правах, но и о свободах (свобода слова, свобода объединения). Существенного различия в понятиях «право» и «свобода» нет. Считается, что свобода имеет более конкретный характер и исторически связана с защитой самостоятельности личности, ограждением вмешательства государства во внутренний мир человека (свобода совести, свобода слова), а право предполагает участие личности в деятельности общества, гос, коллектива. Свободы реализуются по личному усмотрению адресата, а право характеризует меру возможного поведения и требует правовой регламентации со стороны гос.

КПРФ устанавливает основы правового статуса личности. Гл.2 Конституции РФ закрепляет их; ст.64 гласит, что положения этой главы не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном Конституцией РФ – путем общего пересмотра Конституции РФ.

Элементы основ правового статуса личности:

· Естественные права человека, не зависящие от его гражданства, правовой связи с каким-либо государством

· Принадлежность/непринадлежность человека к гражданству данной страны

· Правовые принципы статуса личности: равноправие лиц в своем статусе, гарантированность прав

· Институт основных прав и свобод: конституционные права лица (и человека, и гражданина)

· Контроль соблюдения прав человека и гражданина

· Институт основных обязанностей

Основы правого статуса личности закреплены в Конституции РФ в соответствии с международными стандартами.

Принципы правого статуса личности – те основные начала, руководящие положения, которые определяют предоставление этой личности прав и исполнение ею обязанностей перед другими личностями, коллективами, государством. Они охраняются государством и правом.

· Гарантия общепризнанных прав и свобод человека. Этот принцип провозглашается в ч.1 ст.17 Конституции РФ и означает окончательное преодолений несоответствия положений личности в РФ с международными стандартами в области прав человека. Согласно этому принципу РФ как часть мирового сообщества признает и гарантирует права и свободы, свойственные цивилизованному обществу.

· Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека и гражданина.

· Все люди признаются свободными, и обладают правами и свободой от рождения.

· Права и свободы не могут быть изъяты государством или ограничены в объеме без указания оснований ограничения (могут быть ограничены при введении военного, чрезвычайного положения).

· Не должны издаваться законы, умаляющие права и свободы человека и гражданина.

· Гражданин не может взять на себя обязательства перед кем бы то ни было на пользование своим правом или совокупностью прав. Подобные обязательства не имеют юридического значения.

· Принцип ненарушения при осуществлении человеком своих прав и свобод, прав и свобод других лиц - имеет важное значение поскольку, обладание правами и свободами не означает возможности ничем не ограниченного произвола при их осуществлении, или злоупотребление ими. В том случае, когда права нарушены в результате злоупотребления со стороны другого лица, государство предоставляет первому возможность защищать свои права всеми способами не запрещенными законом.

· Принцип равенства прав и свобод:

· Все равны перед законом и судом – это положение распространяется на граждан РФ, других государств, и на лиц без гражданства

· Государство призвано гарантировать равенство прав и свобод гражданина, не зависимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения и должности, места жительства, отношения к религии, объединениям и других обстоятельств

· Мужчина и женщина имеют равные права, равные возможности для их реализации.

· Принцип непосредственного действия прав и свобод - означает что, права и свободы определяют смысл, содержание, и применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечивается правосудием. Принцип непосредственного действия прав и свобод человека означает верховенство этих прав в правовой системе государства. Правовые акты в государстве многообразны, но приоритет принадлежит правовым актам закрепляющим права и свободы.

· Единство прав и обязанностей - этот принцип прежде всего основывается на том, что осуществление гражданином своих прав, является условие реализации чьих то обязанностей и наоборот., в процессе реализации обязанностей осуществляются и соответствующие им права. В отличии от ранее действующей конституции, КРФ 1993 г. преимущественно возлагает обязанности на государство, закрепляя за гражданином минимум обязанностей, эти и объясняется почему гл.2 КРФ названа ПиС ЧиГ. Объем обязанностей возлагаемый КРФ на граждан прежде всего отвечает интересам общества и его членов, без их реализации, государство не может существовать.

· Гарантированность прав и обеспечение выполнения обязанностей. Три разновидности гарантий:

· Социально-экономические – необходима материальная база для осуществления прав и выполнения обязанностей

· Политические – реальная власть народа, демократический характер общ. и гос, борьба с бюрократизмом, привилегиями элиты

· Юридические – правовые средства по осуществлению и защите прав человека и гражданина, юридические методы обеспечения выполнения конституционных обязанностей.

· Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, характеристика. Классификация конституционных прав и свобод

Главное содержание института основ правового статуса человека и гражданина составляют конституционные права, свободы и обязанности.

Особенности конституционных прав, свобод и обязанностей заключаются в следующем:

· Опосредуют наиболее важные, наиболее значимые отношения между личностью и государством, без которых нормальная жизнедеятельность как отдельного человека, так и государства в целом невозможна.

· Получают правовое закрепление в Основном Законе государства, тем самым они обладают высшей юридической силой и имеют повышенную государственно-правовую охрану.

· Носят всеобщий характер, обладание ими не связано с наличием у лица какого-либо статуса (например, собственника имущества, индивидуального предпринимателя, трудящегося и т. д.).

· Являются юридической базой для всех иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в текущем законодательстве, ибо они содержат исходные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений. Например, из права человека на жилище вытекают все права и обязанности, закрепленные нормами жилищного права.

Многообразие конституционных прав и свобод требует их классификации.

Классификацию конституционных прав и свобод человека и гражданина можно проводить по различным основаниям.

· В зависимости от субъекта обладания:

· Права и свободы человека;

· Права и свободы гражданина;

· По форме осуществления:

· Реализуемые в индивидуальном порядка;

· Реализуемые в коллективном порядка – право на забастовку, право на объединение;

· По объему:

· Основные – право участвовать в управлении делами государства;

· Составляющие – избирательное право (составляющее права на участие в управлении делами государства);

· По времени закрепления в Конституциях различных государств на 4 поколения:

· Гражданские и политические права, провозглашенные буржуазными революциями;

· Социально-экономические права, имеющие в основе социалистические учения;

· Экологические права, появление связано с обострение экологической ситуации во всем мире;

· Права в сфере информации, закрепление их потребовало научно-технический прогресс

· По степени абсолютизации:

· Абсолютные – не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах (право на жизнь, неприкосновенность);

· Относительные – могут быть ограничены;

· По содержанию:

· Личные;

· Политические;

· Социально-экономические и культурные.

 


· Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина в РФ: виды, содержание

Личные права призваны обеспечить свободу и автономию личности как члена гражданского общества от какого-либо незаконного внешнего вмешательства.

В правовой теории и на практике личные права и свободы понимаются как свобода человека принимать решения самостоятельно, независимо от государства.

Духовная и физическая свобода человека исторически сформировалась раньше других прав и свобод.

Особенность личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, состоит в том, что эти права и свободы принадлежат любому человеку независимо от наличия или отсутствия у него гражданства России. Они принадлежат человеку от природы, со дня его рождения.

Перечень личных прав:

· Право на жизнь;

· Право на достоинство;

· Право на свободу и личную неприкосновенность;

· Неприкосновенность жилища;

· Право на свободу передвижения и выбора места жительства;

· Право самостоятельного определения национальной принадлежности;

· Свобода мысли;

· Свобода информации;

· Свобода совести и вероисповедания.

К личным правам личности относится в первую очередь право на жизнь. Жизнь человека - биологическое и психическое функционирование его организма как единого целого. Моментом начала жизни считается рождение человека (в некоторых странах - его зачатие), моментом окончания - смерть клеток его головного мозга. Жизнь человека защищается государством с первого ее дня до последнего.

Наряду с этим существует процедура законного лишения человека его жизни государством - смертная казнь. Это вид уголовного наказания, которое заключается в лишении человека жизни государством по приговору суда за совершение особо тяжких преступлений. Данная мера наказания является высшей и исключительной. Новый УК РФ сохранил смертную казнь как вид наказания, однако ее роль, значение, возможности применения существенно изменились.

К личным правам человека относится право на достоинство, которое представляет собой признание за каждым без исключения человеком возможности осознавать себя, и прежде всего в своем сознании, человеком, представляющим в обществе высшую ценность как существо, наделенное разумом, чувством и волей.

Свобода - возможность делать все, что не запрещено законом;

Личная неприкосновенность - состояние человека, при котором он защищен от внешних посягательств на его жизнь, здоровье и духовный мир. Свобода и личная неприкосновенность - неотъемлемые условия жизни человека в цивилизованном обществе.

Человек может быть лишен свободы либо ограничен в ней только по приговору суда в качестве меры уголовного наказания за совершение преступления.

Необходимое условие нормальной жизни человека в обществе - неприкосновенность частной жизни - его поведения и деятельности в свободное от работы время (взаимоотношения в семье, домашний уклад, дружеские контакты, переписка, деловые отношения вне работы).

Конституция РФ (ст. 25) закрепила право на неприкосновенность жилища:

· Никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц;

· Запрещается всякое аудиовизуальное наблюдение за тем, что происходит в жилище.

Законное проникновение в жилище против воли проживающих к нем лиц (т.е. нарушение рассматриваемого права) возможно:

· При чрезвычайных происшествиях;

· При осуществлении правоохранительной деятельности.

Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться и избирать место жительства (или временного пребывания). Данное право в части выбора места жительства ограничено для иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ. Свобода передвижения состоит:

· Из свободы передвижения внутри страны;

· Свободы въезда в РФ и выезда из нее.

Согласно Конституции РФ (ст. 26) каждый вправе самостоятельно определять свою национальную принадлежность и не может быть принужден к ее определению. Следовательно:

· Национальность человека утратила юридическое значение (не должна указываться в обязательном порядке в паспорте и иных документах);

· Запрещается принуждать человека к определению своей национальной принадлежности;

· Каждый вправе самостоятельно определять свою национальность.

Конституция РФ провозгласила государственным языком в России русский язык, на котором:

· Ведется работа федеральных органов гос. Власти;

· Издаются официальные печатные издания;

· Проводится работа радио и телевидения:

· Ведется делопроизводство;

· Осуществляется внешнеполитическая деятельность РФ и др.

Государство защищает другие языки, используемые и распространенные в РФ. Республики в составе РФ вправе иметь свои государственные языки наряду с русским. Если гражданин не владеет русским языком, ему (для общения с государственными органами и должностными лицами) должен быть предоставлен переводчик. Каждый гражданин РФ вправе пользоваться своим родным языком (русским или иным), обучиться ему, осуществлять творчество на данном языке.

Свобода мысли - основа духовной жизни человека, возможность осуществлять работу собственного сознания и подсознания без внешнего контроля со стороны общества, государства, иных лиц. Данное право гарантируется:

· Демократическим режимом в стране, исключающим целенаправленное воздействие на сознание и подсознание человека (недопущение монополии на информацию, мощного идеологического прессинга на человека с момента рождения и до смерти).

· Строгим регламентированием использования новейших технических средств, способных проникать в мыслительные процессы (напр., детекторов лжи).

Свобода слова - возможность выражать (или не выражать) свою мысль вовне, отношение к событиям окружающей действительности; отстаивать свою точку зрения, иметь собственное мнение, получать и распространять информацию. Свобода слова может быть ограничена:

· Для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения;

· Охраны прав и репутации других лиц.

Со свободой мысли и слова тесно связана свобода информации. Граждане РФ вправе свободно искать, производить, распространять и передавать информацию. По общему правилу, информация в РФ:

· Открыта;

· Общедоступна;

· Достоверна.

Важнейшая гарантия свободы информации - запрещение цензуры. Цензура в России запрещена ст.29 Конституции.

Статья 29 ч. 4 Конституции закрепляет право граждан искать и получать информацию, а также ее производить, передавать и распространять законным способом.

Особое место в этом процессе принадлежит средствам массовой информации (т.е. газетам, журналам, телевидению, радио и т.п.).

Свобода совести подразумевает возможность:

· Исповедовать ту или иную религию;

· Нейтрально относиться к религии;

· Отрицать теологические основы возникновения мира и человека (т.е. быть атеистом)

Свобода вероисповедания:

· Возможность исповедовать любую религию или быть атеистом;

· Равенство религий;

· Запрет дискриминации граждан в зависимости от исповедуемой ими религии.

Основы конституционного строя РФ закрепляют светский характер государства. В России в отличие от теологических государств (напр., Ирана) религия отделена от государства:

· Образование в РФ носит светский характер;

· Религиозные организации не участвуют в выборах ОГВ

· Религиозная принадлежность не имеет юридического значения и является личным делом каждого

 


· Политические права и свободы граждан РФ: виды и содержание

В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя РФ получает реальную и практическую реализацию через политические права каждого гражданина. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть. Граждане - каждый как таковой - участвуют в осуществлении власти.

Политические права и свободы - это свобода граждан формировать органы государственной власти и местного самоуправления, и участвовать в их деятельности.

Комплекс политических прав определяет статус человека как участника общественно-политических отношений.

Основные (закрепленные КРФ) политические права граждан:

· Право на объединение

· Право на проведение публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования)

· Право участвовать в управлении делами государства

· Право избирать и быть избранным

· Право обращаться в госорганы и органы местного самоуправления.

· Право на объединение

Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Граждане РФ, иностранные граждане, апатриды могут:

· Создавать общественные (негосударственные) объединения – политические партии, профсоюзы, другие общественные объединения

· Участвовать в работе уже созданных общественных объединений

· Свободно вступать и выходить из данных общественных объединений

Государство не вправе препятствовать созданию общественных объединений, ограничивать цели и задачи общественных объединений, вмешиваться в их внутреннюю деятельность. Порядок создания общественных объединений – уведомительный.

Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.

Особое место в системе общественных объединений занимают политические партии. Цель их создания - политическая деятельность. В партиях не могут состоять иностранные граждане и лица без гражданства

· Право на проведение публичных мероприятий

Данное право предусматривает:

· Право граждан собираться мирно, без оружия

· Проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования.

Термины:

· Собрание – совместное присутствие граждан в заранее определенное время и заранее определенном месте для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов.

· Митинг – организованное выражение общественного мнения, массовая поддержка требований, резолюций и других обращений граждан, проводимое в заранее определенное время и заранее определенном месте.

· Демонстрация – выражение коллективного или индивидуального мнения по любому вопросу общественной жизни.

· Шествие – форма демонстрации, проводимой путем передвижения граждан по заранее определенному маршруту.

· Пикетирование – публичное выражение коллективного или индивидуального мнения, которое осуществляется без шествия путем размещения граждан у пикетируемого объекта и использование плакатов, транспарантов и других средств наглядной агитации.

Публичные мероприятия проводятся в уведомительном порядке (уполномоченное лицо подает в местную администрацию заявление на проведение мероприятия за 10 дней до намеченной даты его проведения, а местная администрация рассматривает заявку и не позднее чем за 5 дней до даты проведения мероприятия дает ответ, как правило, положительный, если в намерении заявителей отсутствуют цели, запрещенные законом (нарушение нравственности, подрыв безопасности государства и т.д.).

· Право участвовать в управлении делами государства

Принадлежит гражданам, которые имеют право:

· Избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления

· Участвовать в референдуме

· Осуществлять управление делами государства в иных формах непосредственной демократии и через представителей

· Иметь равный доступ к государственной службе

· Участвовать в отправлении правосудия

Наиболее общим, интегрирующим все другие политические права и свободы, выступает право участвовать в управлении делами государства (ст. 32). Осуществление этого права граждан выражается в различных формах как непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственной формой является участие граждан в референдуме, всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, путем реализации права избирать и быть избранным в органы гос. власти и местного самоуправления.

Закреплено Конституцией и право на равный доступ к государственной службе

Равный доступ к государственной службе подразумевает запрет дискриминации граждан при приеме на госслужбу по признакам:

· Национальности

· Цвета кожи

· Пола

· Социального происхождения

· Наличия родственников за границей

· По иным основаниям

Речь идет о равном доступе, а не о равенстве всех при принятии на службу.

Особое место в системе политических прав и свобод занимает право на участие в отправлении правосудия. Это право призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов и предоставляет гражданам возможность занять должность судьи, присяжного заседателя и др. (ст. 119 Конституции). В ст. 123 ч. 4 останавливается институт присяжных заседателей. Конституция гарантирует каждому право обращения лично или письменно в любой орган государства за защитой своих прав. Это детально регламентировано в Законе " Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. (с изменениями).

Граждане РФ вправе участвовать в отправлении правосудия:

· В качестве профессиональных судей (для лиц, имеющих соответствующую квалификацию и назначенных на судейские должности в установленном порядке)

· Присяжных заседателей

· Участников судебного процесса

· Присутствующих при судебном разбирательстве

· Право избирать и быть избранным

Данным правом обладает гражданин РФ, достигший возраста 18 лет. Для некоторых должностей может быть установлен иной возраст пассивного избирательного права, например:

· Депутат ГД – 21 год;

· Глава субъекта РФ – 30 лет;

· Президент РФ – 35 лет.

Избирательного права (активного и пассивного) лишены лица:

· Находящиеся в местах лишения свободы

· Признанные судом недееспособными.

· Обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления

Наиболее распространенные формы обращений:

· Предложение – не связано с нарушением прав граждан и направлено на улучшение порядка организации и деятельность органов, решение вопросов в различных сферах;

· Заявление – целью заявления является реализация принадлежащего гражданину права (получить пенсию, уйти в отпуск);

· Жалоба – обращение в соответствующие органы по поводу нарушения принадлежащего гражданину права или законного интереса;

· Ходатайство – обращение с просьбой о предоставлении того или иного статуса


· Социально-экономические и культурные права и свободы личности в РФ: виды, содержание

Экономические, социальные, культурные права – это права, связанные с деятельностью человека в производственной сфере, его социальными отношениями с обществом, государством, коллективами других людей, с деятельностью в сфере культуры и духовной жизни.

Эта группа прав сформировалась позднее двух предыдущих в течении XX века, к их особенностям относится то, что они:

· Принадлежат каждому человеку в равной степени

· Поощряют и стимулируют инициативу человека, его стремление к материальному благополучию, что выражается в свободе предпринимательской деятельности, в выборе профессии

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование. Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека включают в себя широкую систему форм и методов их охраны. Среди них можно выделить следующие:

· Законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, которые должны обеспечивать обладание человеком всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами.

· Гарантированный МРОТ, государственные пенсии и пособия и иные гарантии социальной защиты, доступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.

· Контроль обеспечения законодательства о социально-экономических правах;

· Создание всех необходимы правовых, политических, материальных предпосылок, обеспечивающих поддержку личной инициативы человека в экономической сфере.

· Гарантированность возможности эффективной защиты экономических прав человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебной защиты.

Социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся (ст.34-44):

· Свобода предпринимательства – каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной видов деятельности;

· Право частной собственности – каждый вправе иметь имущество в собственности, кроме того никто, не может быть лишен своего имущества, а при отчуждении производится равноценная замена;

· Свобода труда и право на труд в надлежащих условиях:

· Государство запрещает принудительный труд;

· Труд осуществляется на условиях безопасности и гигиены;

· Труд оплачивается, оплата не ниже установленного МРОТа;

· Права на защиту от безработицы;

· Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры.

· Право на отдых – устанавливаются выходные дни, рабочий день, а также ежегодный оплачиваемый отпуск;

· Охрана семьи – устанавливается защита материнства, детства, а также обязанности родителей по воспитанию детей и обязанности детей по заботе о нетрудоспособных родителях;

· Право социального обеспечения – каждый имеет право на социальные обеспечению по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и пр. Государством поощряется благотворительность;

· Право на жилище – каждый имеет право на жилище, государством поощряется жилищное строительство, а малоимущим жилище может быть предоставлено бесплатно или за доступную плату;

· Право на охрану здоровья – получение бесплатной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения. Государство содействует развитию частной системы здравоохранения;

· Право на благоприятную окружающую среду – таким образом, закрепляются экологические права граждан, а также возможность гражданина по его желанию получить достоверную информацию о состоянии окружающей среды и получить возмещение ущерба, причиненного ему экологическим правонарушением;

· Право на образование:

· Бесплатность и общедоступность дошкольного, общего и среднего профессионального образования;

· Бесплатность высшего образования на конкурсной основе;

· Обязанность получения среднего общего образования;

· В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, образование носит демократический и светский характер;

· Свобода литературного, научного, технического творчества, преподавания – по сути, запрет цензуры и навязывания государством или иными органами своего мнения, а также охрана интеллектуальной собственности. Кроме того, устанавливается защита культурных ценностей государства.

· Гарантии конституционных прав и свобод личности в РФ

Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина - правовые средства, обеспечивающие реализацию указанных прав и свобод.

Основные, то есть следующие из основ конституционного строя, гарантии:

· Обязанность государства защищать права и свободы

· Самозащита прав и свобод

· Судебная защита прав и свобод

· Международная защита прав и свобод

· Возмещение вреда

· Неотменяемость прав и свобод

· Возраст

· Обязанность государства защищать права и свободы

Обязанность государства защищать права и свободы человека подразумевает участие в данном процессе государственного механизма, всех органов государственной власти:

· Федерального Собрания

· Избираемого Государственной Думой Уполномоченного по правам человека

· Правительства РФ и иных органов исполнительной власти (федеральных и субъектов федерации)

· Судов

· Президента РФ

Согласно Конституции обеспечение и защита прав и свобод человека - главная цель государства.

· Самозащита прав и свобод

Человек вправе самостоятельно защищать свои права. Наиболее распространенные способы самозащиты:

· Обжалование действий должностных лиц

· Обращение в средства массовой информации

· Использование возможностей правозащитных организаций

· Обращение в профсоюзы

Исключительный способ самозащиты - применение оружия, которое должно приобретаться и храниться на законных основаниях, использоваться для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны или крайней необходимости. В случае причинения ущерба нарушителем прав при применении оружия об этом необходимо сообщить в органы внутренних дел. Оружие не применяется в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими группового или вооруженного нападения.

· Судебная защита прав и свобод

Важнейший способ защиты прав и свободы человека – судебная защита. Законы, иные нормативные или правоприменительные акты, действия госорганов, их должностных лиц, граждан могут быть обжалованы в судебном порядке.

· Международная защита прав и свобод

В случае невозможности защитить свои права в судебном или ином порядке в пределах РФ можно прибегнуть к международной защите своих прав. Главные органы по международной защите прав и свобод.

· Комитеты ООН (чаще всего Комитет по правам человека)

· Европейский суд по правам человека

Решения ЕС по правам человека обязательны для применения на территории РФ.

· Возмещение вреда

Действенное средство гарантированности прав и свобод человека – возможность возмещения вреда при нарушении прав человека госорганами (например, при незаконном осуждении) и в иных случаях в виде денежной компенсации.

· Неотменяемость прав и свобод

Права и свободы человека неотменяемы. Запрещено принимать законы, умаляющие права и свободы человека. Ограничение прав и свобод возможно только на основании Закона в шести случаях, предусмотренных в Конституции:

· Защита основ конституционного строя

· Защита прав и свобод других лиц

· Защита здоровья населения

· Защита нравственности

· В интересах обороны страны

· В интересах безопасности

· Возраст

Самостоятельно и в полном объеме гражданин РФ может пользоваться своими правами с 18 лет. Современное российское законодательство предоставляет и признает основные права и свободы и с более раннего возраста, что выражается:

· В праве ребенка на защиту

· Праве на гражданство

· Праве собственности, наследования

· Праве осуществлять мелкие бытовые сделки

· Возможности работать по трудовому договору с 14 лет и эмансипации (предоставлении полной дееспособности раньше 18 лет)

· Возможности диспенсации (снижения брачного возраста) и признании в связи с этим за человеком полной дееспособности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.