Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины фобий 1 страница






Нет единого общепринятого объяснения этиологии Ф. Принято, однако, считать, что возникновению некоторых фобий, в отличие от других, предшествуют конкретные события. Эти события наз. преципитирующей травмой или преципитирующим событием; они могут рассматриваться или не рассматриваться в качестве непосредственной причины Ф., в зависимости от теорет. ориентации психолога, выносящего свое суждение. Существуют три основные модели Ф. — психоаналитическая, поведенческая и когнитивная.

Психоаналитическая модель. Фрейд категоризовал Ф. как часть совокупности симптоматических неврозов, названную им истерией страха (anxiety hysteria или Angst hysterie). В эту же совокупность входит конверсионная истерия. Ф. яв-ся выражением вытесненных сексуальных фантазий, обычно эдиповой природы, в борьбе с защитными механизмами, призванными помочь сдержать эти чувства.

Поведенческие (соц. научения) модели. Объяснения Ф. с т. зр. бихевиоризма или теории соц. научения сосредоточены на том, как индивидуум усваивает неадекватную, провоцирующую страх реакцию на первоначально нейтральный или не вызывающий волнения раздражитель. Используются три основные парадигмы: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и моделирование.

Этиология Ф. была предметом исслед. в одном из основных экспериментов в поведенческой психологии, представляющим собой и спустя десятилетия с момента опубликования рез-тов важную веху в ее развитии. Джон Б. Уотсон и Розалия Рейнер вызвали фобию у Альберта, ребенка в возрасте 11 месяцев, используя модель классического обусловливания, открытую И. П. Павловым в его знаменитых экспериментах с собаками.

Согласно парадигме оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера, Ф. развиваются не только в результате случайного или даже преднамеренного совпадения стимулов, но тж и вследствие преднамеренных, произвольных действий в окружающей среде и последствий этих действий (подкреплений).

Парадигма моделирования (научения посредством наблюдения), разработанная в значительной степени Альбертом Бандурой, исходит из того, что Ф. — по крайней мере отчасти — усваиваются при восприятии тревоги или иррациональных страхов, испытываемых др. людьми, в особенности близкими, с которыми имеется эмпатическая связь.

Когнитивная модель. Когнитивно-динамическая концепция Ф., разработанная Альбертом Эллисом, дифференцирует и разъясняет мыслительные процессы, участвующие в расстройстве. Эллис утверждает, что ассоциации с мыслью «это хорошо» становятся такими положительными эмоциями чел., как любовь или радость, тогда как ассоциации с мыслью «это плохо» становятся отрицательными эмоциями, окрашивающими мучительные, злобные или депрессивные чувства. Ф. представляет собой алогичную и иррациональную ассоциацию, связывающую «это плохо» или «это опасно» с вещами, к-рые в действительности таковыми не яв-ся.

Другие объяснения. Представители экзистенциального направления Ролло Мэй и Виктор Франкл рассматривают Ф. как отражение отчуждения, бессилия и бессмысленности современной жизни, отчасти как последствие индустриализации и обезличивания. Представитель гуманистической психологии Абрахам Маслоу рассматривает Ф., подобно неврозам в целом, как нарушение роста личности, крах возможностей реализации челов. потенциала.

Некоторые теоретики обращают внимание на физиолог. и генетические аспекты Ф. Эдвард О. Уилсон видит в Ф. след нашей генетической эволюции. «На ранних этапах развития человечества, — пишет Уилсон, — фобии расширяли возможности выживания человека».

Лечение фобий. Сторонники приведенных выше теорий используют технические приемы и методы лечения Ф. в соответствии с тем, что они считают их причиной. Психоаналитики, считая Ф. продуктом вытесненного содержания, скрытого под слоями психол. защиты, используют свободные ассоц., анализ сновидений и интерпретации для того, чтобы сорвать слои защиты и дойти до сути конфликта. Тогда через катарсис — внезапное эмоционально насыщенное высвобождение вытесненного материала — пациент сможет преодолеть Ф. и выздороветь.

Психологи поведенческой ориентации разработали впечатляющий набор технических приемов для лечения Ф. Двумя наиболее широко используемыми парадигмами яв-ся систематическая десенсибилизация и фладинг (наводнение).

Систематическая десенсибилизация представляет собой форму классического обусловливания, при к-рой вызывающие страх стимулы совмещают с реакциями торможения либо в воображаемой (замещающая десенсибилизация), либо в реальной жизненной ситуации (десенсибилизация in vivo).

Фладинг (наводнение) представляет собой «метод лечения фобий быстрой экспозицией вызывающему страх объекту или ситуации в реальной жизни с поддержанием максимально переносимого страха, пока он не начнет снижаться, с последующим повторением экспозиций, пока пациент не будет чувствовать себя спокойно в ситуации, ранее вызывавшей страх». Хотя этот метод считается быстрым и эффективным, по крайней мере в короткой перспективе, его использование сопровождается вызыванием у пациентов высокого уровня тревоги, к-рый ряд специалистов считают слишком высоким — и потому потенциально опасным.

Процесс рационально-эмотивной терапии представляет собой сообщение психотерапевтом (часто в весьма эффектной, впечатляющей форме) пациенту об искажениях в его мышлении. Это похоже на психопедагогический прием, и он действительно направлен на то, чтобы больной узнал о том, как алогичное мышление приводит к алогичному и фобическому стилю поведения.

Все четыре метода — психоанализ, систематическая десенсибилизация, имплозивная и рационально-эмотивная терапия — яв-ся высокоэффективными. Данные эмпирических исслед. подтверждают это, во всяком случае в сравнении с лечением таких расстройств, как депрессия и шизофрения.

См. также Тревога, Расстройства личности

Г. С. Белкин

 

Фокусирование (focusing)

 

Ф. — это разработанная Ю. Гендлиным психотерапевтическая методика, к-рая акцентирует прямое внутреннее внимание к физически ощущаемому, неясному «углу» (т. е. к физ. дискомфорту, специфически связанному с данной целостной проблемой или ситуацией). Кажущееся вначале смутным, это «осязаемое чувство» («felt sense»)затем «перемещается» («shifts»)в теле и появляется в фокусе. Такое «перемещение» создает предпосылки для новых, специфических шагов к решению проблемы, но главной его целью является физ. изменение per se.

Это осязаемое чувство обычно не присутствует в теле изначально, оно должно сперва сформироваться. Сначала с проблемой напрямую не связывается или ничего, или незначительный физ. дискомфорт. По сравнению со знакомыми ощущениями это телесное ощущение кажется легким, неуверенным и непонятным.

Следующий шаг заключается в распознавании качества (quality)этого телесного ощущения с помощью подходящего слова или образа. Пациент активно пытается привести слово или образ «в резонанс» с телесным ощущением, проверяя и подтверждая их адекватность. Успешное резонирование должно повлечь за собой некоторое физ. облегчение.

Случаи успешной психотерапии значительно отличались от неудач гораздо большим вниманием к прямо ощущаемому неясном «углу». Из этого следует предостережение о недопустимости продолжения психотерапии, обреченной на неудачу из-за рассеянности внимания. Вместо этого предметом прямого обучения должен стать используемый здесь особый вид внимания.

Помимо использования в психотер. и для решения личных проблем Ф. использовалось при обучении литературному творчеству, а также в таких областях, как снижение стресса, целительство, бизнес, образование, духовные практики и пр.

См. также Эмпирическая психотерапия, Новаторские психотерапии, Психотерапия

Ю. Гендлин

 

Формационная теория личности (formative theory of personality)

 

Эта теория возникла в конце 1960-х в Университете Дьюка в рез-те пионерских работ Адриана ван Каама в области совр. физики. Формация (formation)определяется как базисный эволюционный процесс универсума, представляемый в виде энергетического поля постоянно восходящих и нисходящих форм. Каждый элемент в этом универсуме стремится реализовывать и поддерживать свой уникальный потенциал форм в диалектическом взаимодействии со своим формационным полем. Дочеловеческие формы жизни создают форму в соответствии с инстинктивными предписаниями, челов. же форма жизни должна раскрывать и воплощать ее сама. В этом процессе рождается личность. Личность рассматривается как уникальное движение раскрытия и пробного осуществления рецептивных и креативных установок (directives)в границах своих корреспондирующих формационных полей. Теоретики в области основ личности находятся в процессе поиска формационных установок (form directives), к-рые с научной т. зр. могут оцениваться как фундаментальные или универсальные.

Структурные эффекты формирования личности. Первичными структурами личности, производимыми в процессе формации, яв-ся основополагающая, ядерная, текущие и видимые формы жизни. Потенциальная форма челов. личности — рез-т биогенетической преформации. Она конкретизирует себя в рождающемся ядре личности через ее предварительные, текущие, латентные и манифестируемые, или видимые, формы.

Ядро личности сравнительно устойчиво. Оно формируется большей частью в период от рождения до ранней взрослости, и на протяжении последующей жизни обычно не претерпевает существенных изменений. Это ядро может модулироваться текущими, видимыми и актуальными формами, которые принимает личность. Ядро, помимо прочих функций, выполняет функцию интегративного центра глобальных формационных эффектов. Как таковое, оно придает уникальное звучание (vibrancy)и неповторимую окраску личности, когда та пытается достичь конкретного выражения той основополагающей жизненной формы, к-рой она наделяется благодаря биогенетической преформации. Ядерная форма, в свою очередь, далее конкретизирует свои формирующие тенденции в более специфических движениях текущих и видимых форм появляющейся личности. Ядерная форма личности идеально функционирует в качестве сохранителя консонанса между текущими и видимыми аспектами личности и основополагающей потенциальной жизненной формой, к-рая яв-ся биогенетической основой личности.

Транссознательное измерение (transconscious dimension)охватывает стремления, типичные для отдельной личности. Подобно непризнанным тенденциям инфрасознательного измерения (infraconscious dimension), они могут временами проникать сквозь барьеры, к-рые отделяют предсознательное измерение (preconscious dimension)от окружающих его инфра- и транссознательных измерений. Когда они проникают сквозь этот барьер, они вступают во взаимодействие со всеми др. формирующими силами, непрерывно взаимодействующими друг с другом в энергетическом поле предсознания.

Что касается этих измерений сознания, данная теория говорит о представлении формации в сознании (formation conscientization): акте введения в фокус сознания (focal awareness), в соответствующий момент, тех установок, к-рые фактически формируют личность, находится ли она на пред-, интер-, инфра- или транссознательном уровне.

См. также Теории личности, Религия и психология

А. ван Каам

 

Формирование впечатления (impression formation)

 

Истоки научного изучения проблемы Ф. в. восходят к известной статье Соломона Аша «Формирование впечатлений о личности» (Forming impressions of personality), В этой статье были обозначены две осн. проблемы. Во-первых, при Ф. в. наблюдатель должен каким-то образом справляться с тем, что зачастую яв-ся просто разнородным набором фактов о др. чел. Вторая проблема заключается в точном знании того, какое именно впечатление возникает у наблюдателя. Как исследователю приступить к измерению столь запутанного — и к тому же аморфного — явления, как впечатление?

Наиболее серьезной проблемой, поднятой Ашем, была важность понимания того, как люди справляются с тем разнообразием информ., к-рое они получают в отношении др. чел. Ее иногда называют проблемой интеграции информации. Существуют два различных теорет. подхода к ее решению. Согласно гештальт-подходу (gestalt approach), люди используют конфигурационную стратегию. Они оценивают сразу весь информ. массив и достигают тематической интерпретации, на основе к-рой все отдельные и разрозненные элементы интегрируются в логически непротиворечивое целое. Этот процесс зачастую предполагает повторную интерпретацию нек-рых элементов информ. и игнорирование др.

В соответствии с подходом когнитивной алгебры (cognitive algebra approach), каждый элемент информ. вносит независимый вклад в формирование общего впечатления. В отличие от гештальт-подхода, здесь предполагается, что отдельные элементы информ. не увязываются активно в единую осмысленную конфигурацию. Скорее оценочные импликации каждого элемента извлекаются сразу же, по мере их поступления, и сочетаются с к.-л. из предсуществующих оценочных реакций, дабы обеспечить текущее оценочное впечатление о др. чел. Этот подход называют когнитивной алгеброй, потому что элементы информ. могут комбинироваться при помощи таких алгебраических правил, как «усреднение», «сложение» или «умножение». Несмотря на то, что эти два теорет. подхода чрезвычайно различаются в своих концептуальных предпосылках, они оказались в равной степени полезными в объяснении первичных эмпирических данных в данной области исслед.

Большая часть исслед. в области Ф. в. была посвящена первым впечатлениям. Участникам такого рода экспериментов предъявлялся список личностных черт в виде определений и предлагалось сформировать свое впечатление о той гипотетической личности, обладающей данным конкретным набором черт. Обнаружилось, что на итоговые впечатления влияют разнообразные характеристики элементов информ.

При последовательном предъявлении элементов информ. возникают эффекты первичности и недавности (primacy and recency effects).

После того как первое впечатление было сформировано, участникам в ряде случаев предлагалось дать отдельную оценку какому-нибудь из элементов этого набора. В этом случае фиксировались отчетливые эффекты смещения значения (meaning shift effects). В частности, такая черта, как «сотрудничающий», оценивалась более положительно (напр., приближалась по значению к «бескорыстный»), когда др. черты в данном наборе оказывались положительными. Когда остальные элементы информ. были отрицательными, она подвергалась менее благоприятной интерпретации (напр., приближалась по значению к «податливый»).

Общее количество элементов информ. в наборе могло быть большим в одних случаях и малым в др. В исслед. Ф. в. были обнаружены устойчивые эффекты величины набора (set size effects). По мере возрастания числа положительных элементов впечатления становились все более благоприятными, и, напротив, по мере увеличения числа отрицательных элементов впечатления становились все более неблагоприятными.

В большинстве исслед. в данной области в качестве предоставляемой субъекту стимульной информ. используются исключительно личностные черты. Представляется вероятным, что при использовании др. видов информ. о личности (напр., сведений о поведении, соц. контактах, физ. внешности и демографических характеристиках), получаемые рез-ты могут оказаться существенно иными. Однако сравнительно небольшое количество исслед., проводившихся с использованием не связанного с личностными чертами стимульного материала, позволяет предполагать, что эта проблема, вероятно, не яв-ся столь значительной.

В этой области исслед. участников, как правило, инструктируют, что они должны оценить свое впечатление после того, как ознакомятся со всем набором предложенных черт. Следовательно, они, без сомнения, активно вырабатывают свои оценочные реакции по мере того, как они сталкиваются с теми или иными элементами информ. Это означает, что при таком способе выполнения задания на формирование впечатления роль памяти оказывается незначительной или вовсе сводится на нет. С др. стороны, формирование впечатлений (даже первых впечатлений) в наших повседневных соц. контактах с неизбежностью предполагает участие процессов памяти. В настоящее время представляется не вполне ясным, какие изменения следует внести в положения гештальт-подхода и когнитивной алгебры для учета роли памяти о предыдущей информ.

См. также Измерение аттитюдов, Социальное познание

Т. Остром

 

Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте (adolescent identity formation)

 

Совр. психология в большом долгу перед Уильямом Джемсом за проведенный им в «Принципах психологии» (Principles of psychology)проницательный теорет. анализ Я как интегратора опыта и локуса личной идентичности. Взгляды Эрика Эриксона на эго-идентичность послужили стимулом большинства совр. исслед. Ф. и. Согласно его довольно общей формулировке, подростки сознательно пытаются синтезировать предыдущий опыт и связывают себя личными обязательствами для того, чтобы найти решение коренных вопросов о смысле собственной жизни. Эриксон не дал явного определения идентичности, опасаясь, что операциональная специфичность может помешать выражению полного значения этого понятия.

Ряд исследователей использовали в качестве рабочих средств измерения эриксонианской идентичности опросники типа самоотчетов и сортировку прилагательных для самоописания. Однако такие инструменты, как правило, не позволяют получить информ. о процессе, благодаря к-рому люди развили к моменту проведения исслед. свою идентичность. Поэтому большинство совр. исслед. опирается на парадигму статуса идентичности, разработанную Джеймсом Марсия в 1964 г. Марсия полагал, что в развитой Эриксоном теории идентичности центральное место занимают два измерения: наличие или отсутствие взятых на себя твердых обязательств и наличие или отсутствие личного кризиса.

Для определения статуса идентичности используются специальные интервью, в процессе к-рых фиксируются сообщаемые респондентом сведения о прежних (или текущих) кризисах, профессиональном самоопределении и идеологической ориентации. Из четырех возможных вариантов статуса идентичности по Марсия два свидетельствуют о наличии устойчивой личной идентичности: «самоопределившиеся» (Achievers)и «предопределенные» (Foreclosures). Эти статусы различаются процессом, благодаря к-рому сложились идентичности их обладателей. «Самоопределившиеся» сформировали свои обязательства перед собой и др. после периода активного принятия решений. В отличие от них «предопределенные» более пассивно (без переживания кризиса) приняли цели и ценности, предписанные им другими, особенно теми, кто их воспитывал. Оставшиеся два варианта статуса идентичности охватывают тех, кто пока не связал себя обязательствами. «Неопределенным» (Diffusions)недостает твердого чувства идентичности, и в данное время они не переживают кризиса, связанного с принятием решений. «Взявшие отсрочку» (Moratoriums)активно занимаются вопросами профессионального и идеологического определения; они пытаются найти свои собственные ответы на эти вопросы, чтобы затем самостоятельно сделать выбор.

Исслед., выполненные в рамках парадигмы статуса идентичности, выявили некоторые половые различия. Когда речь идет о статусах идентичности юношей, рез-ты «самоопределившихся» оказываются лучшими по большинству сравниваемых переменных. Эдмунд Бурн делает вывод, что «самоопределившиеся» имеют относительно высокие показатели по таким характеристикам, как моральное рассуждение, способность самостоятельно распоряжаться своей жизнью, приспособляемость, близость и способность к когнитивному самоанализу. «Взявшие отсрочку», по-видимому, ближе всего к «самоопределившимся». Однако относительно высокая изменчивость их функционирования и высокий уровень тревоги (по данным самоотчетов) согласуются с предположением о том, они включены в активный процесс самоопределения. «Предопределенные» юноши во многих отношениях проигрывают при сравнении с обладателями др. статусов идентичности, являясь относительно ригидными, неуступчивыми, контролируемыми извне и демонстрирующими конвенциальный уровень в своих моральных рассуждениях. Хотя «неопределенные» юноши в большинстве исслед. устойчиво демонстрировали худшие рез-ты по сравнению с «самоопределившимися», они все же не соответствуют картине глубокой спутанности идентичности, нарисованной в теории Эриксона. В большинстве сравнений «неопределенные» юноши не отличаются статистически значимо от «предопределенных».

Марсия отмечает, что «самоопределившиеся» и «предопределенные» девушки наиболее устойчивы к групповому давлению, обнаруживают самый высокий уровень поленезависимости и самый низкий уровень тревожности. Однако по показателям авторитаризма «предопределенные» девушки оказываются столь же ригидными и неуступчивыми, как и «предопределенные» юноши. Галлатин высказывает сомнение по поводу того, что модель кризиса идентичности яв-ся адекватной т. зр. на оптимальное развитие женской личности. Напротив, при наличии стереотипных ожиданий отзывчивого, заботливого и опекающего поведения приобретение девушками устойчивой идентичности может быть делом первостепенной важности, и неважно, сформирована ли она в активном процессе самоопределения или пассивно, под влиянием др. людей. В силу того, что об-во ожидает от юношей превращения в независимых и умелых мужчин, близость к лично достигаемой идентичности может быть наиболее важным аспектом развития мужской личности в юности.

См. также Отрочество—юность, Центральные черты

М. Д. Берзонски

 

Формирование идентичности (identity formation)

 

Под личной идентичностью понимается чувство тождественности или преемственности Я, сохраняющееся несмотря на средовые изменения и индивидуальное развитие. Личные воспоминания о прошлом, равно как и связанные с будущим надежды и устремления, свидетельствуют о существовании такого чувства идентичности в настоящем.

«Идентичность против диффузии идентичности» — это именно тот интерактивный конфликт, к-рый Эриксон постулирует в качестве главной дилеммы отрочества-юности. Скачок роста, развитие гениталий и внезапное пробуждение сексуальных импульсов — все вместе создает разрыв с предыдущим опытом индивидуума. Вопрос «кто я?» приобретает новую остроту, когда юноши и девушки на пороге половой зрелости стараются изо всех сил сохранить самоуважение и личную целостность. Молодые люди не всегда разрешают дилемму идентичности путем позитивного выбора. Некоторые выбирают негативную идентичность — отказ от прежней идентификации, независимо от того, касается ли она расы, половой роли, религии или соц.-экономического положения.

Для разрешения дилеммы «идентичность/диффузия идентичности» требуется два условия: наличие кризиса и связывание себя обязательством. Под «кризисом» имеется в виду столкновение молодых людей с ситуацией множественного выбора и напряженные поиски единственно приемлемого для себя решения (напр., выбор будущей профессии или вероисповедания). Обязательство подразумевает твердую приверженность личному выбору после напряженного исслед. альтернатив. Можно сказать, что связавший себя обязательством индивидуум достиг определенного уровня идентичности.

Помимо статуса достижения идентичности молодые люди могут находиться и в ином положении. Статус диффузии идентичности предполагает отсутствие взятых на себя обязательств (в отношении профессии, религиозных убеждений и т. д.) безотносительно к тому, имел ли место кризис в жизни данного чел. или нет. Предрешенность идентичности — это статус тех, кто связан твердым обязательством в отношении собственной жизни без к.-л. рассмотрения и анализа альтернатив; др. словами, они не испытывали никакого кризиса, и выбор идентичности мог быть в равной мере выбором их родителей, как и их собственным выбором. Наконец, статус моратория — удел тех, кто находится в продолжающемся кризисе, к-рый еще не предоставил им возможности принять твердое решение.

См. также Эриксонианские стадии развития, Кризис идентичности

Дж. П. Мак-Кинни

 

Формирование понятий (concept learning)

 

Понятие — способ категоризации элементов и демонстрации характера существующих между ними взаимосвязей. В задаче на Ф. п. (concept learning task)определенные признаки стимулов связываются друг с другом в соответствии со специфическим правилом. Нек-рые задачи на Ф. п. требуют от испытуемых обнаружения признаков, нек-рые — обнаружения правила, а нек-рые — и того и другого.

Под признаком в задачах на Ф. п. понимается характеристика стимула, к-рая может изменяться от одного предъявления к др. Напр., в исслед. Ф. п. могут использоваться такие стимулы, как квадраты или круги, к-рые могут быть маленькими или большими и розовыми или голубыми; т. о., стимулы изменяются по трем признакам: форме, размеру и цвету. В задаче на Ф. п. по крайней мере один из признаков стимула яв-ся существенным. Когда дело касается существенного признака, испытуемые должны сказать «да», если данный признак имеет одно значение (напр., квадрат), и «нет», если этот признак имеет др. значение (напр., круг). Задача на Ф. п. также может содержать ряд несущественных признаков, к-рые не связаны с конкретным понятием. Если, напр., цвет или размер яв-ся несущественными признаками в конкретной задаче, испытуемые должны научиться их игнорировать для того, чтобы сформировать требуемое понятие.

Правило предписывает, каким образом должны между собой сочетаться признаки. Два наиболее распространенных типа правил называются конъюнкцией и дизъюнкцией. Правило конъюнкции использует слово «и», как во фразе «все фигуры, являющиеся квадратными и розовыми». Правило дизъюнкции использует слово «или», как во фразе «все фигуры, являющиеся квадратными или розовыми либо квадратными и розовыми одновременно».

Примерно с 1930 до 1970 г. исслед. в области Ф. п. в основном фокусировались на выявлении переменных, к-рые влияли на скорость образования понятия. К числу таких переменных относятся тип правила (напр., конъюнкция или дизъюнкция), тип задачи (напр., поиск признака, поиск правила, или полное усвоение понятия), количество существенных признаков, очевидность (salience)существенного признака и количество несущественных признаков.

Одно из открытий, к-рое привлекло к себе особое внимание, состояло в том, что испытуемые быстрее формируют понятия, когда им даются положительные примеры (напр., им говорят, что розовый квадрат яв-ся примером понятия), чем когда им даются отрицательные примеры (напр., им говорят, что голубой круг не яв-ся примером понятия).

Теории формирования понятий. Мн. теории основаны на представлении о том, что люди в задачах на Ф. п. пытаются определять искомые понятия путем выдвижения гипотез или пробных догадок и последующей проверки этих гипотез (догадок).

Естественные категории. Важное расширение области исслед. понятий связано с естественными категориями или житейскими (real-life)понятиями. Элеонора Рош, итоги исслед. к-рой были подведены в работе Рош и Ллойда «Познание и категоризация» (Cognition and categorization), указывает на то, что в задачах на Ф. п. используются четко определенные, дискретные признаки, к-рые при этом сочетаются произвольно. В отличие от этого, по мнению Рош, житейские понятия строятся по-другому.

Рош предполагает, что для определения того, принадлежит ли элемент к конкретной категории, люди сравнивают этот элемент с прототипом или наилучшим примером (образцом) данной категории. Напр., дрозд яв-ся высокопрототипическим примером категории «птица», тогда как пингвин таковым примером не яв-ся.

Рош и ее коллеги выявили ряд отличительных характеристик прототипов:

1. Прототипы чаще, чем непрототипы, предлагаются в качестве примеров категории.

2. Прототипы могут служить заменителями названия категории в высказывании, тогда как непрототипы не могут.

3. Прототипы служат базисными точками (reference points), с к-рыми сравниваются другие элементы.

4. Прототипы с большей вероятностью обладают признаками, имеющими много общего с др. членами категории семейного сходства (family resemblance category). В категории семейного сходства не содержится единственного признака, присущего всем ее членам, однако каждый ее член обладает по крайней мере одним признаком, имеющим много общего с нек-рым др. членом данной категории.

5. Категории, организованные на основе прототипов, усваиваются гораздо быстрее, чем категории, основанные на непрототипах.

См. также Абстрактный интеллект, Когнитивные стили учения, Обучение методом (управляемых) открытий

М. Мэтлин

 

Формирование умений (skill learning)

 

«Ф. у.» (или обучение умениям) — термин, используемый бихевиорально ориентированными педагогами и психологами, в особенности теми, к-рые занимаются проблемами специального обучения и эффективности учебной или соц.-эмоциональной школьной адаптации. Умение определяется как скоординированная последовательность действий, служащая для достижения некрой цели или для выполнения конкретной задачи. Такой целью или задачей может быть академическая, соц., моторная, относящаяся к самопомощи (self-help)или автономная (independent)жизненная задача. Конкретные виды выделяемых и формируемых умений могут широко варьировать по своему характеру и разнообразию в зависимости от потребностей и уровня возрастного развития конкретного индивидуума.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.