Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бурение в акватории морей и океанов






Глубина воды, средняя высота волны и расстояние от бе­рега определяют тип и конструкцию морского бурового осно­вания.

При бурении скважин на мелководье используются намы­ваемые драгами искусственные острова, на которых монтиру­ются обычные буровые установки (рис. 39.1, а). Аналогично ведется бурение скважин в Западной Сибири.

Наиболее оптимальное решение при промышленной разра­ботке месторождений на мелководье — свайные основания: в дно забиваются сваи, настилается платформа, а на ней уста­навливается буровая установка, размещаются помещения и т. п. Именно таким способом возведены Нефтяные Камни на Кас­пии.

Более прогрессивный способ строительства буровых — круп­ноблочные основания (рис. 39.1, 6). В специальном доке стро­ится опорная ферма в виде усеченной пирамиды массой до 20 тыс. т, которая собирается на понтонах. Морские буксиры доставляют ее на место бурения скважины, понтоны посте­пенно заполняются водой так, чтобы ферма повернулась на 90° и стала вертикально на Дно. Затем понтоны отделяются от основания, из них выкачивается вода, они всплывают и до­ставляются к берегу.

Основание дополнительно укрепляется сваями, забиваемыми в морское дно. Общая высота такой буровой установки до 165 м. Она может работать при волнах высотой до 28 м и штормовых ветрах до 210 км/ч.

Со стальными основаниями начинают конкурировать бетон­ные, которые набираются из вертикально стоящих полых ци­линдров, изготовляемых из предварительно напряженного бе­тона. Высота таких оснований до 234 м, а масса до 250 тыс. т. Массивные сооружения надежно стоят на дне моря, они не нуждаются в забивании свай. Пустотелые конструкции осно­ваний используются как нефтехранилища.

Но рассмотренные конструкции оснований невыгодны для разведочных буровых установок, которые должны быть мо­бильными и свободно вести поиск нефти в море.

Для этой цели созданы буровые платформы с выдвижными опорами (рис. 39.1, г). Такую конструкцию имеют советские плавучие буровые установки «Апшерон» 1800/15, «Азербайд­жан» 3000/20, «Бакы» 6000/60.


Буровая установка «Бакы» позволяет бурить скважины глу­биной 6000 м. Четыре опоры, каждая высотой 104 м, уходят на глубину 60 м, а платформа площадью 2700 м2 поднимается на 10—12 м над уровнем моря. Четыре дизель-генератора по 4 МВт, обеспечивают установку электроэнергией. Установка имеет буровую вышку высотой 54 м, два крана грузоподъемно­стью по 12, 5 т. Обслуживает ее 50 членов экипажа.

 

Установка с поднятыми опорами (рис. 39.1, в) в заданную точку бурения доставляется буксирами. С платформы при по­мощи гидравлических подъемников опоры опускаются до мор­ского дна. Когда они достигнут дна, платформа поднимается над водой на такую высоту, чтобы ее не могли залить самые высокие штормовые волны.

Сооружение таких установок для глубин более 90—100 м связано с большими трудностями по обеспечению необходимой прочности опор и устойчивости сооружения. Именно по* этой причине погибла английская буровая установка «Си джем» («Морская жемчужина») и др.

При глубинах моря до 300 м применяются плавучие буро­вые установки, смонтированные на самоходных и несамоход­ных судах (рис. 39.1, е). Они дешевле других типов буровых установок, мобильны, но сильно подвержены бортовой и киле­вой качке, что в суровых погодных условиях делает невозмож­ным бурение. Удержание такой установки над скважиной про­изводится с помощью четырех-шести якорей. Но даже при глу­бинах моря 200 м длина якорной цепи достигает 1, 5 км, что не дает возможности зафиксировать установку над скважиной.

Советскими инженерами предложена самостабилизирующая буровая установка ЭБС-3000/150. Во время бурения судно удер­живается над скважиной с помощью системы, состоящей из специального ротора, направляющих блоков, лебедок и кана­тов. Специальный ротор смонтирован на скважинной шахте под килем установки. Канаты, прикреплённые на дне к сваям, проходят через ротор, направляющие блоки к лебедкам. Бла­годаря такой системе стабилизации судно, как флюгер, пово­рачивается против ветра и волн, что уменьшает его качку.

Более устойчивы против качки полупогружные установки. Такая установка представляет собой несколько погруженных ниже поверхности воды понтонов-поплавков (до пяти понто­нов), на которых при помощи опор установлена платформа с буровой установкой, производственными и жилыми помеще­ниями и т. п. Так как волнение моря быстро ослабевает с глу­биной, опоры имеют малую парусность, а платформа нахо­дится от волн достаточно высоко, то установка менее подвер­жена качке. К тому же, заполняя частично понтоны водой, можно регулировать их погружение и устойчивость установки.

Созданы подобные установки, в которых платформа допол­нительно может перемещаться по опорам и устанавливаться на удобной высоте от уровня моря.

На больших глубинах, где использование якорей неэффек­тивно, применяются установки с динамической стабилизацией, неподвижное положение которых, конечно, в определенных пре­делах, обеспечивается системой гребных винтов. Такую стаби­лизацию имеет французское буровое судно «Пеликан», пред­назначенное для работы в относительно спокойных водах. Си­стема динамического управления состоит из шести гребных винтов: главного гребного винта, трех подруливающих устройств в носовой части и двух — в кормовой части судна. Гребные винты включаются по команде следящей системы, ориенти­рующейся по приборам, спущенным на дно моря. Любое движение судна относительно неподвижных ориентиров мгновенно регистрируется системой и та подает соответствую­щий сигнал двигателям винтов, с помощью которых оно возвра­щается на место. Для уменьшения бортовой качки имеются успокоительные цистерны со свободной поверхностью жидкости.

Для штормовых широт французской нефтяной компанией применяется полупогружная самоходная установка «Дипосеми» с динамической стабилизацией (рис. 39.1, д). Она имеет круг­лую платформу, покоящуюся на трех понтонах. Смонтирован­ные в понтонах электродвигатели приводят во вращение уста­новленные в специальных насадках гребные винты, которые могут разворачиваться' на 360°. Управляет работой винтов ЭВМ, учитывающая направление течения и силу ветра. Масса уста­новки около 9 тыс. т, в поперечнике она достигает 122 м, а по высоте 46 м. При 10-м волнах ее бортовая и килевая качка составляет всего 2°, по вертикали она перемещается не более чем на 1, 4 м. Установка может бурить при глубинах моря бо­лее 1 км.

Бурение скважин рассмотренными установками произво­дится обычным способом—долотами на колонне бурильных труб. С установки до дна моря опускается водозакрывающая колонна из обсадных труб. Но в связи с перемещением буро­вой установки под действием волн, ветра, подводных течений трудно обеспечить соосность бурильной колонны со скважи­ной и поддержание необходимой нагрузки на долото. В связи с этим для морского бурения разрабатываются способы с ис­пользованием гибкой колонны бурильных труб и шлангокабеля.

 

Контрольные вопросы:

1. От чего зависит тип и конструкция морского бурового основания?

2. Какие установки применяют при глубинах моря до 300 м.?

3. Как производится бурение при морском бурении?

4. В связи с чем разрабатываются гибкие бурильные трубы и шлангокабели при морском бурении?

Урок 12: Аварии и осложнения при бурении скважин

План:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.