Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменения в государственном строе и механизме






государственной власти России в феврале–октябре 1917 г.

 

Революция, произошедшая в феврале 1917 г., главной своей причиной имела неспособность монархии разрешить в полной мере вопросы модернизации, поставленные перед Россией ещё в ходе первой Русской революции 1905-1907 гг. и обострённые мировой войной: политический, аграрный, рабочий и национальный. Поэтому первоначальной задачей революции было свержение самодержавия. Она была выполнена 2 марта 1917 г., когда император отрёкся от престола, а его преемник отказался от борьбы за власть.

В тот же день высшим органом власти в стране по договорённости с фактически захватившим власть Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов стало сформированное из депутатов Государственной Думы Временное правительство. Окончательно вопрос о власти должно было решить Учредительное Собрание, собранное на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права.

Состав Временного правительства сменялся четырежды. Оно было многопартийным. Первоначально туда входили представители октябристов и кадетов, затем – эсеров и меньшевиков. Возглавлял правительство Министр-президент. Его состав по сравнению с дореволюционным правительством несколько изменился. Были упразднены учреждения императорского двора (Министерство императорского двора и Собственная его императорского величества канцелярия).

В связи с объявлением свободы печати было упразднено Главное управление по делам печати и весь штат цензоров. В связи с объявлением свободы совести и отделением православной церкви от государства Синод был заменён Министерством вероисповеданий. Место карательных органов самодержавия – Корпуса жандармов и Департамента полиции заняло Главное управление по делам милиции.

Создавались и новые звенья государственного аппарата. Для регулирования государством трудовых отношений (ведь неразрешённость рабочего вопроса и стала одной из причин революции) создавалось Министерство труда. Для выработки планов организации народного хозяйства создавался Экономический совет, а для реального проведения их в жизнь – Главный экономический комитет. Необходимость регулирования государством экономики страны стимулировалась нарастающими экономическими трудностями и войной.

С этой же целью – распределения военных заказов и контроля их исполнения - продолжали действовать созданные ещё в 1915 г. Особые совещания и их уполномоченные на местах. Для контроля над Ставкой был создан особый военный кабинет. В целях подготовки нового, революционного законодательства (как текущего, так и предлагаемого Учредительному Собранию) создавалось особое Юридическое совещание.

Временное правительство выступало против как «двоевластия» (ситуации, когда фактическая власть принадлежала не только ему, но и Советам, непосредственно опирающимся на широкие народные массы), так и немедленного созыва Учредительного Собрания (оно опасалось, что либерально-великодержавная политика правительства не будет понята населением). Поэтому оно искало политическую поддержку в умеренно-либеральных, цензовых элементах общества. С этой целью последовательно были созваны три представительных цензовых органа.

Первым из них стало Государственное Совещание, собравшееся в Москве 12-15 августа 1917 г. Это был корпоративный орган, в котором представители Советов составляли меньшинство. Туда входили делегаты от кооперативов, профсоюзов, торгово-промышленных организаций, земских, городских и волостных органов самоуправления, технических, научных, образовательных организаций (около 2000 человек).

По-видимому, в кулуарах Совещания военная и экономическая элита России пришла к мнению о необходимости переворота и установления военной диктатуры. Другого пути не допустить военного поражения и развала страны, убрать с политической сцены Советы и укрепить имевшее лишь видимость реальной власти Временное правительство они не видели.

Новый главнокомандующий Л.Г. Корнилов двинул войска на Петроград. Кадеты, поддержав переворот, вышли из состава Временного правительства. Глава правительства Керенский, оставшись в одиночестве, объявил об измене Корнилова, сместил его и призвал на помощь единственную реальную силу в стране – Советы, попутно амнистировав популярных в Советах большевиков, ставивших своей целью свержение Временного правительства и установление единовластия Советов.

Неудавшееся выступление Корнилова в конце августа 1917 г. в итоге имело 3 очень важных политических последствия: падение влияния кадетов и Временного правительства, рост влияния и популярности Советов, превращение большевиков в вождей Советов.

Ввиду создавшейся прямой угрозы своей власти Временное правительство созвало новый цензовый орган – Демократическое Совещание в Петрограде 14-22 сентября 1917 г. Он в целом был более демократичен, но, как и в предыдущем Совещании, представители Советов были там в явном меньшинстве.

Демократическое Совещание подтвердило статус Временного правительства как единственного легитимного высшего органа власти, его новый состав (как и прежде коалиционный – кадеты и социалистические партии) и создание постоянного представительного органа – «Временного Совета Республики» – «Предпарламента». Предполагалось, что он будет осуществлять контроль над правительством и одобрять его законодательство. Однако созванный 25 сентября 1917 г. Предпарламент (около 500 депутатов) фактически стал лишь законосовещательным органом и достаточной легитимности Временному правительству в глазах народа не предал.

Произошли в это время значительные изменения и в системе местного управления:

1. Упразднены были должности генерал-губернаторов, губернаторов, градоначальников, становых приставов, земских участковых начальников. Вместо них учреждались должности губернских, уездных, городских комиссаров Временного правительства. Однако они не пользовались авторитетом на местах.

2. Была проведена реформа органов самоуправления.

А. Расширялась (временным Положением «О земских учреждениях», изданным в мае 1917 г.) компетенция земских и городских органов самоуправления. Теперь они ведали вопросами охраны труда, созданием бирж труда и общественных мастерских, оказанием юридической помощи, борьбой со спекуляцией, организацией милиции и т. д.

Б. Земские и городские органы самоуправления стали избираться на основе всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права.

В. Были созданы органы, осуществлявшие на общегосударственном уроне общее руководство и координацию деятельности всех органов земского и городского самоуправления страны: Всероссийский земский союз и Совет дум.

Г. Законом «о волостном земстве», вышедшим в мае 1917 г., было создано новое звено в системе органов местного самоуправления – бессословное волостное земство. Волостное правление и волостные старшины упразднялись, а их полномочия передавались волостному земству. Волостной сход стал бессословным. Его исполнительным органом являлась избранная им волостная управа.

Произошли изменения и в судебной системе России.

1. Упразднены были судебные полномочия земских участковых начальников и система чрезвычайной юстиции – Особое присутствие Сената, Верховный уголовный суд, Верховный дисциплинарный суд, военно-полевые суды (последние, правда, временно).

2. Расширялась юридическая компетенция мировых судов и их распространение, они были созданы почти на всей территории бывшей империи.

3. В Судебных Палатах был упразднён институт сословных представителей. Они были заменены присяжными заседателями.

4. В это время в России впервые появляется система самостоятельной административной юстиции. Согласно закону «о судах по административным делам», вышедшему в мае 1917 г., в уездах создавались административные суды; в губерниях – административные отделения Окружных судов, в столице – Первый департамент Сената. В их компетенцию входило разрешение конфликтов между государственными органами и общественными организациями, между государственными органами и органами местного самоуправления и государственных органов между собой.

5. В марте 1917 г. были созданы особые «временные суды» в составе одного судьи и 2 заседателей: одного - от рабочих и одного – от солдат. Разбирательство в них происходило быстро, устно, гласно; их приговоры не подлежали обжалованию. Они послужили прообразом будущих советских судов.

Однако не только Временное правительство и его органы осуществляли в это время властные функции. Прежде всего, конкуренцию им создавали Советы. Во главе системы Советов первоначально стоял Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Он не имел чётко определенных законодательством полномочий, но обладал реальной властью (он издал знаменитый «приказ № 1», передавший практически всю полноту власти в армии в руки выборных солдатских комитетов, и добился введения в Петроградском промышленном районе восьмичасового рабочего дня), опираясь на рабочих и солдат и их вооружённые формирования.

В июне собрался I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Он избирал из своего состава ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет) Съезда. На местах советскую власть осуществляли губернские Советы, городские, районные (в городах), уездные Советы. Кроме того, существовала особая система Советов крестьянских депутатов. В мае 1917 г. был созван I Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов. Он избирал из своего состава ВЦИК Съезда. На местах советскую власть осуществляли губернские, уездные, волостные и сельские крестьянские Советы.

В армии параллельно иерархии военного командования возникла иерархия армейских комитетов (Центральный армейский комитет – армейские комитеты фронтов – низовые армейские комитеты; Центральный флотский комитет – Центральные комитеты флотов – судовые комитеты). Фабрично-заводские комитеты, возникшие как органы рабочего самоуправления на предприятиях, также представляли собой целостную общегосударственную систему.

Была также создана система подготавливавших разрешение аграрного вопроса «земельных комитетов». В задачи местных комитетов входило: сбор сведений по земельным делам, надзор за эксплуатацией национализированных земель, урегулирование земельных споров. Главный земельный комитет занимался обобщением данных и составлением проектов земельной реформы, созывом Съездов земельных комитетов и контролем их деятельности. Однако зачастую комитеты превышали свою компетенцию: брали всю власть на селе в свои руки, занимались переделом земли и движимости и т. д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.