Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественные представления о состоянии и проблемах психологии




Анализируя публикации таких журналов, как " Современный мир", " Образование", " Русская мысль", " Вестник Европы", " Вестник знания", мы находим в них, наряду с материалами отечественных исследователей, разрабатывающих вопросы психологии, и сочинения ведущих деятелей науки других стран, а также заметки, очерки, рассуждения на психологические темы критиков, литераторов, публицистов. Другими словами, как раз тот пласт сообщений, который отражал общественные представления о психологии того времени, ее общественный статус в научном сообществе. Что же интересовало самих исследователей и какие темы привлекали внимание критиков?
Так, в статье профессора И.Г. Оршанского " Современное психологическое движение" (Оршанский И.Г., 1899) дается картина состояния русского общества и его отношение к психологии накануне нового века. Автор указывает, что увлечение вопросами психологии охватило все культурное русское общество, что позволяет ему определить это явление как " психологическое движение". Он считает, что " перед нами не какое-то случайное модное веяние, а более глубокое и обширное течение", которое имеет историческое происхождение и тенденцию к разрастанию вширь и вглубь (Там же. С. 3).
Обращаясь к анализу современной ему литературы, автор отмечает популярность таких жанров, как психологический роман, психологическая драма и сатира у великих литераторов, а также новомодные течения: психологические этюды и всякого рода психологические анализы, в которых героями являются " нравственные уроды, умственные недоноски". Но он не склонен считать современную ему литературную эпоху в чем-то более психологической, чем это было в прежние времена. Он предлагает обратиться к " самой жизни", чтобы в ней найти обоснование особенной склонности культурного человека к " анализу" и " сознательности". При этом Оршанский отмечает рост и развитие в русском обществе духа критики, недоверия к авторитетам, что неизбежно сопровождается серьезными изменениями в вопросах морали. А это новое отношение в области моральных вопросов " выдвигает на сцену новый фактор - психологический анализ, стремящийся перенести центр тяжести из области правил и законов в сферу человеческой совести, т.е. поставить личность на место общества" (Там же. С. 6). Интерес к мотивам поступков человека, к " психологической подкладке", по мнению автора, ярко проявляется и в решении вопросов о преступлении. " Никогда еще неразрывная связь между человеческим поступком и его психическим миром не признавалась такою аксиомой и не проповедовалась с судейской трибуны так убедительно, как в наши дни" (Там же). Этот поворот к психологии со стороны права и суда для автора не случаен, он видит корни этого во всем миросозерцании современного общества, характеризующемся прогрессом " гуманитарного чувства", ростом альтруистических настроений. Человек стал более внимательным, более способным к тому, чтобы вникать во внутренние переживания другого человека.
Важным фактором развития " психологического направления" в современном обществе автор считает также все большее признание ценности индивидуальности. Отсюда и новое отношение родителей и педагогов к детям. " Признание личности, т.е. индивидуальности в ребенке, отодвинуло на задний план общие нормы и выдвинуло на первое место внутренний мир ребёнка и юноши" (Там же. С.10). Через самую широкую панораму различных сторон жизни автор показывает утверждение вопросов человека в центре внимания современного ему общества. Почему же стал возможен этот возросший интерес человека к человеку, повлекший за собой еще и стремление к самоанализу? Это стало возможно только тогда, когда наука и общественная мысль подвергли сомнению исключительность положения психического мира, когда духовные явления стали рассматриваться как естественные явления природы, когда было провозглашено начало взаимосвязи и взаимозависимости духовных и материальных явлений. Выводы автора о каких-то особых способностях современного ему человека к тонкому наблюдению, к обладанию более деятельным сознанием и возможностью проникать в тайны своего внутреннего мира, причем выводимые как результат истории и эволюции, вызывают естественный скепсис, но нам интересна сама замеченная автором тенденция - возрастание интереса к психологическим вопросам в самых разных областях общественной жизни. Этот интерес автор связывает с успехами психологических работ, особенно экспериментальных. Прослеживая первые шаги научной психологии, Оршанский подчеркивает, что методом ее осталось самонаблюдение, но благодаря использованию приборов и аппаратуры стало " более методическим и систематическим изучение как самого сознания, так и внешних материальных его проявлений" (Оршанский И.Г., 1899. С. 11).
Широкую картину исследовательского поля русской психологии дает нам В. Росинский в статье " Психология в России" (Росинский В., 1906). Он также дает характеристику состояния русского общества начала ХХ в., отмечая, что интересы от вопросов политико-экономических перешли к другому направлению: это " порнография", " изящная литература" (декаденты) и " душевная жизнь человека". Интерес к душевной жизни автор объясняет тем, что события последних лет дали толчок долго спавшей мысли. " Мысль, закупоренная со всех сторон всевозможными " разъяснениями", " распоряжениями", направилась на область, независимую от попечения свыше - на душевную жизнь человека" (Там же. С. 563). Отсюда огромный интерес к вопросам души, наследственности, изучению исторического прошлого. В связи с реформою средней школы сильнее, громче зазвучали завещанные еще гуманистами вопросы о воспитании, об изучении психики учащихся, о рациональном обучении детей. " Словом, психология все больше и больше подвигается к центру умственных интересов общества" (Там же. С. 563). Интерес повлек за собою и многочисленные " психологические" издательства, обещающие решить чуть ли не все вопросы душевной жизни. Появились журналы " Спиритуалист", " Вестник загробной жизни", " Таинственное" и т.п.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.