Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа психологии как науки об эволюционных связях между сознанием и внешней средой Г. Спенсера




Еще одна программа развития психологии (в ее ассоцианистском варианте), уже в контексте учения о биологической эволюции, была предложена Гербартом Спенсером (1820-1903) в работе " Основы психологии". Второе издание этой книги (1870-1872) принесло автору славу создателя эволюционистской психологии.
Понятие об эволюции Спенсер трактовал очень широко, понимая под ним любое развитие. Все существующее, согласно его взглядам, определяется " общим законом эволюции", общей формулой: от неопределенной несвязной гомогенности к определенной связной гетерогенности. Но не это универсальное положение само по себе, а соединение психологических задач с идеями новой эволюционной биологии позволило Спенсеру разработать план преобразования психологии.
Жизнь, согласно Спенсеру, есть " непрерывное приспособление внутренних отношений к внешним". С этой точки зрения должен рассматриваться и психический процесс. Психические явления, по его мнению, это один из видов жизненных проявлений в процессе приспособления организма к среде. Сознание тем самым анализировалось в плане биологической адаптации. Его существование и развитие не имеет иного смысла, кроме приспособительного. Если бы оно не служило этой цели, не способствовало борьбе за жизнь, его появление и развитие было бы чудом. Естественный отбор создает его с неумолимой необходимостью, и оно служит одним из орудий выживания. Психика, по Спенсеру, как и жизнь в целом, является приспособлением внутренних отношений к внешним, т.е. к внешней среде.
Спенсер справедливо подчеркивает, что вся предшествующая ассоциативная психология замыкалась внутри организма, считала единственным путем его изучения установление связи между нервными процессами и психическими. Сам же ученый взял курс на анализ фактов сознания в их корреляции не с внутрителесными (нервными), а с внешними по отношению к организму связями, т.е. связями во внешней среде. В психологии Спенсера психика берется в ее отношении к внешней среде и получает реальную функцию в осуществлении связи организма со средой. По Спенсеру, " психологию отличает от других наук, на которых она базируется, то, что каждое из ее положений охватывает в одно и то же время как связанные между собой внутренние явления, так и связанные между собой внешние явления, к которым они относятся" (цит. по: Ярошевский, 1985. С. 218). Соотношение между внутренними явлениями -предмет физиологии, между внешними - других наук. Предмет же психологии " не есть отношение между внутренними явлениями, не есть также соотношение между внешними явлениями, но есть отношение между этими двумя отношениями" (Спенсер Г., 1898. С. 85). Это был шаг вперед из " поля сознания" в " поле поведения", переход от понимания сознания к поведению в качестве предмета психологии. Да и сама ассоциативная концепция психики у Спенсера претерпела коренные преобразования: уже психика в целом выступала как инструмент приспособления организма к среде обитания.
По мнению Спенсера, в процессе эволюции происходит постепенная дифференциация психической жизни от жизни физической. Среда - это не только сила, пускающая в ход по типу механического толчка внутриорганические процессы, но она способна видоизменять и саму жизнедеятельность, обеспечивая все возрастающую сложность приспособления к среде. Первичной единицей психики Спенсер считает ощущение. Оно развилось из первоначальной раздражительности. Внешний мир, воздействуя на организм, производит в нем толчок, который имеет и субъективный эффект - чувствование, т. е. простейшее ощущение. То, что объективно есть нервный импульс, субъективно есть единица чувствования. Из разного рода сочетаний чувствований образуются многообразные формы душевной жизни животных. В процессе приспособления внутренних отношений к внешним образуются рефлекс, инстинкт, память, разум, воля. Они выступают как фазы психического развития, стадии приспособления. Интеллект - высшая фаза душевного развития, с его помощью приспособление расширяется в пространстве и во времени, возрастают его специализация, точность и сложность. Чувство и воля тоже возникают из низших форм психической деятельности. Чувства всегда сопутствуют актам познания, возникают там, где действие перестает совершаться автоматически. Волевые поступки отличаются от автоматических тем, что в них есть предварительное сознание того, что должно быть выполнено.
На вопрос о том, каким образом происходит приспособление внутренних отношений к внешним, отвечает теория ассоциации идей. Принцип ассоциации Спенсер рассматривает как закон, лежащий в основе психического развития. Внешние отношения и связи производят связи внутренние. Они образуются в индивидуальном опыте. Их продуктом являются ощущения, восприятия, чувства, автоматические процессы - привычки. К индивидуальному опыту присоединяется наследственный опыт предшествующих поколений, закрепленный в нервной системе. Это безусловные рефлексы, инстинкты, а также такие формы сознания, как пространство и время, которые закрепляются в структуре мозга вследствие их повторения в опыте многочисленных поколений.
Человеческую психику Спенсер рассматривает в основных понятиях биологической эволюции, хотя и подчеркивает при этом, что человек, в отличие от животных, существует не только в природной, но и в надорганической, т.е. социальной, среде и вынужден приспосабливаться и к ней. Социальная эволюция, по Спенсеру, составляет часть эволюции вообще, поэтому законы и механизмы приспособления человека к социальной среде только усложняются благодаря появлению новых факторов - языка, общества, материального производства, науки, нравственных и эстетических категорий и др. По сравнению с эволюцией в животном мире процесс приспособления у человека качественно не меняется. Спенсер сохраняет понятие о двух формах опыта индивидуальном и наследственном - видовом. Знания и умения, приобретенные в опыте, закрепляясь в органической структуре мозга, частично передаются по наследству. К ним относятся такие формам сознания, как пространство и время. По Спенсеру, каждое поколение от рождения имеет в сознании готовые формы пространства и времени. Значит, они не возникают в результате индивидуального опыта. Однако, будучи эволюционистом, Спенсер объясняет их наличность как продукт развития предшествующих поколений. Эти формы представляют собой наиболее постоянный элемент восприятия и исторически сложившуюся способность воспринимать все части пространства одновременно или все элементы времени последовательно. Они были приобретены в продолжение длительного периода развития человечества.
Следует отметить, что в психологию как науку Спенсер ввел различение двух ее видов. Одна - объективная психология - имеет дело с психическими явлениями у животных и человека, обнаруживающимися в действиях, приспособленных к влияниям внешней среды; ее метод - внешнее наблюдение. Другая ветвь психологии - субъективная психология - занимается состояниями сознания посредством внутреннего наблюдения. В целом психология должна исследовать природу, происхождение и значение связей между сознанием и внешней средой.
Построенная на основах позитивистского эволюционизма теория человека Спенсера натуралистически трактует его развитие. По сути, ученый стоял на биологизаторских позициях в понимании законов развития человеческой психики. В действительности закрепление знаний и умений, приобретаемых в процессе развития человечества, происходит в объективированной, непсихологической форме социального наследования. Каждый индивид должен усвоить их. Усвоение является той новой формой опыта, которой нет у животных и которая занимает основное место в становлении человеческой психики.
Сеченов высоко оценил значение учения Спенсера о развитии психики, назвав его " первой серьезной и систематически проведенной попыткой объяснить психическую жизнь не только со стороны содержания, но и со стороны прогрессивного развития из общих начал органической эволюции" (Сеченов И. М., 1947. С. 419).

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.