Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория познания и концепция врожденных идей Лейбница






В работе " Новый опыт о человеческом разуме" Лейбниц критикует теорию Дж. Локка, отвергающего врожденные идеи и уподобляющего сознание человека " чистой доске". Он не разделяет в то же время и Декартову концепцию врожденных идей. Ученый пытается определить свой, средний путь в решении этого вопроса.
Он соглашается с Локком в оценке роли чувств как необходимого условия познания, но считает чувственное знание неточным и ошибочным. Истинное знание, по Лейбницу, достижимо только на основе разума и интуиции. Он критически оценивает односторонний эмпирический подход Локка, его вывод, что " нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувстве" и видоизменяет его: " Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувстве, кроме самого разума". Это означает, что душа " врождена сама себе", что интеллект и его деятельность предшествуют опыту. Лейбниц считает, что душа заключает в себе " бытие, единство, тождество, причину, восприятие, рассуждение" и другие понятия, не выводимые из чувств. То есть им признается наличие априорных идей. Но, в отличие от Декарта, он считает, что идеи находятся в разуме в зародышевом состоянии, они " врождены" как наклонности, естественные природные способности. Пытаясь установить связь эмпирического и рационального, Лейбниц отказывается от индуктивной стратегии и отталкивается от рационального как основы развития чувственного опыта. Соответственно, в самом разуме он видит причину много ошибок познания.
Идеи Лейбница оказали воздействие на И. Канта, И. Гербарта, стали предметом серьезных обсуждений в научной мысли XVIII в. Продуктивными были его идеи об активности и изменчивости состояний сознания, о разных уровнях восприятия, о наличии, наряду с осознанными также бессознательных психических явлений (Хрестомат. 6.9).

 

Словарь терминов

  1. Агностицизм
  2. Ассоциация
  3. Дедукция
  4. Индивидуализм
  5. Индукция
  6. Интроспекция
  7. Контрреформация
  8. Монадология
  9. Рационализм
  10. Реформация
  11. Эмпирическая психология

Вопросы для самопроверки

  1. В чем суть взглядов на науку Галилея?
  2. Охарактеризуйте концепцию двух истин Галилея
  3. Какие два направления в методологии науки противостояли друг другу в исследуемый период?
  4. Чем отличаются резолютивный и композитивный методы познания?
  5. Что считает идеалом науки Ф. Бэкон?
  6. Какие ложные понятия, " идолы", выделяет Бэкон?
  7. Какому методу познания отдавал предпочтение Бэкон?
  8. Какие правила, которыми должен руководствоваться исследователь, чтобы достичь объективности, выделяет Декарт?
  9. Кто обосновал психологию как науку о сознании?
  10. Какие научные достижения оказали наиболее сильное влияние на Декарта?
  11. Кто из современников критиковал Декарта?
  12. Какие уровни познания выделяет Локк?
  13. В чем суть монадологии Лейбница?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.