Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Авторская программа индивидуальных психокоррекционных занятий с подростками в кризисной ситуации, после травматического события






Авторская программа индивидуальных психокоррекционных занятий с подростками в кризисной ситуации, после травматического события

Шевелева Елена Витальевна, заведующая ПМПС лицея, педагог-психолог

Статья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика

Пояснительная записка

Программа предназначена для психокоррекционной работы с подростками младшего и старшего возраста (11 – 17 лет), находящихся в кризисном состоянии после травматического события (потеря значимого взрослого, экстремальные ситуации, угроза жизни для самого себя и значимого близкого, потеря любимого животного, психологические и физические травмы и др. психогенные ситуации).

Цель программы:

Психокоррекция эмоционально-личностной сферы подростка, находящегося в кризисной ситуации после травматического события.

Задачи:

  1. Диагностирование адаптационных ресурсов подростка и степени влияния стрессовой ситуации на эмоциональное состояние;
  2. Активизация ресурсов психики, формирование ощущения защищённости в этом мире
  3. Коррекция симптомов ПТСР.
  4. Создание внутреннего, “хорошего” неперсонифицированного объекта, как ресурс восстановления личности после травмы.
  5. Соединение тела и эмоций, работа на соединение “Я – плохого” и “Я-хорошего”, “Я” и травматическое событие
  6. Дача родителям рекомендаций по эмоциональному состоянию подростка в процессе коррекционной работы

Актуальность программы:

Личность, как объект жизненного процесса подвергается воздействию различных событий жизни как позитивных, так и негативных. Не исключены и такие, как травматические события или ситуации, после которых личностные психологические ресурсы человека исчерпываются и ему необходима помощь.

Травматические события, обладающие мощным негативным следствием, такие как: потеря значимого взрослого, экстремальные ситуации, угроза жизни для самого себя и значимого близкого, потеря любимого животного, психологические и физические травмы и др. психогенные ситуации, вызывают травматический стресс. Психологические последствия травматических событий выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная реакция на ситуации, сопряжённая с серьёзной угрозой жизни и психическому и физическому здоровью.

Форма работы:

Основная форма коррекционной работы на первых этапах – индивидуальная. Не исключена и групповая работа на заключительных этапах коррекции, так как социализация подростка после травмы является одним из ресурсов личности (ведущий вид деятельности подростка по периодизации Д. Б. Эльконина – “интимно-личностное общение”).

Психокоррекционная работа по данной программе строится на базе психодинамического (З.Фрейд) и экзистенциально гуманистического подхода (К.Г. Юнг, Х. К. Лёйнер) с использованием техник символдрамы (кататимно-имагинативная психотерапия, КИП или направленное активное воображение – НАВ) [1; 4; 5; 6; 7; 9; 12], песочной психотерапии [1; 11; 13] и арт-терапии (техники использования мандалы) [3; 8; 14], сказкотерапии [1; 2]

При работе с психологическими травмами и ПТСР предполагается минимально срок психокоррекционной работы – 1 год, с режимом встреч 1-2 раза в неделю. Возможности метода символдрамы таковы, что уже краткосрочная коррекция в режиме работы школьного психолога (15-20 встреч) даёт ощутимые результаты и положительную динамику в эмоционально-личностной сфере и подросток имеет возможность начать восстанавливаться после травмы и быть социально-активным участником школьного и жизненного процесса.

Данная программа состоит из 25 индивидуальных встреч по 1 академическому часу и включение в работу в группе 1ак.ч.

Теоретическое обоснование методов психокоррекционной работы в данной программе:

Символдрама, известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия – это метод глубинно ориентированной психотерапии, который клинически высоко эффективный при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. Преимуществом данного метода является его глубокая теоретическая обоснованность и тщательная разработка всего комплекса терапевтических действий. Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Применительно к работе с детьми и подростками символдрама развивалась известным немецким детским психоаналитиком и социальным педагогом Гюнтером Хорном. Психотерапевтический спектр данного метода базируется на раскрытии бессознательных конфликтов и распространяется на области творческого развития и удовлетворения архаических потребностей. Способствуя переживаниям пациента, метод оказывает глубокое психотерапевтическое воздействие. Основу символдрамы (кататимно-имагинативная психотерапия, КИП) составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Мотивы, используемые в символдраме, были выработаны в ходе долгой экспериментальной работы. В настоящее применяется более 150 символдраматических мотивов. Все мотивы имеют как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. Психолог-специалист предлагая клиенту темы для кристаллизации его образной фантазии, выполняет при этом сопровождающую, направляющую и контролирующую функцию в соответствии со специально разработанными правилами. Темы мотивов соотносятся с проблематикой личности, её аффективными нарушениями, в том числе с периодом детского развития, а также в случаях определенных заболеваний и патологических симптомов. Важная роль в работе по методу символдрамы отводится работе с рисунком, который рисуется после сеанса представления образов. В основе работы с рисунком лежит специальная техника диагностической и психокоррекционной работы с наполненными эмоциями образами. Это не только стимулирует творческое начало клиента, но и оказывает систематизирующее, терапевтическое воздействие на понимание эмоций и чувств. Работа с рисунком позволяет способствовать повышению уровня осознания проблем, лучшего понимания себя и своего внутреннего ребенка, достижения большей зрелости личности, формирует уверенность в своих возможностях, в том числе и в умении строить семейные отношения, воспитывать детей. Преимущество песочной терапии состоит в том, что она позволяет клиенту воссоздавать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. Возможность в реальности, но на территории психологической песочницы проиграть конфликты, продумать и выстроить образ цели и способ достижения её, увидеть модели новых отношений – всё это способствует нормализации внутреннего мира личности, способствует снятию тревог, проработки внутриличностных конфликтов и различных страхов. Этот процесс игры “продвигает” клиента от ощущения “пострадавшего”, к тому, чтобы чувствовать себя “создателем” своей жизни. Разыгрывая ситуацию в психологической песочнице, ребенок, подросток, взрослый имеет возможность посмотреть на неё со стороны. Это в свою очередь, позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти конструктивные, приемлемые способы решения проблемы. Атрибуты разных культур, мифологические персонажи способствуют актуализации врожденного психического опыта и его осознавания, предоставляя клиенту возможность переживать новый психический опыт и воплощать его в реальную жизнь. Творческая работа с мандалами может помочь человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным “Я”. Одно из главных преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания, карандашей, красок и определенного количества свободного времени. Мандалы — это нечто большее, чем просто рисунки, выполненные на бумаге, ткани или песке, это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое. Для клиента мандала — это не столько законченный художественный объект, а сколько способ обобщения и упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя такими же “круглым” и цельным, как мандала.

Организационные условия:

Для реализации продуктивной работы необходимы: уютное помещение с креслами (для индивидуальной работы), психологическая песочница (лоток с песком) и коллекция миниатюрных игрушек [1; 11; 13], бумага, ватман, краски, пастель, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, глина, аудиоаппаратура и записи релаксационной музыки. Отдельный пункт реализации программы помощи подростку, это письменное или устное согласие (или запрос) родителей ребенка на работу в психокоррекционной программе [7].

Тематический план:

Направление работы Номер встречи п/п Тематическое содержание (методики диагностики, упражнения, психотехники, символдраматический мотив) Форма работы Кол-во часов
Диагностический блок   Встреча с подростком, психотерапевтическая беседа, согласование рамок работы, определение путей помощи подростку. Инд. 1 ак.ч.
  Диагностические методики: САН, Диагностическая анкета критических ситуаций подростков. Инд. 1 ак.ч.
  Встреча с родителями, определение запроса на работу, согласование рамок работы, дача рекомендаций по поддержке ребенка в сложный кризисный период Инд. 1 ак.ч.
  Диагностическая методика “Человек-Человек под дождём – Дождь в сказочной стране” [3] (диагностика адаптационных ресурсов и степени влияния стрессовой ситуации на эмоциональное состояние, ресурсная способность противостоять негативным влияниям стрессовой ситуации) Инд. 1 ак.ч.
  Тест-мотив (символдрама) “Луг” [6; 8] (“ландшафт души”, диагностика эмоционального состояния) Инд. 1 ак.ч.
Коррекционный блок   Мотив (символдрама) “Смена времен года”[6; 8] (первичное снятие симптомов ПТСР, активизация ресурсов психики) Инд. 1 ак.ч.
  Коррекционно-аналитическая работа по символизму рисунков. Инд. 1 ак.ч.
  Мотив (символдрама) “Моё защищённое место”[6; 8] (активизация ресурсов психики, формирование ощущения защищённости в этом мире) Песочная картина по мотиву.Аналитическая беседа. Инд. 1 ак.ч.
  Мотив (символдрама) “Внутренний помощник” [6; 8] (создание внутреннего, “хорошего” неперсонифицированного объекта) Инд. 1 ак.ч.
  Встреча с родителями.Дача рекомендаций по эмоциональному состоянию подростка в процессе коррекционной работы. Инд. 1 ак.ч.
  Мотив (символдрама) “Мост” [6; 8] (соединение тела и эмоций, работа на соединение “Я – плохого” и “Я-хорошего”, “Я” и травматическое событие) Инд. 1 ак.ч.
  Арт-техника “9 маленьких мандал” (так как при травматических событиях имеет место развитие алексетимии, то необходима работа с чувствами и эмоциями) Инд. 1 ак.ч.
  Коррекционно-аналитическая работа по символизму рисунков(проработка эмоций)    
  Мотив (символдрама) “Внутренний ребенок”[6; 8] (создание внутреннего “хорошего” персонифицированного объекта) Инд. 1 ак.ч.
  Коррекционно-аналитическая работа по символизму рисунков. Инд. 1 ак.ч.
  Травмоэкспозиция: мотив (символдрама, NLP) “Посмотреть на ситуацию, как в кинотеатре” Инд. 1 ак.ч.
  Работа с интроектом Зла: мотив (символдрама) “Путь Героя” [6; 8] Инд. 1 ак.ч.
  Мотив (символдрама) “Я прекрасный цветок растущий к солнцу”[6; 8] Инд. 1 ак.ч.
  Песочная композиция на тему “Картина про меня”(диагностика эмоционального состояния в процессе коррекционной работы, диагностика внутреннего мировосприятия) Инд. 1 ак.ч.
  Мотив (символдрама) “Триумфальное шествие”[6; 8] Инд. 1 ак.ч.
    Работа с открытками(Активизация чувствования, переживание и отреагирование, в групповой работе происходит невелирование чувства одиночества в опыте переживаний) Груп. 1 ак.ч.
Блок оценки коррекционных воздействий   Тест-мотив (символдрама) “Луг” [6; 8] (“ландшафт души”, мониторинг эмоционального состояния) Инд. 1 ак.ч.
  Диагностическая методика “Человек-Человек под дождём – Дождь в сказочной стране”[3] (мониторинг адаптационных ресурсов и степени влияния стрессовой ситуации на эмоциональное состояние, ресурсная способность противостоять негативным влияниям стрессовой ситуации) Инд. 1 ак.ч.
  Диагностические методики: САН (мониторинг) Коррекционно-аналитическая работа по символизму рисунков. Инд. 1 ак.ч.
  Терапевтическая беседа с подростком, подведение итогов, оценка подростком своего самочувствия и жизненной активности, проговаривание о возможности возвращения к индивидуальной работе, если подросток почувствует в этом необходимость Инд. 1 ак.ч.
  Консультативная беседа с родителями, дача рекомендаций. Инд. 1 ак.ч.

Описание некоторых используемых техник:

Символдраматические мотивы и подробная техника ведения психокоррекции по методу символдрамы описаны в книгах Обухова Я. Л. и др. специалистов (см. раздел “Литература”).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.