Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Телевидение. Коммуникационный феномен XX столетия - телевидение - по некото­рым оценкам, представляет собой самое влиятельное и мощное средство рас­пространения






 

Коммуникационный феномен XX столетия - телевидение - по некото­рым оценкам, представляет собой самое влиятельное и мощное средство рас­пространения информации. Никакое другое средство распространения ин­формации не может состязаться с телевидением в его способности выполнять функцию " окна в мир". Какое другое средство распространения информации могло бы передать " живое" изображение с космического аппарата, делающе­го свои первые осторожные шаги на поверхности Марса? Могли ли оставить равнодушными зрителей картины человеческих трагедий в Боснии, показан­ные в вечерних теленовостях? Многие до сих пор вспоминают перепачкан­ные копотью лица людей, спасающихся из федерального здания в Оклахома- сити, над которым гремят взрывы. А длиннофокусные объективы телекамер позволили нам воочию наблюдать скорбную процессию на похоронах прин­цессы Дианы, неподдельное горе простых людей и лица ее сыновей, следую­щих в одиночестве за гробом своей матери на ее последнем пути в Вестмин­стерское аббатство.

Средство распространения информации, допускающее использование пе­чатного слова, устного слова, движущихся изображений, цвета, музыки, анимации и звуковых эффектов, — причем все это совмещается в одном со­общении — обладает поистине безграничным потенциалом. Оно обеспечивает широкий спектр возможностей для изложения любого материала, начиная с краткого 60- секундного видеосюжета в сводке теленовостей и заканчивая получасовым или часовым документальным фильмом и даже мини- сериалами, показ которых растягивается на несколько вечеров. Учитывая повсеместное распространение спутникового телевидения, оно становится поистине всепроникающим и влиятельнейшим средством распространения информации в глобальном масштабе. Тем не менее, многие PR- специалисты еще не в полной мере используют богатые возможности телевидения. Начи­ная с 1963 г. телевидение оттеснило газеты с первого места, на котором те находились как основной источник новостей. Многие PR- специалисты так и не примирились с этим фактом. (Следует учесть, что многие из этих специа­листов ранее были журналистами печатных средств массовой информации.)

Свыше 1500 телевизионных станций вещают практически круглосуточно, входя почти в каждый дом, каждую семью. Количество кабельных каналов выросло настолько, что за их программами практически невозможно уследить. Среднее время, которое человек просиживает в течение суток у телевизора, уже приближается к продолжительности типичного рабочего дня. Дети прово­дят у экрана больше времени, чем в классе со своими учителями. Они вырас­тают, манипулируя кнопками пульта дистанционного управления телевизором и путешествуя с одного канала на другой. Количество каналов огромно, одно их перечисление заняло бы не одну страницу нашей книги. Назовем лишь не­сколько: Disney, Discovery, Black Entertainment TV, TNT, HBO, CNN и С-SPAN. Бывший председатель ФКС (Federal Communication Commission — Фе­деральная комиссия связи) Ньютон Майноу (Newton Minow) говорит:

Возможности выбора стали поистине безграничными. Если у вас есть видеомагнитофон, это значит, что вы можете посмотреть программу, когда пожелаете, а не тогда, когда ее переда­ют в эфир. Если вы любитель спорта, " пожиратель" новостей, азартный биржевой игрок, по­клонник рок- музыки, любитель старого кино, если вы говорите по- испански, с интересом следите за ходом дебатов в Конгрессе и поминутно интересуетесь сводками погоды — може­те выбрать телевизионный канал, в точности отвечающий вашим вкусам. Цель, которую по­ставила перед собой ФКС в начале 60-х годов — расширить выбор, — выполнена с избытком, превзойдя самые смелые ожидания.38

Телевидение — самый " родной" для нас представитель масс- медиа. Тем не менее, это ощущение " интимности" общения с телевизором не мешает соби­рать многомиллионные аудитории зрителей, когда в перерыве матча за Су­перкубок по телевидению показывают выступление Майкла Джексона. Именно такие колоссальные зрительские аудитории заставляют рекламода­телей раскошеливаться на полмиллиона долларов за 30- секундный реклам­ный ролик, показанный во время матча за Суперкубок, или на 150 тыс. дол­ларов за тот же 30- секундный рекламный ролик, показанный в рядовой те­левизионной программе.

Телевидение стало доминирующей силой в карьерном росте многих мо­лодых, главным источником новостей и развлечений для большинства аме­риканцев и мощным рупором, который позволяет донести протесты граж­дан до всей страны и мира. Это средство распространения информации значительно изменило ход избирательных кампаний и ослабило роль поли­тических партий. Исследователи в Германии, например, выяснили, что те­левизионные новости не только дают возможность гражданам узнать о тех или иных проблемах, но и существенно влияют на их намерения как изби­рателей.39 Национальные и международные телеграфные агентства и гло­бальные сети телевизионных новостей формируют общественное мнение по всему миру. Какое еще объяснение можно найти тщательно спланирован­ным и срежиссированным появлениям на телеэкранах Джорджа Буша и Саддама Хусейна во время кризиса в Персидском заливе?

Телевидение существенно повышает информированность граждан о пове­дении тех или иных общественных институтов и акцентирует их внимание на объективном и взаимозависимом характере окружающего нас мира. Оно также создает у граждан ощущение бессилия, разочарования и отчаяния, когда они оказываются свидетелями явлений и событий, на которые они не в состоянии повлиять (вспомним, например, избиение полицейскими Роднея Кинга в Лос- анджелесе, уничтожение катерами Береговой охраны США ло­док с беженцами из Гаити, изможденные лица голодающих детей в Сомали, протесты борцов за запрещение абортов, блокирующих вход в клинику, кад­ры, демонстрирующие убогое существование бездомных семей или поселен­цев, пытающихся построить на голых скалах жалкое подобие домов). Все эти картины окружающего мира приносит в наши дома именно телевидение.

Телевидение имеет огромное и всепроникающее влияние, поскольку аме­риканцы проводят у экранов телевизоров в среднем по семь часов в сутки. Но зрительские привычки и модели постепенно меняются. Три основные коммерческие телесети сейчас привлекают лишь около 60% зрительской ау­дитории, тогда как в начале 60-х годов их зрительская аудитория превыша­ла 90%. Видеомагнитофон освободил зрителя от необходимости планировать свое свободное время в соответствии с телевизионной программой. Новые технологии передачи сигнала позволяют резко увеличить количество кана­лов в кабельных сетях, предоставляя в распоряжение абонентов кабельного телевидения выбор из сотен программных служб и каналов. Ньютон Майноу приходит к выводу: " Самым важным учебным заведением в Америке являет­ся телевидение. Для большинства людей телевидение становится более важ­ным источником информации, чем все остальные".40

Пристрастие к телевизионным новостям как к главному источнику ново­стей беспокоит здравомыслящих наблюдателей, которым хорошо известно, что временные границы и доминирование драматических картин неизбежно упрощают и, следовательно, искажают содержание новостей. Например, соз­датели программы вечерних новостей, которые ежедневно смотрят 50 млн. человек, должны представить полную картину мира, затратив на все это не более 4000 слов, что соответствует примерно четырем колонкам газеты стандартного формата. Средняя продолжительность репортажа — 58 секунд. Пе­ред уходом на пенсию ведущий новостей MacNeil-Lehrer News Hour (в на­стоящее время — News Hour) на PBS Роберт Макнейл (Robert MacNeil) вы­сказался достаточно резко:

В большинстве историй, которые старается осветить телевидение, всегда присутствует " изюминка", отличающаяся самой большой концентрацией насилия, крови, патетики, трагиз­ма, сенсационности и ужасов. Отыскать эту " изюминку" — вот чем, в сущности, озабочено наше телевидение.41

Стремление втиснуть как можно больше информации в программы теле­визионных новостей в сочетании с нынешней ценностью новостей и совре­менными технологиями порождает странную смесь вымысла и фактов, упа­кованную в сжатые фрагменты и подаваемую ежедневно к столу телезрите­лей во всем мире. Адам Клейтон Пауэлл III (Adam Clayton Powell III) утверждает, что основные телевизионные сети достигли соглашения со службами видеоновостей по всему миру или образовали альянсы для получе­ния новостей, которые однажды уже освещались их собственными зарубеж­ными бюро, " записывая изображения на видеопленку и рассылая их в счи­танные секунды в десятки и даже сотни отделов новостей в стране и мире для немедленного использования.

Даже в процессе создания видеосюжетов новостей телевидение стирает грань между " развлекаловкой" и объективной журналистикой.

Документалистика предполагает непредвзятое отражение объективной реальности. Однако четкому следованию принципам объективности препятствует ряд факторов, связанных с оп­ределенными условностями, которые присущи популярному телевидению (например, стремле­нием увлечь зрителя какой- нибудь захватывающей, пусть даже и несколько надуманной историей, вызвать у него эмоциональную реакцию). Широкие возможности в части редактирования ви­деоматериалов и использования различных операторских приемов предполагают чрезвычай­но " эластичную" природу этого средства распространения информации. В действительности, все эти богатые возможности лишь способствовали развертыванию дебатов вокруг того, что сами телевизионщики очень часто называют " актуальностью", т.е. материала, зафиксирован­ного фото- или аудиооборудованием, который " документирует" точку зрения продюсера.43

Успех или неудача развлекательных программ определяется не столько их качеством, сколько их рейтингами и соответствующим объемом рекламы, которую эти программы способны привлечь. Слишком часто те же критерии применяются к программам телевизионных новостей. Однако, по словам од­ного критика, поверхностность и акцент на развлекательности вовсе не обя­зательно являются качествами, внутренне присущими самому телевидению:

Нам говорят, что телевидение, по своей сути, делает упор на визуальной стороне материала — в ущерб его содержательной стороне. События окружающей нас жизни, национальные лидеры и политические кандидаты обладают определенной визуальной привлекательностью; анализ раз­личных проблем и политики такой визуальной привлекательностью не обладают. Таким обра­зом, при освещении новостей возникает стремление скользить по поверхности, не вдаваясь в сущность и тонкости. Однако это " порицание самой природы телевидения" является скорее за­маскированной защитой, чем настоящей критикой. Сторонники такого подхода интерпретируют телевидение (впрочем, как и все остальные средства массовой информации) как бесплотную технологическую силу, " вещь в себе". Однако вовсе не телевидение как таковое стремится скользить по поверхности событий и явлений окружающего нас мира, а люди, во власти которых оно находится. При наличии добрых намерений и добросовестного сценария визуальные сред­ства массовой информации вполне справляются с ролью информативного и глубоко проникаю­щего в суть вещей инструмента познания окружающей действительности.44

" Подбрасывание" сюжетов телепродюсерам - общепринятый подход к использованию телевидения. Именно продюсеры решают, следует ли вклю­чать в обозрение новую книгу того или иного автора, брать ли у него интер­вью, приглашать ли того или иного человека на такие телешоу, как Today и Lena (NBC), или такие синдикатные шоу, как Oprah, Regis and Kathie Lee и Rosie O'Donnell. Самым распространенным подходом, однако, является пре­доставление видеосюжетов для программ новостей или документальных те­лепрограмм в форме сообщения для телевидения (video news release — VNR).

Журнал TV-Guide пишет о все более широком использовании VNR в вы­пусках новостей, причем зрителям, как правило, не сообщается о том, что соответствующие видеосюжеты подготовлены сторонними источниками. По­добные видео пресс- релизы журнал называет " подложными новостями", ут­верждая, что VNR стирают грань между новостями и рекламой.45 Другие выражают озабоченность тем, что в эфир все чаще прорываются VNR, пред­варительно не прошедшие проверки на соответствие стандартам журналист­ской этики (например, точность информации, приводимой в некоторых VNR, вызывает большие сомнения), не содержащие указания на их источник, не­редко используемые для манипулирования содержанием телепрограмм в уго­ду источнику VNR и нарушающие общепринятые этические нормы паблик рилейшенз и журналистики.46

Отвечая на эту озабоченность, специальный комитет Совета служб паблик рилейшенз (Public Relations Service Council) утвердил " Кодекс добросовест­ной практики при создании видеосюжетов для телевизионных новостей" (см. пример 9.3) и особый логотип, используемый теми, кто взял на себя обяза­тельство придерживаться этого кодекса.

PR- специалисты учатся тому, как создавать VNR, более приемлемые для директоров служб новостей. Боб Киммел (Bob Kimmel) из News/Broadcast Network (нью-йоркский продюсер VNR) предлагает придерживаться следую­щих правил тем, кто хочет повысить шансы на прием своих VNR телевизи­онными станциями.

1. Не микшируйте естественный звук наложением дикторского текста.

2. Не увлекайтесь неподвижными картинками в ущерб " живому" изо­бражению.

3. Не накладывайте титры на сам сегмент видеоновостей. Предоставьте соответствующую информацию отдельно, что даст возможность стан­циям вставить титры привычных для себя шрифтах и стилях.

4. Не используйте " заумные" спецэффекты и повторяющиеся наплывы, которые обычно не применяются в сводках новостей.

5. Не превращайте VNR в коммерческую рекламу, используя в них на­вязчивые презентации тех или иных продуктов и услуг.

6. Не допускайте появления на экране своего собственного репортера.

7. Не создавайте VNR, если ваш сюжет не способен вызвать всеобщего зрительского интереса.47

" Наступил момент, когда VNR начали подвергаться ожесточенным напад­кам со стороны тележурналистов, поскольку они слишком уж оказались по­хожи на обычную рекламу. По словам экспертов видеопродукции, VNR под­вергаются нападкам и сегодня, поскольку в них содержится то, что и долж­но содержаться — новости! " 4

Пример 9.3." Кодекс добросовестной практики при создании видеосю­жетов для телевизионных новостей"

1. Цель VNR — представить информацию, изображения и звук, которыми могут восполь­зоваться тележурналисты, полагаясь на их качество, точность и перспективы.

2. Информация, содержащаяся в VNR, в максимально возможной степени должна быть точной и поддающейся проверке. Намеренно ложную или вводящую в заблуждение информацию необходимо полностью исключить.

3. VNR должен быть четко идентифицирован в начальных титрах представленного ви­деоматериала.

4. Компания, организация или отдельное лицо, выступающие в качестве спонсора пред­ставленного видеоматериала, должны быть четко идентифицированы в его титрах.

5. Наименование и телефонный номер ответственной стороны должны быть указаны в видеоматериале на тот случай, если к ним пожелают обратиться журналисты.

6. Лица, интервьюируемые в VNR, должны быть четко идентифицированы в представ­ленном видеоматериале по фамилии, занимаемой должности и месту работы.

Используется с разрешения Public Relations Service Council.

 

Когда специалисты испытывают нехватку времени для рассылки VNR на ленте, им на помощь может прийти спутниковая связь. Спутниковая связь позволяет передавать сообщения паблик рилейшенз практически мгновенно. Туры спутникового вещания (satellite media tours - SMT), столь часто ис­пользуемые в ходе президентских кампаний, позволяют кандидатам появ­ляться в местных выпусках теленовостей и программах, посвященных раз­личным общественным проблемам, по всей стране. Такой " тур", однако, яв­ляется продуктом технологии спутниковой связи и не требует от соответствующего субъекта покидать пределы студии базовой телестанции. Можно не сомневаться, что SMT позволит отказаться от дорогостоящих и требующих больших затрат времени поездок кандидатов по стране, которые были непременным атрибутом политических кампаний, а также изменит наши подходы к реализации кризисных коммуникационных программ и ор­ганизации экстренных выпусков новостей, которые нередко предполагают участие в них крупных руководителей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.