Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






2. Цели, задачи и функции Общества






2.1. Основные цели РПО:

- содействие развитию психологической науки, практике и образованию; привлечение ученых и специа­листов в области психологии к решению актуальных научных и практических задач в интересах всего об­щества;

- консолидация сил и создание условий наиболее полной реализации творческого потенциала професси­ональных психологов России

- обеспечение профессиональной и социальной защиты психологов;

- содействие всестороннему культурному развитию

России. 2.2. Задачи РПО:

2.2.1. Задачи, ориентированные в основном на по­требности народа, страны:

- всемерное содействие распространению и разви­тию психологической грамотности и культуры населения страны с учетом региональных, на­циональных его особенностей;

- пропаганда достижений психологической науки, активное участие в распространении и популя­ризации современного психологического знания и психологических техник, в частности техник саморегуляции и самовоспитания;

- содействие повышению уровня, качества психо­логической подготовки специалистов не психологов, занятых в области работы с людьми (государственное управление, руководство тру­довыми коллективами, общее и профессиональное образование, просвещение, здравоохранение, про­ектирование среды обитания людей, техники);

- содействие процессам доставки заинтересованным

потребителям психологической информации, а также инициативному внедрению достижений психологии, неизвестных возможным потребите­лям, в практику;

- содействие процессам совершенствования систем

подготовки и переподготовки профессиональных кадров всех направлений и уровней;

- содействие процессам согласования реальных запросов страны, с одной стороны, и направлений развития психологии — с другой;

- содействие исследованиям в области психологии

и реализации их результатов в общественной практике.

2.2.2. Задачи, ориентированные в основном на по­требности существования и развития сообщества психологов-профессионалов:

- содействие проектам, программам, разработкам, мероприятиям, ориентированным на повышение уровня понятийной упорядоченности психологи­ческого знания, на совершенствование методов, методических средств, практических психо­логических техник, процедур работы психологов-исследователей и практиков:

- содействие работе по улучшению информационного обеспечения психологов, обмену опытом исследовательской и практической деятельности, освоению прогрессивных форм работы;

- содействие работе по повышению профессиональной культуры и уровня квалификации психоло­гов;

- укрепление междисциплинарных связей психологии с другими отраслями науки и практики;

- координация деятельности психологов страны в целях рационального распределения усилий спе­циалистов по важнейшим направлениям науки и практики;

- оказание членам Общества информационной, теоретической и методической помощи в повыше­нии уровня профессиональной подготовки;

- анализ и оптимизация внутрипрофессиональных

конфликтов в нашем сообществе, защита про­фессионально-ценностных, социальных, финан­совых и других законных интересов психологов страны;

- включение российской психологии в систему международного психологического сообщества в це­лях взаимообогащения опытом и прогрессивного развития отечественной науки. 2.3. В соответствии с указанными задачами Общество:

- осуществляет научную, просветительскую, издательскую, педагогическую и иную не противоречащую действующему законодательству деятельность;

- организует и проводит съезды, конференции и совещания РПО, симпозиумы, чтения, дискуссии по наиболее актуальным проблемам психологии;

- учреждает самостоятельно или совместно с российскими и зарубежными партнерами предприятия, хо­зяйственные товарищества и общества (в том числе научно-исследовательские и научно-практические центры; курсы повышения квалификации, школы, колледжи, университеты и другие учебные заведе­ния; фонды);

- осуществляет производственную и хозяйственную

деятельность и создает, в целях выполнения устав­ных задач, предприятия, хозяйственные товарище­ства и общества;

- обеспечивает членов РПО информацией о научноорганизационных мероприятиях психологов в Рос­сии и за рубежом;

- организует издание научных, научно-практических

и научно-популярных трудов по психологии, ориентированных на разные возрастно-половые, национальные, региональные, профессиональные группы населения:

- участвует в научном обеспечении международных,

общенациональных и региональных проектов и про­грамм;

- проводит общественную экспертизу научно-практических психологических методик, программ и про­ектов;

- участвует в совершенствовании систем подготовки и

переподготовки кадров психологов страны;

- содействует трудоустройству профессиональных психологов, участвует в оценке их профессионального уровня (категории);

- принимает участие в миротворческой деятельности в

необходимых случаях;

- выдвигает кандидатов в действительные члены и члены-корреспонденты Российской Академии наук и отраслевых академий в установленном порядке;

- участвует в формировании органов государственной

власти и управления путем выдвижения кандидатов в депутаты Федеральных законодательных органов, в случае и порядке, установленном законодатель­ством;

- поддерживает и развивает творческую инициативу

членов Общества; учреждает, в рамках Общества, именные стипендии и премии:

- представляет работы по психологии к присуждению

премий и знаков отличия в установленном порядке:

- в интересах развития отечественной и мировой психологии осуществляет международные контакты, участвует в работе зарубежных национальных и международных психологических конгрессов, кон­ференций, симпозиумов; включается в выполнение

международных проектов и программ; организует обмен стажерами и специалистами".

Во всех странах, как правило, существуют национальные психологические общества или ассоциации, в России — Российское психологическое общество, в США — Амери­канская психологическая ассоциация, в Великобритании — Британское психологическое общество и т.д. Например, Американской психологической ассоциации уже более 100 лет. Она является самой крупной ассоциацией психологов в мире и одной из наиболее авторитетных. В 2001 году ис­полняется 100 лет Британскому психологическому обще­ству. С 1957 года существует Общество психологов СССР, в дальнейшем в 1994 году воссозданное как Российское психологическое общество.

В рамках каждой такой национальной организации обыч­но действуют отделения по профессиональным направле­ниям деятельности и интересам ее участников. Нередко существуют отдельные ассоциации по конкретным сфе­рам профессиональной психологической деятельности: объединения школьных психологов, гештальт-терапевтов, психоаналитиков, психодраматиков, оргконсультантов и

др.

В России существуют и некоторые другие объединения психологов, например, Международная академия психо­логических наук с центром в Ярославле, Международная академия акмеологических наук с центром в Санкт-Пе­тербурге, Психофизиологическая ассоциация, Ассоциация гуманистической психологии.

Национальные психологические общества и ассоциа­ции объединяются в международные. К организациям та­кого типа относятся Европейская федерация ассоциаций профессиональных психологов, Международный союз пси­хологической науки, Международный совет психологов.

Кроме того, существует огромное количество между­народных обществ и ассоциаций по отдельным направле­ниям научной или практической психологии. К числу наиболее известных и авторитетных относятся, например, Международная ассоциация прикладной психологии, Международная ассоциация школьной психологии, Международная ассоциация кросс-культурной психологии, Об­щество изучения стресса и тревожности, Международная ассоциация групповой психотерапии.

Все психологические общества и ассоциации проводят регулярные встречи, съезды, конференции. Одни органи­зации проводят такие встречи раз в четыре года, другие — раз в два года, третьи — ежегодно. На них психологи об­суждают научные и практические проблемы профессио­нальной деятельности, организационные вопросы. Каждое общество или ассоциация обычно выпускает регулярные информационные бюллетени, журналы.

В России информацию о жизни психологического со­общества можно получить из информационных сообщений в журналах " Вопросы психологии" и " Психологическом журнале", в " Психологическом информационном бюлле­тене", издаваемом Институтом психологии РАН, в " Пси­хологической газете", издаваемой фирмой ИМАТОН.

литература

1. Базаров Т.Ю. Среда обитания — общество // Психологичес­кая газета. 1988. № 6 (33). С. 8-9.

2. Задорожнюк И.Е. Психологические общества стран Запад­ной Европы // Психологический журнал. 1990. Т. 11, № 2. С. 152— 155.

3. Климов Е.А. Сообщество психологов России: сущее и долж­ное// Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 118—124.

4. Леонтьев Д.А. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью?.. // Психологическая газета. 1998. № 6 (33). С. 14—15.

5. Ниссим-СабатД., Щедрина Е.В. Психологи СНГ: анкета жур­нала " Вопросы психологии" // Вопросы психологии. 1995. Мз 3. С. 151-154.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр " Академия", 1998.

7. Устав Российского психологического общества (РПО) // Психологический журнал. 1995. Т. 16, N° 3. С.12—22.

8. Устав Российского психологического общества // Вопросы психологии. 1995. № 3. С. 62-69.

9. Щедрина Е.В. Американская психологическая ассоциация // Вопросы психологии. 1993. № 2. С.

личностные качества психолога.

профессиональная этика психолога

17.1. профессиональные качества психолога

Важнейшее качество деятельности психолога - про­фессиональная компетентность, или профессионализм, включающее в себя профессиональные знания, умения, навыки, способности. В число характеристик профессио­нальной компетентности также входят: диапазон профес­сиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессио­нальной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его дея­тельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и про­фессиональной коммуникабельности.

Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция включают в себя не только знания в области психологии, но и определенную совокупность знаний в области фило­софии, истории, культурологии, педагогики, экономики, социологии, политологии, права, филологии, физичес­кой культуры, математики и информатики, в области кон­цепций современного естествознания.

Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологи­ческие " техники".

Профессиональные навыки — это упрочившиеся, лег­ко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять ра­боту. Чем больше опыт, чем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

Рассмотрим основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам. В области психологии специалист должен:

1) понимать цели, методологию и методы профессио­нальной деятельности психолога;

2) владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

3) понимать специфику предмета психологии, ее свя­зи с другими дисциплинам; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологи­ческих знаний в различных областях жизни;

4) знать историю развития и современные проблемы психологической науки;

5) знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики живот­ных и человека; филогенез и онтогенез человечес­кой психики;

6) понимать мозговые механизмы психических про­цессов и состояний;

7) знать природу деятельности человека, функции пси­хики в жизнедеятельности человека;

8) знать закономерности формирования и функцио­нирования его мотивационной сферы;

9) знать психологические закономерности познаватель­ных процессов (ощущений, восприятия, памяти, во­ображения, мышления, речи);

10) знать механизмы внимания, эмоциональных явле­ний, процессы волевой регуляции;

11) иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;

12) знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;

13) знать закономерности психического развития че­ловека на каждой возрастной ступени;

14) знать основные закономерности психологии обра­зования;

15) знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;

16) иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;

17) знать основные сферы и виды деятельности психо­лога;

18) знать основы психодиагностики и психологичес­кого консультирования;

19) знать основы психотерапии, коррекционной и раз­вивающей работы психйлога;

20) владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии.

Кроме того, в рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углубленных зна­ний и практический умений. К основным сферам специа­лизации относятся: 1) общая психология, 2) психология личности, 3) социальная психология, 4) политическая психология, 5) психология менеджмента, 6) психология труда и организационная психология, 7) клиническая пси­хология, 8) психофизиология, 9) специальная психоло­гия, 10) психология развития и возрастная психология, 11) педагогическая психология, 12) психологическое кон­сультирование, 13) психология социальной работы, 14) юридическая психология, 15) спортивная психология.

Данные требования как минимум необходимы для про­фессиональной деятельности психолога. Выпускник выс­шего учебного заведения по специальности " психология" должен удовлетворять этим требованиям (подробнее см. главу " Подготовка профессиональных психологов"). По­мимо этого для успешной работы психолог должен пос­тоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квали­фикации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и само­совершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности.

В сфере научной психологии и педагогической деятель­ности профессиональная квалификация отражается в сис­теме ученых степеней (кандидат и доктор психологических наук) и ученых званий (доцент и профессор).

Для успешной работы в сфере научной психологии не­обходимы соответствующие способности. К.А. Рамуль счита­ет необходимым и важным для каждого ученого следующие качества: спонтанная любознательность, способность дли­тельное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности, ко­торая предполагает развитие памяти, творческого мышле­ния, фантазии и наблюдательности. Однако, по его мнению, " для ученого-психолога не представляется необ­ходимым или весьма важным обладание какой-нибудь спе­циальной особенностью, помимо тех способнрстей, которые необходимы или весьма важны для каждого уче­ного вообще..." (Рамулъ, 1965, с.133).

Профессиональный рост практического психолога оце­нивается в квалификационных категориях, которые ему присваиваются экспертными комиссиями. В сфере прак­тической психологии система оценки уровня про­фессиональной квалификации включает в себя 1, 2 и 3 квалификационные категории, которые присваиваются в зависимости от опыта работы, качества владения профес­сиональными умениями. Способности, профессионально необходимые для практического психолога, пока изучены мало. О некоторых их них мы уже говорили выше, о других речь пойдет в следующих разделах.

Нормативный правовой статус психолога определяется соответствующими министерствами и ведомствами, упол­номоченными решать этот вопрос.

17.2. личностные качества психолога

Профессиональное и личностное в деятельности пси­холога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятель­ности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успеш­ности психолога. Как сказал один студент, " у тех людей, которых я считаю по-настоящему профессиональными психологами, я всегда замечал необыкновенное слияние профессии и жизни, включенность внутренних пережива­ний и напряженного духовного поиска в контекст профессиональной деятельности и, наоборот, включенность профессиональной деятельности в общий контекст всей жизни. Это для меня идеальная ситуация — чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего ду­ховного поиска".

Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как науч­ная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психо­лога целый ряд специфических требований.

Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том чис­ле и психолога необходимы следующие черты личности:

1) энтузиазм по отношению к работе и ее задачам,

2) прилежание — способности и наклонности к про­должительному и усидчивому труду,

3) дисциплинированность,

4) способность к критике и самокритике,

5) беспристрастие,

6) умение ладить с людьми (Рамуль, 1965, с.126—135).

Важными нравственными качествами психолога безус­ловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруис­тичность, гуманность, интеллигентность.

Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение пони­мать других людей и психологически корректно воздей­ствовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологи­ческими знаниями, но и психологической интуицией. Ком­муникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привле­кательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комп­лекс этих качеств часто называют " талантом общения".

Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, откры­тость, любознательность, наблюдательность, самостоятель­ность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.

Для психолога важны такие эмоциональные проявле­ния личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоцио­нальная стабильность, способность к сопереживанию.

К необходимым волевым качествам психолога относят­ся настойчивость, терпеливость, самообладание.

К числу необходимых личностных свойств практичес­кого психолога относят способность к эмпатии (сопере­живанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблю­дении этого психогигиенического правила у психолога мо­жет возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.

Необходимое качество практического психолога — уве­ренность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.

В то же время важным оказывается отсутствие чрезмер­ной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога про­является в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает кли­ента.

Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности сво­ей личности, свои способности, сильные и слабые сторо­ны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.

В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятель­ности проявляется интерес и склонность. Поэтому пси­хологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индиви­дуальных личностных особенностей.

Перечисленные выше характеристики отражают мне­ния авторитетных ученых и практиков о том, какими лич­ностными свойствами должен обладать профессиональный психолог. Эмпирических исследований, посвященных этой теме, еще очень мало. Особого интереса заслуживает работа Т.А. Верняевой (1997), в которой она изучила мнения психологов по этому вопросу.

17.3. этика профессиональной деятельности психолога

Этика — это совокупность норм поведения, мораль ка­кой-либо общественной группы. В деятельности любой про­фессиональной группы также вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в сово­купности образуют профессиональную этику. Так, говорят о врачебной этике, научной этике.

О значимости этики в деятельности врача знают мно­гие. Знают и о том, что уже древнегреческий врач и фило­соф Гиппократ сформулировал этические заповеди врача. Теперь они известны под названием клятвы Гиппократа и составляют основу профессиональной медицинской этики.

Профессиональная деятельность психолога — это рабо­та с внутренним миром человека, с человеческой лично­стью. А этот объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики. Психология имеет в своем рас­поряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности. Рассмотрим наиболее важ­ные принципы профессиональной этики психолога.

1) Принцип профессиональной компетентности. Психо­логу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения. Он должен четко осознавать свои профес­сиональные возможности и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности. При приме­нении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.

Для организации целостной и компетентной психоло­гической помощи он должен уметь устанавливать контак­ты и проводить совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей — психиатра­ми, врачами-психотерапевтами, психоневрологами, нейропсихологами. Для квалифицированного психолога ответ клиенту: " Нет, я не работаю над этими вопросами, вам лучше обратиться к другому специалисту", — не является показателем его профессиональной некомпетентности. Только недостаточно квалифицированный психолог рабо­тает без ограничений, берется за любую проблему без не­обходимой подготовки, готов ответить на любые вопросы. Принцип, профессиональной компетентности требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, и для решения которых владеет практическими методами работы. В связи с этим психолог должен уведомить заказчика о своих ре­альных возможностях в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности.

При решении психологических задач психолог опира­ется на анализ литературных данных и практического опыта по поставленному вопросу. Результаты исследования фор­мулируются в терминах и понятиях, принятых в психоло­гической науке и практической психологии. Выводы должны основываться на регистрируемых первичных ма­териалах, корректной их обработке, интерпретации и по­ложительном заключении компетентных коллег.

Психолог формулирует выводы и рекомендации заказ­чику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. При этом он стремится избегать профессионального жаргона и чрез­мерного употребления специальных терминов.

2) Принцип ненанесения ущерби человеку. Психолог осу­ществляет свою деятельность исходя прежде всего из ин­тересов заказчика. Однако при этом следует придерживаться принципа ненанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенному в исследование или практическую ра­боту. Важно иметь в виду необратимость многих психичес­ких процессов. Поэтому главный этический принцип психолога — " не навреди". Сформулированный Гиппок­ратом применительно к врачебной этике, он имеет ис­ключительное значение и в деятельности психолога. Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному поло­жению, интересам человека. Психолог должен использо­вать безопасные и наиболее приемлемые методики, приемы, технологии работы. Он должен проявлять особую заботу о том, чтобы клиенту не нанесли вред люди, осве­домленные о полученных результатах, предупреждать не­правильные действия заказчика. Для этого психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования та­ким образом, чтобы они применялись только в рамках за­дач, поставленных заказчиком.

Если клиент (испытуемый) болен, то применение ме­тодов исследования или практической психологической работы допустимо только с разрешения врача или с со­гласия других лиц, представляющих интересы клиента. Выполнять психотерапевтическую работу с больным пси­холог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

3) Принцип объективности. Психолог не должен допус­кать предвзятого отношения к любому человеку. Необхо­димо занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или требований третьих лиц. Недо­пустимо формулирование выводов и выполнение психо­логической работы на основе субъективного впечатления от испытуемого, его юридического или социального по­ложения, положительного или отрицательного отношения заказчика к испытуемому. Для этого психолог должен при­менять методики, адекватные целям и условиям проводи­мого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандар­тизированными, нормализованными, надежными, валид­ными, адаптированными. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Результаты работы не должны зави­сеть от личностных качеств и личных симпатий психолога. Полученные результаты всегда должны быть научно обо­снованы, выверены и всесторонне взвешены. Психолог руководствуется только интересами дела.

В своей работе психологу важно разграничивать сферу личной и профессиональной жизни. Он не должен пере­носить свои личные отношения и проблемы на професси­ональную деятельность.

Нежелательны тесные личные отношения между пси­хологом и клиентом. Важно, чтобы психолог мог сохра­нить объективную'и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.

4) Принцип уважения клиента. Психолог должен ува­жать достоинство испытуемого, клиента и проявлять чест­ность в общении с ним. В процессе психологической работы психолог должен стремиться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом.

При проведении исследования необходимо сообщать о его цели (в достаточно общей и доступной форме), своев­ременно предупреждать испытуемого о том, как будет ис­пользоваться полученная информация.

Оптимальным стилем отношений практического пси­холога и клиента является взаимодействие на равных. Кли­ент должен чувствовать себя полноправным партнером психолога. Одна из распространенных ошибок практичес­ких психологов — позиция покровительства и опеки. При этом психолог, считая себя знатоком жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его кри­терии: что такое " правильно" и что такое " неправильно". Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие. Это проявле­ние непрофессионализма, склонности действовать исходя из житейской психологии.

Практическому психологу важно избегать оценочных высказываний по поводу действий клиента и воздержи­ваться от прямых советов ему, поскольку в этом случае он берет на себя ответственность за его судьбу и личность. Для развития человека необходимо, чтобы он осознавал и проявлял личную ответственность за принимаемые реше­ния. Неквалифицированный психолог склонен к шаблон­ным оценкам действий клиента и стереотипному стилю реагирования на ситуации клиентов.

При проведении просветительской работы, во время лекций, семинаров психолог не должен проявлять чувство превосходства, назидательность, директивность тона и поведения. Недопустим профессиональный снобизм. Помощь психолога заказчику должна носить рекомен­дательный, ненавязчивый характер,, быть максимально деликатной и уважительной по отношению к его профес­сиональной компетентности.

Психолог должен, избегать провоцировать конфронта-ционные отношения клиентов. Например, профессиональ­ный такт психолога должен заключаться и в том, чтобы не противопоставлять ученика и учителя в педагогическом процессе. Опыт работы некоторых психологов иногда об­наруживает такую тенденцию. Нужно признать, что дея­тельность некоторых учителей и стиль работы отдельных школ дают основание для такого противопоставления. Однако психолог не должен вставать между учителем и учеником и становиться единственным защитником инте­ресов учащихся. Наиболее продуктивной формой деятель­ности психолога будет ознакомление учителя с проблемами ученика. Учитель, каким бы он ни был, не должен оста­ваться " за бортом" при осуществлении психологом своей деятельности. Еще более важно такое поведение психоло­га, когда им создается иллюзия, что педагог как бы сам ведет психологическую работу среди своих учеников, сам стремится знать и понимать психологические проблемы учеников.

5) Соблюдение профессиональной конфиденциальности. Психолог должен сохранять конфиденциальность психо­диагностических методик. Это означает, что про­фессиональные методики не должны попадать в руки непрофессионалов. Секреты, обусловливающие их пригод­ность, должны сохраняться в тайне. Дело профессиональной чести психолога — препятствовать попыткам некоррект­ного и неэтичного применения психодиагностических ме­тодик.

Психолог должен хранить и конфиденциальность ре­зультатов психодиагностического исследования, избегать сознательного или случайного распространения материа­ла, полученного от испытуемого (или клиента), чтобы избежать его компрометации. При этом важно вести стро­гий учет полученной информации (вплоть до применения системы кодирования), ограничивать доступ к ней заказчика, клиента или иных третьих лиц, корректно исполь­зовать полученные сведения.

Для более надежного гарантирования конфиденциаль­ности материалов исследования полезно использовать си­стему кодирования. При этом необходимо на всех материалах, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испыту­емых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фа­милия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в един­ственном экземпляре, хранится отдельно от эксперимен­тальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается только заказчику, если это необходимо по условиям работы.

Психолог должен предварительно согласовать с заказ­чиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хра­нения, цели их использования.

Важно четкое разграничение в представлении психоло­гической информации заказчику, клиенту и пользовате­лю. Необходимо тщательно взвешивать целесообразность передачи заказчику тех или иных сведений, полученных в процессе исследования. Для психолога недопустимо раз­глашение данных психологического обследования за пре­делами согласованных с заказчиком и испытуемым условий. Сведения, полученные от клиента на основе доверитель­ных отношений, не могут быть переданы без его согласия ни в какие общественные, государственные организации, частным лицам. Особенно это важно в тех случаях, когда анонимность результатов была оговорена в процессе обсле­дования и гарантирована испытуемому, а также тогда, когда сведения могут нанести вред репутации испытуемого. Это — профессиональная тайна психолога. Особенно тщательно необходимо следить за тем, чтобы конфиденциальные све­дения, полученные в ходе психологического исследова­ния, не стали известны некомпетентным лицам, а также не использовались в явном виде в публикациях и лекциях. В некоторых случаях в интересах испытуемого или органи­зации результаты психологического обследования могут быть предоставлены в распоряжение официальных лиц. При этом важно предварительно поставить в известность об этом самого испытуемого и получить от официальных органов гарантию нераспространения сообщаемой информации.

В то же время психолог должен ориентироваться на прин­цип необходимости и достаточности предоставляемой ин­формации, то есть предоставлять только ту информацию, которая необходима и достаточна для решения задач орга­низации и личности. Однако и здесь психолог должен быть уверен, что его информация будет использована заинте­ресованными лицами для достижения гуманных целей, а не для другой, хотя бы и очень важной, цели.

В среде профессиональных психологов и социологов обычно принято считать, что обязанность строго хранить профессиональную тайну теряет свою силу, если имеется согласие испытуемого на ее разглашение. Однако следует подчеркнуть, что и в этом случае психолог должен по возможности не разглашать сведения, если они могут на­вредить испытуемому. Осознать меру вреда — профессио­нальный долг психолога.

При проведении массовых психологических обследова­ний психолог доводит их результаты до сведения заказчи­ка. При этом психолог должен исключить случайное или преднамеренное сообщение испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать.

Сведения об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообще­нию за пределами тех форм, которые рекомендованы психологом. Отдельные данные массового обследования в обобщенном виде могут быть сообщены и всем участни­кам обследования.

Некоторые сведения общего характера могут сообщаться и испытуемым. Испытуемые часто интересуются своими психологическими особенностями, просят психолога, что­бы он рассказал о результатах диагностической работы. В этом случае психолог может предоставить некоторую часть информации. Но делать это надо обязательно в индивиду­альном порядке. Сведения должны относиться к вопросам самопознания, саморазвития и преподноситься в тактич­ной форме. Развивая идею Г. Лессинга, можно сказать: " Клиенту нужно говорить правду, одну только правду, но не всю правду..."

В связи с осознанием важности этической регуляции психологической практики в последние двадцать лет пси­хологами многих стран разрабатываются этические нормы профессиональной психологической деятельности. Так, в 1981 году Американской психологической ассоциацией были официально приняты " Этические стандарты психо­логов" — своеобразный кодекс профессиональной этики. В 1985 году Британское психологическое общество приня­ло " Кодекс поведения" для психологов. Вопросы этичес­кого обеспечения исследовательской и практической деятельности активно разрабатываются и в других евро­пейских странах. В нашей стране также активно обсужда­ются проблемы профессиональной этики психологов и разрабатываются документы, которые могли бы регламен­тировать этическую сторону в их деятельности.

литература

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. Брест, 1993.

2. Верняева Т.А. Профессионально-личностный портрет пси­холога: Дис.... канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1997.

3. Кодекс профессиональной этики психологов Общества Психологов ВНР // Вопросы психологии. 1983. № 6. С. 130—133.

4. Крылов А.А., Юрьев А.И. Этические принципы и правила ра­боты психолога // Практикум по экспериментальной и приклад­ной психологии: Учеб. пособие/ Вансовская Л.И., Гайда В.К., Горбачевский В.К. и др.; Под ред. А.А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. С. 264-271.

5. Профессиональный кодекс этики для психологов. Бонн,.ФРГ, 1986 г. // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 148-153.

6. Этические стандарты для психолога. Мадрид. Испания, 1987 // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 158.

7. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.

8. Рабочая книга практического психолога: Технология эф­фективной профессиональной деятельности / Науч. ред. А.А. Дер-кач. М.: Издательский дом " Красная площадь", 1996.

9. Рамулъ К.А. О психологии ученого и в частности ученого-психолога // Вопросы психологии. 1965. № 6. С. 126—135.

10. Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологи­ческой 1ц> акгики. М.: Знание, 1988. С.

терминологический словарь

Психология, как любая отрасль знаний, имеет свою спе­цифическую терминологию и человеку, входящему в мир. профессиональной психологии, важно уметь ее правиль­но понимать. Трудности в усвоении психологической лек­сики связаны с тремя обстоятельствами.

1. Многие психологические понятия используются в нашей повседневной речи. При этом они достаточно мно­гозначны. В научной психологической литературе эти сло­ва употребляются в более строгом значении, что может порождать терминологическую путаницу.

2. В психологической литературе часто используются термины, произошедшие от иностранных слов. Их доста­точно много, как и в любом профессиональном языке. Догадаться об их значении в конкретном контексте порой

бывает трудно.

3. Некоторые слова могут иметь разное значение в зави­симости от контекста, что важно учитывать для правиль­ного понимания психологических текстов.

4. Неоднозначность трактования тех или иных понятий психологами приводит к использованию одного и того же термина разными авторами с разными значениями.

Задача данного словаря — введение начинающих пси­хологов в мир психологической лексики. Это своего рода терминологический справочник, который поможет овладе­нию профессиональным языком. Помимо специфически психологических терминов в словарь включены некоторые общенаучные определения, наиболее часто используемые в психологических текстах. -'

При подготовке словаря использовался ряд источни­ков, список которых приведен в конце. Формулировки большинства статей предлагаются в авторской редакции В.Н. Карандашева, отражающей обобщенное и наиболее типичное значение слов в ясной и доступной для начина­ющего психолога форме.

Психология: введение я профессию

Абстрагирование — мысленное выделение какого-либо свойства

предмета или явления и отвлечение от всех остальных. Абстракция — мысль или образ, в которых свойства предмета или явления отражены отвлеченно от самого предмета или явления.

Автономный — самостоятельный, самоуправляемый, независи­мый.

Авторитарность — склонность человека к властному управлению другими людьми, подавлению их инициативы, ис­пользованию мер принуждения.

Агрессивность — качество человека, проявляющееся в чувстве враждебности, в негативных чувствах по отношению к другим людям, стремление к насильственным действиям по отношению к окружающим людям, желание нанести им ущерб.

Адаптация психологическая — приспособление человека к но­вым условиям жизни, к другим людям и социальным об­стоятельствам.

Адаптация теста — комплекс исследовательских процедур, направленных на приспособление теста к использованию в новых условиях. Например, адаптация зарубежных мето­дик применительно к условиям другой социальной и куль­турной среды.

Адекватный — соответствующий. Адекватное восприятие — вос­приятие, соответствующее реальности. Адекватное пове­дение — поведение, соответствующее условиям ситуации.

Акмеология — наука об условиях успешной деятельности взрос­лого человека, профессионала.

Акселерация — ускоренное физическое и психическое развитие детей, наблюдающееся в последние сто лет. Обусловлена действием целого ряда биологических и социальных фак­торов.

Акцентуация характера — понятие, означающее чрезмерную выраженность у личности отдельных черт характера и их сочетаний, представляет собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Проявляется в уязвимости личности по отношению к определенным жизненным си­туациям, воздействиям, переживаниям и нервно-психи­ческим нагрузкам при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Альтернатива — необходимость выбора между двумя возможными решениями, " одно из двух". Альтруизм — черта характера человека, проявляющаяся в бес­корыстной заботе о благе других людей, готовности жер­твовать собственными интересами в пользу другого человека. Понятие, противоположное эгоизму. Амбивалентность чувств— противоречивое эмоциональное пе­реживание, связанное с двойственным отношением к че­ловеку, предмету, явлению. Одновременное проявление симпатии и антипатии, любви и ненависти, привязанно­сти и отвращения, принятия и отвержения. Амнезия — нарушение памяти, возникающее при поражениях

мозга.

Анализ — интеллектуальная операция, заключающаяся в разде­лении целого на составляющие части или описывающие признаки.

Аналитическая психология— система взглядов швейцарского пси­холога К.Г. Юнга, в которой, как и в концепции психо­анализа 3. Фрейда, придается- большое значение бессознательному. Помимо личного бессознательного вы­деляется и коллективное бессознательное. Анамнез — совокупность сведений о больном, об условиях жиз­ни, предшествующих заболеванию, об истории развития болезни. В настоящее время Л. используется не только в медицине, но и в психологии как метод изучения лично­сти.

Аномальные дети, — дети с нарушениями психического разви­тия.

Апатия — нарушение психической деятельности, характеризу­ющееся вялостью, равнодушием и безразличием к ок­ружающему, отсутствием стремления к деятельности. Возникает при различных психических заболеваниях или как временное состояние, обусловленное жизненными обстоятельствами.

Апперцепция — влияние прошлого опыта человека, его интере­сов и личностных особенностей на образ предмета или явления, возникающий в результате восприятия. Априорный — предшествующий опьггу, независимый от опыта. Аргумент — факт, довод, положение, с помощью которого до­казывается правильность высказываемого утверждения.

Артефакт — результат в исследовании, порожденный самой процедурой исследования.

Ассоциация — связь между мыслями, образами, при которой возникновение одной мысли или образа вызывает в па­мяти появление других.

Атрибуция— приписывание человеком мотивов поведения, лич­ностных качеств и характеристик другим людям на основе житейчкого анализа их действий и поступков.

Аттитюд — складывающееся на основе опыта устойчивое пред­расположение, социальная установка человека в отноше­нии людей, событий, социальных явлений.

Аттракция — тяготение людей друг к другу, лежащее в основе привязанности, дружеских чувств, любви.

Аутогенная тренировка — комплекс специальных упражнений, основанных на релаксации и самовнушении. Может ис­пользоваться человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением.

Аффект — кратковременная быстро возникающая и бурно про­текающая эмоциональная реакция, характеризующаяся двигательным возбуждением, значительными нарушени­ями сознания и способности к волевому контролю над действиями. Формами проявления А. могут быть ярость, гнев, ужас.

Аффектация — искусственность, неестественность в речи и же­стах, излишняя активность поведения. Чаще всего являет­ся признаком неискренности в общении, в поведении.

Аффилиация — проявления потребности человека в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть в обществе других людей, оказывать помощь членам группы и при­нимать их помощь, взаимодействовать с окружающими. При этом ценностью для человека является само обще­ние, независимо от его цели.

Барьер психологический — неправильное восприятие, ошибоч­ное мнение, боязнь, неуверенность, мешающие человеку успешно выполнить дело. В деловых и личных взаимоотно­шениях людей препятствует установлению между ними открытых и доверительных взаимоотношений. ' смысловой — непонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же действие, слово; фраза трактуются ими по-разному.

Батарея тестов — группа тестовых заданий (субтестов), направ­ленных на измерение различных сторон сложной психи­ческой функции или качества и объединенных в один тест.

Бессознательное— совокупность психических явлений, не осоз­наваемых человеком, но оказывающих влияние на его поведение.

В

Валидность — свойство методики (теста), характеризующее до­стоверность получаемой информации об изучаемом пси­хическом явлении. В. показывает, действительно ли тест измеряет то, что он измеряет, и насколько хорошо он это делает.

Ведущий тип деятельности — деятельность, являющаяся опре­деляющей, решающей для психического развития в кон­кретный период развития человека. Вербальный — словесный; речевой; выраженный словами. Влечение — недифференцированное, недостаточно отчетливо

осознанное побуждение.

Внушаемость — свойство человека, проявляющееся в его вос­приимчивости к внушению, некритической податливос­ти воздействиям других людей. Внушаемые люди относительно легко принимают советы других, легко за­ражаются настроениями и мнениями других людей, про­являют склонность к подражанию.

Внушение (суггестия) — вербальное и невербальное воздействие на человека, характеризующееся снижением осознаннос­ти и критичности рри восприятии человеком того, что ему внушается.

Врабатьиание — процесс постепенного вхождения человека в выполняемую деятельность. Приступая к работе, человек постепенно входит в привычный темп и ритм деятельно­сти, достигая быстрота, четкости и наибольшей успеш­ности.

Выразительные движения (экспрессия) — система движений (же­сты, мимика, пантомимика), при помощи которых чело­век невербальным путем передает информацию. Вытеснение — один из защитных механизмов в психоаналити­ческой теории личности. Проявляется в непроизвольном вытеснении из сознания неприятной для человека инфор­мации, неприемлемых мыслей, воспоминаний и пережи­ваний. О них уже нельзя вспомнить, хотя они и могут проявляться в поведении человека.

Тендерные различия — социальные и психологические различия между мужчинами и женщинами.

Генезис (генез) — происхождение, возникновение и последую-. щее развитие какого-либо явления. Различают филогенез (развитие в ходе биологической эволюции) и онтогенез (индивидуальное формирование) психики,

Генерализация — 1) распространение процесса, имеющего пер­воначально локальный, местный характер, по всему орга­ну, организму, всей сфере психических явлений или личности; 2) обобщение, возведение частного в общее.

Генетическая память — память, которая хранит и передает ин­формацию из поколения в поколение генетическим пу­тем, через механизм биологической наследственности — генотип.

Геронтопсихология — отрасль возрастной психологии, изучаю­щая психологические аспекты старения, изменения пси­хики, поведения, деятельности людей в пожилом и старческом возрастах.

Гештальттерапия — направление психотерапии, основанное на представлении о том, что человек в своем функциониро­вании стремится к целостному развитию и интеграции, к образованию гештальта (целостности) личности.

Гйпертимная акцентуация характера — тип акцентуации харак­тера, для которой свойственно постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаж­дой деятельности и тенденцией разбрасываться, не дово­дя дело до конца.

Гипнабельность — подверженность индивида гипнотическому воздействию.

Гипноз — психическое состояние, подобное сну, для которого характерно своеобразное торможение коры головного моз­га и активизация подкорковых образований. Вызывается специальным воздействием гипнотизера или целенаправ­ленным самовнушением. Характеризуется повышенной восприимчивостью к психологическому воздействию гип­нотизирующего и пониженной чувствительностью ко всем другим воздействиям; применяется в качестве метода пси­хотерапевтического воздействия.

Гипнопедия — методика обучения во время сна.

Гипнотерапия — метод лечения, основанный на гипнотическом внушении.

Групповая динамика — внутригрупповые процессы, харак­теризующие руководство и лидерство; принятие групповых решений, нормообразование, формирование функцио­нально-ролевой структуры группы, сплочение, конфлик­ты; групповое давление и др.

Групповая совместимость ~ социально-психологическое явле­ние, характеризующее степень эффективности совмест­ной деятельности людей, возможность их адаптации друг к другу.

Гуморальная регуляция -— регуляция физиологических процес­сов, которая осуществляется через жидкие среды организма (кровь, тканевую жидкость). Вещества, участвующие в гу­моральной регуляции, разделяются на специфические, выделяемые железами внутренней секреции (гормоны), и неспецифические, являющиеся продуктами обмена ве­ществ разнообразных органов и тканей (мозга, мышц, же­лудочно-кишечного тракта, кожи и т.д.). Гуморальная и нервная системы осуществляют регуляцию физиологичес­ких процессов организма.

Д

Девиантное (отклоняющееся) поведение ~- поведение, отклоня­ющееся от принятых в обществе правовых или нравствен­ных норм. Основные проявления — преступность и аморальность.

Делинквент (правонарушитель) человек, чье отклоняющееся поведение в крайних проявлениях представляет уголовно наказуемые действия.

Деловая игра усвоение знаний методом активного обучения; создание модели ситуации, в которой участвуют различ­ные стороны, наделенные различными интересами, ин­формацией, ролевыми функциями и действующие по заданным правилам.

Деонтология -~ учение о профессиональной этике врача, психо­лога.

Деперсонализация— изменение самосознания, связанное с ощу­щением потери своего " Я", возникновением эффекта от­чуждения от своих мыслей, чувств, действий.

Депрессия ~ состояние душевного расстройства, тоски, подав­ленности, характеризующееся апатией, пассивностью, пессимизмом, снижением побуждений и активности лич­ности.

Психология: введение в профессию

Дефектология — наука, изучающая клинико-физиологические и психолого-педагогические закономерности и особенно­сти развития аномальных детей, проблемы их обучения и воспитания.

Децентрация — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции че­ловека, в соотнесении их с мнением и позицией других людей.

Дискомфорт состояние, характеризующееся неприятными субъективными ощущениями (головная боль и т.п.), час­то сопровождается неблагоприятными психофизиологи­ческими сдвигами.

Диспозиция готовность, предрасположенность субъекта к оп­ределенному поведению, действию, поступку.

Дистресс чрезмерное стрессовое состояние, оказывающее от­рицательное влияние на деятельность человека, его пси­хические и физиологические процессы.

Дифференциальная психология — отрасль психологии, изучаю­щая индивидуально-психологические различия между

Задатки ~~ анатомо-физиологические особенности организма, функциональные характеристики нервной системы, ка­чества человека, на основе которых возникают и развива­ются его способности.

Заражение (в психологии) — термин, обозначающий бессозна­тельную передачу от человека к человеку каких-либо эмо­ций, состояний, побуждений.

Заторможенность замедленность психических процессов и реакций человека по сравнению с нормальным уровнем их функционирования.

Защита психологическая — бессознательное психическое явле­ние, связанное со стремлением человека устранить из со­знания тревогу, не допустить в сознание травмирующие личность переживания. Проявляется в защитных механиз­мах.

Защитные механизмы понятие, обозначающее совокупность приемов, с помощью которых человек как личность обе­регает себя от психологических травм. Примерами защитных механизмов являются вытеснение, сублимация, по­давление, отрицание, проекция, идентификация, регрес­сия, изоляция, рационализация, конверсия и др. У детей защитные механизмы наблюдаются в значительно мень­шей степени. В дошкольном и младшем школьном возрас­те ~ это чаще всего фантазирование.

Значимый другой — человек, являющийся авторитетом для дру­гого человека.

И

Игровая терапия метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

Идентификация отождествление, уподобление в самом ши­роком смысле. Применяется в различных областях науки и практики, например в криминалистике (сличение почер­ка, фотографии и объекта и т.д.). В психологии употребля­ется в разных значениях: 1) узнавание, опознание какого-либо объекта; 2) процесс бессознательного отож­дествления человеком себя с другим человеком или груп-. пой.

Идентификация межличностная готовность человека чувство­вать, переживать, действовать в отношении другого так, как если бы этим другим являлся он сам.

Идентичность свойство человека быть самим собой, сохра­нять длительное время свою индивидуальность, оставать­ся верным себе.

Идентичность социальная— представление человека о своей при­надлежности к определенной социальной группе (нацио­нальности, социальному классу, религии).

Идиотия наиболее глубокая степень задержки психического развития — олигофрении. Мышление и речь не развива­ются.

Иерархия общенаучный термин, обозначающий систему последовательно подчиненных элементов, расположенных в порядке от низшего к высшему (или наоборот). Упот­ребляется для характеристики социальных, психологичес­ких, математических, физиологических, лингвистических и др. структур.

Измененные состояния сознания состояния сознания, кото­рые характеризуются отсутствием контроля и потерей контакта с реальностью, а также измененным восприятием времени и пространства.

Имбецальность средняя степень задержки психического раз­вития — олигофрении. Словарный запас больных скуд­ный, их не удается обучить счету и чтению; можно привить элементарные трудовые навыки.

Имманентный внутренне присущий какому-либо явлению, проистекающий из его природы, сущности.

Импульсивность особенность поведения человека, заключаю­щаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

Инвариантность неизменность проявления чего-либо, неза­висимость от каких-либо условий.

Ингибиция социальная ухудшение продуктивности выполняе­мой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей.

Индивид — человек как единичное природное существо или от­дельный представитель человеческой общности.

Индивидуальная психология — одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноцен­ности и стремления к его преодолению как главного ис­точника мотиваций поведения человека.

Индивидуальность— совокупность индивидуально-психологичес­ких особенностей человека, отличающих его от других людей, в которых проявляется его своеобразие и неповто­римость.

Индивидуальный стиль деятельности (в труде, учении, спорте) — характерная для данного человека система приемов и способов выполнения той или иной деятельности, обес­печивающая больший или меньший успех. Становится необходимым в силу индивидуальных различий людей и позволяет достигать одинаковой эффективности деятель­ности при выполнении ее разными способами, приемами.

Индифферентность нейтральность, равнодушие, безучаст­ность.

Индукция — способ мышления, при котором от знания об от­дельных фактах переходят к знанию, носящему более об­щий характер.

Инертность затрудненное, замедленное переключение с од­ного вида деятельности на другой.-

Инсайт (озарение, догадка) неожиданное для самого человека нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он думал.

Инстинкт — врожденная, неизменяемая форма поведения. Интеграция ~ объединение в целое каких-либо частей. Интеллект ~ совокупность познавательных процессов челове­ка, включающая в себя восприятие, память, воображе­ние, мышление, речь; относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Интенция цель, направленность сознания, воли, чувств на какой-либо предмет. Исторически данное понятие пред­шествует появлению термина " установка". Интеракция взаимодействие, которое происходит между людь­ми в условиях их социальных отношений. Интерес мотив деятельности, обусловленный познаватель­ной потребностью человека. Проявляется в эмоциональ­ной окрашенности процесса познания.

Интериоризация процесс формирования внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней деятельности.

Интерпол — тип личности, для которого характерна склонность приписывать ответственность за результаты своей деятель­ности себе, а не окружающим обстоятельствам. В случае неудачи больше обвиняет в ней себя, а не других людей или окружающие обстоятельства.

Интерференция— взаимодействие двух или большего числа про­цессов, при котором возникает нарушение (подавление) по крайней мере одного из них.

Интроверсия— преимущественная направленность личности на свой собственный внутренний мир, личные ощущения, переживания, чувства, мысли, поглощенность собствен­ными переживаниями и проблемами. Сопровождается ос­лаблением внимания к тому, что происходит вокруг. Является одной из базовых черт личности. Термин введен К. Юнгом.

Интроверт психологический тип личности, для которого ха­рактерны такие черты как обращенность к своему внут­реннему миру, замкнутость, затрудненность в общении, избегание активных контактов с другими людьми. Актив­ность его по сравнению с другими людьми в большей сте­пени связана с внутренней, чем с внешней деятельностью.

Интропунитивная реакция самообвинение человека в ситуа­ции неудачи; связана с принятием вины и ответственно­сти за случившееся на себя.

Интроспекция — наблюдение человека за своей собственной пси­хической жизнью (ощущениями, чувствами, мыслями и пр.); самонаблюдение.

Интуиция 1) способность личности находить пути к верному решению задач, ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, предвидеть ход событий без анализа, без ло­гического продумывания, обоснования; 2) своеобразный тип мышления, при котором отдельные звенья процесса мышления проходят бессознательно; интуитивное реше-- ние возникает как внутреннее озарение, просветление мысли.

Инфантилизм проявление у взрослых людей черт психики, особенностей поведения, свойственных детскому, юно­шескому возрасту. У детей и. выражается в задержке пси­хического развития, при которой у ребенка проявляются черты, характерные для более раннего возраста.

Ипохондрия психическое состояние, при котором проявляют­ся угнетенность, болезненная мнительность, чрезмерное внимание к своему здоровью, необоснованная тревога за него. Часто повторяясь, может приводить к формирова­нию соответствующей черты характера.

Иррациональное — нелогичное, непонятное и необъяснимое на разумной основе, противоречащее здравому смыслу.

Испытуемый человек, изучаемый методами психологическо­го исследования.

Истерия невроз, патологическое состояние психики челове­ка, характеризующееся повышенной внушаемостью, сла­бостью сознательной регуляции поведения. Для и. характерно несоответствие между малой глубиной пере­живаний и яркостью их внешних проявлений: громкие крики, плач, мнимые обмороки и т.д. Типичные проявле­ния: стремление любым способом привлечь к себе внима­ние, театральность поведения, " игра в переживания".

Истероидная (демонстративная) акцентуация характера — тип акцентуации, проявляющийся в таких чертах как притвор­ство, лживость, фантазирование с целью привлечения к себе внимания, склонность к вытеснению неприятных переживаний, фактов, событий; авантюризм, тщеславие, стремление " убежать в болезни", завоевать восторженное отношение окружающих без объективных оснований для этого.

Катарсис ~ термин древнегреческой философии (введен Арис­тотелем), обозначавший состояние внутреннего очище­ния души в результате переживания зрителем чувства гнева, страха, радости, сострадания при восприятии тра­гедии, приводящего к эмоциональной разрядке. В психо­анализе — очищение, душевное облегчение, возникшее в результате психотерапевтического воздействия. Проявля­ется в разрядке, " отреагировании" аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной не­вротического конфликта, феномен освобождения лично­сти от травмирующих ее эмоций путем рассказа, воспоминания.

Кататония нервно-психическое расстройство, выражающе­еся в мышечных спазмах и нарушении произвольных дви­жений.

Клиническая психология область медицинской психологии, на­правленная на решение диагностических задач клинической практики (психиатрической, неврологической, соматичес­кой). Составные разделы клинической психологии: патопси­хология, нейропсихология, соматопсихология. Когнитивный ~ психологический термин, характеризующий познавательные процессы в отличие от эмоциональных. Когнитивный диссонанс — состояние психического дискомфор­та, возникающее в ситуации, когда






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.