Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сообщество






Психологическое сообщество составляют психологи, выполняющие профессиональную психологическую рабо­ту. В последние годы в России во много раз увеличилось число специалистов в области психологии. Если к началу 1980-х годов их было 6-7 тысяч, то ныне — 25-30 тысяч (Петровский, Ярошевский, 1998, с.205).

Основные места работы профессиональных психологов — научные учреждения, учебные заведения, организации и фирмы, которые нуждаются в психологических услугах. Некоторые психологи работают частным образом.

Наиболее известными научно-исследовательскими цен­трами в России считаются Психологический институт Российской Академии образования — ПИ РАО (Москва), Институт психологии Российской Академии наук — ИП РАН (Москва), факультет психологии Московского уни­верситета, факультет психологии Санкт-Петербургского университета, Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург), факультет психоло­гии Ярославского университета, Институт развития личнос­ти (Москва). В последние годы значительно активизировалась исследовательская работа и во многих других российских университетах. Психологические лаборатории действуют также в составе некоторых других научных институтов. В 1990-х годах появилось также несколько институтов прак­тической психологии. Работа психологов стала обычным явлением в учреждениях образования и в медицинских уч­реждениях. Ставки психологов стали вводиться в штатный состав и многих других организаций. В стране сейчас много заметных очагов профессиональной психологической куль­туры.

Анкетирование, проведенное журналом " Вопросы пси­хологии" в 1993 году, дает представление о местах работы и сферах деятельности психологов СНГ. На вопросы анкеты ответили 120 человек. Наиболее распространенные специа­лизации: возрастная и педагогическая психология (51%) и социальная психология (20%). Период экономической не­стабильности и относительного роста безработицы, кото­рый наблюдается в настоящее время в России, почти не сказался на психологах: 90% ответивших на вопросы анке­ты работают на полную ставку, из них 55% заняты на од­ной работе, 30% — на двух и 12, 5% — на трех работах. Конкретные места работы участников опроса отличаются большим разнообразием: это и кафедры, и лаборатории, и дома ребенка, и общеобразовательные, и специальные шко­лы. Приблизительно 35% участников опроса работают в общеобразовательных школах, 15% — в пединститутах, 9% — в университетах, 7% — в различных структурах Ми­нистерства образования. В качестве основной работы ис­следовательскую назвали лишь 10% участников опроса, лекционную и преподавательскую — 22, 5%, работу в об­ласти народного образования — 56%. Хотя российское об­щество постепенно продвигается по пути развития рыночной экономики, число психологов, чья работа свя­зана со сферой производства и управления, явно отстает от требований дня. Менее 2% опрошенных поставили дан­ную сферу деятельности на первое место. Лишь несколько человек указали, что занимаются медико-психологическим обслуживанием (включая психотерапию). В то же время в другом месте анкеты 86% опрошенных написали, что давали консультации по проблемам психического здоро­вья и оказывали другие медико-психологические услуги. Таким образом, оказывается, что большинство психо­логов заняты в системе образования и воспитания. Лишь немногие психологи работают в области психологии труда. Мужчины больше заняты в " научных" областях, женщи­ны - в " практических" (Еиссим-Сабат, Щедрина, 1995).

Для оценки уровня профессиональной квалификации специалистов-психологов в соответствующих ведомствах создаются экспертные комиссии.

16.2. публикации и поиск психологической информации

Важнейшая профессиональная потребность психологов заключается в обмене научной информацией и опытом практической деятельности. Каким образом это происходит?

Психологи (как и ученые других специальностей) ин­формируют коллег о полученных ими научных результатах через публикацию книг, статей в научных журналах и сбор­никах научных трудов. Психологические книги могут иметь разного адресата. В зависимости от этого они бывают раз­ных жанров.

Первый тип публикаций — это научные книги, кото­рые предназначены для коллег — профессиональных пси­хологов. Они пишутся научным языком и ставят своей задачей сообщение данных по какой-либо проблеме. Сту­денты и широкие круги читателей-непрофессионалов мо­гут испытывать трудности при чтении таких книг по причине недостаточного знания существа описываемой проблемы и используемой терминологии. Тем не менее, • порой психологи пишут книги с расчетом на интерес и понимание как профессионалов-психологов, так и специ­алистов других профессий.

Второй тип публикаций - это учебники и учебные по­собия, предназначенные для студентов высших и средних учебных заведений. Они пишутся также научным языком, хотя степень сложности и доступности излагаемой проблемы, количество используемой научной терминологии дол­жно соответствовать типу студентов, для которых это учеб­ное пособие предназначено. Основная задача, на которую ориентируются авторы такого рода книг, — система­тизированное изложение какой-либо области психологи­ческого знания.

Третий тип публикаций — это научно-популярные кни­ги, которые предназначены для широкого круга читате­лей. Они содержат доступное и ясное изложение какой-либо психологической проблемы, пишутся научно-популярным языком и не предполагают знания читателем профессио­нальной психологической терминологии. Научные термины или доступно разъясняются, или заменяются более про­стыми языковыми оборотами. Задача автора такой книги — популяризация психологических знаний, повышение пси­хологической культуры читателя.

Порой можно встретить книги, в которых сочетаются эти три типа жанров. Системно и ясно написанные науч­ные труды могут использоваться в качестве учебников, а также быть полезны для широкого круга читателей. К та­кому типу книг относится, например, фундаментальный труд С.Л. Рубинштейна " Основы общей психологии". На­учно-популярные книги, несмотря на легкость литератур­ного стиля, отсутствие сугубо профессиональной терминологии, иногда могут представлять научную цен­ность.

Поиск книг по интересующей проблеме обычно начи­нают с систематического каталога библиотеки. Основные деления отраслей психологии по библиотечно-библио-графической классификации, помогающие в этом процес­се, приведены были выше в разделе 5.3. " Отрасли научной психологии". Для более широкого поиска информации о книгах по проблеме можно использовать книжную лето­пись, а также библиографические ссылки в конце книг и статей.

В зависимости от количества авторов и структуры кни­ги выделяют следующие типы психологических изданий: монография, коллективная монография, сборник научных трудов. Монография — книга, содержащая изложение результатов научного исследования, посвященная одному вопросу. В том случает, когда она написана несколькими авторами, ее называют коллективной монографией. Сбор­ник научных трудов содержит несколько статей, пос­вященных ряду проблем сходной тематики, но не соединенных общей идеей или структурой исследования.

Для информирования коллег о результатах решения конкретной научной проблемы психолопи используют пе­риодические издания, например, журналы. Преимущество статьи в журнале — оперативность публикации. Она содер-! жит лаконичное изложение целей, задач, методики, ре­зультатов и выводов по изученной исследователем проблеме. В мире существует огромное количество научных журна­лов, выпускаемых издательствами или психологическими обществами и ассоциациями. Некоторые из них издаются в конкретной стране, на ее национальном языке и пред­назначены прежде всего для психологов этой страны. Наи­более известными в России являются журналы " Вопросы психологии", " Психологический журнал", " Вестник Мос­ковского университета. Серия 14, Психология". В после­днем номере журнала за каждый год обычно помещается перечень опубликованных за год статей. Поэтому знаком­ство с этим номером облегчает библиографический поиск по интересующей психолога проблеме. В последние годы стали выпускаться журналы " Иностранная психология", " Психологическое обозрение", " Мир психологии", " Ак-меология", " Детский практический психолог".

В мире выпускается также большое количество между­народных журналов, каждый из которых обычно посвя­щен определенной психологической тематике. Большинство из них публикуется на английском языке как наиболее популярном языке международного научного сообщества.

Статьи психологов и по психологической проблемати­ке порой публикуются и в других журналах по смежным наукам, например, в журналах " Вопросы философии", " Вопросы педагогики", " Дошкольное воспитание" и т.п.

16.3. конференции и повышение квалификации

Еще большую оперативность обмену информацией при­дают также различного рода научные и научно-практические конгрессы, конференции, съезды, симпозиумы. На таких встречах психологи обсуждают результаты своих на­учных исследований, обмениваются опытом практической психологической работы, решают организационные воп­росы. Материалы этих мероприятий часто публикуются в сборниках тезисов, выпускаемых их организаторами до или после конференции. Отдельные выступления могут быть опубликованы в журналах.

Национальные конференции проводятся на языке стра­ны-организатора. Международные конференции проводят­ся, как правило, на одном или двух языках. Основным из них обычно является английский. Он стал в настоящее время языком межнационального общения психологов во всем мире и потому используется в качестве рабочего язы­ка большинства международных психологических мероп­риятий. В качестве второго рабочего языка порой используется национальный язык страны, в которой ме­роприятие проводится; в других случаях это может быть французский, немецкий или испанский языки. Ежегодно в мире и в стране проходит много психологических кон­ференций, симпозиумов различной тематики. Встречи, организуемые психологическими обществами и ассоциа­циями, организуются регулярно раз в четыре или два года, иногда — ежегодно.

Таким образом, публикация книг, статей в журналах и сборниках научных трудов, участие в конгрессах, съездах, конференциях, симпозиумах — это основные средства об­мена результатами научных исследований и практическо­го опыта в психологическом сообществе.

Большое значение придается работе повышению ква­лификации психологов. Для этого помимо научных и прак­тических конференций проводятся различного рода обучающие семинары, тренинги, курсы по отдельным актуальным направлениям психологии. Участие психоло­гов в мероприятиях такого рода необходимо для углубле­ния их знаний, умений, для расширения практического опыта.

16.4. профессиональные общества и ассоциации

Для координации своей деятельности психологи созда­ют профессиональные общественные организации. Какие цели, задачи и интересы объединяют психологов?

Можно выделить следующие основные цели объедине­ния психологов в общественные организации:

1) обмен научной информацией и опытом, практичес­кой деятельности;

2) регулирование норм и стандартов профессиональ­ной деятельности;

3) повышение квалификации профессиональных пси­хологов;

4) регулирование статуса и норм профессиональных отношений между психологами и работодателями.

Например, Российское психологическое общество в своем уставе следующим образом определяет основные цели, задачи своей деятельности и функций Общества. Приведем соответствующий фрагмент Устава.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.