Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статус практического психолога службы практической психологии образования






" Практический психолог образования является специа­листом с высшим образованием, уравненным в отношении оплаты, присвоения разряда, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений, вне зависимости от конкретного места его ра­боты: образовательные учреждения (детские сады, школы разного профиля, детские дома, интернаты и др.), районные, городские, областные, региональные психологические цент­ры образования.

На должности практического психолога образовательных учреждений разного профиля, районных, городских, регио­нальных центров психологической службы образования мо­гут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детс­кой практической психологии, психологической службы об­разования в объеме не менее 1 200 часов на факультетах и курсах переподготовки. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации практических психологов образования проходят профессиональную экспертизу в Экс­пертном совете по подготовке практических психологов об­разования при Минобразования России и утверждаются управлением высших учебных заведений Минобразования России.

Должности практических психологов устанавливаются на основе ETC (от 9 до 16 разрядов) в каждом образовательном учреждении — не менее одного психолога на учреждение, — а также в районных, городских, областных, региональных центрах психологической службы образования, являющихся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации, В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспи­танников (учащихся), количество ставок психологов увели­чивается.

Практические психологи образования имеют двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отде­лами психологической службы республиканских, региональ­ных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями образовательных учреждений. Профессиональное управление осуществляется через сеть психологических центров разного уровня.

Практический психолог образования имеет 24-часовую рабочую неделю.

Рабочее время психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с детьми разных воз­растов и различными категориями взрослых.

Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются потребностями образо­вательного учреждения и количеством штатных и внештат­ных единиц психологов, которым оно располагает.

Для работы психолога в образовательном учреждении выде­ляется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы. Районные, област­ные, городские, региональные центры оборудуют рабочие места психологов и других специалистов в соответствии с их функциональными обязанностями.

Оформление и содержание кабинета в образовательном учреждении оплачивается практическому психологу в соот­ветствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.

Практические психологи, работающие в образовательном учреждении, центры психологической службы образования ведут учет проводимой работы и представляют отчетность по административной и профессиональной линиям в со­ответствии с утвержденными Министерством образования формами отчетности. Отчет психологической службы образо­вательного учреждения включается в отчетную документацию учреждения, центров психологической службы — в отчеты органов управления образованием соответствующего уровня" (Положение.., с.182—185).

Таким образом, как показывает опыт зарубежной и оте­чественной психологии, психологическая служба образо­вания может быть организована по-разному в зависимости от потребностей общества, от'задач, которые приходится решать школьным психологам.

В зависимости от административной подчиненности и организационной структуры это может быть:

1) психолог или группа психологов, работающих в дет­ском саду, детском доме, интернате, школе, ли­цее, гимназии, профессионально-техническом училище, техникуме, колледже под административ­ным руководством этого учебного заведения;

2) психолог или группа психологов, работающих под административным руководством городского или рай­онного департамента (или управления) образования и обслуживающая несколько учебных заведений;

3) консультационный психологический центр, рабо­тающий под административным руководством го­родского, районного или областного департамента (управления) образования как самостоятельное под­разделение (например, психолого-педагогическая консультация) или в составе внешкольнбго учреж­дения (например, медико-психолого-педагогическая комиссия, центр социальной, педагогической, ме­дицинской и психологической помощи семье и де­тям);

4) психолог или группа психологов, работающих как научно-методический центр или кабинет в составе управления городского, районного, областного или государственного департамента (или управления) образования и под его административным руковод­ством. В зависимости от источников финансирования это мо­жет быть городская, районная, областная государственная или частная психологическая служба.

8.4. задачи практических психологов в образовании какие же задачи решают психологи в сфере образова­ния?

Одна из наиболее распространенных задач педагогичес­ких психологов еще с начала XX века — диагностика умственного развития детей, оценка их качеств и способ­ностей. При этом широко применяется тестирование. Ос­новной сферой приложения сил школьного психолога традиционно считается измерение психических функций с применением стандартизированных тестов и отбор де­тей для обучения по специальным программам. В течение длительного времени наиболее популярными среди пси­хологов были тесты на определение коэффициента умствен­ной одаренности ребенка.

Измерение и тестирование, а также отбор детей для обучения по специальным программам — исторически более ранние функции школьных психологов в разных стра­нах — и сейчас чрезвычайно широко применяются в прак­тике психологической службы.

Однако английйские психологи уже давно выражают неудовлетворенность формальными тестами для измере­ния. На конкретных примерах они демонстрируют субъективный характер и научную несостоятельность при­меняемых тестов, их ограниченность и искусственность. Растет число исследований, в которых вместо распределе­ния людей по группам на основе тестов внимание больше обращается на конкретные Трудности обучения, их при­чины и пути преодоления. Актуальной проблемой практической педагогической психологии становится пси­хологическая поддержка и помощь учащимся, испытыва­ющим трудности в обучении и плохо адаптирующимся к социальным условиям.

В 1980-х годах многие американские специалисты уже перестали считать, что измерение — это единственное, что они могут сделать в решении проблем школьной пси­хологии. Так в " Руководстве Национальной ассоциации школьных психологов по обеспечению психологической службы в школах" отмечается, что основная цель школь­ной психологической службы — служить психическому здоровью и образовательным интересам детей и юноше­ства. Это предполагает:

а) психологическое и психолого-педагогическое изме­рение и оценку " школьного функционирования" детей и юношества;

б) активное вмешательство психолога, направленное на обеспечение полноценного влияния школы на когнитивное, аффективное и социальное развитие;

в) помощь педагогическому персоналу и родителям, прежде всего в плане заботы о ребенке; для этого организуются специальные программы обучения персонала школы и родителей, советы им и т.п.;

г) консультирование и совместную работу с персона­лом школы и родителями по проблемам учащихся, связанным со школой, и проблемам персонала шко­лы как профессионалов (цит. по: Практическая пси­хология образования, 1997, с.8).

С середины 1980-х годов начинается новый этап в раз­витии практической школьной психологии и во Франции. В 1985 году была создана рабочая группа, состоящая из представителей пяти различных организаций — членов Национальной ассоциации психологов (ANOP). Эта груп­па провела специальную работу по определению функций педагогического психолога во Франции. Было подчеркну­то, что педагогический психолог имеет дело со всей пси­хологической реальностью ребенка и может способствовать развитию всех сторон его личности; при этом педагоги­ческой психолог может подключать к этому процессу ро­дителей и учителей. Отмечается, что педагогический психолог может идти и против системы школьного и се­мейного воспитания, менять стандарты этого воспитания, если полагает, что они препятствуют прогрессивному раз­витию личности ребенка.

В дальнейшем во Франции обсуждался проект создания единой системы школьной психологической службы, направленной на помощь отдельным индивидам, группам и целым учреждениям. Цели этой системы — предотвращать школьный неуспех, способствовать социальному научению и социальной адаптации детей, помогать детям с умст­венной отсталостью интегрироваться в общий поток уча­щихся (что прямо противоположно цели, выдвигаемой ранее — отделять таких детей), содействовать общеобразо­вательному и профессиональному росту учащихся, повы­шать квалификацию учителей, социальных работников, администрации, других специалистов в области народно­го образования.

В странах Восточной Европы психологическая служба школы ставит перед собой цель: не просто констататиро-вать уровень развития учащихся для отбора, а получить психологическую информацию об учащемся или коллек­тиве класса, чтобы создать условия, стимулирующие раз­витие (цит. по: Практическая психология образования, 1997', с.8). Основные задачи психологических служб образования в большинстве стран Центральной и Восточной Европы: обеспечение развития здоровой личности, коррекция зат­руднений в ее развитии, решение проблем профессиональ­ной ориентации. В деятельности психолога-консультанта, например, в Чехии и Словакии доминирет психодиагнос­тика. На основе проделанной работы составляется диагнос­тическое заключение, из которого следуют рекомендации. Психолог может рекомендовать организационные меры — зачисление ребенка в специальную или вспомогательную школу, в специальные классы в рамках начальной школы, в специальный детский сад и т.д. Он может предложить наиболее подходящий тип обучения, оптимальную область для выбора профессии. Психолог может рекомендовать применение подходящих методов воспитания и обучения в семье и школе, различные формы психотерапии, вра­чебное обследование (психоневрологическое, логопедичес­кое и др.).

Большое место в консультациях занимает определение готовности детей к обучению в школе, выявление школь­ной зрелости. В зависимости от уровня развития ребенка психолог дает соответствующие рекомендации: начать по­сещение школы до достижения 6-летнего возраста, поступать в первый класс в обычные сроки, приступить к уче­нию в выравнивающем первом классе, отложить поступ­ление ребенка в школу на один год, направить в особую школу (например, для плохо говорящих). Родителям и вос­питателям детских садов даются рекомендации по разви­тию тех детей, у которых обнаружена недостаточная готовность к обучению в школе. Через год, перед самым поступлением в школу, этих детей обследуют еще раз. Сво­евременная оценка психологической готовности детей к обучению в школе — один из основных видов деятельнос­ти по предупреждению трудностей в обучении.

В консультациях или центрах диагностируют различного типа трудности, связанные с учебой в школе. Среди уча­щихся, испытывающих трудности в обучении, оказываются также дети с первичными отклонениями в развитии на основе легких форм задержки умственного развития. Оп­тимальное развитие этих детей во многом зависит от пра­вильного психологического обследования, в результате которого даются соответствующие рекомендации условий и методов воспитания и обучения. Занимаются и с теми учащимися, у которых имеются проблемы личностного характера, трудности в поведении, воспитании. Квалифи­цированное психологическое обследование трудных и пе­дагогически запущенных детей выясняет причины этого и позволяет наметить определенные рекомендации в работе с ними.

Следует подчеркнуть, что психологические консульта­ции и центры в основном занимаются решением конкрет­ных проблем, с которыми к ним обращаются родители или учителя. Это особенно четко представлено в венгерс­кой инструкции для консультаций по вопросам воспита­ния. В соответствии с ней психолог занимается проблемами отклонений в поведении ребенка от нормы, которые не могут быть исправлены обычными педагогическими сред­ствами (например, агрессивное поведение, продолжитель­ное беспокойство, невнимательность, наблюдаемая долгое время). Психолог в таких психологических центрах работа­ет также с проявлениями чрезмерной чувствительности, робости, замкнутости ребенка. Он разбирается в причинах боязни школы, ответов на уроке. В его компетенцию входит изучение отклонений в поведении, проявляющихся в систематических кражах, лжи ребенка дома или в шко­ле, побегах ребенка из дома или из школы, внезапных изменениях в эмоциональном состоянии ребенка. При­чинами для обращения за помощью к психологу могут быть также ситуации, когда хороший ученик начинает плохо учиться: показывает низкие результаты в учебе, хотя мог бы добиться лучших при своих способностях; испытывает затруднения по усвоению одного из учебных предметов; не имеет интереса к учебе в школе. Психолог работает и с детьми, которые проявляют нарушения речи нервного характера (заикание, скороговорение), жалу­ются на систематические головные боли, бессонницу, беспричинную утомляемость.

Психологическая служба системы образования в стра­нах Восточной Европы занимает существенное место в воспитании и обучении детей, подростков и юношей.

Опрос, проведенный Европейской федерацией ассоци­аций профессиональных психологов (ЕФАПП) в 1996-97 годах показывает, что задачи, которые приходится решать школьным психологам в большинстве европейских стран, в значительной степени совпадают. Педагогические психо­логи Европы участвуют в оценивании и тестировании де­тей, которые имеют учебные или поведенческие проблемы, в консультировании детей, родителей и семей, в выработ­ке рекомендаций для школы. Большинство психологов вклю­чено в текущие внутришкольные процессы и работают вместе со школой над инновациями и преобразованиями школьной жизни. Многие также помогают работникам школы в профессиональном росте и в выполнении иссле­довательских проектов.

Педагогические психологи по всей Европе выполняют много функций, но главное содержание работы заклю­чается в обследовании детей с учебными и поведенчес­кими трудностями и выработке рекомендаций школе и семье. Достаточно очевидными оказываются возрастаю­щие требования к школьным психологическим службам. Это приводит к тому, что психологам приходится рабо­тать в условиях значительного напряжения. Педагогические психологи говорят о проблемах, связанных с ограничениями, которые руководители порой накладывают на их работу. Отмечается также ролевая неопределенность про­фессиональной деятельности. Некоторые педагогические психологи выражают озабоченность в связи с тем, что пересечение между их работой и работой других специа­листов может вызвать путаницу, недоразумения и обиду. Необходимо гарантировать соблюдение возможно более высоких этических стандартов, в особенности в отноше­нии конфиденциальности и уважения прав разных групп клиентов.

Общее мнение заключается в том, что педагогический психолог должен восприниматься как профессиональный психолог, работающий с детьми и молодежью в образова­тельной среде. Основной объем этой работы приходится на школу, ясли, детские сады, больницы и детские дома. Необходима также работа с семьями, учителями, специа­листами других профессий, которые связаны с детьми. Педагогические психологи могут работать со школами и другими организациями, помогая им в разработке орга­низационных мер, оценке и выработке стратегий помощи детям с проблемами.

Приходится психологам Европы сталкиваться и со мно­гими другими проблемами, которые возникают в обще­стве в последние годы. Например, педагогические психологи из Швейцарии, Бельгии и Финляндии обраща­ют внимание на проблемы жестокости, употребления нар­котиков, которые нарастают в среде школьников. Все это непосредственно влияет на круг обязанностей, в выпол­нение которых включены педагогические психологи. У педагогических психологов Нидерландов и Израиля рас­ширяется объем работы с детьми со специальными нуж­дами, которые оказываются интегрированными в основную школу.

8.5. задачи и виды деятельности практических






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.