Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историяпрактической пвдагогической психологии






В конце XIX века возникла и начала интенсивно разви­ваться педагогическая психология. Психология сближалась со школьной педагогикой под давлением потребностей общества. Американский психолог Стэнли Холл еще в 1891 году начал издавать журнал " Педагогический семинар" — первый журнал, посвященный проблемам педагогической и детской психологии. Во Франции проблемами школь­ной психологической службы в конце XIX века занимался Альфред Бине. Исследования в этой области он начал еще в 1894 году, а в 1897 году вышла его работа, посвященная психологическим проблемам начальной школы. В Герма­нии исследованиями в области педагогической психоло­гии активно занимался Э. Мейман, в России — А.П. Нечаев.

В начале XX века была осознана необходимость работы психологов в педагогической сфере. Актуальным стало ре­шение многих психологических проблем, связанных со школой, с обучением и развитием детей. В 1905 году Ми­нистерство образования Франции обратилось к Бине с просьбой психологически исследовать детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе. Аль­фред Бине основал педагогическую лабораторию. В этой лаборатории им была разработана методика изучения ум­ственного развития ребенка, известная под названием шкала для измерения интеллекта - знаменитый тест Бине-Симона, позволяющий выявлять детей с задерж­кой умственного развития. Затем были открыты специаль­ные школьные классы для таких детей.

В начале XX века началась практическая психологичес­кая работа в сфере образования. Первыми практическими психологами в сфере образования были педагоги. Однако постепенно стали вводиться должности практических пси-106 глава 8. психологическая работа в сфере образования

хологов в разные типы учебных заведений. Наиболее дав­ние традиции школьной психологии существовали в Анг­лии, США, Франции, Швейцарии. В 1909 году открылась первая во Франции школьная психологическая служба. В 1913 году в Англии приступил к работе первый школьный психолог — Цирил Бэрт. В 1915 году в США, в штате Кон­нектикут начал работать первый американский школьный психолог — Гессель. В 1920 году в Швейцарии, в Берне открылся консультационный пункт по проблемам педаго­гической и детской психологии. В течение 10-15 лет психо­лого-педагогические службы возникли во многих странах.

В американских школах в работе школьных психологов широко использовались тесты и прежде всего тесты на определение коэффициента умственной одаренности (IQ). Возникла и развивалась служба " гайденс" (служба " сопро­вождения"). С 1945 по 1960 год в практику специалистов-консультантов службы " гайденс" прочно вошли батареи тестов. Применение службой " гайденс" метода тестирова­ния в качестве основного инструмента своей деятельности сделало ее механизмом отбора в американских школах (Дуб­ровина, 1991, с.10).

Развитие школьной психологической службы во Фран­ции привело к тому, что в 1951 году Министерство обра­зования впервые представило описание функций школьных психологов. Этот документ стал основой дискуссии на I (в 1952 году) и II (в 1954 году) Международных коллоквиу­мах по школьной психологии, организованных ЮНЕСКО в Гамбурге.

На прошедшей в 1952 году под эгидой ЮНЕСКО кон­ференций рассматривался вопрос о возможностях эффек­тивного применения психологических знаний в школе. Здесь был обобщен практический опыт разных стран и сделаны попытки выявить наиболее эффективные пути функцио­нирования школьной психологической службы.

Если рамки, в которых действовали первые школьные психологи, были довольно узкими, то в 1950—60-е годы происходит расширение их обязанностей. Перед психоло­гической службой в это время ставились следующие ос­новные задачи: 1) помощь учителям в индивидуализации содержания и методов обучения; 2) помощь детям в выборе наиболее подходящих путей образования в школах (Кала, Раудик, 1986, с.10).

Специфической задачей психологической службы шко­лы было раннее выявление детей с существенными откло­нениями в развитии, которых невозможно обучать в обычной школе из-за физических, умственных или аф­фективных сдвигов. Статистические данные показывали, что дети, которым требуется специальная помощь в виде особых программ обучения и воспитания, составляют 10% всех школьников (Кала, Раудик, 1986, с.11). Чем раньше эти дети будут выявлены, тем эффективнее будет оказы­ваемая помощь.

Школьные психологи должны были решать разные за­дачи в зависимости от возраста учащихся. В работе с деть­ми дошкольного и младшего школьного возраста основной была задача содействия эмоциональному воспитанию де­тей, формированию их личности, обучению основным приемам умственной работы. Психологи должны были об­легчить адаптацию при переходе детей в школу.

В среднем школьном возрасте психологическая служба должна была выполнять две основные функции: 1) выяв­ление детей, испытывающих трудности в общении, в от­ношениях; 2) изменение установок учителей, чтобы они уделяли больше внимания эмоциональным реакциям уче­ника на школьную жизнь (там же).

Особенно важные задачи стояли перед школьными пси­хологами в связи с выбором учащимися профессии.

Однако к середине века ни в одной европейской стране психологическая служба в школе не была достаточно раз­витой, чтобы выполнять все вышеперечисленные задачи. В реальной практике школьный психолог порой оказывал лишь повседневную помощь учителю, то есть играл роль советчика, исправляющего и координирующего работу педагогов.

Потребность в школьных психологах на протяжении 1950—60-х годов нарастала, прежде всего, вследствие значи­тельного увеличения количества детей с задержками ум­ственного развития и другими нарушениями.

В 60-х годах XX века в США была создана профессио­нальная организация школьных психологов. Большое значение для развития школьной психологической службы имела конференция в Уэльсе в 1973 году. На ней обсуждались роль школьной психологической службы и ее цели, эти­ческие и юридические основы ее деятельности, проблемы обучения и повышения профессиональной компетентнос­ти школьного психолога. В 1980-х годах в США была орга­низована Национальная ассоциация школьных психологов (NASP) (Дубровина, 1991, с.11). В дальнейшем в большин­стве европейских стран были также созданы национальные организации, которые представляли интересы педагоги­ческих психологов. А, например, в Великобритании и Да­нии есть две ассоциации, одна из которых имеет профсоюзные обязанности, а другая является чисто про­фессиональной ассоциацией.

8.2. история отечественной психологической службы образования

В нашей стране первые попытки практического исполь­зования психологии в обучении и воспитании детей возник­ли также в начале XX века. Занимались этим специалисты в области педологии. Содержанием педологии как науч­ной и практической сферы деятельности было комплекс­ное изучение ребенка, объединение и использование разнообразных психологических, физиологических и со­циологических знаний в работе с детьми. В 1930-х годах педологи-практики увлеклись измерением психического развития детей. Многие крупные ученые педагоги, педо­логи и психологи возражали против широкого использо­вания в школе тестов, научная обоснованность которых была ненадежна. Однако педологи-практики, невзирая на эти возражения, широко использовали тесты в школе, что нередко вело к необоснованным выводам об умственном развитии детей, переводу в специальные школы. Педоло­гия резко критиковалась в печально известном Пос-тановлении ЦК ВКП(б) 1936 года " О педологических ] извращениях в системе наркомпросов" и была объявлена как вредная наука. В результате тенденциозного толкова­ния постановления о педологии отрицалось все положи- I тельное, что было сделано отечественными учеными в области педологии. Это на многие годы затормозило раз­витие детской практической психологии.

И только в конце 1960-х годов в нашей стране возобно­вился поиск форм практического участия психологов в работе школы. Школьная психологическая служба в СССР начала первоначально создаваться в Эстонии под руко­водством Х.Й. Лийметса и ЮЛ. Сыэрда. Первый штатный школьный психолог начал работать в Эстонии в одном из сельскохозяйственных техникумов в 1970 году. С 1975 года работает уже ряд психологов в специальных школах-ин­тернатах для трудных подростков, а с 1980 года — в по­рядке эксперимента — в некоторых общеобразовательных школах (Кала, Раудик, 1986, с.7).

С начала 80-х годов происходит интенсивное становле­ние психологической службы в системе образования стра­ны. Началось активное изучение научных основ, обсуждение возможных форм и методов работы практических психо­логов в школе. Журналом " Вопросы психологии" в 1983 году был организован " круглый стол": " Психологическая служба в школе". В том же году прошла Всесоюзная конфе­ренция психологов в Таллинне. На конференции были проанализированы эксперименты по созданию школьной психологической службы, которые проводились во мно­гих городах и республиках, обсуждались организационные вопросы дальнейшего развития психологической службы в стране.

В 1984 году в Москве в Институте психологии АН СССР состоялась I Всесоюзная конференция по вопросам пси­хологической службы в СССР. В рамках конференции ра­ботала секция " Психологическая служба школы". В центре внимания участников секции были вопросы психологи­ческого обеспечения учебно-воспитательного процесса школы (Практическая психология образования, 1997, с.17).

Важным этапом развития школьной психологической службы в нашей стране стал многолетний (1981—1988) эксперимент по введению в школах Москвы должности практического психолога, проводившийся под научным и методическим руководством лаборатории научных основ детской практической психологии НИИ общей и педаго­гической психологии АПН СССР (ныне — Психологический институт РАО). На основе анализа результатов экспе­римента было разработано Положение о психологической службе народного образования (1989), которое широко используется в стране.

В 1988 году вышло постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школь­ного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны. Это стало правовой основой деятельности школь­ного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности.

С этого момента служба энергично развивалась почти во всех регионах страны. Происходило расширение сферы деятельности детского практического психолога: служба начинала охватывать всю систему обучения и воспитания от дошкольного возраста до ранней юности. Практическая психология образования появилась в детских садах, детс­ких домах, школах, гимназиях, лицеях, профессиональ­но-технических училищах, колледжах, школах-интернатах.

Многие руководители образовательных учреждений, учителя, воспитатели, родители все больше осознавали полезность психологической службы. Это сформировало в обществе потребность в детских практических психологах. Поэтому в педагогических университетах и институтах была организована подготовка специалистов по педагогической психологии, возникли курсы переподготовки специалис­тов с высшим педагогическим образованием, увеличилось количество профессиональных объединений для повыше­ния квалификации работающих практических психологов образования.

В.июне 1994 года в Москве прошел I съезд практичес­ких психологов образования Российской Федерации. В ок­тябре 1995 года в Перми состоялся П съезд психологов образования. Психологическая служба становилась необ­ходимым элементом государственной службы образования.

Съезды показали, что практические психологи начали осознавать самих себя как полноправных специалистов, имеющих четко определенные профессиональные функ­ции, цели и средства деятельности, ясно понимающих свое место в образовательной системе (Практическая психоло­гия образования, 1997, с. 19).

8.3. организация психологической службы образования

Школьные психологические службы существуют сей-' час во многих странах мира, однако они различаются по численности.

В настоящее время соотношение количества психоло­гов к количеству детей варьирует в значительной степени в разных европейских странах. Это, очевидно, влияет на спектр и качество психологических услуг, которые педа­гогические психологи могут предложить. Для того чтобы дети, нуждающиеся в психологическом совете и поддерж­ке, могли получить их немедленно, необходимо в значи­тельной степени увеличить количество педагогических психологов. Без этого они будут продолжать работать в усло­виях крайнего напряжения и с ограниченным эффектом.

Школьная психологическая служба имеет в разных стра­нах различную форму. Часто встречается такой вариант. Школьный психолог — учитель, получивший специаль­ную подготовку, — обслуживает одну или несколько школ. Его основная обязанность — консультация школьного пер­сонала по вопросам обучения и воспитания учащихся. Он работает один или вместе с ассистентом, в задачи которо­го входит тестирование учащихся и поддержание контак­тов с различными службами, которые связаны с детьми или их родителями (Кала, Раудик, 1986, с.13).

В некоторых странах (например, в Швеции) психологи работают в " команде" из трех человек. Они приезжают в школу и решают проблемы, поставленные учителями и учащимися. Для этого проводятся различные измерения, опросы, беседы, консультации (там же).

Психологическая служба может существовать также в виде консультационного центра. В США психолог, как пра­вило, не числится в составе школы. Он обслуживает цзлую группу или сеть школ. Его внимание направлено на оказа­ние помощи учащимся, особенно " проблемным" детям (там же). Существуют еще медицинские, психиатричес­кие, медико-психолого-педагогические центры, обслужи­вающие школьников. Школьная психология в США традиционно закреплена законом, предписывающим иметь психологическую службу в государственном департаменте образования. Этот департамент санкционирует выдачу сви­детельств школьным психологам.

В некоторых странах (Бельгия, Голландия, Франция, Югославия) психологическая служба школы в первую оче­редь выполняет профориентационные задачи (Кала, Рау-дик, 1986, с.14).

Психологическая служба школы в большинстве стран Центральной и Восточной Европы функционирует в фор­ме районных и областных психолого-педагогических цен­тров и консультаций. Эта служба — важная составная часть системы образования. В Чехословакии в 1980 году было раз­работано положение о консультациях по вопросам воспи­тания, которое вошло в Закон о школе. В Венгрии издана инструкция для консультаций по вопросам воспитания, утвержденная руководящими органами образования.

Ь огромном большинстве европейских стран педагоги­ческие психологи принимаются на работу местными, му­ниципальными или провинциальными властями в лице отделов образования. В Испании педагогические психоло­ги могут приниматься на работу местными властями или центральным правительством. В небольших странах, напри­мер, на Мальте и в Исландии, правительственный депар­тамент образования является основным работодателем.

Интересно посмотреть и на перспективы занятости пе­дагогических психологов. Насколько будет востребована профессия психолога в образовании? Такие страны как Израиль, Великобритания и Исландия сообщают о том, что у них нет проблем с трудоустройством педагогических психологов, а во Франции ситуация улучшается. С другой стороны, в Бельгии, Финляндии, Германии, Нидерлан­дах, на Мальте, в Испании и Швейцарии ситуация с тру­доустройством плохая или очень неопределенная. Испания, Швейцария и Финляндия констатируют, что у них много безработных педагогических психологов.

В некоторых странах Европы в ближайшие годы воз­можны изменения механизма трудоустройства школьных психологов. Педагогические психологи Швеции, Дании, Нидерландов и Исландии выражают озабоченность изме­нениями в школьной системе и децентрализацией власти, и тем влиянием, которое это может иметь на их работу. В Великобритании педагогических психологов беспокоят проблемы, вызываемые ограниченными ресурсами мест­ных властей, что в свою очередь может ограничить сферу выполняемых психологами функций.

В нашей стране психологическая служба в народном образовании представляет собой единую систему, состоя­щую из трех основных звеньев:

1) детский практический психолог, работающий в кон­кретном учебно-воспитательном заведении (детском саду, школе, детском доме, школе-интернате, про-фесионально-техническом училище, техникуме); 2)психологический кабинет районного управления народного образования (или городское или област­ное управление народного образования); 3)центр психологической службы народного образо­вания.

Положение о психологической службе образования сле­дующим образом определяет статус практического психо­лога.

документ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.