Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Здравоохранения






Несмотря на актуальность профессиональной психоло­гической работы в медицинской сфере, проблемы конст­руктивного взаимодействия психологии и медицины в процессе повседневной врачебной практики все еще до конца не решены и вызывают споры. Эти проблемы ана­лизируют в своих статьях, например, А.В. Завьялов и В.В. Плотников (1996), В.М..Блейхер и С.Н. Боков (1997). Несмотря на то, что многими врачами признается важ­нейшая роль психологии для медицины, формирование профессии медицинского психолога и психологической службы в системе здравоохранения происходит медленно.

Важным обстоятельством было то, что права и реаль­ные роли врача и медицинского психолога в лечебном процессе различны. Врач ставит диагноз заболевания, на­значает лечение, контролирует его эффективность, осу­ществляет сложные лечебные воздействия (операции и т.д.). Он несет моральную и юридическую ответственность за ошибки в диагностике и лечении. Вследствие этого и тера­певтический успех рассматривается пациентами как зас­луга врача.

Роль медицинского психолога в лечебном процессе не столь очевидна. Психологи выполняют вспомогательную роль в целостном лечебном процессе, который ведет врач-психиатр. Углубленное психологическое изучение интеллектуальных, эмоциональных, личностных особенностей пациента, страдающего психическим заболеванием, — вот та задача, которую психиатры ставят перед психологами. Результаты психологического обследования оформляются в виде заключения и передаются лечащему врачу, кото­рый зачастую просто не знает, что с ними делать.

Врачи часто недооценивают значение работы медицинс­ких психологов в клинике и активно ее не принимают. Про­является взаимное непонимание врачей и психологов. Безусловно, ни один врач не станет отрицать существование психики, а многие признают ее существенное влияние на соматические процессы. Однако понятийный аппарат пси­хологии очень часто представляется врачу экзотичным и малопонятным. Сказывается недостаточная подготовка вра­чей в области медицинской психологии. Заключения пси­хологов строятся на результатах использования методов, несопоставимых по своей точности с диагностическими медицинскими исследованиями. Поэтому эти заключения кажутся врачам бездоказательными и субъективными. Ко­нечно, такая ситуация не создает достаточного авторитета медицинскому психологу у пациентов и его коллег — вра­чей (Завьялов, Плотников, 1996; Блейхер, Боков, 1997).

Несмотря на отмеченные трудности, в последние годы в России активно развивается психологическая служба в системе здравоохранения. В 1990 году в Министерстве здравоохранения рассматривался вопрос о становлении практической медицинской психологии. Тогда в стране на­считывалась лишь 1 тыс. профессиональных медицинских психологов (в США в то время их было около 90 тыс.). Большинство из них работает в психиатрии. Детские уч-! реждения, амбулаторная сеть здравоохранения медицинс­кими психологами практически не обеспечены. Уже тогда требовалось как минимум 20 тыс. специалистов. Психологи в медицине должны работать во всех клинических и лечеб­но-профилактических направлениях. Приоритетными сфе­рами работы медицинских психологов были признаны:

1) работа в области охраны материнства и детства;

2) область экстремальной медицины (помощь людям, попавшим в стихийные бедствия, различные катас­трофы);

3) службы, связанные с оказанием медицинской по­мощи в соматических отделениях больниц;

4) работа медицинских психологов в онкологических, психоневрологических диспансерах (Щедрина, 1991, с.177).

Для развития психологической службы в системе здра­воохранения необходимы квалифицированные кадры ме­дицинских психологов. В ряде университетов страны, в некоторых медицинских вузах и институтах усовершенство­вания врачей существует подготовка медицинских психо­логов. Идут дискуссии о том, из кого нужно готовить медицинских психологов: из медиков или из психологов. Психологи, заканчивающие университеты, часто недоста­точно готовы к практической работе в клинике. Поэтому лишь часть медицинских психологов нашли свое примене­ние в патопсихологических кабинетах психиатрических клиник. Здесь расстройства психической сферы пациентов являются наиболее очевидным нарушением и правомер­ность участия психологов в их диагностике не вызывает споров. Необходимость в работе психолога кажется доста­точно ясной. В соматических же клиниках эти специалисты не были востребованы.

Медицинские психологи могут работать в больницах, в Центрах здоровья, в санаторно-курортных учреждениях, могут навещать людей на дому. Медицинские психологи работают обычно в команде, например, с социальными работниками, врачами и другими специалистами по здо­ровью. Большинство работает в системе здравоохранения, некоторые могут вести частную практику.

Медицинские психологи работают также со здоровыми людьми. Их работа направлена на то, чтобы предотвратить. возникновение болезней, помочь людям улучшить психи­ческое состояние. Медицинские психологи могут работать в центрах психического здоровья или в консультационных кабинетах. В этом случае они имеют дело с людьми, кото­рые жалуются на состояние тревоги, на расстройства эмоционального характера, а также на неурядицы повсед­невной жизни. Трудность такой работы в том, что у насе­ления нет навыков обращения за профессиональной медико-психологической помощью.

Актуальные и перспективные задачи развития психо­логической службы в системе здравоохранения:

1. Создание детской и подростковой медико-пси­хологической службы. Медицинские психологи уча­ствуют в диспансеризации детей дошкольного и школьного возраста для своевременного выявления и коррекции задержек и искажений психического развития. С этой целью создаются медико-психологи­ческие кабинеты в детских поликлиниках, больницах, санаториях, детские и подростковые медико-психо­логические консультативные центры. Задачи их дея­тельности: раннее выявление и коррекция аномалий психического развития, консультативная помощь по воспитанию детей и подростков с отклонениями в развитии; выявление и психологическая коррекция психосоматической и соматопсихической патологии.

2. Развитие внебольничной медико-психологической помощи. Для этого создаются медико-психологичес­кие кабинеты в поликлиниках общего профиля, психоневрологических и наркологических диспан­серах, консультативно-диагностические центры ме­дицинской психологии. Задачи их деятельности: выявление и психологическая коррекция психосо­матической и соматопсихической патологии, погра­ничных нервно-психических расстройств, других заболеваний и предболезненных состояний, требу­ющих медико-психологической помощи.

3. Создание службы медико-психологической реабилитации больных с соматической, неврологической и нервно-психической патологией. Медицинские пси­хологи в штате соматических, неврологических, психиатрических и наркологических больниц при­званы решать следующие задачи медико-психоло­гической реабилитации: нейропсихологическая и патопсихологическая диагностика пораженных пси­хических и мозговых функций, утраченных сторон личности и их восстановление, диагностика сохран­ных сторон личности с целью их активизации в про­цессе восстановительного лечения, диагностика и психокоррекция вторичных функциональных расстройств у соматических больных, участие в реше­нии задач трудовой экспертизы, проведение психо­терапевтической и психокоррекционной работы среди больных с психосоматической и соматопси­хической патологией.

4. Создание службы экстренной медико-психологичес­кой помощи. На базе центров экстренной медицин­ской помощи организуются бригады экстренной медико-психологической помощи, которые оказы­вают профессиональную медико-психологическую помощь людям, пострадавшим в природных и тех­нологических катастрофах, авариях на железнодо­рожном, авиационном, автомобильном и морском транспорте, в результате пожаров. Профессиональная психологическая помощь требуется также лицам, совершившим попытки самоубийства, потерпевшим от преступных посягательств, ставших жертвами социальных конфликтов. Задачи работы психологов: экспресс-диагностика реактивных состояний, пси-. • хогенных расстройств у пострадавших, выезд в мес­та природных, технологических катастроф и социальных конфликтов для проведения экстренных мероприятий по предотвращению паники. Важно своевременно выявить лиц, нуждающихся в неотлож­ной медико-психологической и психиатрической помощи; оказать психотерапевтическую и психофар­макологическую помощь пострадавшим; а также оказать медико-психологическую помощь спасатель­ным отрядам и лицам, занимающимся ликвидаци­ей последствий катастроф, стихийных бедствий и социальных конфликтов (Гулъдан, Назаренко, 1991).

литература

I. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. Брест, 1993.

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопси­хология: Руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.

3. Блейхер В.М., Боков С.Н. О психологическом образовании врачей // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 3. С. 173—175.

4. Бурлтук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психо­диагностике. СПб.: Питер Ком, 1999.

5. Гульдан В.В., Назаренко Ю.В. Психологическая служба в си­стеме здравоохранения: состояние и перспективы // Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 5—9.

6. Завьялов А.В., Плотников В.В. О путях вовлечения психоло­гии в практическую медицину // Психологический журнал. 1996. Т. 17, N° 4. С. 126-133.

7. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учеб. пособие для студ. ву­зов. М.: Издательский центр " Академия", 1999.

8. Кабанов М.М., ЛичкоАЕ., Смирнов В.М. Методы психологи­ческой диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983.

9. Кареасарский Б.Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982.

10. Кареасарский Б.Д. (общая редакция) Психотерапевтичес­кая энциклопедия. СПб.: Питер Ком, 1998.

11. Кречмер Э. Медицинская психология. СПб.: Союз, 1998. П.Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. М.,

1984.

13. Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. Л.: Медицина. Ленингр. отд., 1966.

14. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консульти­рование. М.: Смысл, 1998.

15. Рожнов В.Е. (ред.) Руководство по психотерапии. 2-е изд. М.: Медицина, 1979.

16. Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Пси­хологический журнал. 1994. Т. 15. № 6. С. 121—127.

17. Томэ X., Кэхем X. Современный психоанализ: В 2 т. Т. 1. Теория / Общ. ред. А.В. Казанской. М.: Издательская группа " Про­гресс" — " Литера", Издательство Агентства " Яхтсмен", 1996.

18. Щедрина Е.В. Состояние и перспективы развития психо­логической службы в системе здравоохранения // Вопросы пси­хологии. 1991. N° 2. С. 177-179.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.