Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рамках других наук






, Истоки научной психологии надо искать прежде всего • недрах философии. Древние философы выражали поня­тием " душа" причину жизни, дыхания, познания.

Научная психология в то время не была особой профес­сиональной деятельностью, не было и профессиональных Психологов. Научно-психологические знания накапливалась В философских, медицинских, юридических трудах, в ре­зультате работы философов, врачей, юристов.

Наиболее известен вклад в психологию древнегречес­ких философов. Они считали, что душа присутствует в при­роде везде, где есть движение и теплота.

Демокрит (460—370 до н.э.) думал, что душа — это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и подвижных. Все явления душев­ной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами.

глава 2. предыстория психологической профессии

Идея Сократа (470—399 до н.э.), одного из самых заме­чательных мыслителей Древней Греции, состояла в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ, и тем самым привести его от неопределенных представле­ний к логически ясному знанию обсуждаемых предметов. Рассматривался широкий круг " житейских понятий" о справедливости и несправедливости, добре и красоте, му­жестве и т.д. Девиз Сократа гласил: " Познай самого себя", что подразумевало анализ поступков, нравственных оце­нок и норм человеческого поведения в различных жиз­ненных ситуациях. Это вело к новому пониманию сущности души, к новому отношению человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.

Древнегреческий философ Платон (428—348 до н.э.) много внимания уделял изучению души. В своих трудах он дал классификацию душевных явлений. Он считал, что душа состоит из трех частей — вожделеющей, страстной и ра­зумной. Преобладание той или иной части души у челове­ка объясняло его индивидуальность. Процесс мышления Платон считал припоминанием того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. Исследуя познавательные процессы, Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении. Причем он был первым ученым, который стал говорить о памяти как о самостоя­тельном психическом процессе. Он открыл роль внутрен­ней речи и активность мышления в процессе познания.

Более сложное представление о душе было у древне­греческого философа-энциклопедиста Аристотеля (384— 322 до н.э.). Согласно его учению, мир состоит из множе­ства мельчайших неделимых частиц — атомов, обладаю­щих разной величиной и подвижностью. Наиболее мелкие и подвижные из них — это атомы души. Трактат Аристоте­ля " О душе" стал первым специальным психологическим сочинением, в котором было создано первое системати­зированное учение о психике. В течение многих веков оно оставалось главным руководством по психологии. Сам Ари­стотель по праву считается основателем психологии, как, впрочем, и целого ряда других наук. Душа, по мнению Аристотеля — это способ организации живого тела. Счита-

лось, что душа присуща всем живым организмам (в том числе растениям). Аристотель предложил научное объяс­нение пяти основным органам чувств: зрению, слуху, ося­занию, обонянию и вкусу, а также впервые дал систематическое описание душевных явлений.

В средние века душа представлялась божественной сущ­ностью человека и это налагало запрет на исследование ее научными методами. Церковь имела исключительное пра­во на познание души. Религиозная философия и теология как учение о Боге стали основными источниками знаний о душе. Это положение сохранялось до XVII века.

В эпоху Возрождения появился интерес к естествен­нонаучным исследованиям души. Наибольший вклад в развитие психологических знаний внесли Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк. Французский философ Рене Декарт (1596—1650) одним из первых попытался объяс­нить душевные явления органическими процессами, происходящими в мозге человека. Он ввел понятие реф-•Лекса как автоматического способа реагирования организ­ма на внешнее воздействие. С помощью этого понятия он объяснял поведение животных и человека. Однако он не Нашел естественнонаучного объяснения душевным явле­ниям. Декарт определил самонаблюдение (интроспекцию) как основной метод психологии. В дальнейшем, в XVIII и XIX веках внутренний мир человека изучался чаще всего именно интроспективным методом.

Голландский философ Бенедикт Спиноза (1632—1677) Писал, что душа тесно связана с телом и без него не суще­ствует. У Спинозы наука о душе стала не только описа­тельной, но и объяснительной системой знаний.

Английский философ Томас Гоббс (1588—1679) счи-Т11Л, что поведение и психика человека подчинены зако­нам механики, и объяснял различия в способностях людей естественнонаучным путем.

Другой английский философ Джон Локк (1632—1704) считается основоположником эмпирической (опытной) психологии. Он полагал, что главной задачей психологии должно быть не философствование о душе, а получение и инализ объективных научных фактов. Эмпирических знаний

ния, то есть знания, полученные в опыте, должны быть основой психологии.Английский ученый Дэвид Гартли (1705—1757), разви­вая идеи Дж. Локка, стал одним из основоположников ас­социативной психологии. Под ассоциацией понималась закономерная связь одних психических явлений с другими. Вся душевная жизнь, по мнению Д. Гартли, строится на основе ассоциирования (связывания) другу с другом трех типов элементов: ощущений, мыслей (идей) и чувств. Механизм ассоциации он превратил в универсальный принцип объяснения психической деятельности.

В XVIII веке ученые находят связь психических явлений с деятельностью мозга (до этого бытовали представления о том, что психика располагается в сердце, печени или других частях тела).

2.2. Психология становится






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.