Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Не состоявшаяся «императрица» княжна Тараканова






Наверное многие помнят, привлекающую внимание картину, на которой испуганная, молодая, красивая женщина в нарядном красном платье вот- вот погибнет от наводнения в тюремной камере Петропавловской крепости. Это картина К.Флавицкого “Княжна Тараканова” в Третьяковке. Но кто такая княжна Траканова и какое она имеет отношение к правящим императрицам 18 века? Имеет, поскольку была претенденткой на российский трон. Правда, траги-комедийной претенденткой. Вот как это было.

Обстоятельства и время начала ее жизни достоверно неведомы ни современникам, ни историкам. Она, известная в Европе авантюристка, себя называла по разному: дочь гетмана Разумовского, черкесская княжна, фрау Шолль, госпожа Франк, внучка Петра I и иранского шаха, Азовская принцесса, княжна Радзивилл, княжна Елизавета и т.д. А имя княжна Тараканова — это позднее выдуманное прозвище, созвучное фамилии родственников Разумовского Драгановых, живущих в Европе. История, рассказываемая ею – это мыльная опера, где есть все атрибуты этого жанра: несчастное детство без царственных родителей, отравление, ссылка, побег, неожиданный покровитель и богатство.

Она была хороша собой. Современники писали о ней: “Принцесса сия имела чудесный вид и тонкий стан, возвышенную грудь, на лице веснушки, а карие глаза ее немного косили…” Она блестяще владела французским и немецким, хуже итальянским и польским. “Эта экзотическая женщина стреляла из пистолетов как драгун, владела шпагой, как мушкетер, талантливо рисовала и чертила, разбиралась в архитектуре и драгоценных камнях, играла на лютне и арфе”. За поясом у нее постоянно была пара изящных пистолетов. Она пользовалась большим успехом, многих поклонников разорила.

Екатерина Вторая впервые услышала о ней в самый разгар пугачевского бунта — в конце 1773 года. Ей доложили, что в Европе появилась некая особа, желающая сесть на ее место. Называет себя дочерью Елизаветы и родной сестрой Емельяна Пугачева. Обман был шит белыми нитками. Имя “брата” она произносила как Эммануил Пукашофф, а своим (и Пугачева!) отцом называла гетмана Кирилла Разумовского, даже не потрудившись выяснить, что фаворитом ее “матушки” был старший брат гетмана — Алексей Разумовский.

Командующий русской эскадрой в Италии Алесей Орлов получил от Екатерины приказ доставить самозванку в Петербург. Он подыскал ловкого молодого красавца испанца Осипа Де Рибаса, который был еще не почтенным дюком, а молоденьким ловким лейтенантом. Де Рибас вручил нашей красавице дорогой подарок от имени “влюбленного” в нее адмирала Алексея Орлова.

Утром 22 февраля 1775 года адмирал пригласил “будущую императрицу” взглянуть на манёвры русского флота. “Княжна Тараканова” была на вершине счастья. Гремели громкие салюты, в воздухе носилось богатырское “Ура! ”, гостью приветствовали как царицу. Женщина не заметила, как ее поклонник неожиданно растворился среди свиты. Через несколько минут авантюристку арестовали.

Следствие, учинённое по распоряжению государыни, вскоре зашло в тупик. Екатерина понимала, что история с авантюристкой не стоит её сил и времени, но её раздражало упорство злоумышленницы. Она приказала отпустить женщину, если та откроет тайну своего происхождения. Однако наша героиня была столь напугана и растеряна, что так и не смогла понять, в чём её спасение. Была уже смертельно больна и умерла в одной из камер Петропавловской крепости от чахотки, так и не открыв свою тайну. По другой версии она приняла схиму и смиренно закончила свои дни в монастыре под именем Досифеи.

——————————-.

Теперь, когда сложилось некоторое представление о приходе к власти

и деятельности каждой из правящих императриц 18-го века, вернемся к вопросам, поставаленным в начале статьи. Итак, п очему именно 18-й век оказался “веком правящих императриц” и какие причины и обстоятельства наиболее влияли на то что происходило в России между царствованием ПетраIи ПавлаI?

Согласно “Уставу о престолонаследии” (1722г.), наследник престола назначался правящим императором, причем не предусматривалось какое-либо преимущественное право для мужчин. Значит, отныне женщины также обрели реальную возможность претендовать на престол. И «наши» императрицы, как следует из рассказанного о них, использовали все доступные средства борьбы.

Нередко несколько десятков или сотен столичных гвардейцев, возглавляемые их сторонниками или фаворитами, приводили к власти “своих” претенденток (или их младенцев), которые никакого отношенния к России ни по рождению, ни по гражданству не имели и заботиться о благе россиян не собирались. Причем, если в первых четырех дворцовых переворотах гвардейцы еще вроде бы устанавливали либо восстанавливали справедливость, вернув трон тому, кому, по их мнению, он должен был по правупринадлежать, то пятый переворот в 1762 г. не был прикрыт даже таким “фиговым листочком”. Это был уже чистой воды революционный произвол: “кого хотим, того и сажаем на трон”.

По всему поэтому представляется, что порочный закон о престолонаследиии, принятый Петром 1-м, и вмешательство гвардии — вот главные причины прихода века «правящих императриц» и серии дворцовых переворотов. Не будь их, вряд ли так легко взобрались бы на престол первые четыре мало пригодные для такой роли «императрицы».Правда, не взошла бы и 5-я– Великая... Порочный закон, принесший немало бед, заменили новым лишь в1797 г. после коронации Павла I. А 75 лет между двумя законами – ПетрI и Павла I (1722–1797) с тех пор называют «веком правящих императриц». И хоть сам Павел был вскоре убит, после него и до свержения монархии (1917г.) в России не было уже ни правящих императриц, ни дворцовых переворотов.

Кроме порочного закона Петра I и незаконной поддержки претенденток на престол гвардейцами, были в 18-м веке и другие причины доминирования женщин в «монаршей гонке». Во-первых, немало реальных конкурентов мужского пола были «выбиты из игры» заранее, т.к. в них, а не в слабом поле обычно созревала и виделась опасность для правящего монарха (нередко мнимая). Примеров – сколько угодно, в том числе погибший в отцовских застенках сын Петра I Алексей, который мог бы стать законным наследником престола вместо безграмотной Екатерины I. Во-вторых, лучшая половина рода человеческого так долго ждала этого своего шанса, что теперь бросила в бой весь свой потенциал, не растраченную энергию; в – третьих, как-то уж повелось на Руси больше сочувствовать слабому полу (например, Екатерине II, третируемой Петром III); в-четвертых, в 1762г. мог быть действительно «неурожай» юношей;

в-пятых, каждый мужчина может вспомнить что-нибудь интересное про женщин, или, на худой конец, сам придумат ь.и дополнить этот список.Что тоже неплохо.

Виктор Рыбальский (Нью Йорк, газета «Курьер», 11, 18, 25 марта 2011)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.