Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественные и революционные движения 60-80 гг. XIX в.






Дворяне призывали освободить крестьян с наделением землей за выкуп. За это же выступали либералы-западники и славянофилы (Кошелев, Самарин).

После отмены крепостного права начались волнения. Самое сильное в селе Бездна. Было жестокое подавление. И у интеллигенции отношение к отмене изменилось. Либералы также высказывали свое недовольство. В начале 1862 г. Тверское дворянское собрание потребовало созыва бессословного представительства. 13 мировых посредников были заключены в Петропавловскую крепость. Через несколько лет с этим же требованием выступило и московское. В 60-х гг. симпатия оказалась на стороне революционеров-демократов. В Петербурге начинается прокламационная компания. Была выпущена прокламация «Великорус» в 3-х номерах. Она обращалась к образованным классам. Там содержались требования возвращения крестьянам отрезков, государство должно выплатить выкуп, освобождение Польши, введение конституции, провести реформу местного самоуправления. Авторство иногда предписывают Чернышевскому. Чернышевского арестовали и приговорили к каторге.

В середине 60-х гг. XIX в. среди студенчества возникает ряд кружков, пропагандировавших революционные идеи. Один из членов московского кружка Н.А. Ишутина – Д.В. Каракозов перешел от слов к делу, совершив в 1866 г. неудачное покушение на Александра II.

К этому времени складывается ведущее революционное течение – народничество. Основы идеологии народничества были изложены в работах А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского в середине века. К 70-м гг. народничество сложилось в цельное учение. Основные его положения заключались в следующем: отрицание господства капитализма в России (его развитие рассматривалось как регресс); признание самобытности России, в частности ее экономического строя; крестьянская община почиталась как ячейка будущего социалистического общества; проповедовался немедленный социалистический переворот с опорой на крестьянскую общину.

Главными духовными вождями народничества становятся М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Бакунин, выступал против всякой государственной власти, считая, что государство есть «исторически необходимое зло» и грядущая революция должна привести к уничтожению любых форм государственности. На месте государства должен возникнуть некий «великий спасительный принцип федерализма». Бакунин считал, что народу присущ инстинкт свободы; стоит пойти в народ, объединить его – и тогда произойдет «всенародный бунт», который сметет царский режим.

Совершенно иначе оценивал готовность народа к революции П.Л. Лавров. Он был убежден в необходимости просвещать народ, готовить его к революции. Следовательно, главная задача революционной интеллигенции заключалась в кропотливой подготовке народа к революции.

П.Н. Ткачев стал идеологом тактики заговора. По его мнению, достаточно небольшой группе революционеров захватить власть, чтобы провести необходимые социалистические преобразования. Как и Бакунин, Ткачев считал, что русский крестьянин является коммунистом по инстинкту, по своему образу жизни, следовательно, революционный переворот осуществить будет достаточно просто.

Весной 1874 г. члены различных революционных кружков, учащаяся молодежь левых убеждений двинулись «в народ». Какого-либо единого центра движения не было. Это был порыв, стремление молодежи под воздействием нелегальной литературы, пропагандистской деятельности революционных кружков поднять крестьян на революцию. Однако крестьянство в подавляющей массе не понимало, что именно пропагандировали народники, поэтому крестьяне иногда сами сдавали молодых людей в полицию. В связи с тем, что движение было совершенно не подготовлено, многих народников арестовали, и уже к осени «хождение в народ» завершилось полной неудачей.

Крупнейшей нелегальной организацией народников 70-х гг. XIX в. стала «Земля и воля», возникшая в 1876 г. из революционных кружков Санкт-Петербурга. Ее активными членами были А.Д. Михайлов. В.А. Осинский, Г.В. Плеханов, Н.А. Натансон. Первоначально организация уделяла основное внимание пропагандистской работе среди крестьян, так называемой оседлой пропаганде. Но крестьяне по-прежнему относились к народникам с недоверием. Постепенно основной деятельностью «Земли и воли» становится «дезорганизаторская работа» (террор) против властей. В январе 1878 г. В.И. Засулич, совершая акт мести, стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова (он приказал подвергнуть телесному наказанию политического заключенного). В августе того же года С.М. Кравчинский заколол кинжалом шефа жандармов Н.В. Мезенцева. В 1879 г. А.К. Соловьев неудачно стрелял в Александра II. Покушение Засулич и особенно оправдательный приговор, вынесенный ей судом присяжных, были поддержаны широким общественным мнением. В целом террористические акты не получали прямой поддержки и одобрения в значительной части общества, но и не вызывали резкого протеста и сочувствия к властям.

В «Земле и воле» одни члены стремились активизировать террористическую деятельность (А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов), другие (Г.В. Плеханов, М.Р. Попов) считали главным продолжение пропагандисткой работы. В организации назревал раскол. Летом 1879 г. в результате двух съездов (в Липецке и Санкт-Петербурге) не удалось достигнуть согласия, и «Земля и воля» раскололась на «Черный передел» и «Народную волю». Исполнительный комитет «Народной воли» вскоре сосредоточился на подготовке цареубийства. После ряда неудачных покушений на жизнь царя и взрыва в Зимнем дворце, народовольцы достигли своей цели. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен. Однако революционного подъема, как ожидали террористы, не произошло. К этому времени силы организации были подорваны, большинство ее активных участников арестованы. В 1884 г. «Народная воля» прекратила свое существование.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.