Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система и структура органов прокуратуры.

Центральным органом системы органов прокуратуры является Генеральная прокуратура Республики Беларусь.

На основе территориального принципа организованы:

- прокуратуры областей, г. Минска (второе – среднее звено системы органов прокуратуры);

- прокуратуры районов, городов, районов в городах (третье – базовое звено системы органов прокуратуры).

По принципу специализации учреждены Белорусская транспортная прокуратура, относящаяся к прокуратурам среднего звена и действующая на правах прокуратур областей и г. Минска.

Специализированные транспортные прокуратуры действуют на правах прокуратур базового звена. На территории РБ образовано 8 транспортных (Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская, Могилевская, Барановичская и Оршанская транспортные прокуратуры) прокуратур.

Также в систему органов прокуратуры могут входить и иные государственные органы, созданные Президентом РБ, например, ГУ «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РБ».

Генеральная прокуратура до 1 июня 2008г. называлась Республиканская прокуратура.

Структуру Генеральной прокуратуры образуют управления (Экспертно-правовое управление, Управление по надзору за законностью судебных постановлений по УД), отделы, как самостоятельные, так и в составе управлений (отдел организации работы с обращениями граждан, отдел информации и связей с общественностью).

1) контролирует работу органов прокуратуры, обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры по основным направлениям их деятельности;

2) анализирует практику прокурорского надзора и состояние законности в Республике Беларусь;

3) взаимодействует с другими государственными органами в обеспечении законности и правопорядка;

4) организует и проводит повышение квалификации прокурорских работников;

5) участвует в нормотворческой деятельности;

6) представляет органы прокуратуры в международных отношениях;

Генеральный прокурор назначается на должность Президентом с согласия Совета Республики. В своей деятельности он подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют заместителей. Структурными подразделениями среднего звена являются отделы. Также в структуру могут входить и иные подразделения, например, группы по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи, по надзору за законностью исполнения наказаний и др.

Прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют заместителей.

Территориальные прокуратуры базового звена являются основным и самым многочисленным звеном, они имеются в каждом районе на территории области, г. Минска, в городах, в том числе – областного подчинения.

Совещательными органами органов прокуратуры являются коллегии.

В Генеральной прокуратуре Республики Беларусь образуется коллегия в составе Генерального прокурора РБ (председатель), первого заместителя и заместителей Генерального прокурора и иных прокурорских работников.

В прокуратурах областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего соответствующую прокуратуру (председатель), его заместителей и иных прокурорских работников.

Генеральный прокурор РБ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор:

- за точным и единообразным исполнением законов органами государственного и хозяйственного управления и контроля, органами местного самоуправления, воинскими учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, должностными лицами и гражданами;

- за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;

- за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

В случаях, предусмотренных законом, прокуратура осуществляет расследование преступлений.

Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, поддерживают государственное обвинение.

 

 

Конституционный суд РБ

 

Конституционным Судом (КС) осуществляется контроль за конституционностью нормативных актов в РБ. В соответствии с Законом «О Конституционном Суде РБ» (1994г.) Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении.

Конституция РБ 1994г. и указанный Закон определили КС в качестве органа конституционного контроля, в тексте Конституции он был включен в раздел «Государственный контроль и надзор», а не в главу о судебной власти. Первоначально КС формировался Верховным Советом в количестве 11 судей из квалифицированных специалистов в области права. Инициаторами, имеющими право вносить, предложения в КС могли быть Президент, Председатель ВС, постоянные комиссии ВС, не менее 70 депутатов Верховного Совета, Верховный и Высший Хозяйственный суды и Генеральный прокурор.

В результате конституционной реформы 1996г. изменились статус, компетенция и порядок формирования КС. Он был исключен из системы органов контроля и надзора и вошел в систему судебной власти, что повысило статус КС. Принципиально изменился порядок формирования КС – вместо избрания судей Верховным Советом, КС стал формироваться из 12 судей на паритетной основе Президентом и Советом Республики Национального собрания РБ (6 судей назначаются Президентом, 6 судей избираются Советом Республики, а Председатель КС назначается Президентом с согласия Совета Республики). Были установлены и повышенные требования к занятию должности судьи КС, которыми могут быть высококвалифицированные специалисты в области права, имеющие, как правило, ученую степень. Срок полномочий судей остался прежним – 11 лет, однако, с 60 до 70 лет был увеличен возраст пребывания в должности судьи, что способствовало включению в состав КС наиболее опытных специалистов.

Досрочное прекращение полномочий судьи КС:

1) по его просьбе об отставке;

2) в связи с утратой судьей гражданства Республики Беларусь;

3) в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи КС;

4) в связи с продолжением судьей, несмотря на предупреждение со стороны КС, деятельности, не совместимой с должностью судьи;

5) в связи с совершением судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, либо совершением иных действий, дискредитирующих Конституционный Суд;

6) в связи с вступившим в отношении судьи в законную силу обвинительным приговором;

7) в связи с признанием судьи недееспособным, безвестно отсутствующим либо объявлением его умершим решением суда, вступившим в законную силу; признанием судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособностью судьи по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи; в случае смерти судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом.

Приостановление полномочий судьи КС:

1) дано согласие Президента РБ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности; 2) судья КС зарегистрирован в качестве кандидата в члены Совета Республики Национального собрания РБ, депутаты Палаты представителей, местных Советов депутатов.

Приостановление полномочий судьи КС осуществляется по решению Конституционного Суда.

Конституционный Суд дает заключения о соответствии законов, декретов и указов Президента, международных договорных обязательств РБ, постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, актов других государственных органов Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

Изменился состав инициаторов, имеющих право вносить предложения в КС. К ним относятся: Президент, палаты Парламента, Совет Министров, Верховный и Высший Хозяйственный суды. В отношении же обращений граждан, КС рассматривает решения Советов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан. В законодательстве РБ прямо не закреплен институт конституционной жалобы граждан, существующий в ряде других государств. Однако в ряде случаев КС рассматривает жалобы граждан на решения Советов и исполнительных комитетов, имеющих нормативный характер, и выносит по ним решения.

В настоящее время Конституционный Суд не наделен правом возбуждать дела по собственной инициативе, что способствует объективности при принятии Конституционным Судом заключений.

Конституционный Суд получил право выносить заключения по предложению Президента о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон.

Принцип законности означает, что КС, разрешая дела, руководствуется Конституцией, международно-правовыми актами, ратифицированными РБ, а также законами и другими нормативными актами.

Принцип независимости выражается в особом порядке назначения, избрания судей и их освобождения от должности, неприкосновенности судей, установленной процедуре рассмотрения дел и вопросов, относящихся к компетенции КС, тайне совещания судей в совещательной комнате, ответственности за неуважение к КС или вмешательстве в его деятельность, создании надлежащих организационно-технических условий для его работы, а также в материальном и социальном обеспечении судей. Воздействие на КС или на его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.

Принцип коллегиальности обусловлен только коллегиальным рассмотрением дел, относящихся к компетенции Конституционного Суда.

Принцип гласности означает, что дела разрешаются КС открыто, за исключением случаев, предусмотренных Законом о КС, однако, решение КС во всех случаях оглашается публично.

Принцип устного разбирательства дел заключается в том, что в ходе рассмотрения дел КС заслушивает стороны, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей, оглашает имеющиеся в деле документы.

К числу принципов работы КС относится также принцип равноправия и состязательности сторон.

Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом или Высшим Хозяйственным Судом вопрос о внесении ими предложения в КС о признании данного нормативного акта неконституционным. Верховный Суд или Высший Хозяйственный Суд обязаны в месячный срок внести в КС предложение о признании такого нормативного акта неконституционным. Другие государственные органы, общественные объединения, а также граждане выступают с соответствующей инициативой перед органами и лицами, обладающими правом на внесение предложений о проверке конституционности акта.

Конституционный Суд, проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам, декретам и указам Президента РБ: по содержанию норм, по форме нормативного акта, с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами, по порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие. При проверке акта КС имеет в виду как буквальный его смысл, так и смысл, придаваемый ему практикой применения.

При рассмотрении дел, связанных с проверкой конституционности нормативных правовых актов, важное значение имеет характер решений КС и их юридическая сила. Законы, декреты, указы, акты и постановления, признанные КС не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого КС. Это является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на таком акте или его отдельных положениях. Положения таких нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

Решения КС обязательны для исполнения на территории РБ всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Они должны быть рассмотрены органами и лицами, которым они адресованы, с обязательным направлением КС ответов в установленный им срок.

Когда КС устанавливает пробельность в законодательстве, противоречивость нормативных актов и другие недостатки правового регулирования КС вправе вносить Президенту, палатам Парламента, Совету Министров и другим государственным органам предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов.

Вопросы, входящие в компетенцию КС, рассматриваются им на заседаниях. На заседании может рассматриваться один или несколько вопросов. По каждому вопросу делается доклад, с которым выступает член КС. Заседание ведет Председатель КС, в его отсутствие или по его поручению – заместитель Председателя КС. Судья-докладчик не может быть председательствующим.

Участниками заседания КС являются стороны, представители сторон, свидетели, эксперты, специалисты, переводчики. В заседании КС могут участвовать Президент, Председатель Палаты представителей, Председатель Совета Республики, Премьер-министр, Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Хозяйственного Суда, Генеральный прокурор и Министр юстиции. Они вправе излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам. Итоговое решение принимается КС в закрытом совещании. Решения принимаются голосованием путем поименного опроса судей. Судьи не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании. Решение считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если при принятии заключения по делу голоса судей разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решения являются окончательными и обжалованию и опротестованию не подлежат.

 

 

Развитие права РБ. Кодификация законодательства.

 

В развитии права Беларуси 90-х гг. ХХ в. можно выделить следующие периоды:

Первый этап (начало – середина 90-х гг. ХХ в.) отмечен законодательным оформлением становления обновленной системы органов государственной власти. После провозглашения независимости на основе соответствующих нормативных актов в Беларуси начался процесс реформирования государственных органов. С началом распада СССР сложилась необходимость пересмотра общесоюзных нормативных правовых актов, которые расширяли свое действие и на БССР, и формирования собственной законодательной базы. Центром законотворчества в республике стали комиссии Верховного Совета БССР. С 1990г. по май 1992г. Верховный Совет принял 153 законодательных актов, в том числе акты конституционного законодательства: «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета БССР», «О государственном суверенитете БССР», «О народном голосовании (референдуме)», «Об основных принципах народовластия в БССР», постановление «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР». Тем самым в истории Беларуси начался новый этап развития белорусской государственности, на который оказали влияние не только изменения в экономике, политике, социальной сфере республики, но и общие тенденции развития стран СНГ и мирового сообщничества в целом.

Дальнейшее развитие права РБ происходило на основе изменений в конституционном законодательстве. В 1991г. были приняты такие важные законодательные акты, как Хозяйственный процессуальный кодекс, законы «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «Об инвестиционной деятельности в РБ», «Об иностранных инвестициях на территории РБ», «Об образовании», «О милиции».

В 1992г. принимаются законы «О приватизации жилищного фонда», «О пенсионном обеспечении», «О защите», «О государственной границе», «Об оперативно-розыскной деятельности».

В 1993г. – «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в РБ», «О прокуратуре», «О здравоохранении», «О внутренних армиях МВД», «О защите прав потребителей», «О гарнизоне», Таможенный кодекс Республики Беларусь.

В 1994г. принимаются законы «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «Об аудиторской деятельности», «О государственной налоговой инспекции», «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь» и др.

Таким образом, на первом этапе развития законодательства Республики Беларусь после провозглашения ее независимости проявилась основная тенденция активного обновления законодательства с целью его демократизации и приспособления к новым условиям социально-экономической и политической жизни государства. Одновременно наметилась тенденция приведения национального права в соответствие с нормами международного права.

Конституция РБ 1994г. заложила правовой фундамент для дальнейшего построения независимого государства. В новую Конституцию вошли положения Закона «О Президенте РБ», принятого 21 февраля 1994г. Верховным Советом республики. Конституция объявляла РБ унитарным демократическим социальным правовым государством. Впервые Конституция РБ 1994г. объявила на конституционном уровне права человека, свободы и гарантии их реализации высшей ценностью и целью общества и государства. На основании Конституции были разработаны и приняты многочисленные законы:

В 1995г. – «О печати и других средствах массовой информации», «О стандартизации», «Об информатизации», «Об авторском праве и смежных правах», «Об обращениях граждан».

В 1996г. — «О Верховном Совете», «О Вооруженных силах», «О выборах депутатов Верховного Совета», «Об ученой деятельности». Были внесены изменения и дополнения в законы «О судоустройстве и статусе судей», «О печати и других средствах массовой информации», в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, а тоже в Кодекс об административных правонарушениях, в законы «О налоге на недвижимость», «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет», «О прокуратуре» и т. д.

В июне 1996г. был принят Закон «О признании утратившими силу законодательных актов РБ по вопросам государственной символики». На референдуме 1995г. по вопросу о национальной символике большинство населения высказалось за новые, предложенные Президентом, варианты герба и флага. Также на референдуме было принято решение о придании русскому языку наряду с белорусским статуса государственного.

Следующий этап развития законодательства Беларуси был связан с референдумом 1996г., принявшим Конституцию РБ с изменениями и дополнениями 1996г, которая и сейчас является действующим Основным Законом. В ней был закреплен принцип верховенства права, что обеспечивает более полную реализацию концепции разделения властей и большую свободу судебных органов при осуществлении правосудия. Наиболее существенные изменения произошли в разделе, посвященном организации и деятельности высших органов государства — Президента, Парламента, правительства и судов. Были перераспределены и уточнены полномочия между этими органами. Конституция явилась основой для дальнейшего развития законодательства РБ.

17 октября 2004г. прошел республиканский референдум, на котором народ Беларуси разрешил первому Президенту РБ участвовать в качества кандидата в Президенты в будущих выборах, в связи с чем были внесены изменения в ст. 81 Конституции.

Второй этап развития права РБ (конец 90-х гг. ХХ в. – начало ХХI в.) отличался внесением значительных изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты и активной кодификационной работой. В 1997г. были внесены изменения и дополнения в законы: «О Конституционном Суде РБ», «О государственной статистике», «О рекламе», «О покровительстве атмосферного воздуха», «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией», «Об органах государственной безопасности РБ» и др.

В 1998г. были приняты многочисленные законы и кодексы: Таможенный кодекс, Водный кодекс, Гражданский и Хозяйственно-процессуальный кодексы РБ, законы «О радиационной безопасности населения», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об объектах, которые находятся только в собственности государства», «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РБ», «О Национальной Академии Наук Беларуси», «О внешней трудовой миграции», «О свободных экономических зонах», «Об энергосбережении», «О Совете Министров РБ и подчиненных ему государственных органах», «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания РБ» и пр.

В 1999г. были приняты кодексы «О земле», «О браке и семьи», Воздушный, Гражданско-процессуальный, Жилищный, Трудовой, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.

В 2000г. – Уголовно-исполнительный, Избирательный, Банковский кодексы.

Во второй половине 90-х гг. ХХ в. значительную роль в регламентации разнообразных вопросов государственной жизни в Республике Беларусь стали играть декреты и указы Президента РБ.

РБ при совершенствовании собственного законодательства учитывает опыт бывших советских республик, соседних государств, накопленный мировой опыт и нормы международного права. После провозглашения независимости государства Парламентом РБ было ратифицировано значительное количество международно-правовых документов.

В развитии права Республики Беларусь в конце XX в. можно выделить несколько тенденций:

- обновление предыдущего законодательства с целью повышения его эффективности и приспособления к новым социально-экономическим условиям на пути построения социального правового государства,

- принятие ряда новых законов с целью более успешного регулирования наиболее важных сфер жизнедеятельности государства и общества,

- активная кодификация законодательства Республики Беларусь. Было принято около двадцати новых кодексов по наиболее важным отраслям права – гражданскому, гражданско-процессуальному, хозяйственно-процессуальному, семейному, трудовому, жилищному, уголовному, уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному, административному и др.

На современном этапе в целях дальнейшего совершенствования системы законодательства актуальным является вопрос о систематизации обновленного законодательства путем создания Свода законов Республики Беларусь.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Днепропетровск — век XX | Темы семинарских занятий




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.