Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Днепропетровск — век XX ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Герб Днепропетровска в советский период В начале XX века город продолжал бурно расти, развивалась промышленность, торговля, росло население — с 121 тыс.жителей в 1897 г. до 252, 5 в 1910 г. В событиях 1905 г. екатеринославский пролетариат принимал самое активное участие. Здесь начинали свою революционную леятельность И. В. Бабушкин, Г. И. Петровский и др. В октябре 1918 г. при гетьмане Скоропадском был открыт университет, действующий и поныне. В ходе гражданской войны город неоднократно переходил из рук в руки (деникинцы, Нестор Махно) В 1918—1919 годах город предлагалось называть Сичеславом. В 1926 переименован в Днепропетровск — за счёт расположения на реке Днепр (укр. название Дніпро) и в честь одного из деятелей коммунистического движения Григория Петровского (прижизненно). 25 августа 1941 г. город был оккупирован германскими войсками и позже попал в состав рейхскомиссариата Украина. Освобожден 25 октября 1943 г. войсками 3 Украинского Фронта в ходе Днепропетровской операции. После войны город был восстановлен и снова стал одним из важнейших промышленных и научных центров СССР. Уже в 1945 г. практически все эвакуированные на Восток заводы возобновили выпуск продукции. Кроме расширения и модернизации дореволюционных и довоенных предприятий здесь появились такие объекты, как Южный машиностроительный завод (строился с 1944 г.), Днепровский машиностроительный завод, радиозавод (с 1945 г.), Приднепровская ТЭС (1952 г.), завод тяжелых прессов (1953 − 1955), шинный завод (1956—1961 гг. — Всесоюзная ударная комсомольская стройка); трикотажная фабрика «Днепрянка», (1969 г.), завод «Полимермаш». С 1955 г., после восстановления и застройки монументальными зданиями центра города (1948—1957) активно начали застраиваться свободные земли в южных районах Днепропетровска: пр. Кирова (верх), ул. Днепропетровская (ныне — Героев Сталинграда) — 12-й квартал, пр. Гагарина (верх), а также Новомосковское шоссе и ул. Косиора (ныне пр.им. Газеты Правда) — т. н. «хрущевская» застройка. По правому берегу Днепра была построена самая длинная в Европе набережная. В 1966 г. был сдан автомобильный Мост № 2 — самый длинный мост через Днепр («Новый мост»). В конце 1960-х — 1970-х в основном были построены новые жилые массивы 9-12-этажной застройки: Красный Камень, Парус, Коммунар, Тополь, Победа (1971—1983 гг.), Сокол, Западный, Северный, Левобережный, Клочко, Солнечный, Юбилейный, район улиц Калиновой, Строителей, Гладкова. В конце 1970-х − 1980-х строились массивы Левобережный-3, Фрунзенский, район Подстанции, начал застраиваться 16-тиэтажными домами верх ул. Рабочей. В это же время в Днепропетровске появился ряд зданий оригинальной архитектуры общественного назначения: · Театр оперы и балета (1974) · Диорама «Битва за Днепр»(1975) · Летний кинолекторий в парке им. Шевченко (1977) · новые корпуса Зенитно-ракетного военного училища (1978) · новая гостиница в аэропорту (1979) · новый цирк (1980) · Дом архитектора (1980) · Дом политпросвещения (1982) · новая поликлиника УВД (1982) · новое здание Горисполкома (1983) · Железнодорожный почтамт (1983) · реконструированы исторический музей (1977), Украинский драмтеатр им. Т.г. Шевченко (1979), кинотеатр «Родина». Указом Президиума ВС СССР от 20 мая 1976 г. Днепропетровск награждён орденом Ленина. В 1977 году для увеличения численности города Днепропетровска (для начала строительства метро требовалось не менее 1 млн.населения) в состав областного центра были включены пос. Игрень, г. Приднепровск, с. Чапли и др. До 1987 года — закрытый для иностранцев город, из-за размещения в нём ракетного производства. К концу 1980-х годов в связи с кризисными явлениями в экономике развитие города постепенно остановилось, продолжалась лишь достройка жилмассивов Тополь-1, Левобережный-3, верха ул. Рабочей. Однако в середине 1990-х сданы в эксплуатацию новый автовокзал и 1-я очередь метро (6 станций, 7, 9 км), новый хирургический корпус областной больницы им. Мечникова, проведена реконструкция центрального рынка «Озерка». За послевоенный период население города более чем удвоилось: с 662 тыс.человек в 1959 г. до 1 млн 203 тыс.человек в 1991 году. После этого население города неуклонно сокращается: как по естественным причинам (сократившаяся рождаемость и возросшая смертность), так и вследствие переселения граждан в страны ближнего (в основном в Россию) и дальнего (Израиль, Германия, США) зарубежья. Значительное количество днепропетровцев находится на заработках в Москве, Тюмени, Италии, Греции, Испании.
|