Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как правильно выдвинуть гипотезу исследования






ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Отличия научного исследования и житейского познания психических явлений.

2. Специфика психологических исследований, их отличие от научно-исследовательских разработок, проводимых в других науках.

3. Общая характеристика знаний и умений, необходимых психологу для организации и проведения современного научного исследования.

4. Общая характеристика видов научных исследований в психологии.

5. Требования к подготовке и проведению теоретических исследований.

6. Особенности организации и проведения опытных (эмпирических) исследований.

7. Требования к подготовке и проведению экспериментальных исследований.

8. Особенности определения темы научного исследования.

9. Определение проблемы научного исследования. Требования к формулированию и уточнению проблемы исследования.

10. Определение понятия «научная гипотеза». Требования к разработке и формулированию гипотезы научного исследования.

11. Содержание и основные этапы научного исследования.

12. Особенности составления плана и программы научного исследования.

13. Требования к контролю проведения научного исследования на разных его этапах.

14. Подведение итогов научного исследования. Способы представления результатов научного исследования.

15. Содержание и процедура анализа результатов научного исследования.

16. Особенности количественного анализа полученных результатов.

17. Проблема качественного анализа полученных результатов.

18. Требования к оформлению (публикации) результатов научного исследования.

19. Типичные ошибки при проведении теоретического и эмпирического исследования и способы их устранения.

20. Профилактические меры по устранению возможных ошибок в научных теоретических и эмпирических исследованиях.


ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Как правильно выдвинуть гипотезу исследования

Приёмы построения гипотез различаются по:

1. форме («если…, то…», «если…, то…, так как...»);

2. уровню (эмпирическое и теоретическое исследования);

3. характеру (модификационная, революционизирующая);

4. механизму формирования (простые: индуктивные или дедуктивные; комплексные: индуктивно-дедуктивные);

5. логической структуре (линейная (1 предположение) и разветвлённая (возможные следствия));

6. функциональному назначению (объяснительная, предсказательная, смешанная).


Форма гипотезы заключается в применении при формулировании и написании текста гипотезы своеобразной формулы: " если..., то..., так как...". При этом, выражение " так как", направленное на раскрытие сущности явления, построения причинно — следственных связей, применяется, как правило, для гипотез, соответствующих теоретическому уровню исследования.

Уровень гипотезы заключается в ее соответствии уровню проводимого исследования: эмпирического или теоретического.

Поскольку эмпирическое исследование основывается на результатах опыта, то и гипотеза формулируется о предположении изменения (либо не изменения) конкретного явления или факта, т.е. эмпирическое исследование и его гипотеза выступают в функции установления новых фактов для последующего развития теории.

Для теоретического уровня исследований гипотеза формулируется с

целью проверки теоретического знания, например, следствия из теории. Специфика гипотезы данного уровня заключается в том, что она является, как и теоретическое исследование, обобщающей и применимой для целой группы изучаемых объектов или явлений, направленной на раскрытие их сущности, установлением причин взаимосвязей между параметрами, подлежащими экспериментальному исследованию.

По своему функциональному предназначению гипотезы могут делиться на виды.

Виды гипотезы Функциональная нагрузка
объяснительные гипотезы для объяснения фактов или явлений
предсказательные гипотезы для предсказания законов, закономерностей, свойств и особенностей объектов и явлений
объяснительно-предсказательные сочетают в себе оба предназначения

 

По содержанию гипотезы делятся на:

· гипотезы информационного характера

· гипотезы инструментального характера.

Гипотезы информационного характера формулируются обычно на начальном этапе исследования (либо характерны для начинающих исследователей) и несут в себе зависимость от одной переменной. Другими словами, экспериментатор, начинающий исследование, строит предположение о том, как и каким образом можно достичь поставленной цели исследования. (Если сделать так..., то получится эффект...)

Переходя к формулировке многофакторного содержания гипотезы, исследователь переводит ее содержание в инструментальный характер, который уже предполагает построение системы мер, управляющих воздействий, обеспечивающих достижение цели исследования.
По механизму формирования гипотезы можно разделить на простые (индуктивные и дедуктивные) и комплексные (индуктивно-дедуктивные).

Механизм построения гипотезы
Простая гипотеза Основа построения Результат Логическая цепочка
Индуктивная Наблюдение факта или явления Предсказание обобщения От частного к общему
Дедуктивная Анализ теоретического материала Предсказание возможностей (следствий) из общей закономерности От общего к частному

 

Механизм построения индуктивной гипотезы заключается в построении на основе наблюдаемого опыта или данных фактов предсказательного обобщающего заключения, относящегося к группе явлений, подобных изучаемому. Ход мыслей

экспериментатора — от частного к общему включает принятые исследователем допущения, разработанные на их основе предположения, индуцированную из них гипотезу.

Дедуктивная гипотеза строится из общего теоретического положения путем разработки ряда предположений, вытекающих из него. Из выдвинутых предположений дедуцируются выводы—допущения. Ход мыслей экспериментатора — от абстрактного (общего) к конкретному.

Индуктивно—дедуктивная гипотеза включает в себя элементы двух предыдущих типов гипотез, содержит последовательность процедур синтеза теоретических фрагментов — допущений в новое теоретическое знание, на основе анализа которого дедуцируется предсказание неизвестных ранее сторон и свойств изучаемого объекта.

По своему характеру гипотеза может быть революционизирующей (выдвижение принципиально нового положения) или модификацией известных законов, исходя из предположения о том, что некоторые законы существуют в областях, где действие их еще не выявлено.

По логической структуре гипотезы могут носить линейный характер, когда выдвигается и проверяется одно предположение, или разветвленный, когда необходима проверка нескольких предположений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.