Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории внимания






 

Основные представители Краткое описание теории Пример
     

4. Определите авторство:

1) Будучи подвержено колебаниям и влиянию случайностей, произвольное внимание опирается исключительно на внимание непроизвольное. … В обеих своих формах внимание не представляет собой «чисто духовного акта», совершающегося таинственным и неуловимым образом. Механизм его неизбежно должен быть признан двигательным, т. е. действующим на мускулы и посредством мускулов же, главным образом в форме известной задержки… Внимание ни в чем не похоже на чисто духовную деятельность, что оно связано с вполне определенными физическими условиями и, действуя только через них, от них же и зависит. (Автор: __________________________)

2) Внимание следует рассматривать, как отдельную форму психической деятельности… Внимание представляет собой не что иное, как контроль, доведенный до уровня идеального, сокращенного и автоматизированного действия. (Автор: ___________)

Основная литература:

1. Психология внимания / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова — 2-е издание, перераб. и допол. — М.: АСТ, 2008.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учебник / С. Л. Рубинштейн.— СПб.: Питер, 2009.

3. Тихомиров О.К. Лекции по психологии. – М.: «Юрайт», 2008.

Дополнительная литература:

1.Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах, т.2. М., 1983.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006.

4. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2010. С. 333-353.

 

Тема: Память и ее закономерности

Вопросы для обсуждения:

1. Определение и общая характеристика памяти человека. Виды и функции памяти.

2. Формирование и развитие памяти.

3. Пути, приемы и способы улучшения памяти человека.

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Заполните таблицу «Теории памяти».

Таблица

Теории памяти

Название теории Краткое описание Основные представители
     

2. Записать в терминологический словарь следующие понятия: амнезия, воспроизведение, генетическая память, забывание, запоминание, мнемоника, оперативная память, память, реминисценция, сохранение, узнавание, эпизодическая память.

3. Заполните таблицу «Память».

Таблица

Память

Определение памяти Виды памяти Физиологические основы памяти Характеристики памяти
это запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Кратковременная    
это память в интересах длительного сохранения информации, которая часто запоминается после многократного повторения. Долговременная    
это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи Оперативная    
это одна из важнейших характеристик памяти, свидетельствующая о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию Готовность    

4. Приведите в соответствие столбцы, соединив линией автора с его открытием:

П.П. Блонский Характер непроизвольного запоминания связан со структурой деятельности субъекта
Б.В. Зейгарник Классификация памяти по характеру психической активности
А.А. Смирнов   Понятие реминисценции
Г. Эббингауз   Запоминание происходит «группами или рядами»
И.М. Сеченов   «Эффект незавершенного действия»
В. Урбанчич   «Закон забывания»

Основная литература:

1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.

2. Галяутдинова С.И., Емалетдинов Б.М. Психология: Учебное пособие. Ч.2. /С.И. Галяутдинова, Б.М. Емалетдинов. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014.

3.Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гипенрейтер. – М.: «Астрель», 2008.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учебник / С. Л. Рубинштейн.— СПб.: Питер, 2009.

5. Тихомиров О.К. Лекции по психологии. – М.: «Юрайт», 2008.

Дополнительная литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т., т. 2., М., 1983.

 

Тема: Мышление

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о мышлении: виды, операции, формы, механизмы.

2. Отличие мышления от восприятия и других психических процессов.

3. Понятие об интеллекте и уровне его развития. Модели интеллекта (Спирмена, Торренса, Дж. Гилфорда). Проблема генотипической и средовой обусловленности уровня интеллектуального развития человека.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Прочитать и законспектировать:

- Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей //Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. С. 331-340.

- Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1999. Глава 4. «Генетические корни мышления и речи».

 

2. Верно или нет:

а) Согласно Л.С. Выготскому, соотношение мышления и речи может быть описано с помощью постоянной величины.

б) Корни человеческого интеллекта заложены в животном мире.

в) Ребенок раньше овладевает внутренней структурой слова, чем внешней.

г) Все речевые проявления суть проявления мышления.

3. Заполнить таблицу «Виды мышления».

Таблица






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.