Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура речи лектора




 

Пример Шрилы Прабхупады: его лекции без слов-паразитов, без сквернословия (без вульгарной, бранной лексики), без негативных эмоций; нужно стараться избегать резких слов (не использовать их без крайней необходимости), говорить достаточно (но не слишком) громко и членораздельно, без излишней спешки. То есть, речь лектора не должна быть в гунах страсти и невежества.

 

Если лекция проводится не в отдельном зале для лекций, а в алтарной комнате и при этом открыт алтарь Божеств, следует помнить об оскорблениях, которые нужно избегать:

 

«11. Нельзя лгать перед Божествами. 12. Нельзя перед Божествами громко обращаться к кому-то другому. 13. Перед Божествами нельзя вести пустые разговоры. 14. Перед Божествами нельзя плакать. 15. Нельзя перед Божествами ни с кем спорить. 16. Перед Божествами нельзя никого отчитывать. 17. Нельзя перед Божествами выказывать кому-либо свое расположение. 18. Перед Божествами нельзя произносить грубые слова. <...> 20. Нельзя никого хулить перед Божествами. 21. Перед Божествами нельзя оказывать почести кому-то другому. 22. Перед Божествами нельзя сквернословить. <...> нельзя проявлять гнев перед Божествами».

«Шримад-Бхагаватам» 7.5.23-24, фрагмент комментария Шрилы Прабхупады

 

Без необходимости не следует говорить горькую правду и излишне рекламировать проблемы, негативные аспекты истории ИСККОН

 

Сострадательному Махатме Видуре всегда было тяжело видеть горе Пандавов. Он не сообщил им эту невыносимо горькую новость, ибо несчастья приходят сами.

 

КОММЕНТАРИЙ: Согласно «Нити-шастре» (своду гражданских законов), не следует говорить горькую правду с целью причинить страдания другим. По законам природы, горе само приходит к нам, так что не стоит способствовать этому, разнося дурные вести. Видура был сострадательным человеком, особенно по отношению к своим любимым Пандавам, поэтому для него было почти невозможно сообщить им такую горькую новость, как известие о гибели династии Яду, и он намеренно умолчал об этом.

«Шримад-Бхагаватам» 1.13.13

 

«Это факт, что мы отличаемся от всех неавторитетных групп. Теперь нам следует представлять наше движение достойным образом, чтобы люди смогли понять это. Мы стараемся возвысить людей, подобных животным, до действительно человеческого статуса. Да, этот видеофильм следует изъять. Почему он был создан? Даже если в семье имеют место какие-то плохие отношения, это не следует выставлять напоказ».

Из письма Шрилы Прабхупады Рамешваре 29.10.1976

 

Однако при обсуждении шастр не следует уклоняться от неприятных тем, их нужно правдиво изложить, если это необходимо (полезно, будет способствовать духовному возвышению или защите от деградации), но при этом нужно сохранять уважительное отношение



 

«Я огорчен, что Вас привела в волнение статья, опубликованная в нашем журнале «Обратно к Богу». Она, конечно, очень неприятная, но те, кто печатает этот журнал, не знают, что — сатйам бруйат прийам бруйат — в этом материальном мире следует говорить только приятную правду. Неприятной правды надо тщательно избегать. Ваше беспокойство напоминает мне почти такой же случай, происшедший с Господом Шри Чайтаньей Махапрабху. Подобно тому, как Вас задела критика Шри Валлабхачарьи, Сам Шри Чайтанья Махапрабху был задет, когда Валлабхачарья критиковал Шридхару Свами. <...> Вопрос этот очень противоречив, однако он вовсе не основывается на слухах, как Вы написали, а документально подтвержден в Чайтанья-чаритамрите. Поскольку Вы написали очень дружелюбное письмо, я не хочу больше обсуждать эту тему. Если Вы любезно возьмете на себя небольшой труд прочитать эту главу, «Господь Чайтанья встречает Валлабху Бхатту», вся ситуация станет Вам ясна. На самом деле Валлабха Бхатта не должен был критиковать Шридхару Свами, поскольку даже в наше время Шридхара Свами является весьма уважаемым [ученым]. Даже такие авторитеты, как Шри Джива Госвами и Вишванатха Чакраварти Тхакур упоминают в своих комментариях свами-чаранат, то есть, «как мы узнали от лотоса стоп Шридхары Свами». Поэтому, когда Валлабха Бхатта начал критиковать Шридхару Свами, Чайтанья Махапрабху, в свою очередь, строго отчитал Валлабху Бхатту. Это факт, но это не означает, что Валлабха Бхатта и Чайтанья Махапрабху были врагами. Валлабха Бхатта чтил Чайтанью Махапрабху как старшего. Порой Шри Чайтанья Махапрабху бранил Валлабху Бхатту, а иногда благоволил к нему, поскольку таковы были их отношения. Шри Чайтанья Махапрабху никогда не отказывался от периодических приглашений Валлабхи Бхатты. Все станет ясно, как только вы любезно прочитаете со вниманием эту главу. Например, мы можем видеть, как в суде два юриста ожесточенно сражаются по какому-нибудь вопросу, но встретившись в библиотеке, беседуют и обнимаются, как друзья. Итак, помните, пожалуйста, что мы не питаем никаких злых чувств к Валлабхе Бхаттачарье. Мы очень уважаем его, поэтому нет никакого вреда в том, чтобы обсуждать такие факты в обществе преданных. Преданные всегда смиренно предлагают свое почтение каждому, но когда дело касается шастр, они отказываются от соблюдения обычного этикета — сатйам бруйят прийям бруйят. Они говорят только сатьям [правду], хотя она может оказаться вовсе не прийям [не приятной]. Надеюсь, Вы поймете всю ситуацию. Если же у Вас все еще остаются какие-то сомнения, я буду рад получить от Вас письмо и постараюсь удовлетворить Вас, насколько это в моих силах. Сейчас я нездоров, но надеюсь, Вас это письмо застанет в добром здравии».



Из письма Шрилы Прабхупады Госпоже Сумати Морарджи, 9 августа 1976

 

«Это хорошая мысль — сделать специальный выпуск, посвященный варнашрама-дхарме и движению Ганди. На самом деле Индия деградировала, она никуда не движется. Они утратили свою изначальную культуру и теперь занимаются попрошайничеством. На самом деле, пожертвовав своей изначальной культурой, они ничего не выиграли. Конечно, эта внешняя утрата изначальной культуры в настоящее время заметна только так называемым образованным людям, а они, как утверждается в Бхагавадгите, ведены в заблуждение: майайапахрта-джнана, их знание украдено.

 

Так что если вы пытаетесь критиковать, какой-то толк в этом будет, поскольку вы находитесь вне юрисдикции индийского правительства, однако будьте осторожны, чтобы никого не оскорбить. Но вы должны говорить верно. Я пошлю вам кое-какие материалы, из которых видно, какие негодяи и глупцы находятся на правительственной службе, они думают, что раз Кришна черный, значит, он низкого рода. Только посмотри, насколько они деградировали. Статья Джая-Говинды о Хришикеше очень мне понравилась. Если он будет посылать из Индии такие статьи, это будет очень вам полезно».

Из письма Шрилы Прабхупады Раяраме, 15 октября 1968

 

«В общем, я хочу, чтобы в «Обратно к Богу» была представлена лишь чистая линия сознания Кришны и критика чрезмерного материализма, подобная множеству статей, которые ты уже написал. Это очень хорошо».

Из письма Шрилы Прабхупады Раяраме, 15 февраля 1969

 

Однако нужно стараться избегать необязательной критики и стараться не создавать врагов (иначе потом придется тратить массу времени и сил на борьбу с ними). Позитивная проповедь наставлений Кришны должна преобладать над критикой, и позитивный прогресс – лучший способ действий и достижения победы над оппонентами.

 

«Действовать в верном направлении – значит распространять наставления Кришны, и поскольку Кришна совершенен, если будешь представлять это знание повсюду, оно автоматически опровергнет все существующие измышления и путаные идеи, переполняющие крохотные мозги так называемых ученых, философов или кого угодно».

Из письма Шрилы Прабхупады Карандхаре, 27.07.1973

 

Без нужды не надо наживать врагов, нужно ненавидеть не грешника, а грех. Следует опровергать неистинную философию, взгляды, не критиковать саму личность. Однако полностью избегать борьбу против идей, которые несут определенную угрозу или вред, не следует – в особенности если эта борьба уже ведется.

 

«В любой вере всегда найдется что покритиковать, и если мы отвлекаемся на такую деятельность, мы этим лишь создаем себе новых противников и попусту теряем время. Лучше продолжать развивать наше Движение сознания Кришны и использовать свою энергию, образование, научные знания и т.д. просто для того, чтобы убедить современное поколение, что каждый является слугой Бога. Это и будет успехом нашей миссии. На самом деле, сейчас неважно, быть христианином, евреем или мусульманином: большинство людей вообще не имеют представления о Боге и не интересуются Им. Они просто занимают определенное официальное положение, но на самом деле в глубине души они совершенно не представляют себе, кто такой Бог. И мы должны разбудить дремлющее [в каждом человеке] понимание сознания Бога: это основа Движения сознания Кришны.

 

Если христиане верят в Бога, пусть любят Его, а не материю, и пусть это будет видно. Если мы захотим покритиковать христианскую религию, мы сможем это сделать, и сможем доказать, что сейчас вряд ли можно встретить искреннего христианина. В Десяти заповедях Господь Иисус Христос говорит: «Не убий», — но убийство по-прежнему весьма распространено в среде христиан, как, впрочем, и в других религиозных группах. Его распространенность просто ужасает. Недавно глава христиан, Папа Римский, санкционировал убийство эмбриона, а именно, противозачаточные средства. Мы видим, как много христиан пренебрегают своей религией. Помимо убийства эмбрионов, есть еще скотобойни, и много чего еще. Не понимаю, как христианин может нарушать эту важнейшую заповедь Библии — «Не убий». Таким образом, если мы захотели бы покритиковать, мы бы смогли это сделать, но это лишь увеличило бы число наших врагов. Давайте лучше пробуждать спящие духовные чувства с помощью пения и танцев. Постарайся более серьезно понять эту философию и, по мере возможности, пиши статьи на эту тему, не пытаясь найти компромисс с другими религиозными учениями. Я еще напишу тебе, когда приеду на Гавайи».

Из письма Шрилы Прабхупады Джанардане, 2 марта 1969 г.

 

«Сим уведомляю, что получил твое письмо от 27 апреля 1972, а также твой буклет. Он очень хорош, и мне очень понравился, но в нем содержится прямая критика, а это то, чем мы заниматься не намерены. Эти люди не настолько важны, как наша организация, и мы не должны делать им рекламу своей критикой. Мы разберемся с этим позже, после внимательного прочтения».

Из письма Шрилы Прабхупады Патита-Уддхаране, 3 мая 1972 г.

 

«По поводу обзора книг Рамакришны: мне не очень-то нравится мысль делать рекламу человеку, который нам не по душе. Мы знаем, что эта организация — сплошной обман и надувательство, у них нет серьезной основы, почему мы должны делать им рекламу своей критикой? Они не очень популярны в Америке. Они работают в этой стране уже 75 или 80 лет, с 1893 года, но, думаю, наш ИСККОН известен в вашей стране больше, чем деятельность миссии Рамакришны. Если вы на самом деле выполните программу организации Движения сознания Кришны, то очень скоро мы поднимемся выше всякой бессмысленной деятельности, включая Миссию Рамакришны, Йогананда-ашрам и прочих обществ йоги. Мы должны просто развить группы санкиртаны и как следует их организовать. И наращивай продажу «Обратно к Богу».

Из письма Шрилы Прабхупады Брахмананде, 16 ноября 1968 г.

 

«По поводу проповеди Ачьютананды: что толку критиковать Саи Бабу и наживать себе врагов? Не делайте этого на публичных лекциях. На частных встречах — совсем другое дело».

Из письма Шрилы Прабхупады Махамсе Свами, 3 июня 1975 г.

 

«Мы не должны критиковать Миссию Рамакришны, называя их прямо. Так или иначе, они приобрели некоторую популярность, и если мы будем их критиковать, мы восстановим людей против себя. Тщательно избегай проповеди такого рода».

Из письма Шрилы Прабхупады Джаяпатаке Махарадже, 22 сентября 1976 г.

 

Не критиковать другие религии (особенно публично)

«Мы не должны критиковать другие религии. Различные религиозные системы находятся под влиянием разных гун материальной природы. Религии в гунах невежества и страсти не могут быть столь же совершенными, как религия в гуне благости. В «Бхагавад-гите» все явления материального мира классифицируются в соответствии с тем, под влиянием какой из трёх гун материальной природы они находятся, поэтому к религиозным системам приложима та же классификация. Когда люди находятся под преобладающим влиянием гун страсти и невежества, те же качества будут присущи и религии, которую они исповедуют. Вместо того, чтобы критиковать такие религиозные системы, преданный должен призывать их последователей строго следовать принципам своих религий, чтобы со временем они могли подняться на уровень религии в гуне благости. Критика таких религий приводит лишь к тому, что ум преданного возбуждается. Поэтому мы должны быть терпимыми и учиться подавлять возникающее в уме беспокойство».
«Шримад-Бхагаватам» 4.22.24, комментарий Шрилы Прабхупады

 

«Что касается твоих вопросов о христианстве, мы не очень стремимся спорить с ними, потому что в большинстве своем они сентименталисты и не имеют никакой философии, поэтому они становятся фанатиками и догматиками, а этот вид людей мы не можем изменить. Но если найдешь христианина, разумного для понимания философии, можешь привести ему такой аргумент: если Бог безграничен, как Он может быть ограничен тем, что имеет всего лишь одного сына? Сын является представителем отца, и в этом смысле он подобен отцу, но в то же время отличен от него. Христос говорит в этом смысле, что только через представителя Бога человек может прийти к Богу. Аналогичным образом, Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что необходимо предаться истинному духовному учителю, и затем Он говорит, что следует «предаться Мне». Так что нет разницы между преданием себя Богу и преданием себя представителю Бога, поэтому Христос говорит: просто предайтесь мне, сыну или представителю, или духовному учителю, и это равносильно подчинению моему отцу. Принять Господа или Его представителя своим спасителем означает совершать для Него любовное преданное служение, а Он в свою очередь дает полную защиту. Но глупые христиане считают Бога исполнителем своих указаний, полагая, что просто проведя некие религиозные церемонии, они получают право на все благословения для улучшения своей материальной жизни. Прежде всего, спасение Богом означает, что человек должен повиноваться указаниям Бога или Его законам, данным в заповедях. Но в Библии Бог говорит: «Не убий», – но где тот христианин, который не убивает животных и не ест их? Они изменили значение «не убий» на «не убивай только других людей». Поэтому если не встретишь действительно разумного христианина, бесполезно пытаться убедить их в этих вопросах. Просто показывай им примером, что мы черпаем огромное духовное блаженство в служении Кришне, продавай им литературу, давай им прасадам и приглашай в храм, и если они не смогут понять с точки зрения философии, по крайней мере, они оценят наши замечательную, воодушевляющую деятельность и то, что мы на практике доказываем, что являемся в высшей степени честными, моральными людьми и лучшими примерами просветленных душ для всестороннего возвышения всех граждан».

Из письма Шрилы Прабхупады Дашархе, 4 марта 1972 г.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал