Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древние народы на территории России

План

2.1. Исторические интерпретации темы.

2.2. Этническая и политическая панорама Восточно-Европейской равнины и Сибири в I тысячелетии до н.э. I тысячелетии н.э.

2.3. Великое переселение народов.

 

2.1. Исторические интерпретации темы. На территории нашей страны движение и контакты этносов начались задолго до российской государственности. Россия унаследовала многие тенденции, сложившиеся до неё в том числе и непрерывную динамику межэтнических связей. При изучении российской истории не следует обходить вниманием древние народы, населявшие когда-то Восточную Европу и Сибирь. В подавляющей части работ дооктябрьского история России рассматривалась исключительно как история русского народа. Такой подход был свойственен Н.Карамзину, С.Соловьеву, Н.Костомарову, В.Ключевскому и др.

Школа государственников упоминала другие народы, в основном, всвязи с российской внешней политикой, хотя ею признавался факт вливания в состав русского этноса некоторых финно-угорских племен. Лишь в конце 19 начале 20 веков стали появляться работы, рассматривающие историю России как историю многонационального государства. Часть этих работ была написана с рационалистических, еропоцентристских позиций. Публиковались и книги православных авторов. Один из них А.Нечволодов в своём объёмном издании " Сказания о земле Русской" трактовал нашу историю как историю народа, наделенного божественным призванием, видя её корни в далеких библейских временах и включая в неё всю докиевскую древность. При этом к предкам славян причислялись скифы, гунны и др. народы. В это же время увидели свет первые труды представители российской исторической мысли, получившей название евразийства.

К евразийскойшколе относились не только историки и работавшие на исторической тематикой публицисты Г.В.Вернадский, Н.С.Трубецкой, В.И.Ильин, Г.В.Флоровский, но и специалисты по географии, философии, востоковедению идругим отраслям знания. Отвергавшие рационализм западного типа евразийцы рассматривали Россию как целый историкогеографический континентс особой судьбой. Они считали, что российские истоки не только в Европе, но и в Азии, пристально изучали роль Востока в истории России.Евразийцы впервые обратили внимание на ВосточноЕвропейскую равнинукак на некий " котел" для этнических " переплавок", выдвинув тезис " Россия это соборность наций". Наследие евразийцев заметно отразилось в творчестве историка иэтнолога Л.Н.Гумилева, написавшего большое количество работ, посвященных истории древних народов. Особое внимание он уделял проблеме межэтнических контактов, в том числе и в российской истории, утверждая, чтороссияне это этнос, сложившийся из трех компонентов: славян, финноугор и татар.

Интересные взгляды, перекликавшиеся с теоретическими построениямиевразийцев, высказывал русский историк Н.И.Ульянов, работавший в5080х годах в США и Франции. Он считал, что " если существуют законыистории, то одни из них надо усматривать в географических очертанияхГосударства Российского" и отмечал факт образования российского жизненного пространства задолго до появления Руси: " Она велика от рождения, а не в силу завоевания. Создание империи рюриковичей, как оно изложено в летописи, похоже не на завоевание, а на государственный переворот. Князья покоряли не свободные народы, а перенимали власть над ними от прежних державцев. " Не дайте хазарам, дайте мне" говорил Олег. Самим народам, видимо было безразлично платить ли хазарско-мукагану или новгородскому конунгу".

Концепции евразийцев активно разрабатывались в 2030х годах в условиях эмиграции. В этот период в официальной советской науке монополией овладели сторонники формационно-классового подхода, жестоко критиковавшие евразийцев, называя их " националистами и православными мистиками". Критике подверглись также школы государственников и " федералистов" (В.Костомаров, М.Грушевский). Глава марксистской историографии М.Н.Покровский говорил, что " понятие национальности заслонило у них классовую борьбу". Историки марксисты в истории всех народов видели, прежде всего, " историю развития материальных производительных сил и соответствующих им, от воли людей не зависящих, производственных отношений". По их мнению, борьба классов, начиная с разложения родовой общины, определяла ход человеческой истории в том числе и развитие национальных процессов. Этнологию объявляли " продуктом реакционной буржуазной науки". Существенно, что при этом марксистская историческая школа в своих построениях последовательно проводила еврпопоцентризм иоднолинейную схему исторического процесса.

Отдавая " ритуальную" дань марксистской традиции, советские историки накапливали разнообразные методы и подходы к изучению и освещению истории древних народов. Начиная с 40х годов, развернулась продуктивная переработка немалого фактологического материала, активизировались археологи, этнографы, этнолингвисты, антропологи, специалисты по отечественным и зарубежным письменным источникам. Были сделаны крупныепрактические и методологические шаги для воссоздания этнической и политической картины в Восточной Европе в докиевский период. Особыйвклад в это внесли такие ученые как П.Н.Третьяков, Д.К.Зеленин, Ф.П.Филин, М.И.Артамонов, Б.А.Рыбаков, В.В.Мавродин, О.Н.Трубачев, С.А.Плетнева, В.В.Седов и некоторые другие. В настоящее время этнографические, археологические, теоретическиеизыскания продолжаются. Тематика, касающаяся древних народов на территории нашей страны, постоянно обогащается и расширяется.

 

2.2. Этническая и политическая панорама ВосточноЕвро пейской равнины и Сибири в первом тысячелетии до н.э. первом тысячелетии н.э. С глубокой древности юг Русской равнины был областью расселенияразличных народов. Первыми обитателями Северного Причерноморья, имякоторых сохранила письменная история, были киммерийцы, жившие здесь в87 вв. до н.э. и представлявшие собой сильный союз племен. Древнегреческий историк Геродот упоминал в своих сочинениях и другие племена, обитавшие в этом регионе. С 7 века Северное и Восточное Причерноморье привлекало выходцев изГреции, основавших там немало колоний: Ольвию, Херсонес (Корсунь врусской летописи, расположенную близ нынешнего Севастополя), Феодосию, Пантикапею, Финагорию, Танаис. Эти города были значительными торговымифакториями.

Торговля процветала на базе развития земледелия, ремесел, рыболовства. Политическим центром региона была Пантикапея, находившаяся на берегу Керченского пролива (греки называли его Боспором Киммерийским) и являвшаяся долгое время столицей Боспорского царства единственного в Северном Причерноморье крупного государства в то время. Отличительной чертой жизни в причерноморских городах был высокийуровень материальной и духовной культуры. Благодаря археологии до нынешнего времени дошли шедевры античных ремесел, скульптуры, мозаики, литературы. В истории среди многих народов особое место всегда отводилось скифам. В представлении русских историков и литераторов скифы оказывалисьто нашими предками, то их ожесточенными противниками.

Главные сведенияо скифах дают археология и книги Геродота. Образовавшись в Азии этотнарод к 8 веку до н.э. распространился до северных берегов Черного моря. Он представлял собой большое племенное объединение и занимал в 75вв. до н.э. среднее и южное Поднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань.Могущественная скифская держава сумела противостоять военнополитическим претензиям персов и македонян. У скифов было развитое хозяйство в виде земледелия, скотоводства иремесел. Они активно торговали с греческими колониями. Знаменитыескифские курганы донесли до нас свидетельства яркой и своеобразнойкультуры. Известный поэтический образ скифов как " азиатов с раскосыми и жадными очами", созданный А.Блоком, не соответствовал действительности: антропологические материалы доказывают, что никаких монголоидных черту скифов не было. Они являлись типичными европеоидами. По языку принадлежали к североиранской группе.

Из ныне существующих народов ближевсех к ним по языку находятся осетины потомки, сарматов, ближайшихродственников скифов. Сарматы и скифы оказались непримиримыми соперниками. Перейдя в южнорусские степи из Западной Азии во 2 веке до н. э., сарматы разбилискифов в истребительной войне и заняли земли Причерноморья и Прикаспия. В течении нескольких последующих столетий остатки скифов растворились среди новых пришельцев сарматов, аланов, готов. По версииакадемика Б. А.Рыбакова, часть скифов была ассимилирована славянами.Соприкосновение славянского языка с языком скифосарматских потомковобогатило русскую лексику. Одновременно с сарматами, но с другой стороны из Прибалтики, вюжнорусские степи пришло германское племя готов, вступив в соперничество с сарматами и аланами. Военно политический перевес готов проявился только через несколько веков. В 4 веке н.э. их вождь Германарихобразовал царство, раскинувшееся от Дуная до Кубани. Готской властиподчинилось разноплеменное население.

Государство готов просуществовало недолго, пав под ударами гуннов. Воинственные гунны, оттеснившие готов на запад, были выходцами измонгольских степей, откуда они откочевали через Забайкалье сначала взападную Сибирь, где вошли в военнодипломатический союз с вогулами(манси), а затем в Причерноморье. В византийских источниках гунныпредставлены " племенем, превосходящем всякую меру дикости, не знающимогня и хлебопашества". Мощный союз гуннских племен под главенством ихвождя Аттилы по второй половине 4 века ворвался в Европу, произведяопустошения среди встречных народов. Имя гуннов впоследствии долгосохранилось как синоним варварства, необузданной воинственности и жестокости. Провоевав в Европе около 80 лет, гуннский племенной союз распался. Одна часть племен, оставшись на Дунае и Причерноморье, постепенно была ассимилирована их соседями. Другая часть ушла обратно навосток, где также " потерялась" в круговороте этнических и политическихперемен. В середине 6 века на Алтае и в Монголии сложился обширный и влиятельный Тюркский каганат военным путем расширивший свою территорию доКитая, АмуДарьи и Нижнего Дона.

При распаде каганата образовалисьтюркские племенные союзы, некоторые из них аварский, хазарский ибулгарский создали развитую государственность. Авары в 6 веке повторили путь гуннов из Азии в Центральную Европу в район между Дунаем и Карпатами, где и было образовано аварское государство, просуществовавшее до начала 9 века. Движение авар через южнорусские степи сопровождалось ожесточенными столкновениями со славянами. Поработив часть славянских племен, авары (" обры" в славянском варианте) подвергали их жестокому угнетению, о чем с горечью рассказывается в " Повести временных лет". Воинственность авар толкала их на конфликты с Византией, с баварцами и франками. Принесшие массу беспокойства соседним народам и государствам, авары в 9 веке внезапно исчезли, поголовно вымерли от тяжелой эпидемии. Их гибель нашла на Руси отражение в поговорке: " Погибошааки обри".

Около 7 века в прикаспийской части Северного Кавказа и на НижнейВолге сложилось Хазарское государство. В течении двух веков власть хазар распространилась на Крым, Приазовье и Среднюю Волгу. Хазары считали себя прямыми наследниками Тюркского каганата, своего правителя называли каганом. В Хазарии было построено несколько крупных городов: Беленджер на реке Сулак, Семендер (возле современного Дербента), Итильна Волге (столица, население которой отличалось этнической пестротой идостигало 100 тыс. человек), Таматарха и Финагория на Тамани, Саркел идр.

Развитие городов отражало характер хазарской экономики, котораядержалась не столько на традиционном для тюрок скотоводстве, сколькона использовании географических выгод и контроле торговых путей с Востока и из Византии к славянам, балтам, финнам. Взимание больших таможеннотранзитных пошлин составляло важную статью доходов кагана. Значительные средства давало казне взимание дани с соседних народов: сославянских племен полян, северян, вятичей, радимичей, а также с жителей Боспора, северокавказских племен, буртасов, эрзи, черемисов, булгар и сувар. И кагану, и купеческой верхушке Хазарии крупные барыши приносилаработорговля, заставлявшая охотиться за " живым товаром".

Невольникамичасто становились славяне. Эти источники прибыли определяли паразитарный характер хазарской экономики. Тесно была связана с принципами экономики Хазарии ее внешняя политика. По этим принципам ущемлялись соседи хазар, что неизбежно вело кобострению отношений. Некоторое время Хазарский каганат владел политической гегемонией на Русской равнине. В вассальной зависимости от негонаходилась Волжская Булгария. До середины 10 века организовать результативный отпор хазарам не удавалось и Киевской державе. Орудиями хазарской политики были наемное войско и дипломатические интриги, направленные в числе прочего и сталкивание печенегов и византийцев сРусью. Напряженными были отношения Хазарии с Арабским халифатом, нанесшим ей ряд военных ударов.

Обострились споры и с Византией по поводу смежных районов в Крыму. Враждебные отношения с христианскими и мусульманскими соседями привели хазарское правительство в начале 9 века к серьезному политическому шагу официальному принятию иудаизма религии, в одинаковой мерехолодно воспринимаемой и в Византии и в Халифате. Каган Обадия, обращаясь в иудейство, надеялся на укрепление своих позиций за счет поддержки влиятельной иудейской торговоростовщической верхушки. Надежды кагана, однако, не оправдались. До принятия иудаизма в Хазарии наблюдалась религиозноэтническая пестрота, но и новая религия сее догматом избранности не могла объединить все народы, входившие всостав каганата. Иудаизм оторвал кагана и его итильское окружение отпровинциальной знати и еще дальше развел с народом. Против правительства образовалась своеобразная христианскомусульманская фронта.

Междоусобицы сильно ослабили государство, что усугубилось проникновениемв его пределы кочевых орд мадьяров и печенегов. Часть Хазарии отошла карабам. Началась война с заметно окрепшей Русью. В 965 году киевский князь Святослав нанес тщательно спланированныйт мощны удар по Хазарии, от которого она уже не смогла оправиться. В10 веке сын Святослава Владимир подавил остатки хазарской государственности. Распалась и этническая система Хазарии. Потомки тюркохазарсмешались с другими тюркскими народами, частично влились в составрусского этноса. Иудеохазары эмигрировали в Западную Европу, и частьюрассеялись по окраинам каганата. Их потомки в виде небольших этнических групп сохранились в Дагестане (горские евреи) и в Крыму (караимы). Булгарские племена по языку были родственны аварам и хазарам. Около7 века булгары разделились на четыре группы. Две из них кочевали вПриазовье и Северном Кавказе, приняв позже участие в этногенезе балкарцев и некоторых других народов. Третья группа отправилась на Балканы, где слились с дунайскими славянами, передав им свои этноним. Четвертая перекочевала в Среднее Поволжье, где подчинило ряд местных финноугорских племен. Здесь было создано государство Волжская Булгария.

У волжских булгар кроме скотоводства за счет заимствования навыкову соседей и перехода к оседлости развились пашенное земледелие и различные ремесла. Столица город Булгар являлась крупным торговымцентром, связанным с Русью, северными племенами, южными и восточнымикочевниками. Прочные связи у булгар установились со Средней Азией, которые укрепились после принятия ими ислама. Волжская Булгария была многонациональным государством.

Булгары ифинноугры чересполосно занимали одни и те же районы, частично ассимилируясь, причем взаимно. Современное чересполосное сосуществование марийцев, мордвы, чувашей, татар уходит корнями то далекое время. Численно булгары преобладали. Это государство шло в рост до тех пор, покав 13 веке не подверглось разгрому со стороны монголотатар. После этого название " булгары" в Поволжье стало постепенно исчезать в условияхассимиляторских процессов. Но не исчез народ, когдато носивший этоимя: потомками волжских булгар являются чуваши и казанские татары.Булгарский элемент заметен и в процессе формирования башкир, марийцев, удмуртов. В 9 веке в ДнепровоДонском междуречье появились печенеги, сразу жезаявив о себе как военнополитической силе. Они воевали с мадьярами, хазарами и Русью. Первое столкновение русских с печенегами было в 915году, после чего был заключен мир.

В 944 году князь Игорь привлек печенегов к совместному походу на Византию. Воевать с печенегами былотрудно: они были необычайно подвижны и практически неуловимы. Со своейстороны, печенеги легко поднимались в походы против любой страны, грабеж которой принес бы им выгоду. Чаще всего их использовали византийцы, хотя и им печенеги нередко досаждали. По некоторым данным, печенеги участвовали в походе Святослава в Хазарию. Но уже через три годапосле этого византийцам удалось стравить печенегов с русскими. Затяжной конфликт привел к окружению печенегами отряда Святослава на днепровских порогах в 971 году. Святослав был убит. После этого наступление печенегов на Русь усилилось, началась изнурительная борьба. Печенеги грабили Русь, вмешивались в княжеские междоусобицы. Это длилось до 1019 года, когда Ярослав Мудрый нанес имсерьезное поражение.

апор печенегов после этого ослабел. В 1036 годуЯрослав повторил успех у стен Киева, фактически уничтожив печенежскуюопасность. Вместе с тюрками и берендеями печенеги стали вассалами Руси. В середине 12 века эти три этноса объединились в союз, получившийв русской летописи имя Черных Клобуков. Монголотатарское нашествиепривело к полной потере их самостоятельного значения и поглощению другими народами. В 11 веке из степей Прииртышья и Восточного Казахстана через Поволжье к южной границе Руси подошли половцы (куманы), заняв берегаСреднего и Южного Донца, где имелись удобные пастбища для кочевогоскотоводства. Весь 11 век половцы осваивали степь, захватывая новыеземли и переходя с места на место, узнавая наиболее удобные стойбища, рыбные и охотничьи промыслы, водные и сухопутные пути торговых караванов, от которых получали немалые пошлины. Половцы сразу же вошли в соприкосновение со славянским миром. Своеназвание они получили от русских, которые называли их так за светлыеволосы и голубые глаза (от слова " полова" солома). Обычаи половцеввыглядели в глазах русичей весьма своеобразными. В пищу половцы употребляли " хомякм и сусолы" по выражению русского летописца, пораженного этим фактом. У половцев существовал выраженный культ рода. Умершим родичам на могилы они ставили стеллобразные каменные скульптуры.Постепенно половецкие мастера достигали необычного искусства, изготовляя известняковые и мраморные скульптуры, максимально приближенные коригиналу.

Десятки тысяч статуй стояли на курганах и майданах, на перекрестках дорог и берегах рек. Вплоть до 17 века они были необходимойчастью и украшением степного пейзажа (с тех пор многие скульптуры былиуничтожены, несколько тысяч попало в музеи). К середине 12 века ареал половецких кочевий простирался от Днепрадо Волги. Половцы представляли собой к тому времени военнополитическую силу, с которой считались и Русь и Византия. Русским приходилосьмного воевать с ними. В начале 12 века сокрушительное поражение им нанес Владимир Мономах. Разоренные половцы отступили за Волгу и Урал, часть их ушла в Закавказье, где поступила на военную службу к грузинскому царю Давиду Строителю, еще одна часть откочевала в Приднепровье.Два половецких хана Боняк и Тукорган объединили приднепровские орды, продолжая набеги на Русь, грабя их окраины. Эти ханы вошли в русский фольклор как заклятые враги, получив в сказаниях и былинах имена Боняки Шелудивого и Тугарина Змеевича.

усскополовецкие контакты были постоянными и разнообразными. Летопись пестрит описаниями взаимных набегов, битв, миров, совместных походов, брачных союзов. Половцы находились под сильным влиянием русской культуры, нередко носили и христианские имена. Со вступлением Руси в полосу раздробленности половцы активно вмешиваются в княжеские усобицы. Стремясь освободиться от назойливого внимания степняков новгородскосеверский князь Игорь Святославович герой " Слова о полку Игореве" в 1185 и 1191 годах организовал антиполовецкие походы, которые кончились крупной неудачей. Первыми в Европе, испытавшими силу удара монголотатар, были донские половцы, возглавляемые Юрием Кончаковичем. В битве на Калке в 1223году они потерпели разгромное поражение.

Не помогла и помощь русскихдружин. Несмотря на отчаянное сопротивление монголам, половцы былиразбиты и рассеяны. Уцелевшие роды ушли за Дунай под покровительство Венгерского королевства и в Египет для службы в мамлюкской гвардиисултана. Оставшиеся половцы были переселены завоевателями в Поволжье и включены в Золотую Орду, где смешивались с монголами и родственнымитюркскими племенами. Имя половцев исчезло, но их потомки живы в составе казахского, башкирского и других этносов. С первых лет истории восточные славяне жили на одних территориях сфинноугорскими и балтскими племенами. " Повесть временных лет" перечисляла народы, которые платили дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемись, мордва, пермь, печере, ямь, литва, зимигола, корсь, норома, либь. Никоновская летопись прибавляла к числу данников Руси мещеру.Все эти племена поддерживали активные хозяйственные связи со славянами, часто вступали в военнополитические союзы.

Шли процессы культурнобытового заимствования, заключались межплеменные браки. Некоторые финские (меря, мещера, мурома) и балтские (голядь) племена полностью растворились в славянском этническом массиве. Среди историков и этнографов признается роль финноугров в формировании как древнерусского этноса, так и великорусской народности. Ностепень их влияния на русский этногенез оценивалась поразному.М.Н.Покровский заявлял: " В жилах великороссов течет 80 % финской крови". Противоположной точки зрения придерживался Д.К.Зеленин, отрицавший ассимиляцию славянами финнов и считавший, что славяне только оттеснили финнов с ареала их обитания. Обе точки зрения являются крайними. Ближе к истине находились сторонники взвешенного подхода В.О.Ключевский, В.В.Мавродин и др. Взаимовлияние славян и угров отрицать невозможно. При этом славянский элемент доминировал. Ассимиляция шла мирно. Волны славян переселенцев перекатывались через финноугорские поселения, оставляя рядом сними славянские деревни, села, хутора. Смешанные браки сопровождалисьпереходом целых родов у мерян, мещеры, муромы на русский язык. Меряне в первом тысячелетии заселяли территорию на месте нынешнихМосквы, Ярославля, Костромы, Иванова, Владимира, Суздаля.

В этих краяхрусскомерянское двуязычие сохранилось коегде в глухих углах еще вначале 16 века. Ассимиляционные процессы были характерны как для мещеры и муромы, обитавших на Оке, так и для северных финноугров: веси, карелы, чуди, ижоры, а позднее для поволжских и зауральских: зырян(коми), пермяков, мордвы, удмуртов, марийцев, остяков (ханты) и вогулов (манси). Большинство финноугров крестились по православному обряду, брали русские имена и фамилии. В карельских рунах русские назывались братьями. Финноугры участвовали в русских военных походах в Византию, в Швецию, в битвах против тевтонских и ливонских рыцарей. Немало финнов находилось в ближайшем окружении киевского князя и местных князей. Финноугорское влияние отчетливо просматривается в российской географической топонимике (Москва, Ока, Сылва, Протва, Сосьва, Лозьва, Муром, Вестегонск и т.п.), в великорусском антропологическом типе, в говоре великороссов, в русской мифологии (водяные, лешие, русалки калька с финских представлений), в характере хозяйственных промыслов русских, их быту (парная баня, печикаменки и т.д.).

 

2.3. Великое переселение народов.

Этническая и политическая панорама Восточно-Европейской равнины и Сибири никогда не была статичной. Ей всегда была присуща динамика. В особенной степени она проявилась в начале первого тысячелетия нашей эры. Первые века новой эры стали временем массовых миграций в Евразии, получивших в историографической традиции название великого переселения народов. Ряд историков для обозначения этого явления пользуется понятием " этническая революция". Этот термин призван подчеркнуть масштаб миграционных процессов в первом тысячелетии и их роль в изменении этнической карты Европы и Азии. Перемены были колоссальные. С исторической арены было " сведено" немалое число " старых" прежде влиятельных этносов, были вызваны к жизни " молодые" народы, закладывавшие своими передвижениями основы этнической и политической географии Западной и Восточной Европы, значительной части Азии и Северной Африки. В ходе масштабных перемещений стирались и изменялись границы прежних племенных ареалов, шло резкое увеличение межплеменных контактов, смешивались разные этнические компоненты, что приводило к образованию новых народов.

История многих современных народов берет начало в этой эпохе. Миграция послужила фоном и главным условием начала этногенеза большинства европейских наций. Современные историки не слишком расходятся в определении составаучастников великого переселения народов (гуннские, германские, славянские, аланские и другие племена), в оценке роли их в этом процессе. А вот в 2030х годах задававший тон в советской историографии школе М.Г.Покровского было свойственно главную роль отводить германским племенам. Действительно, первая волна великого переселения была связана сгерманцами. Во втором третьем веках через Русскую равнину с севера на юг из районов Прибалтики и Дании в Крым, на Балканы и оттуда в Южную Азию двинулись германские племена готов. У готского историка Иордана есть упоминание о мордве, веси, мери, эстах и об онежской чуди, которые вошли в состав готского царства, созданного вождем готов Германарихом и простиравшегося на всю Русскую равнину. Под напором гуннов и славян готы были вытеснены из Причерноморья назапад, приведя в движение и другие германские племена граничившие с Римской империей. Германцы в 45 веках н. э. основали королевства в бывших римских провинциях: в Южной Галлии и Испании вестготы; наюгозападе Германии, в Эльзасе, большей части Швейцарии алеманны; наюгозападе Галлии бургунды; в Северной Галлии франки; в Италии остготы и лангобарды; на Британских островах англы, саксы, юты. Врезультате германского нашествия рухнула Западная римская империя, иустановились государства, на полторы тысячи лет вперед определившиеполитическую географию Западной Европы Франция, Италия, Испания, Великобритания, Германия. Путем смешения германцев с кельтами и романизированным населением сформировались современные европейские этносы французы, англичане, испанцы, итальянцы, голландцы и др. В советской исторической литературе 2030х годов великое переселение народов фактически приравнивалось к движению германских племен иничего не говорилось о роли славян, тюркских племен, арабов.

Это заведомо ограничивало вскрытие масштабов исторического действия и не давало ответа на вопрос о значении великого переселения народов для истории нашей страны. В дальнейшем эта тема была серьезно углублена советскими исследователями. Стало очевидным, что в начале первого тысячелетия н.э. размахславянской цивилизации был не менее значительным, чем у германскихплемен. Согласно теории А.А. Шахматова, Л.Н.Гумилева и др., первоначальный ареал обитания славян находился на довольно ограниченной территории в Южной Прибалтике, откуда и пошли первые импульсы славянскоймиграции в 12 вв. нашей эры. По мнению академика Б.А.Рыбакова, прародиной славян была область от Эльбы до Днепра. Интенсивное движение позволило славянским племенам за историческикороткие сроки заселить гигантские пространства от Вислы до ВерхнейВолги, от Балтики до Черного и Адриатического морей.

Причем, если многие кочевые и часть германских племен отрывались от своих тылов, чтовело к их гибели в военных столкновениях или быстрому растворению виных этнических массах, то славяне в отличие от них не оставлялиокончательно своих территорий, а только постоянно расширяли их. Славянская колонизация носила комбинированный характер: наряду с организованными военными походами шло мирное заселение новых территорий земледельческими общинами, ищущими новых пахотных земель. Великое переселение положило начало истории современных славянскихнародов, в том числе и русского. После начальных импульсов переселенияславянская единая общность разделилась на отдельные племена и народы.При этом единство славянской материальной и духовной культуры на основе традиций земледельческих общин и свойственных им ведических культовсохранялось еще довольно долго вплоть до христианизации славян, разделившей их по религиозному признаку.

Длительное время сохранялся и единый славянский язык, позволявший, несмотря на диалекты, примерно до14 века вполне свободно понимать друг друга поляку и болгарину, новгородцу и жителю Черногории. В " Повести временных лет" 12 века летописецоставил весьма показательное замечание: " Словенский язык и русский одно есть". Тем не менее, после расселения славян на новых местах их языки и культуры стали постепенно расходится. Причинами тому являлись огромнаятерритория расселения, естественно-географические барьеры между славянскими племенами, иноземные вторжения. Не последнюю роль сыграли и контакты с местными неславянскими племенами, влиявшими на язык и культуру славян. К примеру, на Балканах в состав славянских общин вливались фракийцы, частично греки, иллирийцы, пришедшие с Волги Булгары. Между Днепром и Ильменем славяне активно вступали в контакт с финноуграми, балтами, тюрками. Территория Восточной Европы стала плацдармом для перемещений нетолько готов, монголоязычных гуннов и славян.

В середине первого тысячелетия со стремлением к политической гегемонии в регионе выступилитюрксие племена авры, хазары, булгары. Их движение с востока на запад диктовалось логикой их кочевого хозяйства и межэтнических столкновений. Тюрки выделялись и в азиатских миграциях особенно при заселении Сибири: кыргызы, уйгуры и др. В результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами некоторых палеоазиатских и тунгусских племенстал формироваться якутский этнос. К последним миграционным волнам великого переселения ученые относят арабские завоевания, начавшиеся в 7 веке и охватившие Аравию, Западную и Среднюю Азию, Северную Африку. С эпохой великого переселениясовпало несколько этапов еврейской миграции с Ближнего Востока. Рассеивание евреев началось еще до новой эры с связи с вавилонскими6 македонскими, римскими завоеваниями. Походы арабов вызвали еще нескольковолн исхода евреев с их прародины. К концу 8 в. относятся первые экспедиции норманов как в Западную6 так и в Восточную Европу.

В конце 9века в южнорусские степи ворвались печенеги. В это же время далекий переход мадьяр с Южного Урала в Европу завершился заселением ими Панонии, где они ассимилировали местных славян. В трудах разных историков наблюдается несовпадение при определении хронологии великого переселения. Марксистская историография начало событий связывала с движением германцев и относила к 4 веку. Такой специалист по данной тематике, как Л.Н.Гумилев, первые толчки массовых миграций уверенно относил к 1 2 векам н.э. Налицо и расхождение в объяснении побудительных причин великого переселения народов. школа М.Н.Покровского главным двигателем племенных перемещений называла " потребность в больших пространствах земли, необходимом при тогдашнем примитивном ведении хозяйства". Кроме того выдвигались такие причины, как " разложение у варварских племен первобытнообщинного строя, формирование крупных племенных союзов, воглавляемых военной аристократией, стремившейся к обогащению и упрочению власти".

По логике христианских богословов в смене этнической картины в Европе после великого переселения с наглядностью проявилось Божье Провидение: " старые" народы сошли с исторической арены вместе с завершениемветхозаветных времен. Новая христианская эра стала временем торжестваевангелической проповеди и жизнеутверждения народов, обратившихся кхристианству. Эта позиция не лишена доли практического смысла. Христианская религия и деятельность церкви стали факторами определенной стабилизацииположения в Европе после мощной этнической и политической " перетряски". Наличие цельной мировоззренческой системы послужило формированиюзападноевропейского (западнохристианского) суперэтноса. В Восточной Европе сильнейшего динамического напора тогдашних процессов не выдержали гунны, авары, хазары, печенеги и другие, исчезнувс этнической карты. Славянству динамика его тогдашнего существованияне принесла катаклизмов благодаря действию такого относительно устойчивого фактора, как славянское этническое единство. Кроме того, проводником стабилизирующих тенденций в Восточной Европе была Византия, переживавшая культурный и военнополитический расцвет и являвшаяся ядром православной культуры. Византия втягивала в орбиту своего влияния несмотря на неизбежные трения южных и восточных славян, внося заряд своеобразия в их дальнейшую историю.

Этносы проходят фазы подъема активности, перегрева и медленного спада за 12001500 лет, после чего рассыпаются или сохраняются как реликт при отсутствии видимого саморазвития. Новые этносы очень часто сохраняют этнонимы, но это не влияет насмену их качественных характеристик, стереотипов поведения и исповедуемых ценностей. При таком подходе идея " отсталости" или " дикости" отдельных народов не применима. Сравнение этносов и цивилизаций корректно лишь с учетом их исторического возраста. Кроме того, нужно учитывать, что первоначальные импульсы этногенеза микро мутации в форме пассионарных толчков возникают в конкретных географических и социальных условиях, имея при этом и различную силу воздействия.

Особую роль играют этнические контакты, которые для народов проходят по-разному и приводят к разным результатам. В силу всего этого каждый этнос несет на себе печать самобытности и неповторимости. Однако довольно таки часто эти соображения сбрасываются со счетов, и этносы сравниваются с применением шкалы линейного времени. Абсолютизировав с европоцентристских позиций понятие " прогресс", историки и философы рационалисты в 18 веке, как и их поздние последователи механически " выстроили" народы по иерархической лестнице, " сделанной" по сугубо западноевропейским меркам. Определяя такими " мерками" ценность того или иного народа, очень многие этносы в прошлом и настоящем пришлось бы " списать за ненадобностью". Напротив, подход сторонников культурно-исторической концепции предполагает признание своеобразия и оригинальности каждого этноса из когда-либо существовавших на планете. По этой концепции каждый народ занимает свою природно-экологическую и историческую " нишу", а мир представлен не однолинейной схемой, а мозаичной красочной картиной. Этот подход оставляет надлежащее и вполне достойное место в истории древним народам, в том числе и населявшим когда-то Россию.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задание по дипломному проекту | Чем поможет вам эта книга




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.