Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностные качества, необходимые для профессиональной социальной работы 8 страница






Библиотеки игрушек могут различаться по возрасту и уровню развития основ­ной группы обслуживаемых детей, индивидуальному или групповому виду обслу­живания, вовлеченности родителей, роли игрушек, квалификации библиотекаря и другого персонала, по источникам фондов, основным целям работы. Общим для всех библиотек игрушек является подчеркивание роли игры в развитии ребенка, поддержка и поощрение игры детей. Поскольку игрушки необходимы для игры, которая стимулирует активность и общение ребенка, то, с точки зрения многих авторов, библиотека игрушек предлагает детям и их семьям куда больше, чем игруш­ки напрокат. Более того, считается, что через игру библиотеки игрушек содейству­ют формированию у растущего поколения представлений о ценности общения и сотрудничества. Первая в мире библиотека игрушек появилась в 1930-е гг. в Лос-Анджелесе (США) в рамках программы, позволяющей детям и родителям во вре­мена Великой депрессии брать игрушки напрокат.

Хотя существует международное соглашение, устанавливающее основные цели библиотек игрушек, определение библиотеки игрушек в различных странах отли­чается. Часто в качестве синонимов используются термины ^библиотека игру­шек» и «лекотека». Если общей целью библиотек игрушек является использование игры и игрушек для приобретения людьми опыта совместного переживания и об­щения, вступления в социальные отношения, то цель лекотек — предоставление детям с особыми потребностями и их семьям места для встречи с профессионала­ми, возможностей сотрудничества, разработки программ развития. Концепция ле­котеки, предполагающая в настоящее время многостороннее обслуживание детей с особыми потребностями от младенческого возраста до двадцати лет и их семей, возникла в скандинавских странах в середине 1960-х гг. По свидетельству одной из основательниц этого движения, К. Стенсланд Юнкер, первая лекотека была создана в Стокгольме инициативной группой заинтересованных родителей и пре­подавателей. Примерно в то же время открылась лекотека и Норвегии. К 1990 г. лекотек были организованы в 21 стране, в самой Швеции их было около 75.

Большая часть шведских лекотек интегрирована в более крупные абилитационные центры, которые обеспечивают медицинское, образовательное, психологическое и социальное обслуживание семей детей с особыми потребностями. По описанию шведских авторов Е. Бьйорк-Акессон и Д. Бродин, в задачи подразделения лекотеки входят удовлетворение образовательных потребностей и психологическая поддержка ребенка и семьи. Окружающая обстановка, подчеркивание роли игры и игрушек способствуют установлению отношений меж­ду родителями и командой абилитации. Ведущий профессионал лекотеки, обыч­но педагог в области специального образования, проводит оценку уровня разви­тия ребенка, создает и реализует программу вмешательства вместе с родителями и другими членами абилитационной команды — специалистами в области развития движения, речи, организации окружающей среды, педиатрами. Он также занима­ется вопросами включения детей с особыми потребностями в систему дошкольно­го образования, курирует обучение и консультации дошкольных преподавателей.

Существуют различные модели лекотек. Как и в скандинавских странах, в ле-котеках США специальный преподаватель при оценке уровня развития ребенка и проведении терапевтического вмешательства работает совместно с родителями и другими профессионалами в области раннего детства. В лекотеках для детей с тя­желыми двигательными нарушениями подбираются игрушки, которые не требуют больших физических навыков. Некоторые лекотеки специализируются на про­граммах образования детей с особыми потребностями с использованием компью­теров.

С самого начала основным в концепции лекотек было то, что родители во всем сопровождают ребенка, являются партнерами в процессе абилитации, которая осно­вывается на потребностях семьи и ребенка. Неотъемлемой чертой лекотек являет­ся сотрудничество между родителями и профессионалами. Поощряется посещение лекотеки братьями и сестрами, другими членами семьи, подчеркивается важность их участия в игре для детей с особыми потребностями. Отмечается ценность для родителей руководства со стороны персонала, встреч с другими семьями, которые живут в сходных условиях и могут предложить поддержку. В последние годы об­суждается возможность использования в лекотеках особенностей социально-пе­дагогических программ раннего вмешательства, интенсивно разрабатываемых и внедряемых в течение последних десяти лет в США, в частности индивидуально­го плана обслуживания ребенка и семьи.

Программы раннего вмешательства США. В 1986 г. на основании результатов значительного числа исследований в различных областях развития детей Кон­гресс США пришел к заключению, что для уменьшения вероятности отставания в развитии и повышения способности семей удовлетворять особые потребности де­тей от рождения до трех лет из групп медицинского, генетического и социального рисков необходимо развивать всестороннюю, скоординированную, многодисциплинарную, межведомственную программу служб раннего вмешательства. Службы раннего вмешательства — это службы развития, действующие при общественном наблюдении, бесплатно для семьи (за ис­ключением некоторых специально оговоренных случаев), созданные для удовле­творения потребностей развития детей. Раннее вмешательство включает в себя такие области, как:

• всесторонняя система обнаружения младенца с отставанием или риском отста­вания в развитии, предполагающая раннюю идентификацию;

• скрининг и направление в места обслуживания;

• определение уровня развития младенца;

• тренинг и консультации семьи, визиты домой;

• специальное образование;

• речевая патология и аудиология;

• адаптация младенца к окружающей среде и организация адекватной потребно­стям младенца окружающей среды;

• развитие движения;

• психологическая служба;

• социальная работа;

• координация всех достижимых источников обслуживания ребенка и семьи;

• медицинское обслуживание, которое входит в программы раннего вмешатель­ства только в целях диагностики и оценки младенца;

• вспомогательный уход за ребенком.

Раннее вмешательство проводят прошедший адекватное обучение и получив­ший соответствующую квалификацию персонал, представители различных дис­циплин, включая специальных преподавателей, психологов, социальных работни­ков, патологов языка и речи, аудиологов, профессионалов в области развития движения, адаптации к окружающей среде, специалистов по питанию, врачей, ме­дицинских сестер. От персонала требуются знание типичного и нетипичного раз­вития детей младенческого и раннего возраста, умение проводить оценку уровня развития, разрабатывать и осуществлять программы терапевтического вмешатель­ства для детей от рождения до трех лет в различных областях развития. В допол­нение к этому сотрудники программы должны уметь работать с семьями и для улучшения обслуживания быть способны поделиться результатами работы с ро­дителями и коллегами. Требования к системе служб раннего вмешательства пред­полагают всестороннее повышение квалификации персонала, супервнзню и мо­ниторинг персонала и программы, выстраивание единой линии ответственности и администрирования программы, идентификацию источников финансирования, создание банка данных.

Основным документом, регулирующим проведение раннего вмешательства, яв­ляется индивидуальный план обслуживания семьи, разрабатываемый командой профессионалов совместно с родителями. План содержит данные о потребностях ребенка и семьи, включая информацию об уровне развития ребенка в различных областях. В нем приводятся направления обслуживания и для каждого направле­ния конкретные мероприятия, требуемые для удовлетворения отмеченных по­требностей. В плане указываются данные о сотрудниках, принимающих участие в реализации программы, выделяется сотрудник, профессиональная направленность которого наиболее соответствует потребностям ребенка и семьи и который координирует выполнение индивидуального плана обслуживания. По согласова­нию с семьей указываются место (посещение семьей учреждения и/или визиты домой), частота и длительность встреч сотрудников программы и семьи, виды и ме­тоды обслуживания, предполагаемая длительность программы. Утверждаются про­цедуры, критерии и периодичность оценки результата. По мере реализации в план вносятся даты встреч с ребенком и семьей и основные достигнутые результаты.

Центральным этапом реализации программы является проведение мероприя­тий и процедур раннего вмешательства. В своем большинстве социально-педаго­гические программы обслуживания ребенка и семьи основаны на использовании специально создаваемых для этих целей руководств (ситси1ит). В каждом руко­водстве описаны этапы развития и умения, которыми должен овладеть ребенок в младенческом и раннем возрасте. В руководствах приведены цели и задачи, стоящие перед специалистом в области раннего вмешательства, и спланированная последовательность обучающих и способствующих развитию ребенка действий. Большинство из них включают в себя описание развития и программы действия в познавательной, социальной, эмоциональной областях, в области развития язы­ка и речи, крупной и мелкой моторики, самообслуживания. В основном руко­водства разрабатываются на основании точки зрения, что дети с особыми потреб­ностями проходят те же этапы развития, что и нормально развивающиеся дети. Среди наиболее распространенных можно выделить «Руководство Портейдж» и руководство, созданное в Университете штата Се­верная Каролина. В то же время созданы руководства для детей определенных групп риска, напри­мер с отставанием в двигательном развитии, с синдромом Дауна, сенсорными на­рушениями.

По окончании программы раннего вмешательства сотрудники должны преду­смотреть организационные, социальные и психологические мероприятия, способ­ствующие более легкому переходу ребенка и семьи в следующую программу. Для большинства детей с особыми потребностями и их родителей смена окружения является стрессовым фактором, успешное преодоление которого возможно при планировании перехода и совместной работе сотрудников раннего вмешательст­ва, членов семьи и персонала следующей программы.

Принципы организации программ раннею вмешательства. Одними из наиболее важных черт программ раннего вмешательства являются семейно-центрированность и групповой, командный принцип работы ее сотрудников.

Семейно-центрированность. Результаты исследований в области младенчества, взаимодействия младенца и матери, семей младенцев с риском отставания в раз­витии привели к осознанию необходимости разрабатывать программы, направ­ленные не только на детей, но и на семьи, в которых происходит их развитие, или по крайней мере на диады «мать—младенец». Обобщение множества данных о влиянии качества раннего взаимодействия на формирование привязанности мла­денца и матери и последующее социально-эмоциональное развитие и формирова­ние личности ребенка привело к созданию семсйно-центрированных программ раннего вмешательства, ориентированных на организацию первичного социаль­ного окружения ребенка, на взаимодействие матери и младенца.

В настоящее время общепризнано, что программы обслуживания детей с осо­быми потребностями должны концентрировать свое внимание не только на ре­бенке, но и на всей семье, учитывать, что семья является наиболее важным, оказы­вающим решающее влияние на рост и развитие ребенка окружением. Персонал служб раннего вмешательства работает в партнерстве с людьми, окружающими ребенка не только дома, но и в других местах, а программа направлена на поддерж­ку и поощрение матери или другого ухаживающего за младенцем человека.

Акцентирование внимания на семье привело профессионалов раннего вмеша­тельства к необходимости выработки стратегии и процедур оценки семьи. Цели оценки семьи в пределах программ раннего вмешательства близки тем, которые обычно устанавливаются для оценки ребенка:

• определить потребности и сильные стороны семьи;

• установить адекватные кратковременные и долговременные цели;

• выявить службы вмешательства, определить направления оценки эффектив­ности программы.

Очевидно, что развитие адекватных стратегий оценки семьи потребует от про­фессионалов раннего вмешательства знакомства с проблемами развития семьи в такой же степени, как они знакомы с проблемами развития ребенка, введения в со­став персонала профессионалов по работе с семьей.

Наиболее эффективными считаются программы раннего вмешательства, кото­рые имеют возможность реализации широкого диапазона семейно-центрированного обслуживания. Наиболее часто обслуживание состоит из следующих эле­ментов:

а) обеспечение информацией;

б) поддержка и выработка рекомендаций;

в) включение в программы образования или обучения;

г) помощь в организации взаимодействия родителя и ребенка;

д) помощь в использовании возможностей других организаций.

Одним из наиболее существенных положений семейно-центрированного под­хода к обслуживанию младенцев групп риска является то, что родители и другие члены семьи входят в команду раннего вмешательства, считаются важными членами, становятся центральными фигурами в процессе определения слабых и сильных сторон ребенка и семьи, разработки и последующей реализации индивидуального плана обслуживания. Таким о6разом, содействие развитию младенцев групп риска проводится через поддержку функционирования семьи как первичного окружения ребенка путем включения членов семьи в командную работу профессионалов и их участия на каждом из этапов семейно-центрированного раннего вмешательства.

Командная работа сотрудников. Обычно используются три модели организации групповой, командной работы сотрудников программы раннего вмешательства, описан­ные в литературе как мультидисциплинарная, междисциплинарная и трансдис­циплинарная. Мультидисцпплинарная модель подразумевает, что члены коман­ды представляют различные дисциплины и работают непосредственно с ребенком или семьей независимо друг от друга, исполняя свою роль и обязанности практи­чески без взаимодействия и пересечения профессиональных границ. Слабой сто­роной такого подхода считается отсутствие совместных наблюдений, недостаточное взаимодействие и, как следствие, неполное использование возможностей профес­сионалов. Особенно очевидным это становится при необходимости более полной оценки и представления профиля развития ребенка, понимания его сильных и сла­бых сторон.

В отличие от предыдущей модели работа членов междисциплинарной коман­ды проходит в условиях установленных каналов взаимодействия и характеризу­ется большей степенью координации и интеграции обслуживания. На этапе оцен­ки уровня развития ребенка они могут проводить как отдельное, каждый в своей области, так и совместное обследование. Интерпретация и интеграция информа­ции, определение диагноза проводятся на совместной встрече и основываются на результатах работы каждого члена команды. В результате группового обсуждения определяют цели и направления работы и разрабатывают план вмешательства, включая рекомендации в каждой из областей развития ребенка. Когда команда, а не отдельный профессионал, ответственна за проведение обследования, форму­лирование диагноза и разработку плана вмешательства, по крайней мере один из членов команды должен иметь опыт интегрирования результатов обследования в различных областях. В зависимости от потребностей ребенка и семьи члены ко­манды могут выполнять обязанности ведущего групповое обсуждение попеременно.

На этапе проведения раннего вмешательства специалисты работают обычно отдельно друг от друга; координация обслуживания и контакт с семьей поручаются социальному работнику. Наряду с высоким уровнем квалификации в своей об­ласти одним из основных требований к члену междисциплинарной команды яв­ляется отход от позиции узкого видения в рамках одной дисциплины в сторону знакомства с работой в других областях. Приоритетами становятся знакомство с навыками и вкладом в групповую работу других сотрудников, развитие навыков межличностной коммуникации, желание высокого уровня сотрудничества и спо­собность к компромиссу для эффективного функционирования всей команды. Очевидно, что для организации междисциплинарной модели требуется не только подбор по областям и объединение под одной крышей представителей различных дисциплин, не только их активное обучение навыкам групповой работы, не только теоретические знания и индивидуальный опыт переживания взаимоотношений в группе, но и обращение особого внимания на мероприятия но сохранению ко­манды, поддержанию ее в рабочем состоянии, на возможности разрешения внутригрупповых конфликтов.

Отличительной чертой трансдисциплинарной модели является пересечение профессиональных границ, заключающееся во взаимозаменяемости профессио­налов в исполнении ролей и обязанностей, возможности обучения друг друга, передачи членами команды информации, знаний и навыков работы одному из своих коллег. В этом случае, в силу расширения функциональных возможностей, каждый профессионал может действовать в качестве лидера команды, проводить оценку уровня развития ребенка в нескольких областях, определять слабые и силь­ные стороны ребенка и семьи и при соответствии специализации основной потреб­ности ребенка выступать в качестве исполнителя индивидуального плана обслужи­вания. В случае необходимости остальные члены команды могут консультировать обслуживающего семью профессионала.

Трансдисциплинарная модель командной работы позволяет более гибко встро­ить терапевтическое вмешательство в жизнь семьи и ребенка, она не исключает индивидуального обслуживания со стороны других специалистов, однако в дан­ном подходе это используется менее часто. Считается, что компетентность членов трансдисциплннарной команды во многих областях позволяет обслуживать боль­ше семей, решать задачи раннего вмешательства меньшим числом люден п что данная модель является более оптимальной по сравнению с мульти- и междисци­плинарной организацией работы команд профессионалов. В то же время для орга­низации эффективной трансднсцпнл! тарной работы, обучения профессионалами друг друга, консультирования и обсуждения случаев требуется дополнительное рабочее время.

Программа ранней помощи в дошкольном учреждении системы образования

В системе образования Санкт-Петербурга психолого-педагогическая и социаль­ная работа с младенцами и детьми раннего возраста с отставанием или риском отставания в развитии и членами их семей началась в 1992 г. с открытия первой в России русско-шведской лекотеки, развитой впоследствии в междисципли­нарную семейно-центрированную программу ранней помощи (раннего вмеша­тельства).

Модели, использованные для создания программы. Со времени своего образова­ния программа ранней помощи и дошкольном учреждении системы образования прошла этапы, соответствующие следующим моделям раннего вмешательства.

1. Игровое взаимодействие с младенцами групп риска, использование руко­водств для игрового обучающего развития детей раннего возраста, моделирование игрового взаимодействия для матери и других членов семьи. В качестве моделей были приняты организация работы в шведской лекотеке в ранний период и про­граммы раннего образования детей с особыми потребностями, представленные, например, в руководствах «Каролина» или «Портейдж».

2. Организация социально-педагогической программы раннего вмешательства с принципом семейно-центрированной работы междисциплинарной команды про­фессионалов. Моделями служили программы раннего вмешательства США для младенцев и детей раннего возраста и программы работы лекотек последнего вре­мени, в том числе лекотек в составе шведских абилитационных центров. В обеих моделях при обслуживании детей групп риска широко используется принцип се­мейно-центрированной работы представителей различных дисциплин как единой команды.

Из трех вариантов командной работы для организации службы ранней помо­щи в дошкольном учреждении был принят междисциплинарный, характеризую­щийся большой степенью координации и интеграции работы сотрудников на всех этапах обслуживания ребенка и семьи. Наиболее совершенный и широко исполь­зуемый при комбинировании домашних визитов и обслуживания в учреждении трансдисциплипарпый вид командной работы может быть осуществлен лишь че­рез несколько лет, поскольку требует значительного опыта работы по программе раннего вмешательства, времени и финансовых затрат на подготовку персонала. Организация междисциплинарного варианта требовала не только подбора и объ­единения представителей различных дисциплин, знакомства с современной ин­формацией о развитии младенцев и раннем вмешательстве, по и активной группо­вой работы, получения сотрудниками отсутствовавших в базовом образовании теоретических знаний и индивидуального опыта переживания взаимоотношений в группе. Каждый из членов команды (два дошкольных преподавателя, психолог, специалист в области развития движения и педиатр-неонатолог) проходил допол­нительное обучение и получил квалификацию как в соответствующей базовому образованию области развития младенцев и детей раннего возраста, так и в обла­сти групповой работы.

3. Как было отмечено выше, наряду с пониманием раннего вмешательства как социально-педагогической программы для детей с отставанием или риском отстава­ния в развитии от рождения до трех лет и их семей существует другое понимание, восходящее к традициям детской психотерапии, а именно как раннего психотера­певтического вмешательства. С пашей точки зрения, может быть плодотворным использование теоретических положений и богатого опыта психотерапевтической работы с детьми раннего возраста с социально-эмоциональным риском для ранне­го вмешательства, направленного на младенцев с медицинским и биологическим риском отставания в развитии и их родителей. Это становится особенно очевид­ным, если учитывать данные о нарушении взаимодействия матерей и недоношенных младенцев, матерей и младенцев с медицинскими и генетическими факторами риска. В этих случаях раннее вмешательство может быть ориентировано на работу одновременно с матерью и младенцем, на организацию их социального взаимо­действия.

Таким образом, на третьем этапе пришло понимание приоритетов психическо­го здоровья младенцев и детей раннего возраста из групп не только социального, но и медицинского и генетического риска отставания в развитии. Работа команды сконцентрировалась на объединении направлений социально-педагогических и психотерапевтических программ раннего вмешательства, на распространении тео­рии и практики раннего психотерапевтического вмешательства, разработанных в основном для младенцев с социально-эмоциональным риском, на всю группу мла­денцев с особыми потребностями и членов их семей.

Этапы обслуживания ребенка и семьи. Созданная в Санкт-Петербурге междис­циплинарная, семейно-центрированная программа ранней помощи в дошкольном учреждении системы образования направлена на содействие развитию детей от рождения до трех лет:

а) у которых обнаружено критическое отставание в развитии в одной из следую­щих областей: познавательное развитие, развитие движения, языка и речи, са­мообслуживания, социальное и эмоциональное развитие;

б) которые живут в физических или психических условиях высокой вероятности задержки в развитии.

В результате проведенной в течение нескольких лет экспериментальной рабо­ты по созданию программы междисциплинарная команда сотрудников предлага­ет следующие этапы обслуживания ребенка и семьи.

1. Семья младенца с особыми потребностями может получить информацию о программе и направление от городской ассоциации родителей детей с особыми потребностями; от организации или отдельного профессионала; наконец, ро­дители имеют возможность напрямую обратиться в службу.

2. Сотрудники программы принимают направление, вносят ребенка и родителей в лист ожидания, инициируют контакт с семьей.

3. На следующем этапе один из сотрудников — неонатолог, встречается с родите­лями (чаще всего с матерью) и с их слов, а также по выпискам из медицинских освидетельствований выясняет причину обращения в службу и собирает пер­вичные данные об истории беременности и родов, развитии ребенка до момен­та обращения, выясняет условия жизни ребенка и семьи, отношения в семье, определяет ближайшее социальное окружение ребенка и семьи. В результате беседы заполняется индивидуальная карта ребенка и семьи. Проведение пер­вой встречи педиатром-неонатологом вполне обоснованно, поскольку, во-первых, по опыту посещения медицинских учреждений матери традиционно ожидают, что вопросы о беременности, родах и состоянии ребенка обычно выясняют ме­дицинские работники. Во-вторых, ориентированный на последующее междис­циплинарное рассмотрение проблемы неонатолог уже при первой встрече пы­тается определить не только медицинские, но и социальные факторы риска в развитии ребенка. В конце первой встречи может быть выдано направление на оценку функционирования сенсорных систем ребенка, на заполнение шкал развития младенца или ребенка раннего возраста. Определяется дата форма­лизованной процедуры оценки взаимодействия матери и младенца, выдаются бланки и опросники для определения потребностей семьи, индивидуальных психологических особенностей матери.

4. Выясняются качество отношения и характеристик взаимодействия матери и ребенка, особенности поддержки матери членами семьи, потребности семьи. С помощью психологических методов определяются индивидуальные психо­логические особенности матери.

5. Информация о результатах предыдущих встреч с ребенком и семьей сообщает­ся педиатром-неонатологом всем сотрудникам программы. Междисциплинар­ная команда встречается с родителями и ребенком, проводится междисципли­нарная оценка основных потребностей, сильных и слабых сторон ребенка и семьи. В результате работы в этой области были освоены стадии данного процесса: формирование терапевтического союза с родителями и ребенком, сбор данных о ребенке и семье, неформальное наблюдение, прове­дение формального тестирования, формулирование сильных и слабых сторон ребенка и семьи, обратная связь и обсуждение.

6. Члены междисциплинарной команды обсуждают результаты наблюдений и оценки ребенка и семьи, определяют возможные направления и стратегии ранне­го вмешательства, частоту встреч, длительность программы, выделяют основ­ного для работы с ребенком и семьей сотрудника. При обсуждении длительности программы рассматриваются три варианта — однократная, кратковременная или долговременная программа раннего вмешательства. В первом случае после встречи с неонатологом и участия в формализованной процедуре оценки взаи­модействия матери и младенца родителям и ребенку бывает достаточно одной встречи с командой сотрудников программы, процедура междисциплинарной оценки может рассматриваться в том числе и как метод группового терапевти­ческого вмешательства. В кратковременной программе (и на этапах долговре­менной программы) могут быть использованы описанные выше модели крат­ковременного психотерапевтического вмешательства, в некоторых случаях в сочетании со специальными программами для удовлетворения потребностей развития ребенка в основных областях. Долговременная программа раннего вмешательства необходима для младенцев со значительным отставанием в раз­витии и требует разработки индивидуального плана обслуживания ребенка и семьи.

В качестве основного для дальнейшего проведения раннего вмешательства вы­деляется сотрудник, профессиональная ориентация которого соответствует ве­дущей потребности ребенка и семьи и главному направлению вмешательства. Так, дошкольный преподаватель может проводить образовательную програм­му (отдельно для ребенка, отдельно для матери, для каждого из них в присутст­вии другого, для двоих отдельно или в группе из нескольких матерей и детей) и использовать для этого, например, модель игрового взаимодействия. В соот­ветствии с базовым образованием специалист в области развития движения или специальный преподаватель может быть нацелен на организацию индиви­дуального окружения и специальное обучение ребенка, предоставление нового опыта в процессе сенситивного взаимодействия с одновременным обучением матери и других членов семьи. Психолог (психотерапевт) может быть направ­лен на организацию взаимодействия матери и младенца, используя различные направления психотерапевтического взаимодействия с ребенком и родителя­ми. В случае междисциплинарного подхода не только на этапе оценки семьи и младенца с особыми потребностями, но и на этапе выбора оптимального направления и реализации программы представители различных профессий (а иногда и школ подхода) могут проводить различные варианты раннего тера­певтического вмешательства. По необходимости остальные члены команды кон­сультируют выделенного сотрудника, а в некоторых случаях присоединяются к работе. С нашей точки зрения, такая модель работы команды сотрудников, различная профессиональная ориентация которых необходима для удовлетво­рения множественных потребностей младенцев из групп риска отставания в развитии и их семей, соответствует теоретическим представлениям об измене­нии функционирования системы через различные точки приложения вмеша­тельства — наблюдаемое поведение матери и младенца, взаимодействие между ними, представления матери и младенца.

7. Последним этапом является окончание программы раннего вмешательства и, в некоторых случаях, перевод ребенка и семьи в другую программу (например, в группу детского сада).

В предлагаемой программе осуществляется переход к трехступенчатой систе­ме оценки уровня функционирования младенца, сильных и слабых сторон ребенка и семьи. В случае когда после междисциплинарной оценки возникает необходи­мость в дополнительной встрече и наблюдении за 4^ункцнонированием ребенка, система оценки может доходить до требуемых в современных программах раннего вмешательства 4-5 ступеней. Собирается информация, позволяющая прояснить относительное влияние конституциональных характеристик ребенка, истории его развития, особенностей взаимодействия матери и ребенка, семейных отношений, условий жизни и др. на актуальный уровень развития ребенка и особенности функ­ционирования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.