Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 12







Понятие «культура» одно из наиболее часто употребляемых в современном гуманитарном знании. В самом широком смысле культура есть то, что создано человеком, это вся совокупность продуктов человеческой деятельности, форм социально-политической организации общества, духовных процессов, состояний человека и видов его деятельности.
Культура — целостное явление, образуемое из бесконечного многообразия входящих в него культур различных социальных субъектов. При этом для социологии особенно важны способы взаимодействия, диалога или конфликта этих «подкультур» внутри «большой» культуры. Анализ данной проблемы позволяет выделить два вектора в развитии отношений между культурами классов, этносов, поколений, полов, жителей города и деревни: в направлении к самоизоляции, обособлению и в направлении к сближению. Наиболее детально эти тенденции прослежены при исследовании современной социологией национальных культур, что нашло отражение в оформлении альтернативных социологических направлений — линейного эволюционизма и культурно-исторической школы.[1]
Одна из центральных проблем развития культуры — взаимодействие традиции и новаторства отражена во взаимодействии городской и сельской культуры; проблема элитарной и массовой культуры, рассмотренная с точки зрения социологии, преломляется в проблеме диалога культуры людей, занятых умственным трудом, и культуры людей, занятых трудом физическим; проблема исторического развития культуры, смены в ней стилей находит отражение в социологическом анализе диалога культур разных поколений, процесса зарождения, оформления «контркультуры» молодого поколения и постепенного поглощения наиболее значительных явлений этой контркультуры «большой» культурой, что обеспечивает непрерывность культурно-исторического процесса.
На том или ином этапе социокультурного развития может актуализироваться то одна, то другая подсистема внутри культуры. Но социологический анализ показывает, что все подсистемы необходимы и в этом смысле равноценны для развития культуры. Роль каждого этноса, каждого поколения, каждого класса в культуре непреходяща.
Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам труда и способам окультуривания человеком действительности — физическому и умственному.
Обычно под материальной культурой понимается сфера материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.). Понятие «духовная культура» используется для обозначения сферы сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание, право, наука, искусство, литература, религия, идеология, мифология), можно определить духовную культуру как уровень развития человека и общества, отраженный в созданных ими духовных ценностях, а также сам процесс творческой деятельности людей. Физические усилия позволяют обрести явлению культуры плоть, материализоваться. Духовные же усилия определяют стиль окультуривания действительности, вырабатывают меру, критерии культурности илинекультурности человеческих действий.
Культура не может существовать вне общества, не опираясь на его определенный экономический уровень развития, на систему правовых норм. При этом ядром ее выступает духовная деятельность, воспроизводящаяся в трех основных формах: наука, искусство, мораль. Вся «большая» культура может быть рассмотрена как результат развития этого «ядра», как опредмечивание новых достижений науки, искусства, нравственности и их воспроизводящихся традиционных форм. На последний момент необходимо обратить особое внимание в целях оптимизации процесса предвидения перспектив развития социокультурного процесса.

 

Механизмы воспроизводства культуры

Термин «культура» чрезвычайно многозначен, это неизбежно порождает различные трактовки как самой культуры так и механизмов ее воспроизводства.
Культура является одним из важнейших модусов бытия. В качестве механизмов ее самовоспроизводства могут выступать процессы воспитания, образования и обучения.
Одним из механизмов воспроизводства культуры является воспитание.
С помощью воспитания растущая личность осваивает человеческую действительность. А это не что иное как культура. М.С. Каган выделяет воспитание как передачу ценностей. Конечно, воспитание является основополагающейкатегорией педагогики, но, несмотря на это однозначного, четкого, устоявшегося определения термина «воспитание» нет, профессор педагогических наук Г.И. Легенький отмечает, что «состав и структура воспитания неизвестны академической педагогике. Поэтому она до сих пор и не дала научного определения воспитания».
В наиболее широком смысле воспитание понимается как процесс передачи накопленного опыта предшествующего поколения следующему, воспитуемый овладевает всем общественным опытом как то: знания, социальные отношения и т.д.; это процесс, благодаря которому младенец любого пола, прибывший на сцену человеческих деяний совершенно неокультуренным, становится полноправным взрослым членом своего общества. Т.е., общество в целом оказывает влияние на личность и в таком понимании воспитание приравнивается к социализации.
Следующим и не менее важным механизмом воспроизводства культуры является «образование». Этот термин имеет как минимум три аспекта: образование как система, образование как процесс и как результат.
Как система образование – это, прежде всего, система образовательно-воспитательных учреждений, деятельность которых направлена на обучение и воспитание всесторонне развитой личности, владеющей определенными знаниями, умениями и навыками, их уровень и определяет индивидуальное своеобразие и социальный статус человека.
В понимании процесса и результата обучения, важно, что: образование – весь процесс духовного и физического формирования личности, процесс, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны; именно образование способствует воспроизводству накопленного опыта. Образование есть не что иное, как культура индивида. Задача всякого образования: приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного. Цели образования – культурные ценности.
Единственное условие усвоения знания – понимание языка, на котором оно формулируется. Следовательно, если не отождествлять образование с инкультурацией, то оно есть передача систематических знаний, которая осуществляется императивно.
Если говорить о понятии «обучение», обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Здесь обучение рассматривается как составная часть образования.

М.С. Каган выделяет «научение» как передачу умений и рассматривает его в качестве первого способаусвоения культуры, который является основой для воспитания и образования. Он пишет: «Первый способ присвоения материальных артефактов – использование предметов по их прямому назначению: польза реализуется в использовании вещи, тела, организма. Такое простое употребление вещей становится способом приобретения разнообразных практических умений, неизвестных и недоступных животным и составляющих базовый механизм культуры как средства превращения человека в наученное, освоившее навыки культурных действий существо.
Таким образом, мы выделяем третий механизм воспроизводства культуры, с помощью которого человек овладевает умениями и навыками использования культурных артефактов. Это – обучение (если не рассматривать его как часть образования) или «научение», согласно терминологии М.С. Кагана.
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОЕ - закономерное изменение материальных и духовных компонентов культуры, в результате которого возникает ее новое качественное состояние, изменение состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение каких-либо культурных элементов и связей).

Различные социологические концепции по-разному трактуют сущность и механизм развития культурного: либо как непрерывное развитие, результат последовательного объединения элементов культуры самого различного происхождения, непрерывно возникающих на протяжении многих веков; либо как ряд резких «скачков» в области культуры, соответствии отдельным эпохам, например, эпохе древнегреческой философии, схоластики, эпохе Возрождения, эпохе промышленных революций. Существует трактовка развития культурного, основанная на идее противоречий внутри конкретной культуры. «Столкновения» в культуре соответствуют согласно этой трактовке тем же этапам, что и «скачки» в предыдущей теории: схоластическое мышление рассматривается как реакция на атеизм древнегреческой философии; возрождение — как борьба против догматизма и схоластики и т.д. Др. — структуралистская теория — объясняет развитие культуры процессом кристаллизации, идущим путем последовательного объединения в более или менее целостной структуре культурных достижений различных эпох.

В современной социологии и культурологии получили распространение теории, основанные на отрицании общих закономерностей развития культурного, что находит выражение в теориях полицентризма, исконной противоположности Запада и Востока и т.д. Им противостоят теории, согласно которым развитые капиталистические страны рассматриваются как достигшие высшей ступени развития культурного.

Развитие культурное в контексте социокультурного бытия предполагает: 1) деятельность людей в рамках установленных и нормализованных отношений друг с другом и окружающей средой; 2) деятельность, связанную с генезисом, изменениями или распадом данных отношений. Это означает, что поступательное развитие культурное обусловлено связью времен, преемственностью идей и способов деятельности поколений, с одной стороны, и внесением в жизнь людей культ, инноваций — с др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.