Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и функции теории правовой системы общества(ТПСО)






ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ

«ТЕОРИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА»

Предмет и функции теории правовой системы общества(ТПСО)

Под правовой системой общества, на наш взгляд, следует понимать единый комплекс органически взаимосвязанных и взаимодействующих между собой правовых явлений (права, правосознания, юридической практики и т.п.), с помощью которого осуществляется целенаправленное воздействие на поведение людей, их коллективов и организаций и юридическое обеспечение (обслуживание) разнообразных сфер общественной жизни.

Опираясь на современные достижения в разработке теории разнообразных систем и соответствующий категориальный аппарат, кратко рассмотрим основные признаки, которые присущи ПСО.

1. Правовая система представляет собой важнейший компонент любого гражданского общества (подробнее см. раздел 7 второго тома). Это особая разновидность социальной (общественной) системы, возникновение, развитие и функционирование которой тесным образом связано с экономической и политической системами общества, его культурой и духовной средой в целом.

С одной стороны, ПСО обусловлена (детерминирована) экономическими, политическими, национальными, нравственными и иными факторами, а с другой – она сама активно воздействует на экономику, политику и все сферы жизни общества. Это воздействие может быть позитивным, когда, например, право, судебная и иные разновидности юридической практики служат удовлетворению законных интересов и потребностей граждан, их коллективов и организаций, либо негативным (например, при противоречиях в законодательстве, ошибках и конфликтах в процессе реализации права).

2. Это сложноорганизованная система. В самом общем плане правовая система любого общества состоит из следующих основных компонентов: а) объективного права, взятого в единстве содержания и форм его выражения (указанное единство обозначается нами термином " система права"); б) юридической практики (правотворческой, правоприменительной, судебной, следственной и т.п.), осуществляемой в рамках правовых отношений; в) правосознания (совокупности юридических идей, взглядов, представлений и т.п.), которое находит выражение в юридической практике и правоотношениях, праве и правовой культуре общества.

Каждый из отмеченных компонентов представляет собой относительно самостоятельную подсистему и состоит из более дробных единиц, отдельных элементов (подробнее см. [6-11, 15]).

Таким образом, понятия " право" (" система права") и " правовая система общества" соотносятся как часть и целое. Это крайне важно подчеркнуть, поскольку в некоторых научных и учебных трудах такого разграничения авторы не проводят, изначально отождествляя указанные явления и вводя в заблуждение своих читателей (см. [50; 63; 64]).

3. Правовой системе общества свойственны не только определенная дифференциация, т.е. расчленение на отдельные компоненты и элементы, но и единство. Это комплекс внутренне согласованных, взаимосвязанных и взаимодействующих правовых явлений, процессов и состояний, составляющий органически целостное образование. Право, правосознание и юридическая практика (правотворческая, правореализационная и т.п.) взаимодействуют между собой через правовые отношения субъектов и иные социальные и юридические связи.

4. Она является важнейшим элементом государственного суверенитета. С помощью права, юридической практики и идеологии государство делает свои веления обязательными, осуществляет свои внутренние и внешние функции.

5. Как ПСО в целом, так и отдельные ее крупные компоненты (право, юридическая практика, правосознание) также отличаются определенной автономностью и «суверенностью». Так, правовая система обладает определенной независимостью по отношению к экономической и политической системам, духовной среде (поэтому некоторое недоумение вызывает точка зрения Д.А. Керимова, когда он пишет, что «правовая система не только правовое, но и политическое образование, поскольку вплетается в политическую систему» [67. С. 216]). Право, в свою очередь, обладает «верховенством» среди других социальных регуляторов внутри страны и обязательностью, относительной самостоятельностью на международной арене (другие государства не должны, например, нарушать российские законы и иные нормативные правовые акты).

6. В любом обществе ПС обладает определеннойстабильностью, которая в значительной степени обусловлена, с одной стороны, детерминирующими ее общественными отношениями, стабильностью экономики, политики, социальной и духовной сфер жизни общества, а с другой – высокой степенью организации и интеграции ее свойств и элементов. Так, стабильность ПСО зависит и от совершенства законодательства, и от уровня правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц, и от кадрового «потенциала» судебной системы и правоохранительных органов, и т.д.

7. Динамизм ПСО обусловлен внутренними и внешними ее противоречиями, а также интенсивностью и характером изменения указанных общественных отношений, степенью ее активности и функционирования. Не только ПСО в целом, но и каждый из ее элементов выполняет строго определенные функции в процессе воздействия на общественные отношения. В этом плане она относится к многофункциональным управляющим системам.

8. Целенаправленность ПСО заключается в том, что ее формирование, развитие и функционирование подчинено соответствующим задачам и целям. Так, устранение пробелов в праве с необходимостью требует повышения уровня правосознания и правовой культуры «законодателей», качества и оперативности правотворческой, интерпретационной, правосистематизирующей практики.

9. Адаптивность ПСО в целом и отдельных ее типов и элементов выражается в их «приспособляемости» к изменяющимся условиям реальной жизни. Так, тенденция взаимного сближения и/ или конвергенции англосаксонской и романо-германской правовых семей обусловлены в настоящее время прежде всего тем, что между странами, в рамках которых формировались данные правовые семьи, устанавливались и углублялись разносторонние и достаточно прочные связи, приведшие, в частности, к созданию в Западной Европе Европейского Сообщества и значительной унификацией расположенных на ее территории национальных правовых систем. Процесс воздействия американской правовой системы в странах Западной Европы и многих других государствах связан в значительной степени с американской политической, индустриальной, торговой, финансовой, военной, идеологической и иной экспансией (см., например [26. T. 2. C. 153-154; 65. С. 22-24]).

10. В данном аспекте можно в качестве относительно самостоятельных выделить такие существенные признаки ПСО, как ее самоорганизованность и органичность. В связи с изменением целей и задач, стоящих перед нею, изменяются ее свойства, структуры, основные элементы, содержания и формы, связи между ними, закономерности развития, функционирования и т.д.

Как органичная система она представляет собой самоорганизованное целое, которое в процессе своего индивидуального развития проходит последовательные этапы усложнения, дифференциации, интеграции и т.п. ее компонентов и элементов. Ей присуще также внутренние и внешние, генетические и энергетические, структурные и функциональные, горизонтальные и вертикальные, положительные и отрицательные, простые и сложные, координационные и субординационные, гармоничные (кооперативные) и конфликтные, рекурсивные и синергетические, циклические и иные связи, которые способствуют появлению в ПСО новых свойств и качеств, не присущих ее компонентам и элементам в отдельности, и обусловливают устойчивость ее структуры (пространственной, временной и др.) (о некоторых свойствах органических систем см. [68. С. 129 и след.]).

11. ПСО – это управляемаясо стороны государства, общества, правотворческих и правоприменительных органов, отдельных должностных лиц и граждан система. Она является продуктом сознательной волевой деятельности людей, их коллективов и организаций. В этом плане ее можно отнести к искусственному, духовно-материальному образованию.

12. ПСО – это открытая социальная система, в которую постоянно вводится новая информация (экономическая, политическая, юридическая, техническая и т.д.), нормативно-правовые и иные юридические предписания, идеи, теории, объекты и субъекты, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления.

13. Иерархичность – это свойство не только строения, морфологии ПСО, но и ее «жизнедеятельности», функционирования. Так, в США действуют федеральная ПСО и правовые системы отдельных штатов. При всей их относительной самостоятельности первая относится к образованию более высокого уровня, которая в значительной степени определяет качество и эффективность развития и функционирования ПС в различных субъектах Федерации. В системе нормативных правовых актов России, например, в зависимости от юридической силы выделяются законы и подзаконные акты. Верховный Суд в судебной системе Испании является высшим судебным органом во всех делах, за исключением тех, которые относятся к конституционным гарантиям (ст. 123 Конституции Испании). В правосознании определенный приоритет отдается юридической идеологии перед юридической психологией.

На наш взгляд, под функциями следует понимать такие отно-сительно обособленные направления гомогенного (однородного) позитивного воздействия ПСО на реальную действительность, в которых проявляется ее (ПСО) природа, место среди других си-стем гражданского общества и социально-преобразующая роль в жизни людей, их коллективов и организаций, общества и государ-ства в целом.

Поскольку в отечественной и зарубежной литературе специ-ально не рассматриваются основные признаки, присущие функциям ПСО, кратко выделим некоторые из них.

1. В функциях выражаются активная, динамичная природа и социально-преобразующая роль ПСО в жизнедеятельности кон-кретных людей, их коллективов и организаций, общества и госу-дарства в целом, связанные в первую очередь с удовлетворением конкретных их потребностей и интересов, обеспечением охраны экономического (политического и т.п.) статуса и общественного порядка.

2. О функционировании ПСО можно говорить лишь в том слу-чае, если иметь в виду действующих ее субъектов и участников. Нужно согласиться с Гегелем в том, что «закон не действует, толь-ко человек действует …» [83. С. 169].

3. Функция – это относительно обособленное направление бо-лее или менее однородного воздействия ПСО (регулятивного, охранительного, контрольного и т.п.) на те или иные сферы (эко-номическую, политическую, духовную и др.) общественной жизни.

4. Функции представляют собой целенаправленные воздей-ствия ПСО, т.е. они непосредственно связаны с целями и задачами, стоящими перед людьми, их коллективами и т.д. Задачи обуслов-ливают наличие и существование тех или иных функций, конкрет-ное их содержание, средства и способы воздействия на реальную действительность. Причем несколько функций (например, превен-тивная, правовосстановительная и т.п.) могут быть нацелены на вы-полнение какой-то конкретной задачи (охрану личности), а с помо-щью одной функции (например, идеологической) могут одновре-менно решаться несколько задач (пропагандистская, воспитатель-ная, образовательная и т.п.).

5. В функциях предметно конкретизируются свойства ПСО (стабильность, цельность, суверенность, управляемость и т.п.) и компонентов ее структуры (права, юридической практики и т.п.).

6. В функциях ПСО отражается ее место среди других систем и подсистем любого гражданского общества (экономической, поли-тической, социальной, духовной и т.д.).

7. К функциям относят лишь позитивные, созидательные и про-грессивные направления воздействия ПСО на те или иные сферы жизнедеятельности людей, их коллективов и организаций. Нега-тивные влияния следует рассматривать как определенные дисфунк-ции. Например, издание и практика реализации на федеральном и региональном уровнях законов и иных нормативных правовых ак-тов, заменяющих разнообразные социальные льготы денежными компенсациями, в первые годы породили во многих районах Рос-сии определенную социальную напряженность (забастовки, голо-довки, митинги и другие акции протеста), существенно понизили уровень авторитета органов представительной и исполнительной власти как в центре, так и на местах.

8. В литературе правильно подчеркивается, что ПСО в целом и отдельные ее компоненты в значительной степени детерминирова-ны материальными, духовными и иными условиями жизни обще-ства, находящегося на конкретно-историческом этапе своего разви-тия; с изменением этих условий преобразуются и их функции. В этом смысле функции ПСО производны от системы общественных отношений, облекаемых в правовую форму (см. [47. С. 14]). Свиде-тельством тому является нестабильность в развитии и функциони-ровании правовых систем России, многих латиноамериканских и африканских стран.

Анализ указанных и иных точек зрения привел нас к выводу о том, что классифицировать функции ПСО можно по различным ос-нованиям.

1. По критерию значимости для общества выделяются основ-ные и неосновные функции. Основными считаются такие направле-ния воздействия ПСО на реальную действительность, которые служат достижению коренных, главных целей, а неосновные направлены на решение менее значимых для общества в данный пе-риод его развития задач. По мнению Л. Фридмэна, последние вто-ричны и носят подчиненный характер по отношению к первому разряду функций (см. [84. С. 13]).

Причем и среди основных практически все авторы выделяют центральную, главную, ведущую функцию ПСО. Например, Л. Фридмэн – функцию социального контроля; В.П. Реутов – управленческую функцию, А.А. Рейн – реорганизационную функ-цию, В.П. Казимирчук, С.В. Боботов, В. Каупен, Т. Парсонс и др. – интегративную (консолидирующую функцию ПСО и т.д.) (подроб-нее см. [53. С. 376 и след.]).

2. В зависимости от временных пределов действия можно вы-делять постоянные и временные функции ПСО. Постоянные функ-ции (интегративные, регулятивные, охранительные, контрольные и др.) присущи любой ПСО вне зависимости от конкретно-исторических периодов ее действия. Временные функции (напри-мер, социальная, экологическая) возникают и осуществляются лишь на определенном этапе развития ПСО.

3. В зависимости от того, нацелена ПСО на решение задач внутри либо вне конкретной страны, можно говорить о внутренней и внешней ее функциях. Защита прав и законных интересов своих граждан (подданных) в различных зарубежных странах – одна из центральных функций, которая должна быть характерна для всех правовых систем, во всех сферах жизнедеятельности общества.

4. Весьма близкой к вышеуказанной, но имеющей самостоя-тельное значение, является классификация функций ПСО в зависи-мости от характера ее внутренних и внешних связей: внешних – с внешней средой (например, экономической и политической систе-мами), внутренних – взаимодействие компонентов и элементов ПСО между собой и ПСО как цельным образованием, а также направленности на самое себя, можно выделить функцию взаимо-действия с внешней средой, функцию сохранения, развития и со-вершенствования ПСО (организация и упорядочение ее структуры, функционирование отдельных элементов и т.п.).

5. В социологический, юридических и иных науках широко распространено деление функций на явные и латентные. Такая классификация применима и к функциям ПСО. Так, в зависимости от конкретно-исторических условий развития общества, экономи-ческой, социально-политической и других ситуаций одни функции провозглашаются открыто (например, регулятивная, охранитель-ная), а другие (например, контрольная, воспитательная) могут но-сить скрытый характер.

6. Одним из объективных оснований классификации функций служит та или иная сфера общественной жизни, которая подверга-ется воздействию со стороны ПСО. По этому основанию все ее функции можно разграничить на экономическую, политическую, социальную, идеологическую, экологическую, демографическую и др.

7. В зависимости от того, какие юридические средства, спосо-бы, методы и т.п. используются в процессе преобразования обще-ственных отношений и самой ПСО, а также получаемых в связи с этим юридических результатов, по нашему мнению, можно выде-лить следующие специально-юридические ее функции: интеграци-онную, правопреобразующую, регулятивную, охранительную, кон-трольную, координационную, аксиологическую, коммуникативную, компенсационную, прогностическую, правосоциализаторскую, функцию трансляции социально-правового опыта и некоторые другие. Практически каждая из указанных выше функций ПСО, синтезируя множество однопорядковых направлений воздействия, состоит из определенных подфункций. Если функция – это наибо-лее общее направление влияния, в котором выражается природа, социальная роль и назначение ПСО в тех или иных сферах жизне-деятельности, то подфункции обозначают в рамках данного направления некоторые специфические стороны воздействия на ре-альную действительность. Например, в пределах регулятивной функции ПСО можно выделить ориентационную, регистрационную и т.д., а в рамках охранительной функции – превентивную, право-обеспечительную, карательную и иные подфункции.

Некоторые из указанных функций более или менее подробно исследуются в отечественной и зарубежной литературе (см., например [47, 53, 82, 84, 85]). В целом же этот аспект проблемы требует самостоятельного, всестороннего и глубокого исследова-ния, чего не может позволить себе автор из-за ограниченного объе-ма работы.

В заключение нужно отметить, что эти и другие функции и подфункции показывают относительно обособленные направления воздействия ПСО на реальную действительность. Взятые в системе, они дают более или менее цельное представление о динамичной природе ПСО, ее месте и роли в прогрессивном развитии граждан-ского общества.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.