Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи статистики и основные направления ее реформирования






Задачи статистики определяются социально-экономическими потребностями общества. Одной из основных задач статистики является всестороннее освещение социально-экономического положения РФ, происходящих изменений, связанных с переходом к рыночным отношениям.

Статистика выполняет важную роль в механизме управления экономикой. Наличие систематической, полной и своевременной информации о происходящих процессах и явлениях - необходимое условие эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях. Состав статистической информации в условиях рыночных отношений во многом определяется практическими потребностями общества. Качество и достоверность статистических данных – основа эффективных решений, способствующих успешному реформированию экономики.

Всероссийское совещание статистиков (в ноябре 1995г.) одобрило основные итоги первого этапа реформирования статистики и отметило, что в «современных условиях необходим новый подход к реформам в статистике, который состоит в последовательном переходе от фрагментарного принципа к системному реформированию статистической системы в целом, предусматривающему совершенствование всех элементов статистического наблюдения с учетом формирующегося рыночного спроса на информацию, новых требований к качеству информации со стороны органов государственной власти, коммерческих структур, частных лиц, научной общественности и других потребителей».

В ходе совещания и дальнейшего обсуждения поставленных вопросов были определены следующие наиболее важные задачи второго этапа реформы российской статистики:

1. Обеспечение необходимой информацией процессов становления национальной хозяйственной системы страны.

2. Создание условий для получения более точной и полной статистической картины социально-экономического развития страны для принятия решений на разных уровнях государственного управления.

3. Всемирное содействие освещению проблем, связанных с повышением эффективности национального производства.

4. Информационное отражение участия России в международном разделении труда, в т.ч. конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировых рынках.

Выполнение этих задач требует дальнейшего совершенствования методологии исчисления статистических показателей, комплексно характеризующих становление современной национальной модели экономики России с учетом международных стандартов, приведение их в системный вид, соответствующий потребностям современного этапа социально-экономического развития страны.

Кроме того, Федеральная программа предусматривает разворачивание системы мониторингов (специально организованных систематических наблюдений), особенно в области социальной сферы. Постоянно действующие мониторинги позволяют непрерывно следить за состоянием определенного объекта, оценивать их, оперативно выявлять результаты воздействия на объект различных процессов и факторов, разрабатывать предложения по развитию объекта в нужном направлении и делать заключения об эффективности мер по управлению объектом. Эту работу осуществляется органами Госстатистики, соответствующих министерств, мониторинги здоровья осуществляет Госкомстат и Министерство здравоохранения РФ. В Федеральной программе предусматривается полный запуск регистра предприятий, который станет основой статистического наблюдения в РФ. Подписан совместный приказ Госкомстата и Госналогслужбы России о взаимодействии двух регистров: статистического регистра и регистра налогоплательщиков; установлена процедура сверки идентификационных данных ЕГРПО и Государственного регистра налогоплательщиков (ГРН) с учетом происходящих изменений. Одним их ключевых направлений реформирования российской статистики является обеспечение взаимосвязи статистических показателей, отражающих хозяйственные процессы, происходящие на макро и микроуровнях. В отличие от предшествующего периода, на данном этапе приоритет должен быть отдан микроуровню – статистике предприятий (хозяйствующих субъектов). Рыночной экономике необходима компьютеризация статистики – это составная часть программы информатизации России. В ходе выполнения этой программы предстоит создать информационно-телекоммуникационную систему статистики (ИТСС), строящейся на основе вводимой в эксплуатацию информационно-вычислительной сети, в основе которых лежит создание локальных вычислительных сетей (ЛВС) во всех органах государственной статистики федерального и регионального уровней. Постановления Правительства РФ указывают на необходимость комплексного анализа социально-экономических явлений и их прогнозирование, а так же совершенствование статистической информации и методологии расчета статистических показателей. Центральное звено программы - внедрение в практику российской статистики системы национальных счетов (СНС). Она принята более чем в 120 странах мира, и продолжается Работа по переходу на нее.

 

5. Статистическое наблюдение: понятие, программно-методологические и организационные вопросы

Статистическая информация – первичный статистический материал, формирующийся в процессе статистического наблюдения, который затем подвергается систематизации, сводке, обработке, анализу и обобщению.

Важной частью любого исследования является статистическое наблюдение.

Статистическое наблюдение – начальная стадия экономико-статистического исследования. Оно представляет собой научно организованную работу по сбору массовых первичных данных о явлениях и процессах общественной жизни с обязательной их регистрацией. Любое статистическое наблюдение осуществляется с помощью оценки и регистрации признаков единиц изучаемой совокупности в соответствующих учетных документах. Не всякий сбор сведений может быть назван статистическим наблюдением.

Статистическим можно назвать лишь такое наблюдение, которое обеспечивает регистрацию устанавливаемых фактов в учетных документах для последующего их обобщения.

К статистическому наблюдению предъявляются следующие требования:

ð наблюдаемые явления должны иметь научную или практическую ценность, выражать определенные социально-экономические типы явлений;

ð сбор массовых данных должен обеспечить полноту фактов;

ð для обеспечения достоверности статистических данных необходима тщательная и всесторонняя проверка качества собираемых фактов;

ð научная организация статистического наблюдения;

ð любое статистическое наблюдение должно определять цели и задачи исследования, достижение которых включает несколько этапов.

Статистическое наблюдение носит массовый характер. Планомерность проведения статистического наблюдения заключается в том, что любое исследование проводится по заранее разработанному плану, который включает в себя ряд вопросов, касающихся подготовительных работ, непосредственного сбора необходимой информации и обработки полученных данных.

Принцип научной организации лежит в основе любого этапа статистического исследования и заключается в комплексном применении статистической методологии сбора и обработки данных.

При статистическом наблюдении возникают, как правило, две группы вопросов: программно-методологические и организационные. К программно-методологическим вопросам относятся вопросы, связанные с определением цели, объекта, единицы наблюдения, разработки программы наблюдения, проектирование формуляров и текста инструкций, установлении источников и способов сбора данных. Организационные вопросы включают определение сроков и места проведения наблюдения, составление предварительных списков, подготовку кадров и т.д. Четко сформулировать цель наблюдения необходимо для того, чтобы не допустить сбора лишней информации, получать достоверную информацию о явлениях. При наблюдении, кроме цели, следует точно определить объект. Объектом наблюдения называется совокупность единиц изучаемого явления. Всякий объект наблюдения состоит из отдельных элементов – единиц наблюдения.

Единица наблюдения – первичный элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы.

Отчетной единицей выступает субъект, от которого поступают данные о единице наблюдения. Единица наблюдения и отчетная единица могут совпадать.

Программой статистического наблюдения называется перечень признаков, подлежащих изучению в процессе наблюдения. В программу включаются только те вопросы, которые отвечают задачам исследования.

К программе предъявляются следующие требования:

ð должна содержать существующие признаки, характеризующие явление;

ð вопросы должны быть недвусмысленными;

ð должна соблюдаться последовательность вопросов;

ð необходимо включать в нее вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных;

ð должна оформляться в виде документа, называемого статистическим формуляром.

Статистические формуляры- это бланки определенных форм учета и отчетности (перфокарты, магнитные диски и т.д.) В формуляре обязательно имеются титульная и адресная часть, где указывается наименование наблюдения, кем и когда утвержден формуляр, дата предоставления сведений, наименование предприятий, ФИО. Обследуемых лиц и их адреса. Кроме формуляра, разрабатывается инструкция.

Инструкцией называют совокупность разъяснений и указаний по программе статистического наблюдения. Формуляр и инструкция составляют инструментарий статистического наблюдения.

Место и время наблюдения зависят от цели наблюдения. Выбор времени наблюдения заключается в решении двух вопросов:

ð установление критического момента или интервала времени;

ð определение срока (периода) наблюдения.

Под критическим моментом (датой) понимается конкретный день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признака по каждой единице исследуемой совокупности.

Для наблюдения разрабатывается организационный план. Это основной документ, в котором отражаются важнейшие вопросы организации наблюдения. В нем указывается: подготовка кадров, органы, времени и сроки наблюдения, подготовительные работы, порядок проведения наблюдения, приема и сдачи материалов, получение предварительных и окончательных итогов.

В период подготовки наблюдения большая роль отводиться разъяснительной работе.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.