Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Защита ВКР






по теме: «Приобщение младших школьников к литературе как к искусству слова»

Уважаемый председатель Государственной аттестационной комиссии, уважаемые члены комиссии, уважаемые присутствующие, позвольте представить вашему вниманию основные положения и результаты исследования на тему «Приобщение младших школьников к литературе как к искусству слова.

Введение в отечественную практику новых подходов и идей, отраженных в альтернативных программах и методике преподавания чтения, указывает на то, что кардинально меняются задачи литературного образования. Ведущей задачей становится формирование ребенка как «квалифицированного читателя», который, по определению В.Н. Светловской, адекватно воспринимает художественное произведение, любит перечитывать его и размышлять над прочитанным. Реагирует не только на содержательную сторону текста, но и на художественную форму, обладает развитым воображением, получает эстетическое наслаждение от общения с искусством.

В истории методики обучения чтению находят отражение различные взгляды на проблему приобщения школьников к искусству слова.

Эталонами в разработке этой проблемы стали труды К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, основанные на понимании «слова» в его художественной форме как «неисчерпаемой сокровищницы народного языка» (Ушинский К.Д.). Современный урок чтения - это один из предметов школьного курса, позволяющий формировать духовно и нравственно развитую личность. Однако традиционный урок чтения даже на современном этапе не ставит своей целью развитие полноценного читателя художественной литературы. Не останавливаясь на содержании этой традиционной программы, можно отметить, что она не была специально нацелена на понимание ребенком авторских оценок, и хотя в ней уделялось внимание пониманию читателями внутреннего мира героев, но система средств, обеспечивающих это понимание, не задавалась.

Актуальность исследования обусловлена потребностью современной начальной школы в «квалифицированном читателе», способном к восприятию искусства слова, к овладению сложными умениями анализа и оценки прочитанного, выражению собственной позиции на основе эстетических критериев.

Объектом исследования является деятельность учителя и учебная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения и деятельность учителя, направленная па приобщение к искусству слова, с целью формирования в ребенке «квалифицированного читателя» (Кудина Г. Н. Диагностика читательской деятельности. - М.. 1996, с.7.).

Предмет исследования - эффективные технологии, методы, приемы, применяемые учителем в работе над художественным произведением

Цель исследования состоит в определении методических условий приобщения учащихся к литературе как искусству, в обобщении, апробации и систематизации наиболее рациональных методов, приемов работы с художественным произведением.

Данная цель исследования определила постановку следующих задач:

1) изучить теоретический материал по проблеме приобщения школьников к литературе как искусству слова:

2) изучить и проанализировать передовой педагогический опыт, выявить особенности методов и приемов, апробировав их на практике;

3) обосновать выбор наиболее рациональных и эффективных методов, приемов, используемых в развивающих и традиционной программах;

4) провести экспериментальную апробацию эффективных методов и приемов.

Гипотеза исследования: если работу по приобщению младших школьников к литературе как искусству слова организовать с учетом достижений современной методики, используя эффективные методы и приемы, то это будет способствовать наиболее полноценному восприятию и пониманию художественного произведения, формированию у школьников системы средств, обеспечивающих понимание авторской позиции и внутреннего мира героев.

В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:

Теоретические - теоретический анализ методической, дидактической, психологической литературы и результатов исследований; мысленный эксперимент.

Эмпирические - педагогическое наблюдение за деятельностью учителей и учащихся в учебном процессе; методический эксперимент; опрос, индивидуальные беседы, специальные задания; изучение продуктов деятельности младших школьников, качественный и количественный анализ результатов исследования.

Благодаря исследовательско-экспериментальной работе, проводимой на уроках литературного чтения, появилась возможность выявить наиболее эффективные и действенные приемы и методы работы с художественным произведением, проследить процесс освоения детьми системы средств, обеспечивающих полноценное восприятие произведения, что составляет научность исследования.

Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов данной работы на уроках литературного чтения в будущей профессиональной деятельности.

При разрешении выдвинутой проблемы мы опирались на научные положения, рассмотренные и обоснованные психологами, педагогами: Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным, К.Д. Ушинским, Л. Н. Толстым, а также на методические разработки - Г. Н. Кудиной, З.И. Романовской, Н.Н. Светловской, С. И. Поздеевой. Учитывали и региональный компонент - научные разработки Л. И. Козловой, Л. А. Павловой, Т. К. Утюжниковой. Так, исследования психологов подтверждают, что при работе над художественным текстом необходимо опираться на возрастные особенности детей в восприятии художественной литературы, постольку отношение к ней у детей формируется постепенно и может выражаться в разных уровнях восприятия.

В научной литературе по критерию эстетического отношения к произведениям искусства, в том числе к литературе как искусству слова, выделены три основных уровня восприятия: поверхностный, ограниченный и оптимальный. Их выявление в ходе исследовательско-эксперименталъной работы и свидетельствовало об уровне развития определенных качеств «квалифицированного читателя».

Что обуславливает процесс приобщения к литературе как искусству слова, какие методические условия необходимы для развития внимания к художественному слову, его прочувствованию и пониманию?

Центральным моментом урока литературного чтения является анализ художественного произведения, цель которого - полноценное восприятие произведения (С.И. Поздеева).

В процессе анализа реализуются различные методы и приемы: стилистический эксперимент, словесное и графическое рисование, различные виды пересказов и другие, но их выбор должен определяться особенностями анализируемого произведения, конкретной ситуацией, проблемой, возможностями детей на данном этапе обучения. При этом необходимо четко разграничивать понятие «анализ» и «работа с текстом».

Различие понятий «анализ» и «работа с текстом»

Анализ текста   Работа с текстом
Постижение идеи. Приобщение к духовному опыту писателя цели Изучение жизненного материала, получение информации
Изображение действительности автором предмет изучения Сама действительность  
Изучение художественного слова как средства создания художественного образа метод постижения Изучение слова как единицы речи, то есть его прямого значения  
Приемы анализа, то есть те операции, которые способствуют постижению идеи способ постижения Виды работ с текстом, обеспечивающие его многократное перечитывание
Полноценное восприятие художественного произведения результат Количественный прирост знаний, расширение кругозора

 

Благодаря экспериментальной работе, проведенной в 3 этапа на уроках литературного чтения во 2 классе школы №6, и появилась возможность выявить наиболее эффективные, действенные методы и приемы работы с художественным произведением, проследить процесс освоения детьми системы средств, обеспечивающих полноценное восприятие произведения. На этапе констатирующего эксперимента была проведена первичная диагностика сформированности определенного уровня восприятия. Исходя из полученных данных исследования, мы планировали дальнейшую работу на уроках, разрабатывали варианты корректировки тех или иных «пробелов», недостатков в знаниях и т.д. При оценке уровней восприятия мы исходили из ряда конкретных показателей (З.И. Романовская):

а) полнота охвата сюжетно-событийной стороны произведения;

б) характер понимания его эмоционально-художественного «слоя»;

в) эмоциональная отзывчивость и особенности выражения личного отношения к читаемому;

г) степень самостоятельности обнаружения той или иной особенности понимания произведения.

При диагностике уровней восприятия на разных этапах эксперимента мы опирались на разработки Г. Н. Кудиной, Т.Ю. Рубцовой.

Обработка и анализ результатов вводного контроля показали следующее: 23, 3%- поверхностный уровень восприятия;

47, 4 % - ограниченный уровень;

26, 3 % - оптимальный уровень восприятия. На этапе преобразующего эксперимента мы апробировали выделенные методы, приемы, доказывали их эффективность и действенность в процессе формирования «квалифицированного читателя» и получили следующие результаты:

16, 2 % - поверхностный уровень восприятия;

26 % - ограниченный уровень восприятия;

57, % - оптимальный уровень.

На этапе контрольного эксперимента наше внимание было направлено на результативность используемых методических подходов. С этой целью детям были предложены задания, предназначенные для самостоятельного чтения и формирования понимания предметного содержания текста; понимания обобщенного содержания; понимания скрытой мысли (смысла) текста; определения личностного отношения к прочитанному.

Данные диагностики свидетельствуют о следующем:

- для 19 детей не свойственен уровень поверхностного восприятия;

- ограниченный уровень восприятия у 3 1, 5 %;

- оптимальный уровень свойственен 68, 9 %.

Значительно расширяются возможности уроков литературного чтения, направленных на формирование «квалифицированного читателя», благодаря использованию современных информационных технологий, в частности мультимедийной программы по творчеству А. С. Пушкина, позволяющей рассмотреть такие аспекты жизни и творчества, как жизнеописание, окружение, странствия, портреты, музеи и т.д. Возможна и интерпретация произведений автора в различных жанрах искусства: кино, опера, балет и т.д. Более подробно остановимся на экранизации «Сказки о рыбаке и рыбке». Один из ее фрагментов, который должны узнать дети, представлен в виде немого фильма. Учащимся предлагается проанализировать черты характеров героев, их эмоциональное состояние в данном эпизоде. Ребята как бы «примеряют» представленные образы, переживая чувства главных действующих лиц. Детям необходимо подобрать отрывок текста из сказки и озвучить его в соответствии с характером, мимикой, жестами представленных героев.

Использование мультипликационных кадров из этой же сказки позволяет осуществить анализ изобразительных средств на основе сравнения нескольких музыкальных фрагментов и подбора из них наиболее подходящего к данному анимационному отрывку. Затем предлагается авторский вариант музыкального сопровождения с последующим его анализом.

Благодаря использованию такого подхода к урокам литературного чтения, анализ художественного произведения становится более ярким, интересным, увлекательным.

Необходимо отметить, что наличие у ребенка того или иного уровня восприятия, глубины понимания художественного произведения во многом определяетсястепенью развитости навыков продуктивного чтения и зависит от него. Поэтому параллельно с рассмотренной работой осуществляется процесс, направленный на совершенствование техники чтения, рост и продвижение в развитии осознанности, выразительности, правильности, беглости чтения.

Изучив теоретический материал по проблеме приобщения учащихся начальной школы к литературе как искусству слова, проанализировав передовой педагогический опыт учителей практиков и выявив особенности методов и приемов, используемых в процессе обучения, мы провели экспериментальную апробацию и определили рациональные иэффективные методы и приемы обучения литературному чтению.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что приобщить детей к литературе

- это значит привить любовь к чтению художественной литературы, развить потребность в чтении новых произведений, в перечитывании ранее известных; -

это, значит, с первых шагов обучения приучать школьников «вдыхать аромат художественного слова», видеть в нем помимо обычного еще другой, более далекий и глубокий смысл, раскрывающейся в контексте. Воспитывать бережное отношение к нему, ценить его как открытие писателя, высказывающего удивление точностью, красотой и емкостью слова;

· это значит не давать все упрощенно, не приспосабливаться к ребенку, а поднимать его до уровня восприятия истинно художественной ценности, художественного смысла произведения.

Таким образом, выдвинутая гипотеза доказана.

У меня все. Спасибо за внимание.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.