Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Академические исследования инструментария экономической науки






Вспомним, что в 1989 году Президиум Академии наук СССР кон­статировал: «Проблемы развития экономической науки являются акту­альными и требуют неотложных мер по их незамедлительному реше­нию». 21 февраля 1989 г. было принято постановление «Инструмен­тальные средства и экономическая теория», в котором отмечалось, что отставание в освоении и широком использовании современного инст­рументария является одним из существенных тормозов в развитии как собственно экономической теории, так и ее применения к решению актуальных практических вопросов.

Необходим широкий комплекс мер по скорейшему преодолению от­ставания во всех разделах инструментальной части экономической нау­ки, включая ее понятийный аппарат, систему информационного обеспе­чения, экономико-математическое и компьютерное моделирование.

Развитие инструментария экономической науки отмечается в По­становлении, требует специальных усилий, наличия высококвалифици­рованных специалистов, острая нехватка которых ощущается в настоя­щее время.

Приходится констатировать, что основные достижения в области инструментальных средств принадлежат западным ученым. Произошла самоизоляция наших экономистов, что привело к отсутствию взаимо­понимания и к невозможности сравнивать результаты в этой области.

Экономисты на Западе шире используют и профессиональнее вла­деют инструментарием и применяют его повсеместно, их научные ра­боты удовлетворяют общепринятым стандартам современной экономи­ческой науки.

Работы экономистов нашей страны зачастую носят беллетристский характер, что вызвано рядом причин, главной из которых является от­ставание в инструментарии.

Основной исходный материал для экономической науки — это ста­тистика, прогнозная и другая информация. Рынок такой информации, как это отмечалось постановлением Президиума Академии наук в 1989 г., в нашей стране практически отсутствует или находится в на­чальной стадии формирования. Это приводит к тому, что, например, анализ советской экономики, который проводят американские фирмы и исследовательские организации, часто более качественный, чем наши собственные исследования. В США действуют экономические модели со 100 тысячами, а у нас со 100 уравнениями, т. е. разница составляет два порядка. Система обеспечения экономической науки должна ак­тивно использовать рынок информации. Подобно тому, как существует прикладная коммерческая наука и техника, в экономике должна быть сеть коммерческих и консультативных фирм, часть из которых должна принадлежать Академии наук. Это поможет, в частности, преодолеть приносящую огромный вред монополию в данной области.

Постановляющая часть этого решения Президиума Академии наук установила: одобрить деятельность Центрального экономико-математического института по развитию инструментария экономиче­ской науки; считать целесообразным:

• разработать программу развития инструментария экономической науки;

• увязать работы по развитию инструментария экономической науки с исследованиями по проблемам совершенствования статистических методов анализа и измерений социальных преобразований и экономического роста;

• подготовить и издать энциклопедический словарь по инструментарию экономической науки в двух вариантах, в нескольких томах издательства «Советская энциклопедия» и в виде компьютерной информационно-справочной или экспериментальной системы.

За истекшие годы коллективом экономистов ЦЭМИ Академии наук при участии и поддержке академиков РАН А. М. Румянцева, Н. П. Федоренко, А. И. Анчишкина и других подготовлены и изданы по этой проблеме многие научные и справочные труды. В их числе «Инстру­ментарий экономической науки и практики. Научно-популярный спра­вочник» коллектива авторов во главе с известным ученым-экономистом академиком А. М. Румянцевым, профессором Е. Г. Яковенко и доцен­том С. И. Янаевым (издательство «Знание», 1985), тираж которого 100 000 экземпляров имел научный и коммерческий успех. Многократ­но издавались в разных версиях экономико- математические словари и справочники Л. И. Лопатникова. Издательством «Экономика» издана «Экономическая энциклопедия» /Научн.-ред. совет изд-ва «Экономи­ка», Ин-т экон. РАН; Гл. ред. Л. И. Абалкин. — М: ОАО «Издательст­во «Экономика», 1999- — 1055 с.

 


Оглавление

Предисловие 3

Глава 1. Экономист — экономика — экономия 4

1.1.Экономист-профессионал. Необходимые качества 5

1.2. Предмет, система и задачи курса

«Введение в специальность экономиста» 5

1.3. Предмет экономических наук 6

1.4. Предмет экономическая наука прошлого

и настоящего 7

1.5. Предмет экономической науки будущего 8

Глава 2. Специальность экономиста 9

2.1.Должности экономиста, требующие высшего

экономического образования 9

2.2.Место экономиста в народном хозяйстве 11

2.3.Общие требования к профессиональной

подготовленности экономиста после его обучения в вузе 11

Глава 3. Экономическое образование: стандарты, уровни,

ступени, системы, традиции 12

3.1. Государственные образовательные стандарты 12

3.2. Система высшего экономического образования
советского периода: достоинства и недостатки 15

3.3. Экономическое образование переходного периода 16

3.4. Изменения в системе экономического образования 17

3.5. Система высшего и послевузовского
профессионального образования России: структура и ступени 18

3.6. Многоуровневая структура высшего образования 19

Глава 4. Образовательные программы и учебные планы

подготовки экономиста 21

4.1. Общая характеристика образовательных

программ подготовки экономистов 21

4.2. Анализ содержания образовательных программ
экономического образования 22

4.3. Изучение различий образовательных программ
экономистов 24

4.4. Программа подготовки магистра наук 29

4.5. Роль гуманитарных и общественных наук

в формировании мировоззрения экономиста 29

4.6. Роль фундаментальных экономических наук

в подготовке дипломированного специалиста 31






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.