Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники права






Профессор, д.и.н. Личман Б.В.


Введение

План

1. Понятие и предмет права

2. Система Римского права

3. Периодизация Римского права

4. Источники права

5. Кодификация Римского права

6. Слои права

7. Рецепция права

 

Понятие и предмет права

Римское право – это система права, сложившееся в Древнем Риме, и ставшая основой для правовых систем большинства Европейских государств.

 

Римское право включает 2 части:

1. Публичное право

2. Частное право

 

Основные институты римского права:

- правовой статус лиц в Древнем Риме;

- брак и семья;

- вещное право;

- обязательственное право;

- наследование.

 

Система Римского права

Система права – это порядок изложения правовых норм, их расположение в законодательных актах и трудах римских юристов.

 

Существует 2 системы группировки правовых норм:

1. Пандектная

2. Институционная.

 

Периодизация Римского права

а) древнейший, доклассический (VI в. до н.э. – III в. до н.э.), когда римское право отличалось полисно-общинной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью правовых институтов, было насыщено формализмом;

 

б) классический (середина III в. до н.э. - конец III в. н.э.), в котором римское право достигает особенно высокого уровняв разработке основных юридических институтов, регулирующих отношения частной собственности;

 

в) постклассический (IV-VI вв. н.э.), характеризующийся систематизацией римского права и постепенным его приспособлением к формирующимся феодальным порядкам.

 

Источники права

Правовые обычаи

1. Обычаи предков – mores maiorum (пример – сложившийся в условиях патриархального родоплеменного строя комплекс обычаев, ставивших женщину в зависимое от мужчины – отца, мужа, опекуна – положение).

2. Обычаи жрецов – commentarii pontificum (в частности, обычай карать религиозным проклятием патрона, предавшего интересы своего клиента).

3. Обычаи магистров – commentarii magistratuum (один из них – правило, предписывающее завершать судоговорение по делу в течение одного дня, до захода солнца).

4. Обычная практика – usus (существовали обычаи, вытекавшие из практики людей, живших в обществе, - так называемая обычная практика – usus (примером может служить обычай, предлагавший самому истцу при отсутствии специальных секретарей обеспечить явку ответчика в суд).

 

Однако по мере развития общины, расширения ее территории и появления в Риме особого слоя общества – плебеев обычное право становилось неудовлетворительным – из-за его нечеткости, неопределенности, расширительного толкования судьями.

Борьба плебеев за запись обычного римского права привела к созданию особой «комиссии десяти» и имела конечным результатом запись действовавших правовых обычаев вместе с дополнениями и уточнениями, внесенными самими децемвирами, в 450 г. до н.э.

 

Законы

Записанные на двенадцати бронзовых досках, они были выставлены на форуме и составили первые писаные законы – Законы XII Таблиц.

 

В Римской республике они принимались народным собранием (центуриатными либо трибутными комициями) и назывались leges.

 

Авторами законопроектов могли быть высшие магистры – консулы, диктаторы, а также плебейские трибуны.

Имя автора законопроекта обычно входило в название закона; часто присоединялось и определение, указывающее на содержание закона (lex Poeyelia, lex Sempronia agrarian).

В условиях принципата при переходе Рима от республики к империи, начиная с I в. н.э., законодательная деятельность комиций была постепенно прекращена, а законодательная власть у них изъята.

 

Сенатусконсульты. Место законов заняли постановления сената – сенатусконсульты, роль которых в политической жизни Рима на время сильно возросла, поскольку списки сенаторов составлялись самим принцепсом и сенат в целом являлся проводником его воли.

 

Конституции императоров. По мере усиления власти в условиях позднего принципата и домината законодательные функции оказались сосредоточенными у императоров.

Законами являлись конституции императоров согласно правилу: «Что угодно императору, то имеет силу закона».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.