Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основных пунктов государственной энергетической политики России






Угольная промышленность.

Запасы угля в России составляют 157 млрд. тонн. Добыча угля растет высокими темпами и в 2005 г. достигла 296 млн. тонн. На сегодняшний день по добыче угля Россия занимает пятое место в мире после Китая, США, Индии и Австралии. Анализ современного этапа развития российской угольной промышленности свидетельствует о все большем смещении приоритетов субъектов рынка в сторону улучшения качественных показателей углей. Об улучшении качественных характеристик конечного продукта косвенно свидетельствует анализ объемов и направлений переработки угольной продукции. Производственные мощности 41 обогатительной фабрики позволяет перерабатывать более 110 млн. тонн угля в год. Коксующие угли перерабатываются в настоящее время полностью. Быстрыми темпами наращивается объем переработки и энергетических углей.

Электроэнергетика.

Основу производственного потенциала электроэнергетики России составляют более 700 электростанций общей мощностью 216, 7 ГВт и линии электропередач всех классов напряжения протяженностью более 2, 5 млн. км. Около 90% этого потенциала сосредоточено в Единой Энергетической системе (ЕЭС) России.

ЕЭС — самое крупное в мире централизованно управляемое энергообъединение. ЕЭС России представляет собой постоянно развивающийся высокоавтоматизированный комплекс электрических станций и сетей, объединенных общим режимом и единым централизованным диспетчерским управлением. Переход к этой форме организации электроэнергетики создал возможность наиболее рационального использования энергетических ресурсов и повышения экономичности и надежности электроснабжения экономики и населения страны.

Гидроэлектростанций России имеют установленную мощность 1 тыс. МВт и более, а их суммарная установленная мощность равна 34108 МВт. Из крупных ГЭС 6 электростанций имеют электрическую мощность 2 тыс. МВт и более, суммарная мощность этих ГЭС составляет 25581 МВт.В настоящее время с участием РАО " ЕЭС России" ведется строительство 7 гидроэлектростанций на Востоке в Сибири, и на юге Европейской части страны. Проектная установленная мощность этих ГЭС составляет 7102 МВт, а проектная среднегодовая выработка электроэнергии - 30 млрд 421 млн кВт-ч.

Самые крупные Саяно-Шушенская ГЭС Красноярская ГЭС Братская ГЭС Усть-Илимская ГЭС и тд.

Первые ТЭС появились еще в конце XIX века в Нью-Йорке (1882 год), а в 1883 году первая тепловая электростанция была построена в России (С.Петербург). Самой крупной ТЭС в мире является Сургутская ГРЭС-2 (4800 МВт), работающая на природном газе. ГРЭС - государственные районные электростанции (аббревиатура, сохранившаяся с советских времен). Из электростанций, работающих на угле, наибольшая установленная мощность у Рефтинской ГРЭС (3800 МВт). К крупнейшим российским ТЭС относятся также Сургутская ГРЭС-1 и Костромская ГРЭС, мощностью свыше 3 тыс. МВт каждая.

азвитие энергетической отрасли в настоящее время имеет огромное значение для страны. Чтобы объективно оценить состояние энергетики сегодня и определить направление ее развития, необходимо осознать, какие ошибки были допущены в прошлом.

До 1990 года в России (в СССР) прирост мощности в энергетике составлял: в 1970 году — 10, 2 ГВт, 1980 - 14 ГВт, 1985 - 8, 4 ГВт, в 1990 -4, 6 ГВт. Цифры показывают, что падение прироста произошло фактически в два раза. Начиная с 1990 и до 2005 года в стране в среднем вводили только 0, 3 ГВт. В то же самое время потребление электроэнергии уже начинало расти только в ОАО «Мосэнерго» и составляло к 2000 году 700 МВт, а один год даже 1000 МВт. Руководство компании осознавало, какая в регионе создается серьезнейшая обстановка с потреблением электроэнергии. Постепенно такая же ситуация должна была сложиться и в других регионах. В 1990 году в России, по существу, перестали заниматься развитием энергетики, в это же время в США начали ежегодно вводить по 16 ГВт, Китай вышел на цифру 20 ГВт, в 2006 году собирается ввести уже 70 ГВт. Возникло колоссальное отставание отечественной энергетики от мировой.

Период с 1990 и по 2000 года был 10-летием «разгула» неплатежей. При условиях низких тарифов не обеспечивался минимальный уровень эксплуатации, оплата топлива. Это был период непринятия должных мер и уверенности, что энергетика даже без серьезных вложений сможет и в будущем обеспечивать страну электроэнергией.

С 2000 по 2005 год «поиск истины» начался с московской энергетической системы в том числе. В тот момент ОАО «Мосэнерго» объявляло о кризисном состоянии, о росте потребления в пределах до 1 МВт ежегодно, причем без ввода мощностей, и о катастрофической потере резервов, которые были созданы до 1990 года. И, в конечном счете, в 2002 году компания потеряла весь свой резерв.

В московской энергосистеме произошло то, что должно было произойти — авария 2005 года. Она отключила примерно половину мощности в Москве и захватила соседние области. Около шести электростанций «сели» на ноль или потеряли половину мощности и были на грани полного обесточивания. Но они удержались, и через сутки восстановили свою мощность.

Окончательное пробуждение произошло в январе — феврале 2006 года. В соответствии с прогнозами ученых на Землю пришел теплый период. Однако через каждые 30 лет: (1941, 1978-79 и 2006 годах) на улицах бывает минус 30 градусов. Причем такая температура держится продолжительное время, что имеет решающее значение для теплоснабжения. Через 3-5 суток выхолаживается здание, наступает холод в квартирах, и жители, не взирая ни на что, начинают самостоятельно включать электрообогреватели. Это дополнительное электропотребление «разваливает» энергосистему и лишает ее возможности обеспечивать надежное электроснабжение. Как следствие наступает период вынужденного отключения некоторых электропотребителей, которое очень негативно оценивается общественностью.

4. Энергоресурсосбережение является одной из самых серьезных задач XXI века. От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан. Россия не только располагает всеми необходимыми природными ресурсами и интеллектуальным потенциалом для успешного решения своих энергетических проблем, но и объективно является ресурсной базой для европейских и азиатских государств, экспортируя нефть, нефтепродукты и природный газ в объемах, стратегически значимых для стран-импортеров. Однако избыточность топливно-энергетических ресурсов в нашей стране совершенно не должна предусматривать энергорасточительность, т.к. только энергоэффективное хозяйствование при открытой рыночной экономике является важнейшим фактором конкурентоспособности российских товаров и услуг. Перед обществом поставлена очень амбициозная задача - добиться удвоения валового внутреннего продукта (ВВП) за 10 лет, но решить эту задачу, не изменив радикально отношение к энергоресурсосбережению, не снизив энергоемкость производства, не удастся.

Энергосбережение должно быть отнесено к стратегическим задачам государства, являясь одновременно и основным методом обеспечения энергетической безопасности, и единственным реальным способом сохранения высоких доходов от экспорта углеводородного сырья.

Требуемые для внутреннего развития энергоресурсы можно получить не только за счет увеличения добычи сырья в труднодоступных районах и строительства новых энергообъектов но и, с меньшими затратами, за счет энергосбережения непосредственно в центрах потребления энергоресурсов - больших и малых поселениях.

Стратегическая цель энергосбережения одна и следует из его определения - это повышение энергоэффективности во всех отраслях, во всех поселениях и в стране в целом. И задача - определить, какими мерами и насколько можно осуществить это повышение.

Цели энергосбережения совпадают и с другими целями муниципальных образований, таких как улучшение экологической ситуации, повышение экономичности систем энергоснабжения и др.

Снижение потребления позволяет обеспечивать подключение новых потребителей при минимальных капитальных затратах на развитие инфраструктуры и снимает проблемы выделения земельных участков под новое строительство объектов генерации, отчуждение санитарно-защитных зон и т.д., что в целом положительно сказывается на градостроительном развитии.

Решение задач повышения энергоэффективности на сегодняшнем этапе, когда существует большой резерв малозатратных мероприятий, также совпадает с большинством стратегических целей государства и хозяйствующих субъектов.

На состояние энергетической безопасности оказывают влияние три главных фактора:

- способность ТЭК обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос достаточным количеством энергоносителей соответствующего качества;

- способность потребительского сектора экономики рационально использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на свое энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического баланса;

- устойчивость энергетического сектора к внешним экономическим, политическим, техногенным и природным угрозам, а также его способность минимизировать ущерб, вызванный проявлением этих факторов (неблагоприятной конъюнктурой мировых цен на нефть, неплатежами, инвестиционным спадом, стихийными бедствиями и крупными авариями, внешними военными, политическими и экономическими акциями) 2.

5) Мировыми лидерами по общей установленной мощности ВИЭ являются

Китай, США, Германия. Китай характеризуется наибольшей установленной

мощностью в мире в малой гидроэнергетике, Германия – в сетевой фотоэ-

лектрической, а США – в геотермальной, ветровой, солнечной термальной и

биомассе.

В 2005 году доля ВИЭ энергобалансе превышала 20% только у таких стран,

как Швеция, Латвия, Финляндия, Австрия, Португалия. К 2020 этот показатель

также превысит 20% в Дании, Испании, Литве, Румынии, Франции. В Швеции

и Латвии он должен составить 49% и 42%

Меры по стимулированию ВИЭ изложены в нескольких источниках), и включают следующий набор:

· льготные тарифы для продажи электроэнергии

· использование специальных зеленых сертификатов для энергии от ВИЭ;

· налоговые льготы (совместно с высокими налогами/штрафами на традиционную энергию);

· льготные кредиты, субсидирование инвестиций для ВИЭ;

· поддержка исследований в сфере ВИЭ;

· подготовка и стажировка специалистов;

· поддержка промышленных производителей оборудования для ВИЭ;

· специфические меры, дифференцированные по стране и направлению ВИЭ;

· международная кооперация;

· административная поддержка;

· комплекс мер по достижению целевых показателей.

В России развитие ВИЭ слишком мало по сравнению с вышеперечисленными странами, т.к. страна богата традиционными источниками энергии.

6) 1. Выбросы СО2 и NОХ от сжигания органического

топлива, утечки метана при добыче и транспорте -Изменение климата планеты

2. Утечки метана, выбросы некоторых оксидов-Истощение озонового слоя

3. Вымывание осадками оксидов серы и азота, образующихся при сжигании органического топлива-Кислые дожди

4. Сбросы тепловых и атомных станций-Качество поверхностных вод

5. Зола и шлаки от сжигания твердого и жидкого

топлива-Тяжелые металлы

6. Выбросы при переработке и использовании нефти, природного газа и твердых топлив-Летучие органические соединения

7. Добыча и использование энергетических ресурсов-Накопление отходов

8. Выбросы твердых частиц, образующихся при сжигании твердого и жидкого топлив-Загрязнение почвы и поверхностных вод твердыми частицами

9. Морская добыча нефти и ее транспортировка-Образование «масляных» пятен на поверхности океана

10. Выбросы технологий, входящих в ядерный топливный цикл, в атмосферу, поверхностные воды и поверхностный слой почвы-Ядерная радиация

основных пунктов государственной энергетической политики России

(Основы государственной энергетической политики)

Проведение долгосрочной государственной энергетической политики для защиты прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, обеспечения обороны и безопасности государства, эффективного управления государственной собственностью, достижения качественно нового состояния энергетического сектора осуществляется на следующих неизменных принципах:

· последовательность действий государства по реализации важнейших стратегических ориентиров развития энергетики;

· заинтересованность в создании сильных и устойчиво развивающихся энергетических компаний, достойно представляющих Россию на внешних рынках и способствующих успешному функционированию конкурентных внутренних рынков;

· обоснованность и предсказуемость государственного регулирования, направленного на стимулирование частной предпринимательской инициативы в области реализации целей государственной политики, в том числе в инвестиционной сфере.

Главными стратегическими ориентирами долгосрочной государственной энергетической политики являются:

· энергетическая безопасность;

· энергетическая эффективность экономики;

· бюджетная эффективность энергетики;

· экологическая безопасность энергетики.

К числу основных составляющих государственной энергетической политики относятся:

· недропользование и управление государственным фондом недр;

· развитие внутренних энергетических рынков;

· формирование рационального топливно-энергетического баланса;

· региональная энергетическая политика;

· инновационная и научно-техническая политика в энергетике;

· социальная политика в энергетике;

· внешняя энергетическая политика.

Главными механизмами осуществления государственной энергетической политики служат:

· создание благоприятной экономической среды для функционирования топливно-энергетического комплекса (включая согласованное тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование и институциональные преобразования в топливно-энергетическом комплексе);

· введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость и стимулирующих реализацию важнейших приоритетов и ориентиров развития энергетики, включая повышение энергоэффективности экономики;

· стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной, энергосберегающей, экологической и других имеющих приоритетное значение сферах;

· повышение эффективности управления государственной собственностью в энергетике.

Реализацию государственной энергетической политики предусматривается осуществлять в 3 этапа с целью обеспечения:

· последовательного продвижения по пути достижения целей и решения задач настоящей Стратегии;

· координации указанной политики с социально-экономическим развитием страны в целом;

· учета качественных различий во внешних и внутренних условиях развития и параметрах состояния энергетического сектора, а также в характере и направленности мероприятий государственной энергетической политики в разные периоды ее осуществления.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.