Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Степень влияния факторов внешней среды на инновационную деятельность предприятия






Первоочередным для организации является взаимодействие с потребителем. Главным условием существования и выживания любой организации в условиях рынка является способность находить потребителя своих товаров, услуг и других результатов деятельности.

Процесс изучения включает в себя анализ факторов, характеризующих потребителя:

· отношение к товару, который производится организацией

· географическое месторасположение

· национальные традиции, обычаи, вкусы

· демографические

Спрос непосредственно воздействует на инновационную стратегию экономической системы. Конечной целью инновационных отношений является создание новшеств, которые становятся товарами на конкретном рынке. Перед любой экономической системой стоит задача прогнозирования потребительского спроса на будущее новшество. При этом в случае, когда новшество реализуется внутри организации или по традиционному государственному заказу, прогноз разрабатывается сравнительно легко, поскольку требования потребителя определяются при постановке цели инновационного проекта. Сложности возникают при прогнозировании спроса на революционные нововведения. В этом случае перед экономической системой возникает задача самой сформировать спрос на новшество на основе изучения еще неосознанных потребителями потребностей.

Поведение потребителей является наименее предсказуемым фактором внешнего воздействия на инновационную деятельность в рыночной экономической системе. Но оценка ими полезности новшеств в конечном счете определяет характер и структуру рынка инноваций, монополию организаций на научно-техническое новшество в случае успеха у потребителей или потерю средств в случае неудачи.

Работа поставщиков и выполнение ими своих обязанностей оказывает прямое воздействие на ритмичность производственного процесса, объём выпуска продукции, прибыль и улучшение позиции в конкурентной борьбе. Именно поэтому взаимодействие организации с поставщиками уделяется пристальное внимание со стороны руководства.

Руководитель должен уметь правильно выбрать поставщика и установить с ним хорошие взаимоотношения. Это позволит организации:

· избежать ресурсной зависимости от него

· обеспечить высокое качество товаров и услуг

· исключить срывы поставок своим клиентам

· обеспечить конкурентное преимущество своей организации.

В условиях высокой конкуренции, а как следствие - работа в одной среде предполагает и взаимодействие с конкурентами. Для обеспечения высокой эффективности организации необходимо постоянно изучать своих реальных и потенциальных конкурентов, их сильные и слабые стороны, и в соответствии с полученными результатами строить свою стратегию конкурентной борьбы.

Между конкуренцией и инновационными отношениями - самая тесная связь. В определенном смысле инновационные отношения являются порождением конкуренции, а результаты таких отношений являются орудием в конкурентной борьбе. Причем в зависимости от того, насколько дифференцирован инновационный продукт, конкуренция может проявляться и в форме монополии, или олигополии.

Олигополия предполагает производство идентичной продукции несколькими компаниями. Рынок такой продукции определяется небольшим числом продавцов. Соответственно инновации, осуществляемые фирмами-конкурентами, нацелены, прежде всего, на совершенствование отдельных свойств товара, дизайна, сервиса с расчетом на определенную группу покупателей или сегмент рынка, на снижение себестоимости продукции за счет внедрения новых технологий, позволяющих создать `ценовой барьер` на пути новых конкурентов. Фиксированное число компаний при олигополии позволяет относительно мирно делить рынок, что также в некоторой степени уменьшает их инновационную активность.

В рыночной экономике практически любая экономическая система действует в условиях несовершенной конкуренции. Но каждый конкретный тип конкуренции обусловливает структурные характеристики рынка, на котором складываются и инновационные отношения. Структурные характеристики рынка через воздействие объективных экономических факторов определяют и инновационную стратегию фирм. В то же время для оценки степени воздействия конкуренции на инновационную активность важно учитывать и степень интенсивности конкурентной борьбы, зависимость между интенсивностью конкурентной борьбы и восприимчивостью к нововведениям. Умеренная конкуренция способствует ускорению процесса внедрения новшеств. Но с усилением конкурентной борьбы денежные ресурсы истощаются, инновационный процесс или замедляется или прекращается совсем. Критерием созидательной конкурентной борьбы является как раз инновационная деятельность.

Так же высока и степень влияния экономического развития, так как изменения этого фактора приводят к изменениям условий для развития инновационной деятельности. Одним из показателей здорового экономического роста является высокий уровень конкуренции, и как следствие этого потребность предприятий в инновациях в целях выживания на рынке.

Так же с другой стороны, а именно если рассмотреть инновационную деятельность, то прибыль может явиться толчком для внедрения нововведений именно в условиях нестабильности экономического развития или экономического кризиса. Этот толчок появляется в силу невозможности извлечь прибыль более легким способом, когда простое улучшение не приносит желаемых результатов, а структурный кризис, кризис перепроизводства могут быть решены путем радикальных изменений.

Но все же наибольшее влияние оказывает инновационная политика государства. Она определяет систему целей и задач, которые государство ставит перед собой в рамках регулирования отношений в инновационной сфере. Меры воздействия государства в области инноваций можно разделить на прямые и косвенные. Их соотношение определяется экономической ситуацией в стране и избранной концепцией государственного регулирования, акцентом либо на силу рынка, либо на силу власти. При этом целесообразно преобладание прямых, властных методов воздействия в периоды экономического спада, а на стадиях подъема экономики - косвенных, рыночных методов.

Прямые методы также подразумевают госзаказы фирмам, которые выступают в качестве инновационных подрядчиков. Это означает прямое дотационное финансирование, осуществляемое в соответствии со специальными законами, принимаемыми для содействия инновациям. В силу ограниченности средств государственного бюджета при этом неизбежны жесткая избирательность поддержки инновационных проектов, жесткая конкуренция между организациями за получение необходимых средств. Результатом такого соперничества является, как правило, относительно рациональный выбор приоритетных инновационных идей.

Интенсивность конкурентной борьбы на государственном рынке нововведений вызывается конкретными преимуществами государственного контракта по сравнению с другими формами деловых соглашений.

Во-первых, государственный контракт обеспечивает получение необходимой финансовой, материальной, информационной, законодательной поддержки в процессе реализации инновационного проекта, что дает организации возможность быть на уровне современных достижений НТП, удерживать лидерство в отрасли.

Во-вторых, государство обеспечивает спрос на создаваемое новшество, позволяя тем самым свести к минимуму коммерческий риск, связанный с неопределенностью потребительского поведения.

В-третьих, государство является самым надежным заказчиком новшества. В-четвертых, государственный заказ способствует рекламе предприятия и его продукции.

Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, предполагают стимулирование инновационных процессов преимущественно путем создания благоприятного климата для новаторской деятельности. Решающую роль в этой связи играет политика либерализации налогового и амортизационного процессов, их законодательного регулирования.

Особое значение в системе косвенных мер государственной инновационной политики имеет и законодательство по интеллектуальной собственности (патентное и лицензионное право, законы о промышленных образцах). Четкое правовое регулирование интеллектуальной собственности создает экономическую заинтересованность и в создании инновационной идеи, и в реализации новшества, что благоприятно сказывается и на активности научной работы в стране и инновационном использовании ее результатов.

Создание социальной инфраструктуры также способствует созданию благоприятных внешних условий для развития инновационных отношений, обмена информацией, быстрой оборачиваемости рискового капитала.

 


Заключение


Фирма не имеет возможности влиять на внешнюю среду и для эффективной деятельности должна приспосабливаться к ней, следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать.

Таким образом, анализ среды - это очень важный для организации процесс, требующий особой тщательности в оценки факторов и установлением связи между ними и организацией, а также в оценке степени влияния этих факторов на организацию. Проводя изучение различных компонентов макроокружения, нужно иметь в виду их сильное взаимовлияние. Изменения в одном из компонентов обязательно приводят к изменениям в остальных. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не отдельно, а системно с отслеживанием влияния изменений друг на друга.

Так же необходимо учитывать степень воздействия отдельных компонентов на различные фирмы. Так, степень влияния проявляется по-разному в зависимости от размера фирмы, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и других факторов.

Не зная среды, тех возможностей и угроз что они несут в себе, фирма не сможет существовать. Организация изучает среду, чтобы обезопасить свою деятельность и обеспечить себе успешное продвижение к своим целям.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Аверченков В.И. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. - М.: Флинта: МПСИ, 2008.;

2. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. - М.: Высш. образование, 2007;

3. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Б.Н. Чернышева. - М.: Вузовский учебник, 2009;

4. Интернет-журнал " Технологии техносферной безопасности" (#" justify" >. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник. - Ростов - н/Д: «Феникс», 2009;

5. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006;

6. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001. - 232 с. (1, 2, 5 разделы);

7. Гинин В.Н. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 272 с;

8. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учебное пособие / Под ред. П.Н. Завлина и др. - М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000. - 475 с;

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.