Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Замысел и логический порядок исследования






ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ

Кафедра менеджмента

РЕФЕРАТ

Выполнил:

Студент 1 курса

дневного отделения

группы № ЕК-951

Кузьменко Ярослав

 

Луганск

ТЕМА 8. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

План

Замысел и логический порядок исследования.

Постановка проблемы, обоснование темы, разработка гипотезы, определение целей и задач исследования.

Проведение экспериментальной работы и обобщение эксприментальных данных.

Список использованной литературы

1. Баскаков А.Я. Методология научного исследования: учебное пособие / А.Я. Баскаков, Н.В. Туленков. – К.: Наука, 2002. – 214 с.

2. Огурцов, А.Н. Основы научных исследований: учеб.-метод. пособие/ – А.Н. Огурцов. – Харьков: НТУ «ХПИ», 2008. – 178 с.

3. Купцов В.И. Философия и методология науки / В.И.Купцов. – М.: Знание, 1996.− 384 с.

4. Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Лудченко. - 2-е изд., стер. - К.: Знания, 2001. - 113 с.

5. Сабитов Р.А. Основы научных исследований: учеб. пособие / Р.А. Сабитов - Челябинск, Челябинский государственный университет, 2002. - 138 с.


 

Замысел и логический порядок исследования

Замысел исследования - это основная идея, которая связывает определяет порядок проведения исследования.

В замысле исследования формулируется проблема исследования, упорядочиваются цели и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования, выдвигаются гипотезы исследования, обосновывается применение методов исследования, определяются ожидаемые результаты исследования.

Обычно исследование состоит их трех последоавтельно выполняемых этапов.

Первый этап работы включает в себя следующие этапы: выбор проблемы и темы; определение объекта и предмета; формулировка целей и задач; разработку гипотезы исследования.

Второй этап работы содержит: выбор методов и разработку методики исследования; проверку гипотезы; формулирование предварительных выводов; обоснование заключительных выводов; разработку практических рекомендаций.

Третий этап заключается в оценке полученных результатов исследования с точки зрения их практической и теоретической значимости.

Таким образом, научно-исследовательский замысел включает в себя три основных фазы: проектная фаза, технологическая фаза, рефлексивная фаза. Соответственно этому процесс научного исследования мы будем рассматривать в этой структуре: проектирование исследования; проведение исследования; оценка результатов.

Естественно, разбиение процесса исследования на фазы имеет несколько условный характер. В процессе проведения исследования постоянно приходится сопоставлять полученные промежуточные результаты с исходными позициями, с замыслом исследования, и соответственно уточнять, корректировать ход исследования.

Первая фаза - проектирование исследования - от замысла исследования и до планирования его проведения - в значительной мере осуществляется по общей для всех исследований схеме: разработка замысла - выявление противоречия - постановка проблемы - определение объекта - характеристика предмета - формулирование цели - построение научной гипотезы -определение задач исследования - планирование исследования.

Фаза проектирования исследования включает в себя стадии разработки концепции, построения гипотезы, конструирования исследования, технологической подготовки исследования.

Концептуальная стадия проектирования делится на этапы: выявление противоречия, формулировка проблемы, определение цели исследования, разработка критериев.

Естественно, первоначально, приступая к научной работе, исследователь имеет замысел - задуманный в самых общих чертах проект исследования. Замысел порождается на основе многих обстоятельств: потребностей практики, логики развития науки, предшествующего опыта исследователя, а также его личных интересов. Исследователь сам выбирает тему научной работы и сам формирует замысел исследования.

Сформировав замысел предстоящей работы и определив ее направленность, исследователь приступает к выявлению научного противоречия.

Противоречие - это результат взаимодействия между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловливающими противоположностями. Как известно, выявление противоречий - это важнейший метод познания. Научные теории развиваются в результате вскрытия и разрешения противоречий, обнаруживающихся в предшествующих теориях или в практической деятельности людей.

На основе выявленного противоречия исследователь ставит для себя проблему исследования. Выдвижение и обоснование проблемы, поиски ее решения играют ведущую роль в творческом процессе научного познания. Под научной проблемой понимается такой вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом научном знании. Это специфическая форма организации знания, объектом которого является не непосредственная предметная реальность, а состояние научного знания об этой реальности. Если мы знаем, что нам неизвестно что-то об объекте, то мы уже имеем определенное проблемное знание.

Проблема является формой знания, способствующей определению направления научного исследования - она указывает на неизвестное и побуждает к его познанию. Проблема возникает в результате фиксации реально существующего или прогнозируемого противоречия, от разрешения которого зависит прогресс научного познания и практики. Обобщенно говоря, проблема есть отражение противоречия между знанием и знанием незнания.

В процессе постановки проблемы выделяют следующие этапы: формулировка, оценка, обоснование и структуризация проблемы.

В процессе формулировки проблемы важное значение имеет постановка вопросов. Постановка проблемы есть, прежде всего, процесс поиска вопросов, которые, сменяя друг друга, приближают исследователя к наиболее адекватной фиксации неизвестного и способов превращения его в известное.

В оценку проблемы входит определение всех необходимых для ее решения условий, в число которых в зависимости от характера проблемы и возможностей науки входит определение источников информационного обеспечения, методологии исследования, организационных форм исследования и т.д.

Обоснование проблемы заключается, во-первых, в определении содержательных связей данной проблемы с другими - ранее решенными проблемами, а также выяснение связей с проблемами, решение которых станет возможным в зависимости от решения данной проблемы.

Во-вторых, обоснование проблемы - это поиск аргументов в пользу необходимости ее решения, научной или практической ценности ожидаемых результатов.

Исходным пунктом структуризации проблемы является ее расщепление. Расщепление заключается в поиске дополнительных вопросов, без которых невозможно получить ответ на центральный вопрос. Далее, в процессе расщепления проблемы необходима ее локализация - ограничение объекта изучения реально обозримыми и посильными для исследователя пределами с учетом наличных условий проведения исследования.

Поставив проблему своего исследования, исследователь определяет его объект и предмет.

Объект - это часть объективной реальности, с которой исследователь имеет дело в процессе познания. Предмет - это сторона, с которой исследователь познает объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные с точки зрения исследователя признаки. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений.

На основе выделенного объекта и соответсвующего ему предмета исследования определяется цель.

Цель исследования - это то, что в самом общем виде необходимо достичь по завершении исследования. Конечно, наиболее просто и логически правильно, во всяком случае, формально, сформулировать цель, как это нередко и делается, как решение поставленной проблемы (при условии, конечно, что проблема сформулирована грамотно и адекватно).

Когда определена цель исследования, исследователь начинает подбирать, критерии оценки достоверности будущих результатов. Приступая к исследованию, необходимо самым серьезным образом подойти к подбору критериев оценки.

Результаты теоретического исследования должны отвечать критериям: предметности; полноты; непротиворечивости; интерпретируемости; проверяемости; достоверности. Предметность означает, что вся совокупность понятий научной теории должна относиться к одной и той же предметной области. Полнота означает, что теория должна охватывать все явления ее предметной области. Непротиворечивость означает, что все структурные элементы теории логически не должны противоречить друг другу. Интерпретируемость означает, что теория должна предусматривать содержательную интерпретацию формальных результатов. Проверяемость выступает как возможность определения соответствия содержания положений теории свойствам реальных объектов. Признак достоверности, что в научной теории истинность ее основных положений должна быть достоверно установлена. Формированием критериев достоверности будущих результатов исследования завершается концептуальная стадия его проектирования.

Следующая стадия проектирования научного исследования - построение гипотезы. Построение гипотез является одним из главных методов развития научного знания, который заключается в выдвижении гипотезы и последующей ее экспериментальной проверке, которая либо подтверждает гипотезу, либо опровергает ее.

Научная гипотеза выступает в двоякой роли: либо как предположение о той или иной форме наблюдаемых явлений, либо как предположение о тех или иных причинах существования этих явлений. Гипотезы первого рода называются описательными, а второго - объяснительными. В качестве научного предположения гипотеза отличается от догадки тем, что удовлетворяет ряду требований. Выполнение этих требований образует условия состоятельности гипотезы.

Первое условие состоятельности гипотезы - гипотеза должна объяснять весь круг явлений и процессов, для анализа которого она выдвигается, по возможности не входя в противоречия с ранее установленными фактами и научными положениями.

Второе условие - принципиальная проверяемость гипотезы. Гипотеза есть предположение о некоторой основе явлений и может быть проверена лишь путем сопоставления выведенных из нее следствий с опытными данными. Недоступность следствий опытной проверке означает непроверяемость гипотезы.

Третье условие - применимость гипотезы к широкому кругу явлений. Из гипотезы должны выводиться не только те явления, для объяснения которых они специально выдвигаются, но и в более широкий класс явлений, непосредственно не связанных с первоначальными.

Четвертое условие - принципиальная простота гипотезы. Простота гипотезы заключается в ее способности, исходя из единого основания, объяснить, по возможности, как можно более широкий круг различных явлений, процессов, не прибегая при этом к искусственным построениям и произвольным допущениям, не выдвигая в каждом новом случае все новых и новых гипотез.

Соблюдение этих четырех основных условий состоятельности гипотезы, естественно, еще не превращает ее в теорию, но при их отсутствии предположение вообще не может притязать на роль научной гипотезы.

Следующая стадия проектирования научного исследования -конструирование исследования.

Первым этапом конструирования является разработка задач исследования. Как известно, под задачей понимается данная в определенных условиях цель деятельности. Таким образом, задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях сформулированной гипотезы.

Задачи исследования обычно формулируются в одном из двух вариантов. Вариант первый - задачи формулируются как относительно самостоятельные этапы исследования. Но это не научные задачи как таковые, а скорее процессуальные компоненты исследования. В этом случае четко просматривается этапная структура построения задач исследования - каждая следующая задача может решаться только на основе решения предыдущей.

Второй вариант - задачи формулируются как относительно самостоятельные, законченные части исследования, но здесь последовательность, как в предыдущем случае, прямо не просматривается. Задачи здесь выступают как как частные цели по отношению к общей цели исследования, заданные в конкретных условиях, налагаемых сформулированной гипотезой исследования.

Вторым этапом стадии конструирования научного исследования является создание программы исследования.

Пргорамма исследования - это документ, который включает в себя описание проблемы, объекта, предмета исследования, цели, гипотезы, задачи, методологические основы исследования. Кроме того, создание методики исследования включает в себя планирование, предусматривающее построение графика выполнения намеченных работ.

Стадия технологической подготовки исследования специфична для каждой конкретной научной работы. Она заключается в подготовке экспериментальной документации; подготовке бланков протоколов наблюдений; изготовлении необходимого экспериментального оборудования, создании необходимого программного обеспечения.

Технологическая фаза исследования заключается в непосредственной проверке научной гипотезы в соответствии с разработанным на стадии конструирования и технологической подготовки исследования комплексом рабочих материалов и оборудования. Технологическая фаза состоит из двух стадий: проведения исследования и оформления результатов.

Стадия проведения исследования, в свою очередь, включает два этапа: теоретический этап (построение логической структуры теоретической части исследования) и эмпирический этап (проведение опытно-экспериментальной работы).

Процесс построения логической структуры теоретической части исследования состоит из двух этапов. Первый этап - этап индукции - восхождения от конкретного к абстрактному, когда исследователь должен определить центральное звено своей теории - единый методологический подход. На этапе индукции, исследователь группирует теоретические понятия по определенным основаниям классификаций в первичные обобщения, пока все результаты не сведутся в авторскую концепцию, выраженную емкой формулировкой, отражающей в самом общем виде суть работы.

По завершении этапа индукции наступает дедуктивный процесс - конкретизации, восхождения от абстрактного к конкретному. На этом этапе концепция расчленяется на несколько концептуальных положений. Так выстраивается логическая структура теории.

Опытно-экспериментаьная работа предусматривает постановку опыта в целях изучения явления в заданных условиях. Основной принцип любого эксперимента - изменение в каждой исследовательской процедуре одного из нескольких факторов. Если надо проверить влияние другого фактора, проводится следующая исследовательская процедура, где изменяется этот фактор, а все другие факторы остаются неизменными.

В ходе эксперимента исследователь сознательно изменяет условия исследования путем введения в него нового фактора. Новый фактор, вводимый экспериментатором, называется экспериментальным фактором, или независимой переменной. Факторы, изменяющиеся под влиянием независимой переменной, называются зависимыми переменными.

Завершающим этапом технологической фазы исследования является апробация его результатов, их литературное оформление и публикация. Детальная апробация исследования - одно из условий его состоятельности. По результатам апробации исследователь осмысливает и учитывает возникающие вопросы, позитивные и негативные оценки, возражения и советы. На этой основе он дорабатывает свои материалы, пересматривает, если это необходимо, некоторые положения своего исследования.

По завершении апробации исследователь приступает к литературному оформлению и публикации результатов своего исследования. Публикация является обязательным условием завершения научного исследования: новое знание, полученное тем или иным исследователем, только тогда станет научным знанием, когда оно станет общественным достоянием.

Суть рефлексивной фазы состоит в том, что исследователь, получив результаты, должен их отрефлексировать - оценить исходные предпосылки и конечный результат. Рефлексия научного знания означает его теоретический анализ, принятие ряда допущений и идеализаций, моделирование изучаемых явлений и процессов. Результатом научной рефлексии становится некоторая новая система знания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.