Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. 1. Теоретические основы формирования сенсомоторных функций у младших школьников с нарушением интеллекта.






Содержание

 

 

Введение.

1. Теоретические основы формирования сенсомоторных функций у младших школьников с нарушением интеллекта.

1.1. Проблема сенсомоторного развития детей в трудах отечественных и зарубежных авторов.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика и особенности сенсомоторного развития детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

1.3. Методы и приемы формирования сенсомоторных функций у младших школьников с нарушением интеллекта.

2. Экспериментальное изучение формирования сенсомоторных функций у младших школьников с нарушением интеллекта.

2.1. Диагностика уровня развития сенсомоторных функций у младших школьников с нарушением интеллекта.

2.2. Программа формирования сенсомоторных функций у младших школьников с нарушением интеллекта.

2.3. Итоговая диагностика уровня развития сенсомоторных функций у младших школьников с нарушением интеллекта.

Заключение.

Список использованной литературы..

Приложение.

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Общеизвестно, что начальная школа закладывает фундамент успешного обучения детей в целом. Упущения на этой ступени обучения проявляются несформированностью общеучебных умений и навыков, стойкими неуспехами в учебе, негативным отношением к школе, что бывает трудно или почти невозможно скорригировать и компенсировать. А от того, как сложится для ребенка школьная жизнь, зависит в дальнейшем его социализация и интеграция в общество. Все это еще в большей мере касается детей с пониженными способностями к обучению вследствие интеллектуальных отклонений в развитии. С этих позиций учёными (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Л.С. Выготский, А.Н. Грабаров, Е.К. Грачёва, В.П. Кащенко и др.) велось и ведётся изучение детей с умственной отсталостью. Особенно сильно, по мнению ученых, тормозится освоение учебной деятельности из-за отставания в развитии базовых сфер психики, связанных с процессом непосредственного познания – сенсорной и моторной.

Изучение сенсомоторной сферы детей, в том числе имеющих различные проявления дизонтогенеза, в основном, касается ранних этапов их развития (О.С. Бот, О.В. Баженова, Л.Г. Журба, М.Н. Ильина, Е.М. Мастюкова и др.); отдельно сенсорной и моторной сфер детей (Л.A. Венгер, Т.О. Комарова, И.И. Мамайчук, Н.Н. Поддьяков). В работах Н.П. Вайзман, Л.Г. Журба, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой, Н.Н. Поддьякова, Л.В. Фоминой, Б.И. Шостак подчёркивается, что психическое развитие ребёнка, имеющего сенсомоторные нарушения, характеризуется дефицитом, бедностью и упрощённостью сенсорных эталонов, необходимых для формирования более сложных, опосредованных форм психики.

А.Н. Граборов, Е.К. Грачева, М.П. Постовская, Г.Я. Трошин указывают, что недостаточное развитие руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики осложняет формирование сенсомоторных функций учеников с интеллектуальными нарушениями. По мнению Г.Н. Рахмаковой, Е.И. Скиотис, Р.Д. Тригер существенно сниженный уровень сенсорных процессов учащихся с интеллектуальными нарушениями приводит к несформированности навыка зрительно-двигательных образов буквенных знаков, а так же связан с затруднениями на письме, выражается в неумении писать буквы связно.

Указывая на важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном обучении, Л.С. Выготский отмечал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций, коррекция этой сферы даёт богатую возможность для компенсации интеллектуального дефекта. Таким образом, развитие сенсомоторного восприятия является главным условием коррекции дефекта познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления окружающей действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир.

Но при достаточно хорошей теоретической разработанности проблемы сенсомоторного развития детей разного возраста в психолого-педагогической и специальной литературе остается нерешенным вопрос разработки научно обоснованных методов и приемов формирования сенсомоторных функций у младших школьников с нарушением интеллекта. Таким образом, перед нами встала проблема, какие оптимальные методы и приемы могут способствовать максимальной коррекции и развитию сенсомоторных функций учащихся младших классов с умственной отсталостью.

На основе вышеизложенного с учётом актуальности проблемы была определена тема исследования: «Формирование сенсомоторных функций у младших школьников с нарушением интеллекта».

Объект исследования: процесс формирования сенсомоторных функций у младших школьников с нарушением интеллекта.

Предмет исследования: методы и условия формирования сенсомоторных функций у младших школьников с нарушением интеллекта.

Цель исследования: изучение особенностей формирования сенсомоторных функций у младших школьников с нарушением интеллекта.

Исходя из этого, задачами выпускной квалификационной работы являются:

1. Провести теоретический анализ научной литературы по
проблеме исследования.

2. Подобрать методики и провести диагностическое исследование уровня развития сенсомоторных функций у младших школьников с нарушением интеллекта.

3. Подобрать эффективные приемы и методы и на их основе разработать и апробировать программу формирования сенсомоторных функций у младших школьников с нарушением интеллекта.

4. Оценить эффективность коррекционно-развивающей программы.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:

- у младших школьников с умственной отсталостью имеет место отставание в развитии ведущих составляющих сенсомоторной сферы;

- целенаправленное формирование сенсомоторных функций у младших школьников с нарушением интеллекта может быть эффективным при включении в систему коррекционно-развивающего обучения этих детей специального психолого-педагогического курса развивающих занятий, включающих разнообразие используемых методов и приемов по формированию сенсомоторных функций.

Теоретико-методологической основой исследования явились: положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии ребенка; положение о единстве законов развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.М. Соловьев и др.); принципы обучения детей с нарушениями интеллекта (Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, А.Р. Маллер, С.Я. Рубинштейн, Г.В. Цикото) и др.

Для реализации поставленных задач используются следующие методы:

1. теоретические: изучение и анализ научной литературы по данной проблеме;

2. эмпирические: педагогический эксперимент, включающий этапы: констатации изучаемых фактов и явлений, коррекции выявленных нарушений, контроля эффективности проведенных мероприятий;

3. количественная и качественная обработка результатов исследования, статистический анализ данных (U-критерий Манна-Уитни).

Методики исследования:

1. Для диагностики уровня сенсорного развития младших школьников были использованы методики Р.С. Немова: «Чего не хватает на рисунках», «Узнай, кто это», «Какие предметы спрятаны в рисунках», «Закрась фрукты», «Разложи предметы».

2. Методика «Оценка психомоторного развития детей» (Е.И. Петухова, Т.В. Потапова).

Опытно-экспериментальная база исследования: ГБУ РМЭ «Савинский детский дом-интернат умственно-отсталых детей». В исследовании участвовали дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью в количестве 20 человек (две группы).

Научная новизна исследования. Разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование сенсомоторных функций у младших школьников с нарушением интеллекта.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная программа формирования сенсомоторных функций у младших школьников с нарушением интеллекта может оказаться полез­ной для педагогов образовательных учреждений, воспитывающих детей школьного возраста с умственной отсталостью.

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.