Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России




Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ и Министерством финансов РФ, во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283, и распоряжения Правительства РФ от 21 марта 1998 г. № 382-Р.

С нормативной базой тесно связана Концепция бухгалтерского учета в период перехода к рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров в декабре 1997 г., в которой были сформулированы принципы построения российской системы бухгалтерского учета в ближайшие 10—15 лет.

В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов.

Первый уровень — законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Второй уровень — Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, определяемые Правительством РФ.

В настоящее время издано 20 Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету.

Третий уровень — методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы; подготавливаются и утверждаются Федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровня. Сюда относятся планы счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности организации и инструкции по их применению.

Четвертый уровень — документы по организации и ведению бухгалтерского учета в разрезе отдельных видов имущества, обязательств и хозяйственных операций, которые носят обязательный характер. Сюда относятся рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаются руководителем организации в пределах принятой учетной политики. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации.

В последние годы в системе ведения бухгалтерского учета в России произошли значительные изменения, дополнения и уточнения. Поэтому при разработке учетной политики организации должны обязательно исходить из Федерального закона о бухгалтерском учете, иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, положений, приказов, Плана счетов бухгалтерского учета, инструкций и писем Минфина РФ и других нормативных документов.



2.2. Федеральный закон о бухгалтерском учете (извлечения)1

В конце 1996 г. вступил в силу Федеральный закон «О бухгалтерском учете», определяющий нормы, которыми обязаны руководствоваться руководители, бухгалтеры и другие должностные лица по всем вопросам бухгалтерского учета и отчетности. Закон является базой для дальнейшего совершенствования и развития бухгалтерского учета в условиях переходного периода к рынку, способствует максимальному приближению к международным стандартам бухгалтерского учета.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» состоит из 4 глав и 19 статей.

Глава I. Общие положения. В главе отражаются: понятие бухгалтерского учета; объекты и задачи; понятия, используемые в Законе (руководитель организации, синтетический и аналитический учет, план счетов, бухгалтерская отчетность); единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета; регулирование бухгалтерского учета (нормативные акты и методические указания, используемые в бухгалтерском учете); организация бухгалтерского учета; права и обязанности главного бухгалтера.

Глава II. Основные требования к ведению бухгалтерского учета. Бухгалтерская документация и регистрация. В главе освещаются основные требования к ведению бухгалтерского учета; первичные документы (понятия и требования к правильности их составления); регистры бухгалтерского учета; оценка имущества и обязательств; инвентаризация имущества и обязательств.



Глава III. Бухгалтерская отчетность. Рассматриваются: состав бухгалтерской отчетности; понятие отчетного года; адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности; публичность (организации обязаны публиковать результаты годовой отчетности не позднее 1 июня года, следующего за отчетным); порядок и сроки хранения документов бухгалтерского

Глава IV. Заключительное положение. В этой главе отражаются две статьи: ответственность за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете; о введении в действие настоящего Закона (он вступает в силу дня его официального опубликования — 21 ноября 1996 г.).

Таким образом, Федеральный закон о бухгалтерском учете положил начало значительным изменениям в ведении бухгалтерского учета в России; в частности, претерпели изменения:

  1. Понятия, задачи и требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету.
  2. Установление единой законодательной основы организации и ведения бухгалтерского учета. За искажение бухгалтерского учета и отчетности и несоблюдение сроков их представления и публикации применяется административная и уголовная ответственность.
  3. Регулирование и организация бухгалтерского учета.
  4. Единая методология бухгалтерского учета.
  5. Бухгалтерская документация и регистрация.
  6. Статус главного бухгалтера, его обязанности и степень ответственности.
  7. Взаимоотношения руководителя и главного бухгалтера организации с собственниками, органами исполнительной власти, банками, налоговой инспекцией и другими пользователями бухгалтерской отчетности.
  8. Порядок составления и утверждения бухгалтерской отчетности.
  9. Взаимоотношения между бухгалтерским учетом и аудитом.

2.3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (извлечения)2

С 1 января 1999 г. во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. и распоряжением Правительства РФ от 21 марта 1998 г., вводится в действие новое Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Положение состоит из 6 разделов и 13 статей.

Раздел 1. Общие положения. Определяется порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации, а также рассматриваются такие понятия, как бухгалтерский учет; объекты и основные задачи бухгалтерского учета; регулирование организации бухгалтерского учета законодательными, нормативными и правовыми актами и указываются ответственные лица за их выполнение (руководители организаций).

В зависимости от объема учетной работы руководитель может:

  • учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение с главным бухгалтером во главе;
  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации, бухгалтеру-специалисту;
  • лично вести бухгалтерский учет.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации. Руководитель своим приказом или письменным распоряжением утверждает учетную политику, а также:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • формы первичных учетных документов (не типовых);
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технологии обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Раздел 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Они включают: требования к ведению бухгалтерского учета; документирование хозяйственных операций; регистры бухгалтерского учета; оценку имущества и обязательств; инвентаризацию имущества и обязательств.

Раздел 3. Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности. Состоит из двух подразделов.

Основные требования. Все организации составляют бухгалтерскую отчетностью за месяц, квартал и год с нарастающим итогом с начала отчетного года по установленным формам. (Кроме бюджетных организаций, которым состав бухгалтерской отчетности определяет Министерство финансов РФ). Подраздел «Правила оценки статей бухгалтерской отчетности» охватывает статьи:

  • незавершенные капитальные вложения;
  • финансовые вложения;
  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • сырье, материалы, готовая продукция и товары;
  • незавершенное производство и расходы будущих периодов;
  • капитал и резервы;
  • расчеты с дебиторами и кредиторами;
  • прибыль (убыток) организации.

Раздел 4. Порядок представления бухгалтерской отчетности. Для всех организаций (за исключением бюджетных) определены каналы представления отчетности; объем форм представляемой годовой отчетности; срок представления годовой бухгалтерской отчетности; указано, что годовая бухгалтерская отчетность является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.; порядок публикации бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Раздел 5. Основные правила сводной бухгалтерской отчетности, согласно которым:

  • в бухгалтерские отчеты включаются отчеты дочерних предприятий порядке, установленном Министерством финансов РФ;
  • федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти РФ составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по унитарным организациям, а также отдельно сводную бухгалтерскую отчетность по акционерным обществам (товариществам), часть акций (доле вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли);
  • сводная годовая бухгалтерская отчетность федеральными министерствами и органами исполнительной власти представляется Министерству финансов РФ, Министерству экономики и развития торговли РФ и Государственному комитету РФ по статистике:
  • по унитарным организациям — не позднее 25 апреля следующего за отчетным года;
  • по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли), — не позднее 1 августа следующего за отчетным года;
  • указываются лица, подписывающие сводную бухгалтерскую отчетность, — руководитель и главный бухгалтер. Их ответственность определена законодательством РФ.

Раздел 6. Хранение документов бухгалтерского учета. Предусматривает соблюдение следующих правил:

  • сроки хранения первичных учетных документов, регистров, рабочих планов счетов бухгалтерского учета (не менее 5 лет);
  • изъятие первичных документов производится только органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры, судами, налоговой инспекцией;
  • ответственность за организацию и хранение несет руководитель организации.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъят Документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

Вышеизложенное Положение в основном базируется на законодательных и нормативных актах, регламентирующих вопросы организации бухгалтерского учета в РФ и учитывающих некоторые международные стандарты финансовой отчетности, приближая к ним российский учет, что отражает специфику переходного периода.

2.4. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (извлечения)3

Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях плановой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды обусловливает необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Именно в целях изменения такого положения дел разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее — Программа).

I. Цель и задачи перехода на международные стандарты финансовой отчетности. Цель реформирования системы бухгалтерского учета — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями перехода к рыночной экономике и к международным стандартам финансовой отчетности.

Задачи реформы:

  • сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
  • обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
  • оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

II. Основные направления реформы. В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов финансовой отчетности реформа будет проводиться в направлении:

  • совершенствования нормативного правового регулирования;
  • формирования нормативной базы (стандарты);
  • методического обеспечения (инструкции, методические указания, комментарии);
  • кадрового обеспечения (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
  • международного сотрудничества (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов. В этой связи необходимы:

  • переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;
  • регулирование финансового учета;
  • органичное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями;
  • взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании. При этом следует учитывать исторические, национальные и культурные традиции регулирования общественной жизни в России.

Важная составляющая нормативного обеспечения — сохранения стабильности развития системы бухгалтерского учета.

Главная задача здесь состоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде.

Необходимо обеспечить непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформировать модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, ввести процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотреть допустимые способы оценки имущества и обязательств, создать механизм обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.

Для решения поставленных задач предлагается:

  • подготовить соответствующие изменения и дополнения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», в том числе по вопросу проведения аттестации бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;
  • в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований международных стандартов;
  • пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации;
  • пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, учитывая появление и особенности деятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные новые явления;
  • ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является Разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.

Предполагая создание ряда авторитетных и представительных профессиональных (саморегулирующихся) объединений, формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение к деятельности соответствующих международных профессиональных организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.), разработка и широкое общественное признание норм профессиональной этики, организация общественного контроля за профессиональной деятельностью и др.

В ходе реализации Программы предусмотрено широкое участие в реформировании бухгалтерского учета Института профессиональных бухгалтеров и иных профессиональных организаций.

В этих условиях возрастает роль профессиональных организаций в развитии методического обеспечения организации бухгалтерского учета и становлении бухгалтерской профессии (бухгалтеров, консультантов, финансовых менеджеров и др.).

Перевод национальной системы бухгалтерского учета на международные стандарты включает в себя соответствующие изменения в работе по подготовке и повышению квалификации специалистов бухгалтерского учета; расширение и улучшение качества подготовки кадров в учреждениях начального профессионального образования, среднего специального и высшего образования, где реализуются долгосрочные программы, а также создание системы профессионального ускоренного образования, обеспечивающего краткосрочные программы подготовки и переподготовки бухгалтеров.

Система профессиональной подготовки бухгалтерских кадров, соответствуя государственным образовательным стандартам, должна содержать необходимые квалификационные характеристики по уровням профессионального образования.

Переход к международным стандартам бухгалтерского учета невозможен без активного сотрудничества как с соответствующими специализированными международными организациями, так и с национальными. Для этого необходим переход от эпизодических контактов к систематической, целенаправленной работе с такими организациями, как Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, Международная федерация бухгалтеров, секция по бухгалтерскому учету Комитета по торговле и развитию ООН, Организация экономического сотрудничества и развития и др.

Международное сотрудничество, направленное на реформирование национальной системы бухгалтерского учета, при этом должно осуществляться по отдельному плану.

Внедрение нового Плана счетов — значительный шаг в деле дальнейшего развития бухгалтерского учета; оно непосредственно связано с Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. На базе именно этой Программы были определены четыре группы организаций, которые по-разному формировали бухгалтерскую отчетность согласно российским правилам бухгалтерского учета:

  • расширенный — открытые акционерные общества, федеральные, крупные муниципальные, государственные, унитарные организации, которые составляют отчетность по правилам учета, принятым в РФ;
  • международный – совместные акционерные общества с вложением иностранного капитала, акции которых котируются на фондовом рынке. Эти организации составляют отчетность в полном соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и не формируют ее параллельно с российскими правилами учета;
  • стандартный (обычный) - закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, участники полного товарищества и товарищества на вере;
  • упрощенный вариант — субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации, составляющие отчетность по сокращенному варианту.

2.5. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (извлечения)4

С совершенствованием нормативной базы тесно связана Концепция бухгалтерского учета в период перехода к рыночной экономике России. В этой Концепции сформулированы подходы к построению российской системы бухгалтерского учета на ближайшее десятилетие и на более длительный период. Она состоит из 9 разделов. Рассмотрим ее краткое содержание.

1. Введение. Концепция бухгалтерского учета, существовавшая в условиях плановой экономики, соответствовала общественному характеру собственности. В тех условиях государственный финансовый контроль решал задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения экономических субъектов.

Новая концепция бухгалтерского учета и разрабатываемые на ее основе правила, нормы постановки и ведения бухгалтерского учета организации, а также контроля за достоверностью и надежностью финансовой информации для внешних и внутренних пользователей должны создать элементы перехода к рыночной инфраструктуре, обеспечивающей благоприятный инвестиционный климат в стране.

2. Общие положения. Концепция является основой построения системы бухгалтерского учета организациями всех отраслей хозяйства, видов деятельности и организационно-правовых форм в РФ. Она призвана:

  • обеспечить заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к организации и ведению бухгалтерского учета;
  • быть основой для поэтапной разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • служить базой для принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами;
  • помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности.

Для субъектов малого предпринимательства могут устанавливаться упрощенные формы реализации отдельных положений Концепции, которые не противоречат цели бухгалтерского учета.

3. Цель бухгалтерского учета. В системе бухгалтерского учета организации формируется информация для внешних и внутренних пользователей.

В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии ими решений (инвесторы, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом).

В отношении информации для внутренних пользователей бухгалтерского учета задача состоит в формировании информации, полезной руководству организации для принятия управленческих решений. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется и на основе информации для внутренних пользователей.

4. Основы организации бухгалтерского учета. Для реализации Концепции при организации бухгалтерского учета предполагается допущение:

  • имущественной обособленности организации;
  • непрерывности деятельности организации;
  • последовательности применения учетной политики;
  • временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Имеется в виду, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств и связанных с этим фактом.

5. Содержание информации, формируемой в бухгалтерском учете. Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерском учете формируется информация о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности, об изменениях в ее финансовом положении.

Финансовое положение организации определяется существующими в ее распоряжении активами, структурой обязательств и капитала организации, а также с ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования.

Информация о финансовых результатах деятельности организации необходима для оценки потенциальных изменений в ресурсах, которые, вероятно, будет контролировать организация в будущем при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов при обосновании эффективности, с которой организация может использовать дополнительные ресурсы.

Информация об изменении в финансовом положении организации позволяет оценить ее инвестиционную, финансовую и текущую (оперативную) деятельность в отчетном периоде.

Информация о финансовом положении формируется в виде бухгалтерского баланса, о финансовых результатах деятельности организации - отчетом о прибылях и убытках, об изменениях в финансовом положении — отчетом о движении денежных средств.

6. Требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете. Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть:

  • полезной пользователям, т. е. уместной, надежной и сравнимой;
  • нейтральной, т. е. свободной от односторонности;
  • осмотрительной в суждениях и оценках, имеющих место в условиях неопределенности; активы и доходы не должны быть завышены, а обязательства и расходы — занижены.

7. Состав информации, формируемой в бухгалтерском учете для внешних пользователей. Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации для внешних пользователей о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации являются активы, обязательства и капитал, доходы и расходы.

Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и они должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:

  • использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
  • использован для погашения обязательства;
  • распределен между собственниками организации.

Обязательством считается задолженность организации, являющаяся следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов.

Погашение обязательства происходит в форме замены обязательства одного вида другим, преобразования обязательства в капитал, снятия требований со стороны кредитора.

Капитал представляет собой вложения собственника и прибыль, накопленную за все время деятельности организации. При определении финансового положения организации величина капитала рассчитывается как разница между активами и обязательствами.

Доходом считается увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников. Сюда включают: выручку от продажи продукции, работы, услуги, проценты и дивиденды к получению, арендную плату и прочие доходы.

Расходами считается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала (затраты на производство проданной продукции (работ, Услуг), оплата труда персонала, амортизационные отчисления и потери).

При определении финансового результата деятельности организации прибыль (убыток) за отчетный период определяется как разница между доходами и расходами.

8. Критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов. Активы, обязательства, доходы и расходы (в дальнейшем — объекты) при принятии решения о включении их в бухгалтерский баланс или отчет о прибылях и убытках должны отвечать требованию существенности.

Актив признается в бухгалтерском балансе, когда в будущем вероятно получение организацией экономических выгод от этого актива и когда стоимость его может быть измерена с достаточной надежностью.

Обязательство признается в бухгалтерском балансе, когда в результате исполнения соответствующего требования существует вероятность оттока хозяйственных средств, способных приносить организации экономические выгоды, и когда величина этого требования может быть измерена с достаточной степенью надежности.

Доходы признаются в отчете о прибылях и убытках, когда возникшее увеличение в будущих экономических выгодах, связанных с соответствующим активом, или уменьшение в обязательствах может быть измерено с достаточной степенью надежности.

Признание расходов в отчете о прибылях и убытках осуществляется, когда возникшее уменьшение в будущих экономических выгодах обусловлено уменьшением актива или увеличение обязательства может быть измерено с достаточной степенью надежности. Расходами признаются все затраты, удовлетворяющие критерий признания расходов, независимо от того, как они трактуются для целей расчета налогооблагаемой базы.

9. Оценка активов, обязательств, доходов и расходов. Оценка активов, обязательств, доходов и расходов производится по фактической (первоначальной) стоимости.

Для обеспечения полезности информации в бухгалтерском учете оценка указанных объектов может производиться:

а) по текущей (восстановительной) стоимости, т. е. в сумме денежных средств, которая должна быть уплачена на дату составления бухгалтерской отчетности в случае необходимости замены какого-либо объекта;

б) по текущей рыночной стоимости, т. е. в сумме денежных средств, которая может быть получена в результате продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Каково содержание четырех уровней системы нормативных документов? Приведите основные нормативные документы каждого из них.
  2. К какому уровню системы нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся законы, указы, постановления Правительства РФ?
  3. К какому уровню системы нормативно – правовых актов относятся изданные Положения по бухгалтерскому учету?
  4. Почему рабочие документы организации, предназначенные для внутреннего пользования, носят обязательный характер для данной организации?
  5. Когда вступил в силу Федеральный закон о бухгалтерском учете?
  6. Способствовало ли принятие Закона о бухгалтерском учете приближению к международным стандартам бухгалтерского учета?
  7. Дайте характеристику структуры Федерального закона о бухгалтерском учете.
  8. Назовите шесть разделов Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.
  9. Назовите разделы и наименования Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Кем и когда она была утверждена?
  10. Перечислите разделы и наименования Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Кем и когда она была одобрена?

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал