Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Люстра из папье-маше. Начало XIX в.






ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА

Убранство помещений в стиле ампир производит впечатление удивитель­ной целостности. Однотипные зо­лочёные украшения покрывали и шкаф, и шкатулку, и обложку книги. В интерьере царил своеобраз­ный маскарад. Предметы словно переодевались: мраморная шкатул­ка на поверку оказывалась картон­ной, яшмовый флакон — фарфо­ровым или стеклянным. При этом мастера не стремились, чтобы дешёвая вещь выгляде­ла как дорогая. Напротив, они часто выдавали ценные материалы за более скром­ные. Целые помещения меня­лись ролями. Спальни оформля­ли в виде военного шатра, а в

будуаре французской императрицы Марии Луизы в Компьенском двор­це недалеко от Парижа камин слу­жил хранилищем для передвижной ванны.

Но главную странность интерье­ру в стиле ампир придавали зерка­ла, которых было необычайно мно­го. Кроме привычных мест — над камином, между окнами — они по­являлись над кроватями, на створках дверей, прятались у пола между нож­ками мебели. Посреди будуара ста­вили зеркало-псише, похожее на арку в человеческий рост. Из отдель­ных зеркальных отражений склады­вался целый иллюзорный мир.

Чтобы защитить интерьер от вторжения реальности, окно либо занавешивали, либо, согласно выра­жению французского архитектора

*Будуар (франц. boudoir) — небольшой кабинет, приём­ная хозяйки дома, предназна­ченная для общения только с близкими людьми; мебель для такой комнаты.

Франсуа Блонделя (1618—1686), со­всем отказывались от «дурной мане­ры сверлить стены». Например, в бу­дуаре Марии Луизы единственное круглое окно находится на потолке, а двери замаскированы. Одну или все четыре стены покрывали так называемые панорамные обои, изо­бражавшие фантастические виды африканского леса или долины с ру­инами. Своеобразные «окна» появи­лись даже на вещах: блюдах, вазах, кофейниках, табакерках. Вместо привычных орнаментов и цветов их украшали городские и сельские пей­зажи, заключённые в рамку.

Стиль Реставрации и бидермейер унаследовали от ампира и пано­рамные обои, и пейзажи на предме­тах. Однако в целом иллюзорный мир был разрушен: теперь мебель и зеркала размещали так, чтобы в комнатах было уютно, а не добива­лись художественного эффекта. По­степенно комнаты заполнились мягкими диванами и пуфами, были разгорожены мебелью и ширмами. Благодаря множеству безделушек они всё больше походили на тесную шкатулку.

МЕБЕЛЬ

У буржуазии, победившей во Фран­цузской революции, был свой образ жизни. В парадных помещениях по­явилась мебель, ранее уместная толь­ко в кладовых или в комнатах людей среднего достатка, — шкафы, обе­денные столы. Очень мало осталось вещей узкого, специального назна­чения. Популярными стали круглые столы-геридоны (одноногие или трёхногие), маленькие столики с ящиками и широкие кресла на одно или несколько мест. Исчезла распро­странённая в XVIII в. мебель, состо­явшая из многих частей, которые можно было сочетать или использо­вать по отдельности.

Мебель ампира была далеко не та­кой удобной, как в XVIII в.: комфор­том сознательно жертвовали ради ве­личественных форм. Массивная, с гладкими полированными поверхностями, декоративными накладными бронзовыми рельефами, деталями в виде карнизов, сфинксов, львиных лап, она напоминала архитектурные сооружения. Излюбленным предме­том мебельщиков в то время был тя­жёлый низкий комод. Столы-бюро, стулья и кресла, подобно зданиям, опирались на колонны и золочёные статуи, заменявшие ножки. Прямо­угольные подушки на сиденьях, плот­но обтянутые тканью, узор которой нередко подражал прожилкам мра­мора, походили на каменные плиты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.