Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отработка навыков беседы педагога с родителями проблемного ребенка. Педагог в активной позиции в ситуации консультирования.






Беседа с родителями проблемного ребенка, когда есть опасения по поводу особенностей, свидетельствующие о трудностях в развитии.

В начале занятия проводится групповая дискуссия: «Какие проблемы детей заставили бы вас обратиться к помощи извне, со стороны психолога, врача-неврозолога?» По итогам дискуссии слушатели определяют перечень наиболее частых проблем, которые попадают в поле зрения воспитателя, вызывают у него трудности в воспитании конкретного ребенка»

Возможные варианты поведенческих проблем в дошкольном возрасте:

 

1. Ребенок отказывается от еды, или ест выборочно какие-то блюда.

2. Обижает детей, если что- то не нравится ему, даст «тычка».

3. Кусает других детей.

4. Не хочет общаться с другими детьми, назойлив в общении с воспитателем, часто привлекает его внимание (постоянно стоит у стола воспитателя).

5. Ребенок не спит в группе.

 

 

Обсуждается алгоритм беседы:

Как правило, цели беседы могут быть реализованы в следующих шагах- пунктах.

a) Описание, перечисление конкретных особенностей поведения («Маша берет ложку и бросает кашей в детей», вместо: «Назло мне не ест, разбрасывает кашу»- сосредоточиться на описании вместо оценок и интерпретации поведения);

b) Выражение обеспокоенности (чувства через я-высказывание);

c) Подчеркивание, что это ваше мнение, оно может быть и ошибочным, но заслуживает того, чтобы быть проверенным;

d) Поинтересоваться, обращали ли внимание на эти особенности сами родители, как серьезно они к этому относятся (обычно родители или сами обеспокоены таким поведением, либо они не придают этому значения, либо у родителей разные позиции по этому поводу);

e) Пожелание обратиться к специалисту (врачу, психологу) для прояснения ситуации;

f) Объяснить причину, по которой вы настаиваете: я хочу понять, как обращаться с этим ребенком, как помочь ему справиться со своими проблемами (вместо поиска аргументов в пользу подтверждения, что с ребенком что- то не в порядке).

Перед моделированием желательно обсудить также цели беседы. Важно осознать, что является главным для воспитателя: установление и поддержание контакта с родителем, либо решение проблемы уже на этапе первичной беседы. На наш взгляд, самая важная цель первичной беседы – установление взаимопонимания, при необходимости поддержка родителей, поддержание уверенности в позитивном решении проблемы.

Важно определить время и место беседы. Время не должно быть меньше 20 минут. Оно может быть найдено во время вечерней прогулки, после родительского собрания, во время «тихого часа» и т.п. Дистанция (70-120 см), учет взаимного расположения участников.

 

Ролевая игра: Беседа с родителями проблемного ребенка

Для моделирования поведения выбираются двое участников: на роль педагога и родителя. После небольшого эпизода проигрывания, около 3 минут, руководитель организует обсуждение. Обратная связь – сначала сами участники – игроки: «педагог» и «родитель», их чувства относительно поведения педагога-воспитателя (поведение родителей здесь не моделируется и не нуждается в обратной связи). Причем, сначала выслушивается мнение «педагога» – его чувства во время беседы, что ему понравилось, что он сделал бы в следующий раз по другому, затем его партнера- «родителя» по той же схеме. Потом обратная связь со стороны «зрителей». «Зрители» делятся своими чувствами по поводу ситуации. Желательно повторное моделирование эпизода.

Затем беседа моделируется с другими участниками. Желательно, чтобы все смогли «проиграть» роль воспитателя-собеседника.

 

Порядок работы при супервизировании, профессиональном консультировании педагогов.

1 шаг – договор на предстоящую работу, совместное определение целей и задач работы. К примеру, выявить причины появления детской агрессивности, возможности работы с ней. Этой работе может предшествовать семинар, практикум по анализу проблем агрессивного поведения детей. Проблематизация деятельности по работе с данной проблемой в группе. Выделение наиболее значимых проблем и одновременно поиск ресурсов по их разрешению.

2 шаг – выбор или построение рефлексивной схемы. Она выполняет роль своеобразной лоции в решении проблемы. Канва для анализа и отслеживания своих действий педагогом в нужном, требуемом направлении.

3 шаг – организация деятельности, наблюдение и супервизия ее психологом, другими педагогами.

4 шаг – самоанализ деятельности с опорой на рефлексивную схему. Выделение успешно решенных задач, переопределение нерешенных в позитивные цели.

5 шаг – при удовлетворительном решении данной проблемы переход к задачам другого уровня, выбор новой рефлексивной схемы.

 

В отличие от традиционных форм, когда педагог получает рекомендации, зачастую плохо соотносимые с реальным опытом или просто противоречащие ему, остается наедине с этой ситуацией, без помощи и поддержки, использование рефлексивных схем дает возможность постепенной работы с проблемой, в соответствии с возможностями ее реального носителя, педагога. Обеспечивает ему поддержку, снижает риск защитного поведения, обеспечивает последовательность и целенаправленность работы.

Параметры, фиксируемые в рефлексивной схеме, сформулированы на языке адресата, должны однозначно им прочитываться, с другой стороны они проработаны с определенных теоретических позиций, соотносимы с ними.

Рефлексия от лат. Reflexio – обращенность назад – процесс самопознания. Еще и то, как воспринимается и оценивается другими.

 


Уважаемые родители!

Мы проводим анкетирование с целью выявления трудностей, возникающих у ро­дителей в период адаптации ребенка к детскому саду. Просим Вас ответить на сле­дующие вопросы. Заранее благодарны.

1. Достаточно ли Вы были осведомлены о том, как подготовить ребенка к ДОУ:

а) достаточно;

б) частично;

в) не достаточно.

2. С какими трудностями ребенка Вы столкнулись в период адаптации:

а) нарушение сна;

б) нарушение аппетита;

в) плаксивость, нервозность;

г) агрессивность;

д) упрямство, капризы;

е) соматическая ослабленность Вашего ребенка (болезненность);

ж) Ваш вариант ответа.

3. Если у Вас возникали трудности во взаимодействии с ребенком во время адап­тации, Вы обращались:

а) к специальной литературе;

б) к специалисту ДОУ (психолог, социальный педагог);

в) к воспитателю;

г) спросите у знакомых, своих родителей;

д) справитесь самостоятельно.

4.Получили ли Вы необходимую помощь в ДОУ по преодолению тех трудно­стей, которые возникали у Вас и Вашего ребенка в адаптационный период:

а) да;

б) частично;

в) нет.

5. Как Вы оцениваете свою степень поддержки ребенка в адаптационный пери­од:

а) достаточная;

б) не очень достаточная;

в) не достаточная.

6. В какой форме вы предпочитаете получить помощь отвоспитателя или специалиста ДОУ по возникшим затруднениям в воспитании вашего ребенка:

а) индивидуальной;

б) групповой;

в) совместные занятия с теми родителями, у которых сходны с вашими про­блемы.

 

 

Литература:

  1. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду. (из опыта работы московских педагогов). Приложение к журналу «Обруч», 2005
  2. О.И. Давыдова, А.А. Майер. Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. Приложение к журналу «Управление ДОУ», М, 2005
  3. В. Штрасмайер. Обучение и развитие ребенка раннего возраста. 260 упражнений в помощь тем, кто воспитывает детей 1-3 лет с проблемами в развитии. М., ACADEMA, 2002
  4. Первые шаги (Модель воспитания детей раннего возраста). Материалы московского городского конкурса 2001-2002. М, 2002
  5. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов. – СПб., «Детство-пресс», 2003.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – Издание третье – М.: «ЧеРо», 2002
  7. Кольцова М.М, Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.- СПб.: ИД «МиМ», 1998.
  8. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книги 1-6. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 1997.
  9. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.