Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обеспечение условий успешной адаптации






Создание условий является важнейшим фактором успешной адаптации в группе раннего возраста. Предметно-окружающая среда в группе должна соответствовать потребностям ребенка в адаптационный период. Во-первых, группа должна быть уютной, светлой, радостной. Беседуя с родителями в доадаптационный период, мы рекомендуем приблизить жизнь ребенка дома к условиям дошкольного учреждения, придерживаясь определенного режима дня, питания. Дошкольное учреждение также должно заботиться о близких к домашним условиях пребывания детей в ДОУ. Во-вторых, среда должна быть специально подготовлена для развития, разнообразной деятельности и отдыха.

Продуманная, правильно организованная среда не только помогает ребенку развиваться, она создает положительный климат в группе, снижает психоэмоциональное напряжение. И наоборот, несоответствие окружающей среды потребностям детей в этот период может стать серьезным препятствием в адаптации ребенка. В ряде случаев это может являться угрозой психологической безопасности личности ребенка (отсутствие условий для реализации естественных потребностей ребенка в движении и игре, несоблюдение гигиенических норм проветривания, светового и температурного режима, жесткое ограничение доступа к игрушкам, необоснованные запреты).

Чаще всего ребенок впервые попадает в дошкольное учреждение в возрасте 1, 5 – 2 лет. Как известно, в этот период ведущим видом деятельности является предметно-манипулятивная деятельность. Через предметный мир малыш познает жизнь. Пространство, наполненное новыми, отличными от домашних предметами, может стать для малыша весьма заманчивым. Если это пространство частично освоено в условиях доадаптационной группы, когда ребенок чувствовал себя безопасно в присутствии родителей, дальнейшее его освоение начнется гораздо быстрее и свободнее.

Наполнение группы должно соответствовать, в первую очередь, потребностям детей, но в то же время быть удобным и для работы воспитателя. Реальность сегодняшнего дошкольного учреждения для многих детей раннего возраста, к сожалению чревата многочисленными депривациями, которые определяются окружением и средой, в которые попадает ребенок в дошкольном учреждении. (Депривация – утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей, Энциклопедический словарь медицинских терминов 1982-1984) Депривация может иметь различные причины, в том числе физиологические, биологические. В дошкольном учреждении чаще у ребенка возникают сенсорная и двигательные депривации. В первом случае ребенок испытывает сенсорный голод в условиях обедненной информационной среды, т.е. не получает достаточного количества стимулов – зрительных, слуховых, осязательных и прочих. Если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не возникает речь, не развиваются движения, отмечается торможение умственного развития. Понимая необходимость создавать сенсорно насыщенную среду, во многих учреждениях подходят к этому примитивно. Стараются максимально насытить интерьер красочными панно, картинками, выкрасить стены в яркие цвета, создать звуковой фон. Но это способно устранить сенсорный голод лишь на самое короткое время. С другой стороны, излишне насыщенная среда может вызвать своеобразное сенсорное переутомление, когда нагрузка возрастает и в сочетании с перенасыщением контактами с детьми и взрослыми приведет к ухудшению адаптации ребенка.

Обязательно должна быть предусмотрена зона двигательной активности, которая важна не только с точки зрения физического развития. Психоэмоциональное напряжение ребенка можно отследить в основном на уровне телесных, физических проявлений, поскольку ребенок именно таким образом «разряжается». Накопившееся отрицательное напряжение выражается в плаче, истериках, топанье ногами, мышечных зажимах тела, немотивированной агрессии (драчливость, кусание других детей). Снять это напряжение помогают предметы, стимулирующие физическую активность в приемлемых формах: мягкие мячи для бросания, горка, подушки.

Сбросив острое напряжение, малышу важно успокоиться, что так важно в адаптационный период. В этом случае будет полезен сухой бассейн, уголок уединения, емкости для манипуляций с сыпучими предметами (крупы, бобы, чечевица).

Положительное влияние на состояние ребенка оказывают знакомые, домашние предметы. Особое место могут занять в группе фотографии, любимые игрушки. Хорошо, если в кроватке ребенка будет ждать особая игрушка, с которой он будет спать. Важно помнить о том, с каким трепетом малыши относятся к такому «кусочку дома», поэтому эти вещи в период адаптации могут быть только индивидуальными.

Если ребенок попадает в период адаптации в благожелательную среду, где все продумано, направлено на ребенка, доступно и открыто, то можно с уверенностью прогнозировать более успешную адаптацию большинства воспитанников. Враждебная среда, где пространство обеднено и обезличено, недоступно, неудобно процессы адаптации усложняет. Усложняется также и деятельность педагога, поскольку в такой среде единственной опорой для адаптации остается педагог.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.