Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К посещению детского сада.






(БаландинаЛ.А, Гаврилова В.Г. «Диагностика в детском саду». Методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – С 48 – 50.)

ü Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания, и любые их колебания использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с ними. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

ü Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он пошел в детский сад. Ниже приводится примерный рассказ. Например: «Детский сад - это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети едят, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, выучить имена воспитателей и выучить правила жизни детского сада».

ü Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло - осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.

ü Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», положив туда, например, небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей. Это могут быть коробочки с вложенными в них забавными предметами; красивые бумажные салфетки или лоскутки из тка­ни, приятной на ощупь; книжки с картинками. Возможно, вы владеете приемами оригами - тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или бумажную собачку. За лето вы наполните коробку - осенью вам проще будет отправлять ребенка в детский сад: с игрушкой веселее идти и проще завязать отношения с другим ребенком.

ü Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.

ü Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

ü Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.

ü Будьте снисходительны и терпимы к другим. Идеальных людей нет, но прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.

ü В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

ü В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, говорите: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь, и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».

ü Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет проще отпускать вас.

ü Помните, что на привыкание к детскому саду ребенку может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

ü Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те, о которых вы забыли.

 

Установление эмоционального контакта с ребенком при посещении семьи специалистами и педагогами, приглашение ребенка с членом семьи в ДОУ.

Целью данной работы будет дальнейшее снижение возможных рисков при поступлении ребенка в ДОУ. Эмоциональный контакт позволяет не только познакомить ребенка со взрослыми, с которыми он будет находиться в детском саду, но задать вектор отношений, перейдя от конфликта «теперь ты останешься у нас» к «нам хорошо вместе», «мы можем ходить друг к другу в гости». Важным условием таких встреч должна быть направленность на ребенка, как главного участника встречи, а не на родителей, что часто происходит при традиционном посещении семьи педагогом. Такая встреча может сопровождаться совместными играми, обменом подарками. Где будет происходить эта встреча – можно решить совместно с родителями. Посещение ребенка дома педагогами группы имеет несомненные преимущества, так как происходит в психологически безопасной среде для ребенка, где он скорее пойдет на контакт с новым человеком. Тем ни менее, часть родителей может быть не готова к этому в силу разных обстоятельств: наличия тех или иных социальных и экономических проблем, страха оценки и т.д. Поэтому важно объяснить родителям цель прихода воспитателя, продумать совместные действия, чтобы эта встреча с ребенком была успешна. Вместе с тем встреча может быть проведена и в условиях ДОУ.

Игры на формирование эмоционального контакта и доверия детей к воспитателю.

(из опыта работы «Центр развития ребенка - детский сад № 125» г. Череповца)

· Игра «Покружимся».

Материал: два игрушечных мишки.

Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним.. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро, быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь.

И на землю повалюсь!

· Игра с собачкой.

Материал: игрушечная собачка.

Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест» суп, лает, говорит ребенку «спасибо».

· Игра «Кто в кулачке?».

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения:

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (сжать пальцы в кулак).

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (выставить вперед большой палец).

· Игра «Книжка – угадай-ка».

Материал: записная книжка с проволочной спиралью.

Ход игры. Наклеивают в записной книжке через страницу (на правой стороне) картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края. Рассматривая книжку вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается догадаться, что изображено на картинке.

 

Помимо установления эмоционального контакта в этот период также важно собрать необходимую информацию, продиагностировать ребенка с целью прогноза варианта адаптации.

Рассмотрим некоторые варианты сбора информации:

Примерный план наблюдения и собеседования

(При посещении семьи дома)

Посещение семьи осуществляют 1-2 воспитателя и педагог-психолог.

Время посещения семьи определяют родители.

Полученная информация носит строго конфедициальный характер.

  1. Знакомство с условиями проживания ребенка:

§ Игровым уголком, наличием игр и игрушек,

§ книжным уголком,

§ спальным местом,

§ местом, где проходит кормление.

2. Собеседование педагога-психолога с родителями(во время игр воспитателя с ребенком) для получения информации:

  • состав семьи,
  • система воспитательных воздействий на ребенка (участие всех взрослых в воспитании, согласованность их действий или непоследовательность, выполнение воспитательных функций преимущественно одним человеком)
  • режим дня, насколько он приближен к режиму дошкольного учреждения,
  • процесс засыпания, привычки, продолжительность дневного сна,
  • питание – рацион, любимые блюда, как организовано питание,
  • самостоятельность в еде и одевании,
  • одевание – кто и как одевает,
  • прогулки – где проходят, кто из членов семьи чаще гуляет,
  • закаливание – регулярность, способ закаливания,
  • игры – любимые игры и игрушки, самостоятельность в игре,
  • взаимоотношения: преобладание строгости, баловства, ласковые имена, чем можно отвлечь, успокоить,
  • взаимоотношения со сверстниками (легкость контактов, стиль поведения, возможные агрессивные проявления),
  • вредные привычки,
  • страхи,
  • индивидуальные особенности ребенка: что нужно учитывать педагогам в работе с ним.

Примерный план проведения беседы с родителями в рамках первой встречи.

(из опыта работы «Детский сад комбинированного вида № 22» г. Череповца)

· Причины помещения ребёнка в детский сад и родительские ожидания, связанные с этим;

· Вероятность реализации ожиданий родителей и осознание ими того, от кого это зависит;

· От кого зависит благополучие ребёнка в саду;

· Чего родители опасаются и как они могут справиться со своей тревогой;

· Ознакомление родителей с разными вариантами адаптации к детскому саду и в соответствии с этим различными вариантами введения детей в группу;

· Прояснение возможностей родителей по оказанию помощи ребёнку во время первого месяца пребывания в детском саду;

· Советы родителям по подготовке ребёнка к детскому саду.

Для получения информации об особенностях семейного воспитания, следует во время знакомства обратить внимание на следующие моменты:

- дают ли родители ребёнку в первые минуты осмотреться или сразу пытаются вовлечь его во что-либо (например, привлекая внимание к игрушкам или деталям интерьера);

- заботятся ли родители о самочувствии ребёнка во время пребывания в кабинете;

- доверяют ли родители ребёнку;

- сильно ли опекают;

- жёстко ли контролируют;

- поддерживают детскую инициативу или подавляют;

- рассказывая о ребёнке, говорят ли «мы» вместо «он» (например: «Мы умеем самостоятельно одеваться»);

- доверяют ли родители ребёнка специалисту или пытаются контролировать ситуацию общения с ним;

- откровенны ли родители;

- легко ли вступают в контакт со специалистом, насколько настроены на сотрудничество;

- вступают ли родители в конкуренцию со специалистом;

- соглашаются ли со всем или умеют отстаивать свою точку зрения.

Педагог наблюдает, как ребёнок приспосабливается к новой ситуации. То, как ребёнок будет вести себя в кабинете специалиста, продемонстрирует в определённой мере модель его типичного поведения по освоению нового пространства и установлению отношений с новыми людьми. Поэтому диагностику развития социальных навыков ребёнка можно сосредоточить на наблюдении за такими чертами характера, как уверенность в себе, самостоятельность и инициативность, способность устанавливать и поддерживать отношения с взрослым, эмоциональная чувствительность, усвоенные простейшие нормы и правила поведения.

 

Знакомство ребенка с ДОУ:

посещение адаптационной группы, посещение ребенком ДОУ во время прогулок детей с целью получения опыта встреч – прощаний с родителями.

Такая работа может проводиться за 1-2 месяца до поступления ребенка в детский сад. В этот период родителям предлагается посещать прогулки в детском саду (утренние, дневные, вечерние). Социальный педагог или педагог-психолог предлагает воспитателям взять на прогулку дополнительный игровой материал и подобрать игры, включающие детей и родителей в совместные игровые действия. При посещении утренних или вечерних прогулок внимание родителей «неорганизованных детей» обращается на «ритуалы» встречи и прощания родителей с детьми.

Все большую популярность приобретают адаптационные группы, которые дети могут посещать с родителями до поступления ребенка в ДОУ. Режим группы предполагает несколько занятий (4 –5), в ходе которых ребенок вместе с мамой может освоить пространство, где ему предстоит находиться. Такая форма работы, кроме всего позволяет ввести родителя ребенка в пространство детского сада и в дальнейшем сделать его взаимодействие с ДОУ активным.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.