Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.






Большинство современных родителей не могут сегодня отказаться от услуг детского сада – замечательного изобретения педагогов двадцатого века. И даже если начало посещения дошкольного учреждения выглядит совсем по-другому, детский сад - чудесные ворота в новый мир, мир образования, первая ступенька в бесконечной лестнице развития.

Первое, с чем сталкивается ребенок, родители и педагоги – необходимость адаптации к условиям детского сада. Под адаптацией понимается процесс приспособления личности к новой социальной ситуации или среде. Очевидно, что этот процесс можно оптимизировать. Когда человек попадает в новую для него ситуацию, у него есть два пути: использовать имеющийся опыт в новой ситуации (прошлый опыт налаживания отношений с незнакомыми людьми, освоение нового пространства) или, если такого опыта нет, постараться найти способ действия методом проб и ошибок, испытывая при этом значительный стресс.

Готовность к детскому саду многими родителями сводится к владению навыками самообслуживания. А готов ли ребенок к разлуке с матерью, к общению с большим сообществом группы, к принятию и соблюдению норм поведения? Об этом мы мало задумываемся. Более того, иногда именно проблемы в этих областях являются причиной для начала посещения ДОУ – «там он научится». И он учится... методом проб и ошибок.

Целью социально-психологического сопровождения вхождения ребенка в дошкольное учреждение является гуманизация адаптации к условиям общественного воспитания ребенка и его семьи. Поскольку на современном этапе мы можем говорить о серьезных проблемах в этой области. Период адаптации, сложный не только для ребенка, но и для его семьи, педагогов ОУ, в основном построен как некий рубеж, который необходимо просто «пережить», перетерпеть. Такой подход неизбежно приводит к негативным последствиям. Ни педагогами, ни родителями они, тем не менее, как правило, не связываются с процессами адаптации. Перечислим некоторые из них:

§ Высокая заболеваемость, как психологическая защита от угрозы посещения ДОУ, возможность вернуться домой.

§ Преобладание негативного эмоционального состояния у ребенка в течение дня.

§ Отказ семьи от сотрудничества с ДОУ как последствие применения формулы «привели – оставили – нужно уйти, чтобы не травмировать ребенка еще больше».

§ Снижение «чувствительности» педагога к проблемам детей, не выражающихся ярко. И т.д.

Таким образом, возникает необходимость проведения социально-психологического сопровождения поступления ребенка в дошкольное учреждение. Очевидно, что данная работа не может начинаться с момента прихода ребенка в ОУ, она должна быть перенесена во времени на несколько недель (а в идеале - и месяцев) в период до поступления.

 

Условно весь период адаптации можно разделить на три основных этапа: доадаптационный, адаптационный, постадаптационный.

 

1 этап. Доадаптационный.

Целью данного этапа является формирование положительного настроя семьи на детский сад, снижение эмоциональной напряженности и тревоги родителей и педагогов.

На этом этапе необходимо решить следующие задачи: снизить возможные риски, спрогнозировать и спланировать деятельность, подготовить всех участников к периоду адаптации, создать оптимальные условия.

Планирование работы.

Планирование работы осуществляется с учетом всех видов ресурсов, их состоянием и кадровым составом ДОУ.

Любое планирование должно опираться на проблемный анализ, как инструмент сопоставления существующего положения вещей с актуальными требованиями. Есть множество технологий проведения проблемного анализа с выходом на дальнейшее стратегическое планирование. Приведем пример использования технологии, предложенной К.М. Ушаковым в кн. «Ресурсы управления школьной организацией» М, «Сентябрь», 2000, применительно к проблемам адаптации:

 

Технология: последовательность действий. Проблема и ее решение
Формулировка проблемы (конкретно) Высокий уровень заболеваемости у детей в адаптационный период.
Желательная ситуация. Снижение уровня заболеваемости.
Противодействующие силы и факторы. § Преобладание негативных эмоций у детей и потребность разрешить ситуацию. § Чувства тревоги, вины у родителей и потребность «вернуть» ребенка. § Несоблюдение гигиенических норм проветривания, прогулок. § Совпадение начала посещения ДОУ с кризисными периодами.
Как ослабить противодействующие силы и факторы. § Подготовка ребенка к посещению ДОУ. § Поддержание твердости и решимости родителей через снижение эмоционального напряжения в рамках «Родительского клуба». § Контроль за выполнением всех санитарно-гигиенических требований. Помощь персоналу. § Гибкий график приема в ДОУ
Анализ поддерживающих сил и факторов § Наглядная информация для родителей. § Приглашение специалиста мед. учреждения. § Групповая консультация «Дети часто болеют не от вирусов, а потому, что им плохо». § Согласование режима дня в ДОУ и дома. § И т.д.
Как усилить поддерживающие силы и факторы § Работа над проблемой всех специалистов комплексного сопровождения ДОУ. § Профилактика до начала посещения. § Разложение деятельности по снижению заболеваемости на элементарные операции – подробное планирование. § И т.д.

Исходя из полученных данных, мы можем приступить к дальнейшему стратегическому планированию. Нужно отметить, что если в работе по тому или иному направлению не возникает проблем, конечный результат деятельности соответствует желательному результату, то можно говорить об эффективном «режиме функционирования». Далее мы приводим примеры планирования работы с родителями.

План работы с семьей

(из опыта работы «Детский сад комбинированного вида №78» г. Череповца)

 

 


Алгоритм работы с семьей в доадаптационный период (из опыта работы «Центр развития ребенка - детский сад № 125» г. Череповца)

Сроки Содержание Форма работы Ответственные
Июнь 1.Юридическое оформление ребенка в д/с. 2.Формирование положительного настроя родителей на детский сад; снижение эмоционального напряжения и тревоги родителей. 1.Регистрация путевки.   2.Знакомство родителей с группой (осмотр группового помещения, показ шкафчика, кроватки, игрушек); - информирование о том, чем ребенок будет заниматься, во что играть; - знакомство с режимом дня дошкольного учреждения; - рекомендации по формированию стереотипов в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни (сближение домашнего режима с режимом дошкольного учреждения; урегулирование рациона питания; формирование навыков самостоятельности при приеме пищи, одевании и раздевании, пользование носовым платком). Зав.д/с     Воспитатель Методист Психолог
Июль 1.Первичное знакомство педагога с ребенком в условиях территории детского сада 2.Формировние представлений о встрече мам и пап, которые приходят за детьми (формирование опыта разлуки и встречи с родителями) Посещение утренних и вечерних прогулок.   2.Включение детей и родителей в совместные подвижные игры и игровые упражнения. Воспитатель
Август 1.Первичное знакомство педагога с малышом в домашних условиях. 2.Сбор информации об индивидуальных особенностях малыша (характерные черты поведения, интересы, склонности) Установление эмоционального контакта с ребенком. 1.Определяется время посещения семьи.     2.Собеседование с родителями. Игры на формирование эмоционального контакта и доверия («Игра с собачкой», «Покружимся», «Кто в кулачке?», «Книжка-угадайка»).   Воспитатель Психолог

П Л А Н РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ

(из опыта работы «Детский сад комбинированного вида № 22» г. Череповца)

 

Формы работы С О Д Е Р Ж А Н И Е Сроки проведения Ответственные Отметка о выполнении
I Р Е К Л А М Н Ы Й Б Л О К
Маркетинговые исследования. Создание презентативного имиджа МДОУ 1.Создание банка данных по семьям 2.Создание рекламных буклетов, визитной карточки 3.Комплексное анкетирование родителей по выявлению потребностей в образовательных услугах 4.Дни открытых дверей В течение года   Заведующий, зам.зав. по ВМР психолог, соц.педагог  
II ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Банк данных по семьям детей 1.Социологическое исследование по определению социального статуса и микроклимата семьи (анкеты для родителей) 2.Выявление уровня родительских требований к МДОУ Март, август Психолог, соц.педагог  
Нормативные документы 1.Знакомство с уставом и положением о «Маминой школе» Апрель, август Заведующий  
III СОВМЕСТНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
Привлечение родителей к участию в деятельности МДОУ 1.Занятия с участием родителей 2.Прогулочная группа Апрель, май, август Воспитатели, муз. руководительинструктор по ФИЗО  
IY ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Наглядная агитация 1.Стенд «Будь здоров, малыш!» 2.Стенд нормативных документов 3.Стенд «Семейная энциклопедия» 4.Памятки для родителей 5.Тематические выставки В течение года Заведующий, психолог, соц.педагог, воспитатели  
Школа для родителей 1.Растим здорового ребенка Май Участковый педиатр, старшая медсестра  
Консультирование 1.По планам специалистов По запросам родителей 2.Заключение договоров с родителями воспитанников В течение года     Август   Психолог, соц.педагог, воспитатели  
Анкетирование и опросы 1.Выявление потребностей родителей в образовательных услугах 2.Социологическое исследование семей 3.Оценка деятельности МДОУ 5.Удовлетворенность работой педагогов Март, апрель, август   Март, апрель, август   Сентябрь Психолог, соц.педагог   Психолог, соц.педагог  
Родительские собрания 1.Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад 2.Психологические особенности детей 2-3 лет   Апрель, август Заведующий, психолог, соц.педагог, старшая медсестра, воспитатели  
Телефон доверия Обмен индивидуальной информацией   По потребности Заведующий, психолог, соц.педагог  
Помощь родителей учреждению 1.Помощь в проведении мероприятий 2.Спонсорство 3.Участие в субботниках   В течение года Воспитатели, зам.заведующего по АХЧ  

 

В ходе планирования мы должны ответить на вопросы «Чего мы хотим?», «Как и в какие сроки мы это достигнем?», «Как мы распределим ответственность?». Необходимо поставить перед собой еще один вопрос: «По каким критериям мы будем судить о результативности работы?» Такими критериями могут быть общие показатели, такие как заболеваемость, посещаемость, результаты опросов – удовлетворенность родителей работой ДОУ, участие родителей в жизни группы и другие. Кроме этого, планирование поможет определить и какими ресурсами мы должны обладать для проведения намеченной работы.

Важнейшим ресурсом являются кадры дошкольного учреждения, работающие с детьми в адаптационный период.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.