Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Начальные проявления психических заболеваний






Диагностика психических заболеваний не входит в компетенцию психолога, но знакомство с ними необходимо с целью определения сферы своего влияния и своевременного направления подростка к врачу. В подростковом возрасте психические заболевания (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, периодические психозы и т. д.) встречаются относительно чаще, чем у детей, но их проявления в поведении не всегда похожи на те, которые характерны для взрослых. При внимательном отношении к подростку со стороны родителей, педагогов, психологов возможно своевременное выявление и успешное лечение психических заболеваний. Их признаки проявляются в поведении подростков и результатах творчества – рисунках, письменных работах и т. д. Одно из возможных проявлений шизофрении – возникновение идей отношения.

Идеи отношения – переживание, при котором любые действия окружающих, телепередачи и т. д. воспринимаются как имеющие прямое отношение к больному, как сообщения специально для него. Подростковый возраст является «угрожающим» в отношении начала шизофрении, в этот период она возникает в 5 раз чаще, чем в детстве. Мальчики заболевают в 1, 5–2 раза чаще, чем девочки. Согласно последним исследованиям, при шизофрении большую роль играет фактор наследственности. В некоторых случаях инфекции, интоксикации, психические травмы могут провоцировать начало шизофрении, но в 28% случаев приступ начинается без видимых причин. У детей и подростков с этим заболеванием еще до начала активного процесса отмечаются нарушения отношений в семье. Это либо слишком тесная зависимость ребенка и матери друг от друга, либо доминирующая гиперпроекция со стороны матери. В других случаях это, напротив, эмоциональная холодность со стороны родителей, противоречивость вербальных и невербальных сообщений. Следует также учитывать, что эти нарушения воспитания могут быть связаны с шизоидной акцентуацией у матери.

Проявления шизофрении у подростков весьма разнообразны, общими для них являются эмоционально-волевые расстройства и нарушения процесса мышления. Следует обращать внимание на внезапные изменения характера и поведения подростка: утрату интереса к учебе и общению со сверстниками, эмоциональную холодность и агрессивность по отношению к близким. При остром приступе шизофрении появляются галлюцинации, активные бредовые высказывания, что обусловливает необходимость госпитализации

в психиатрическое отделение. При неврозоподобном и пси-хопатоподобном течении заболевания подросток может в начале попасть в поле зрения школьного психолога, кон- ' сультативной службы, милиции, так как продолжает более или менее успешно учиться в обычной школе. При неврозо-подобной форме шизофрении отмечаются такие состояния, как навязчивые мысли о самоубийстве, идеи отношения (уверенность в том, что все окружающие обращают внимание на подростка), дисморфоманические жалобы. Часто встречаются своеобразные сверхценные увлечения: чтение философской литературы, коллекционирование, составление схем и карт и т. п. Эти увлечения непродуктивны, подросток не может пересказать содержание прочитанных книг, систематизировать коллекцию, нарисовать карту реальной местности. В отличие от подростков с шизоидной психопатией, больные не находят себе товарищей по этим увлечениям. Они постепенно утрачивают интерес ко всем остальным видам деятельности, общение с родителями становится формальным или агрессивным. При астено-невротическом синдроме жалобы на состояние здоровья у больных шизофренией связаны с необычными ощущениями в теле («сердце скрипит», «кишечник напрягается»). Эти ощущения обычно сосредоточены в сердце либо половых органах. При усилении расстройств мышления возникает и бредовое объяснение этих ощущений («Я болен СПИДом», «Меня отравили» и т. д.). От подростков с астено-невротической акцентуацией этих больных отличает отсутствие истощаемости, эмоциональная холодность.

При психопатоподобной форме шизофрении может отмечаться синдром неустойчивого поведения: подростки уходят из дома, могут в течение нескольких часов или суток бродить по городу. В это время они обычно не примыкают к асоциальным компаниям и не могут объяснить, чем именно занимались во время бродяжничества. В некоторых случаях подростки с шизофренией могут совершать правонарушения: кражи, сексуальные действия. Эти правонарушения совершаются, в основном, в одиночестве и имеют нелепое объяснение: «Захотел проверить работу милиции». У подростков может отмечаться немотивированное агрессивное или аутоагрессивное поведение. Во всех случаях вероятного начала шизофрении обязательна срочная консультация психиатра. При патопсихологическом обследовании подростков, больных шизофренией, отмечаются трудности в установлении контакта. Часто отношение к исследованию безразлично при избирательном интересе к отдельным заданиям. Отмечаются явления пресыщаемости, недостаточности целенаправленности деятельности. Работоспособность обычно не нарушена. Бывает недостаточность произвольной концентрации внимания. Механическое запоминание либо успешно, либо по типу «высокого плато»: 7, 8, 7, 9, 8, за счет недостаточной произвольности запоминания. В методике «Пиктограммы» отмечается уменьшение размера рисунка, часто изображения символические, фрагментарные, отражают расстройства ассоциативного процесса («развитие» – это канат, так как он из свитых веревок). «Исключения» и «обобщения» производятся по слабым признакам («пчела, гвоздь и вертолет похожи – у них есть заостренные детали, а у вентилятора – нет»). Определения понятий эмоционально не насыщены, наряду с основными признаками встречаются второстепенные и слабые («мать – это человек, который заботится... приходит с работы, носит фартук»). При выполнении методики «Классификация» отмечается раз-ноуровневость суждений (выделяются группы: «животные» и «женщина + платье + швабра – это уборщица убирает»). В тяжелых случаях, при выраженных проявлениях искажений мышления, у больных отмечаются ассоциации по созвучию («справедливость – это то, что справа, направо от меня»).

При описании картин ТАТ нарушено восприятие эмоций персонажей, их межличностных отношений. Описания либо формально-лаконичны («Человек сидит. Не знаю, что делает»), либо отражают бредовые переживания больного. Самооценка противоречива, испытуемый описывает не одного, а двух-трех различных людей. По результатам обследования по ПДО иногда можно обнаружить личность подростка, какой она была до заболевания, но чаще результаты являются противоречивыми и недостоверными.

Вышеперечисленные особенности психических процессов не обязательно встречаются одновременно у всех подростков, больных шизофренией, но наличие даже 3–4 из них (при жалобах на изменение характера и поведения подростка) может служить основанием для консультации с психиатром. Больные шизофренией нуждаются в медикаментозном лечении и очень осторожной психотерапии, проводимой в условиях стационара.

После лечения подростки продолжают обучаться по обычной программе либо в школе, либо в режиме домашнего обучения, в зависимости от степени выраженности нарушений поведения. Если больной шизофренией продолжает находиться под наблюдением школьного психолога и районного психиатра, необходимо его повторное обследование при признаках ухудшения состояния либо (при стабильном состоянии) 1 раз в 3 мес. Если отмечается ухудшение состояния (появление новых симптомов, усиление расстройств мышления, нарастание апатии), необходимо сообщить об этом родителям и лечащему врачу. Любые психокоррекци-онные мероприятия являются малоэффективными, а иногда и опасными. Работа с этой категорией больных требует высокой квалификации психотерапевта. Основным направлением усилий психолога в этих ситуациях может быть работа с родителями, нормализация семейных отношений, формирование спокойного и внимательного отношения к больному.

Маниакально-депрессивный психоз (МДП) у подростков является относительно редким заболеванием. Он характеризуется сменой маниакальной и депрессивной фазы. В маниакальной фазе подросток возбужден, многоречив, отмечается двигательная и сексуальная расторможенность. Настроение может быть либо веселым, либо злобным, раздражительным. В этот период встречаются немотивированные нарушения поведения: подросток прогуливает уроки, дерется, начинает употреблять алкоголь и т. д. Следует отметить, что при циклоидной акцентуации или психопатии такие фазы отмечались с детского возраста, но переход между фазами был постепенный, в течение недель. При МДП у подростков переход от маниакальной фазы к депрессии совершается за 1–2 дня, иногда даже за несколько часов. В депрессивной фазе подросток почти не общается с окружающими, часто отказывается от пищи. Выражены идеи самообвинения, мысли о самоубийстве, иногда к этому присоединяются жалобы на состояние своего здоровья, на тяжелые, смертельные заболевания. Лечение МДП должно проводиться в психиатрическом стационаре.

При патопсихологическом обследовании подростков с МДП на первый план выступают изменения скорости психических процессов; ускорение темпа мышления, сенсомо-торики в маниакальной фазе и резкое замедление – в депрессивной. Возможны нарушения со стороны внимания и памяти. Искажений мышления не отмечается. Самооценка резко завышена в маниакальной фазе и занижена в депрессивной. Необходимо обследование по проективным методикам перед выпиской из стационара с целью обнаружения скрытой депрессии.

После выписки подростки могут успешно заниматься в обычной школе, но они и их родители должны быть предупреждены о необходимости регулярного приема лекарств и первых признаках депрессивных и маниакальных состояний.

В период интенсивного полового созревания у подростков, которые в детстве перенесли черепно-мозговые травмы или тяжелые инфекции (см. гл. 6), может возникать периодический органический психоз. Он характеризуется острыми приступами с нарушениями сознания, двигательным возбуждением, яркими зрительными и слуховыми галлюцинациями, сопровождается соматическими нарушениями – повышением температуры, изменениями аппетита. Такие больные на высоте состояния не контактны и нуждаются в неотложной госпитализации в психиатрический стационар.

Приступ развивается внезапно – в течение нескольких часов, иногда за минуты, длится 1–2 недели и заканчивается полным выздоровлением, но при повторном воздействии стрессовых факторов: переутомлении, перегреве, заболеваниях с высокой температурой – приступы могут повторяться. При патопсихологическом обследовании у этих детей отмечаются выраженная истощаемость психических процессов, легкие нарушения памяти и внимания. Интеллект либо в норме, либо на уровне пограничной умственной отсталости (в зависимости от тяжести органического поражения ЦНС). Искажений мышления не отмечается. Эмоции лабильны. Самооценка в целом адекватная. При обследовании по ПДО отмечается астено-невротический, лабильный и неустойчивый тип акцентуации с высоким «В»-индексом1. После приступа подросток может продолжать учебу в той школе, где он занимался и раньше. Обычно к концу полового созревания это заболевание прекращается.

К органическим поражениям ЦНС, проявляющимся, как правило, в подростковом возрасте, относятся и такие расстройства, как диэнцефальный синдром и ревматическая хорея.

Диэнцефальный синдром связан с органическим поражением глубинных подкорковых структур (системы гипофиза – гипоталамуса). В подростковом возрасте он проявляется в виде нарушений со стороны эндокринной системы (ожирения, замедления или ускорения темпа полового созревания и т. д.), церебрастении и периодических приступах нарушенного самоощущения. Это могут быть приступы жара, озноба, болей в сердце, сильного головокружения и т. д. Они сопровождаются сильным страхом смерти, иногда изменением чувства времени. Лечение этого состояния входит в компетенцию невропатолога.

Ревматическая хорея возникает при поражении головного мозга в результате ревматического процесса и проявляется в гиперкинезах (насильственных, неконтролируемых сознательно движениях). У таких подростков изменяется почерк – становится крупным, неравномерным, буквы не умещаются в строке. Они часто гримасничают, роняют различные предметы, могут выкрикивать отдельные звуки. Это создает впечатление недисциплинированности ученика или его сознательного стремления сорвать урок. При патопсихологическом и нейропсихологическом исследовании отмечаются истощаемость (обычно по гиперстеническому типу), нарушения моторики. Лечение этого заболевания должно проводиться ревматологом и невропатологом. После лечения дети могут продолжать успешно заниматься в обычной школе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.