Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модернизация информационной системы таможенных органов






 

Система таможенных органов России является сегодня одним из крупных государственных ведомств, обеспечивающих более 40% бюджетных поступлений страны. Эффективность работы ФТС РФ во многом связана с внедрением современных информационных технологий.

В начале декабря российский опыт реализации масштабного проекта «Модернизация информационных систем таможенных органов» получил позитивную оценку Всемирного банка, финансирующего этот проект. В ходе визита в Россию глава миссии Всемирного банка Карлос Феррейра сообщил, что банк изучает опыт ФТС с целью использовать его при реализации подобных программ. По его словам, данный проект превосходит по сложности те, что сегодня реализуются «под эгидой» банка.

Примечательно, что модернизация информационных систем таможенных органов происходит на фоне разработки концепции развития этого российского ведомства на период до 2010 г., которая в ближайшее время должна быть рассмотрена правительством РФ. Стержнем новой концепции является именно применение информационных технологий.

Соглашение о займе между Россией и Международным банком реконструкции и развития (входящим во Всемирный банк) было достигнуто в октябре 2003 г. По условиям договора, на проведение комплексной модернизации информационной системы таможенных органов РФ выделены 140 млн долл.

По условиям соглашения, ФТС России должна обеспечить эффективное управление реализацией проекта и выделенными финансами, рациональное распределение ресурсов, осуществление закупочной деятельности. Г-н Феррейра отметил, что ФТС успешно справляется с данными задачами, не прибегая к услугам внешних управляющих, как это обычно происходит у крупных зарубежных заказчиков. Представитель Всемирного банка также признался, что его удивил тот уровень взаимопонимания, к которому пришли МЭРТ и Минфин РФ. «Оба министерства осознают, что без эффективно действующей таможни не может быть и эффективного частного сектора, – отметил г-н Феррейра. – Опыт зарубежных стран отнюдь не изобилует подобными примерами».

Сложность реализуемого проекта связана в первую очередь с огромными размерами России и протяженностью ее границ. По этому критерию равных проектов на сегодня не существует. По словам г-на Феррейры, столь серьезный проект предполагает наличие примерно 150 «подпроектов», между которыми будет обеспечено взаимодействие.

Заместитель руководителя Федеральной таможенной службы России Леонид Лозбенко в беседе с журналистами сказал, что сегодня трудно назвать точную сумму освоенных инвестиций. Первые два года контракты были ориентированы в основном на выполнение консалтинговых проектов, имевших относительно небольшой объем финансирования. Со второй половины 2005 г. начались контракты, требующие более серьезного финансового обеспечения. «Сейчас уже подписаны контракты на сумму примерно 32 млн долл., – отметил г-н Лозбенко. – В настоящее время готовятся к подписанию контракты на поставку ПО на 8 млн долл. и инспекционно-просмотрового комплекса на общую сумму около 10 млн долл.» По его словам, на 2006 г. запланировано объявить ряд тендеров, общая сумма которых составит примерно 40 млн долл.

Г-н Лозбенко рассказал о том, что к реализации проекта привлечены как государственные, так и частные компании, среди которых и российские, и зарубежные фирмы. В качестве консультантов привлекаются в основном компании «большой пятерки», обладающие значительным опытом выполнения аналогичных по сложности проектов, российские компании выигрывают тендеры на закупку оборудования, предлагая лучшие условия с точки зрения логистики и организации пусконаладочных работ.

По оценке г-на Лозбенко, в таможенной ассоциации сегодня 168 стран. Многие из них занимаются подобными проектами, и открытая информация о них позволяет воспользоваться лучшей практикой. В частности, подготовлено и в ближайшее время будет передано в правительство РФ предложение по созданию общей с налоговиками базы данных. Выполняются пилотные проекты по сокращению очередей на таможне путем внедрения ряда процедур, которые уже успешно работают в Европе.

Российское правительство поставило перед таможенной службой задачу сделать информацию о прохождении товаров через границу более прозрачной, чтобы в любой момент можно было проверить, кто, когда и по каким ценам импортировал тот или иной товар. С целью повышения интенсивности прохождения «границы» и, следовательно, пополнения государственной казны реализуется проект построения системы интегрированного управления границей.

Г-н Лозбенко рассказал обозревателю Connect!, что создаваемая информационная система позволит повысить прозрачность деятельности сотрудников таможенных органов для их непосредственного руководства. По его словам, 87% всех дел о коррупции в таможне вскрывается именно внутренней службой безопасности. «В первую очередь прозрачность является следствием предсказуемости требований, – считает г-н Лозбенко. – Когда компания знает, какие процедуры ее ожидают на таможне, когда сами процедуры заранее прописаны, а все участники ВЭД заблаговременно о них оповещены – у нечистоплотного таможенника просто не остается вариантов. Кодекс – это закон прямого действия: ничего кроме написанного там никто невправе требовать».

Еще одна сторона «прозрачности» – применение информационных технологий и «бесконтактный» режим взаимодействия с таможней. В частности, электронное декларирование, которое принято сегодня во всем мире, уже используется в России. «Сейчас, например, компания IKEA, которая ввозит в Россию тысячи номенклатур, полностью декларирует свою продукцию в электронном режиме, – отметил г-н Лозбенко. – Это выгодно обеим сторонам».

По словам г-на Феррейры, у Всемирного банка нет сомнений в том, что таможенная служба России заинтересована в модернизации. Он выразил уверенность, что по завершении данного проекта ФТС РФ сможет выйти на соответствующий уровень, который сегодня демонстрируют таможенные службы Евросоюза.


Заключение

 

Обострившиеся экономические проблемы многих государств, вызванные приверженностью либеральной глобализации, показали, что политика слепого следования навязанным извне ценностям и догмам лишает возможностей проводить самостоятельную экономическую политику. Государства-марионетки, ведомые претендующим на гегемонию единым финансово-экономическим центром, теряют шанс вырваться из категории отсталых и вечно развивающихся и перейти в лагерь лидеров экономического роста. Те страны, которые вовремя осознали пагубность роли придатка и несостоятельность доктрины глобализации, сегодня, несмотря на вызванные упомянутым центром кризисные явления, демонстрируют поразительные успехи. Это, прежде всего, Китай, уже сегодня вышедший на докризисный уровень промышленного производства. Индия, Бразилия и ряд других стран, дальновидно объединившихся в региональные союзы и за счет этого обезопасивших себя от воздействия крушения пирамиды долларовых обязательств.

Проявленная руководителями трех государств бывшего Советского Союза – России, Белоруссии и Казахстана – политическая воля к созданию регионального таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) – не что иное, как осознанный выбор в пользу глокализации – созданию мощного экономического союза, способствующего стремительному экономическому развитию, со своими правилами игры.

Сегодня, когда государства ЕврАзЭС стремятся перейти на инновационный путь развития, вырваться из зависимого положения доноров сырьевых ресурсов, вернуться в мир развитых стран с высокотехнологическими производствами и диверсифицированной экономикой, восстановление единого экономического пространства и устранение пограничных барьеров на пути развития кооперации и специализации производства является объективной необходимостью.

Формирование Таможенного союза трех государств ведется строго в соответствии с Планом действий утвержденным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 6 октября 2007 года, и согласно этапам и срокам формирования единой таможенной территории ТС. К настоящему моменту сформирована договорно-правовая база ТС. Принято 67 международных договоров (большинство из них уже вступили в силу или временно применяются), свыше 100 решений Комиссии таможенного союза, необходимых для функционирования Единой таможенной территории, вступил в действие Таможенный кодекс Таможенного союза.

В результате создана единая для трех государств система таможенного регулирования, регулирования внешней торговли, а также санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Тем самым обеспечены необходимые условия формирования общего рынка товаров.

Приняты нормативные акты, необходимые для выполнения функций по обеспечению единого санитарного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля. В том числе утверждены единые перечни товаров, подлежащих в рамках Таможенного союза санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), ветеринарному контролю (надзору), карантинному фитосанитарному контролю (надзору), а также соответствующие положения о порядке перемещения этих товаров через таможенную границу Таможенного союза и его таможенную территорию.

В рамках первого этапа формирования единой таможенной территории с 1 января 2010 г. Комиссией таможенного союза уже осуществляются делегированные ей полномочия в сфере тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли Таможенного союза, применяются Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф таможенного союза (ЕТТ ТС). КТС принято 17 решений по корректировке ставок ЕТТ ТС на отдельные виды товаров и 10 решений в части обеспечения функционирования единой системы нетарифного регулирования.

О завершении первого этапа формирования Таможенного союза 5 июля 2010 года по итогам заседания Межгосударственного Совета ЕврАзЭС заявили главы трех интегрируемых государств. В совместном заявлении президенты отметили, что проделанная в сжатые сроки качественная работа свидетельствует о начале нового этапа взаимодействия государств в экономической сфере, соответствующем духу современности и вызовам времени. А Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, принимавший юбилейный саммит в казахской столице, с гордостью заявил, что появление полноценного и работоспособного Таможенного союза – главный итог 10-летней истории Евразийского экономического сообщества. Действительно, неожиданное для многих экспертов и политиков появление дееспособного интеграционного образования на постсоветском пространстве сулит все основания для гордости «в цифрах» в ближайшей перспективе.

Так, согласно расчетам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН по интегрированной модели межотраслевого баланса, три государства Таможенного союза в результате интеграции получают прирост ВВП примерно в 15% в десятилетний период и достаточно весомый прирост экономической активности. Этот эффект достигается за счет создания общего рынка товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала. В том числе, снижаются издержки, связанные с потерей времени, средств и сил на преодоление торговых и таможенных процедур при пересечении границы.

Вместе с тем, достигнутые успехи, направленные на углубление интеграции, - еще не повод почивать на лаврах. Курируемая вице-премьерами национальных правительств напряженная работа Секретариата Комиссии таможенного союза продолжается. Определяется порядок взимания экспортных пошлин, для чего подготовлен и проходит согласование Сторонами проект соответствующего международного договора.

Продолжается работа по объединению таможенных территорий Сторон в единую таможенную территорию. Она включает осуществление мероприятий по унификации торговых режимов по отношению к третьим странам, формирование нормативно-правовой базы ТС в сфере осуществления экспортного контроля. Законодательства государств – членов ТС приводятся в соответствие с его договорно-правовой базой. Осуществляется перенос всех видов государственного контроля на внешние границы ТС, а также отмена таможенного оформления в отношении товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории государств – членов ТС.

На переходный период – до 1 июля 2011 года - временно сохранится необходимость таможенного оформления и контроля на внутренних границах государств – членов ТС в отношении отдельных товаров, в том числе, автомобилей для личного пользования. Эти товары изымаются из режима функционирования единой таможенной территории в соответствии со специально принятым Протоколом.

Предстоит значительная работа по поэтапной отмене ограничительных мер экономического характера во взаимной торговле Сторон, включающая подготовку проекта Соглашения об обеспечении свободного передвижения товаров на общем рынке Белоруссии, Казахстана и России. Некоторые из указанных мер, связанные с правилами конкуренции, государственных закупок, субсидирования и предоставления иных мер государственной поддержки, будут решаться в рамках формирования ЕЭП как следующего этапа экономической интеграции

Объем и характер стоящих перед КТС задач требует своевременного внедрения современных информационных технологий. В связи с этим решается задача скорейшего создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли ТС.

Таким образом, первые обнадеживающие результаты функционирования Таможенного союза, понимание направлений дальнейшей работы по углублению экономической интеграции и расчеты интеграционного эффекта от появления дееспособного экономического союза, вселяют уверенность в скором появлении на мировой арене крепкого игрока, ставящего перед собой масштабные задачи, и умело реализующего их.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина: Люди. События. Даты. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2009.

2. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Г. Дж. Берман / Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Изд-воМГУ; Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 2012.

3. Декабристы: сб. материалов / [сост. Ю. Г. Оксман при участииН. Ф. Лаврова и Б. Л. Модзалевского]. – М.-Л.: Гос. изд-во, 2008.

4. Дружинин Н.М. Декабрист Никита Муравьев // Дружинин Н.М. Революционное движение в России в XIX веке. Избранные труды. – М.: Наука, 2010.

5. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов: В 3 т. – М.: Госполитиздат, 1951.

6. Куприц Н.Я. Из истории дореволюционной правовой мысли в России. – М.: Изд-во МГУ, 2011.

7. Нечкина М.В. Декабристы.– М.: Наука, 2009.

8. Рубаник С.А. Концепция конституционного государства в русской политико-правовой мысли первой половины 19 века // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Юридические науки». Том 22 (61). – 2009. – №2. – С.73-82.

9. Фортунатов В.В. История (для бакалавров). – СПб.: Питер, 2012.

 

 


[1]Российская Федерация. Распоряжение.Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. Утвержденараспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 28 декабря 2012 г. N 2575-р






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.