Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наблюдаемое и наблюдатель, сон и явь






Теперь обсудим вопрос о степени «объективности» окружающего нас мира, который в квантовой теории предстаёт как вопрос о взаимном влиянии наблюдателя и наблюдаемого. Сразу уточним, что понятия наблюдатель и наблюдаемое относительны: в ходе любого взаимодействия и соответствующего обмена информацией «наблюдаемое» одновременно является «наблюдателем» и наоборот. Речь идёт о двух подсистемах, обменивающихся энергией и информацией, а как какую из них назвать, не имеет значения. Очень часто в роли наблюдателя выступает окружающая среда.

Как известно, любой опыт, основанный на разделении субъекта и объекта, древние индусы называли майей, иллюзией. Дело не в том, иллюзия все вокруг нас или нет. Вопрос в том, что при разделении на субъект и объект невозможно отличить реальность от иллюзии, ведь невозможно узнать что-либо об объекте, не взаимодействуя с ним. А в результате взаимодействия состояния субъекта и объекта меняются, становятся взаимосвязанными. Какие-то части от каждой из двух подсистем оказываются перемешанными, и нет никакой возможности выделить в этой «перепутанной» части, что относится к объекту, а что – к субъекту. Как при впадении реки в море: на некотором расстоянии от берега уже нельзя сказать, где речная вода, а где морская, — они перемешались!

Таким образом, можно сказать, что каждый наблюдатель создаёт свою собственную реальность, определяемую особенностями его взаимодействия с окружением. Соответственно, справедливо и более сильное утверждение: наблюдатель влияет на наблюдаемое, раскрывая в нём те или иные качества, которые вне взаимодействия с ним могли бы не проявиться. Конечно, в одного наблюдателя дело не упирается – есть и другие наблюдатели, и набор доступных состояний, так что курица орлом не станет, как её не наблюдай. В то же время, вне акта наблюдения (более строго – измерения) просто невозможно образование каких-либо видимых материальных объектов и реализация их свойств, соответствующая система остаётся в чисто-квантовом состоянии. В связи с последним утверждением может возникнуть вопрос: если я не смотрю на Солнце, оно, что, перестает существовать?

Да, если никто-никто не будет «смотреть» на Солнце, и ни один объект вокруг (включая астероиды, другие звезды, пыль, атомы и так далее) не будет с ним взаимодействовать и записывать в своей структуре информацию о нем, Солнце перестанет существовать как локальный классический объект и перейдет в чисто квантовое нелокальное состояние. Однако, поскольку наблюдающих подсистем вокруг великое множество, Солнце предстает перед нами как локальный, классический объект. Другие объекты внешнего мира уже осуществили декогеренцию и перевели объект под названием «Солнце» в локальное состояние.

Каждый из существующих объектов вносит свой вклад в формирование реальности. И если таких объектов достаточно много, реальность вокруг предстает как «объективная» и независящая от нас. В этом случае возникает иллюзия объективности мира и существования у него Истории, то есть последовательности независимых от наблюдателя событий, приведшей к настоящему состоянию. Разумеется, такая «объективность» возникает преимущественно в «плотных» пластах реальности, характеризуемых высокой энергией взаимодействий и низкой степенью запутанности, когда множество объектов уже осуществили декогеренцию исходной нелокальной структуры.

Особенно ясно взаимное влияние наблюдателя и наблюдаемого каждый из нас может изучить во снах. Если днем наше внимание в основном направлено на активное получение информации о предметном мире, во сне сознание переключается на восприятие более слабых по энергии взаимодействия структур, и здесь уже велика доля суперпозиционных, нелокальных состояний. Поэтому общей реальности здесь нет, есть лишь большой набор потенциально возможных «картинок», которые мы можем видеть. А то, что мы увидим, определяется направленностью нашего внимания и нашей способностью к управляемому взаимодействию с состояниями окружения. Аналогичная ситуация имеет место и в посмертном бытии, только там сознание свободно от влияния процессов, связанных с физиологической деятельностью тела.

Видимый во сне набор «картинок» определяется как уровнем реальности, на котором находится наше сновидческое тело, так и его активностью, «извлекающей» в процессе взаимодействия с окружением те или иные сюжеты. Обычно выбор происходит безотчетно, однако во время осознанных сновидений мы можем «проснуться во сне» (зная, что спишь), и тогда «Я» берет частичный контроль над ситуацией. В этом случае появляются удивительные возможности выбора реальности, в которой мы находимся. Теперь мы можем создавать те или иные миры вокруг себя, свободно путешествовать по ним, с кем-то встречаться, искать необычные приключения. Те, кто с этим сталкивался, знают, насколько это впечатляет.

Взаимное влияние наблюдателя и наблюдаемого происходит не только во сне. Каждый из нас выявляет в другом лишь те структуры, с которыми интенсивно взаимодействует. Поскольку «наблюдателей», способных различать тонкие психические состояния, неизмеримо меньше, чем способных взаимодействовать с объектами физического мира, то и степень влияния каждого из наблюдателей на наше состояние может быть достаточно высокой. Если наблюдатель будет один, при достаточной силе взаимодействия с ним и произойдет декогеренция, которая и определит наблюдаемое состояние объекта.

Соответственно, для наблюдателя психического плана реальности субъективность восприятия становится выше (по сравнению с физическим планом), проще говоря, сколько людей, столько и мнений о характере другого человека. Напрашивается вполне обоснованный вывод: когда речь идет о качествах другого человека, мы не столько их наблюдаем, сколько создаем в ходе своего взаимодействия с ним. Видимый нами мир вторичен, он отражает наши собственные качества.

Следует добавить, что любые способы жесткой манипуляции начинаются с того, что человека кнутом или пряником (то есть через усиление энергии взаимодействия с ним) приводят в определенное, фиксированное состояние. В результате его поведение предсказуемо и подчиняется детерминистским законам, так как его психика становится классическим объектом. Так что, если хотите быть непредсказуемыми, свободными и способными проявляться как угодно, уменьшайте вовлеченность в происходящее, уменьшайте силу взаимодействия со значимыми объектами и соответствующий уровень классических корреляций! У нас всегда, по крайней мере, потенциально, есть уровни сознания, где мы находимся в сердцевине происходящего, а не отождествляемся с одним из его аспектов.

А по мере освоения владением состояниями собственных тонких тел эффект взаимного влияния наблюдателя и наблюдаемого приобретает вид вполне конкретных навыков, эффектная демонстрация которых возможна, например, в бесконтактном поединке. Находясь в состоянии между явью и сном (то есть воспринимая как материальный мир, так и состояния тонких тел или имея дело с соответствующими им образами) и меняя состояние своих тонких тел, мы автоматически меняем состояние тонких тел партнёра по взаимодействию. Не требуется никакого воздействия на другого, достаточно изменить ТОЛЬКО своё состояние – если, конечно, сила взаимодействия между тонкими телами партнёров достигла необходимой степени интенсивности. Результатом может быть то, что несведущими людьми воспринимается как чудо – вне всякого физического контакта с партнёром происходят необъяснимые на первый взгляд вещи: он останавливается, падает, или забывает, что хотел сделать. Возможен и другой, не менее интересный трюк: путём быстрого изменения состояния своих тонких тел мы добиваемся ситуации, когда окружение (включая партнёра) не успевает записывать в себе информацию о происходящих с нами изменениях. В этом случае получаемой средой информации уже недостаточно для разделения компонент суперпозиции, происходит рекогеренция и мы вообще исчезаем из поля восприятия партнёра, по крайней мере, как локальный классический объект.

Отметим, что подобный уровень владения собственными тонкими телами предполагает осознание в себе некоторой духовной «оптики», не сводимой к известным науке органам чувств, о которой мы уже мельком говорили в разделе про Вселенский ум и сознание. Русская сказка про показывающее весь мир серебряное блюдечко и наливное яблочко – про неё.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.